Компетенция российских третейских судов в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 января, печатный экземпляр отправим 15 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 28.12.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Грищенко, М. Л. Компетенция российских третейских судов в современных условиях / М. Л. Грищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 267-272. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121272/ (дата обращения: 03.01.2025).



В статье рассматривается ряд проблем, возникающих при определении компетенции третейских судов. Предметом исследования выступает компетенция третейских судов, связанная с разрешением гражданско-правового спора, подсудного третейскому суду. Обозначены важные проблемы предметной компетенции третейских судов в России, определения ее границ.

Ключевые слова: третейские суды, их компетенция, источники компетенции, принцип «компетенции-компетенции», оказание судами общей юрисдикции функции контроля деятельности третейских судов, подведомственность, арбитрабельность, публичный порядок.

В силу законодательства «защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд … в соответствии с их компетенцией» (часть 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации — далее ГК РФ). Третейский суд не входит в систему государственных судов, но выполняет посредством вынесения обязательных для спорящих сторон решений публичные функции. Стороны частноправового спора самостоятельно выбирают способы разрешения споров: публично-процессуальные или частно-процессуальные.

На сегодняшний день законодательство позволяет образовывать третейские суды как для решения конкретного спора (ad hoc) с ограниченной компетенцией, так и на постоянной основе — постоянно действующие арбитражные учреждения (ПДАУ) при некоммерческих организациях (торгово-промышленных палатах, биржах, общественных объединениях предпринимателей и потребителей), которые не могут быть образованы при органах государственной власти и органах местного самоуправления. Для разрешения международных споров в Российской Федерации действует международный коммерческий арбитраж. В рамках данной статьи рассматривается прежде всего компетенция третейских судов при ПДАУ.

Арбитражная реформа 2015–2017 годов усилила правовое регулирование третейского разбирательства, что привело к сокращению количества российских арбитражных институтов с нескольких тысяч до семи по состоянию на сегодняшний день. «Целями реформы декларировались общее улучшение арбитражного климата, приведение законодательства к международным стандартам, повышение доверия к арбитражу со стороны судов и бизнеса» [32]. Компетенция третейского суда закрепляется в ряде законодательных актов, регулирующих деятельность третейских судов: в Законе Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5338–1 «О международном коммерческом арбитраже», а также в Федеральном законе от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве)» в Российской Федерации» (в дальнейшем –Закон «Об арбитраже»), в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (в дальнейшем — АПК РФ); Отдельные проблемы компетенции третейских судов рассмотрены в постановлениях Верховного Суда и Конституционного Суда РФ.

В законодательстве России определен следующий подход к регулированию вопроса о наличии (отсутствии) компетенции третейских судов на рассмотрение споров: общим критерием выступает гражданско-правовой характер отношений (часть 3 статьи 1 Закона «Об арбитраже», часть 6 статьи 4, часть 1 статьи 33 АПК РФ); установлен перечень споров, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (пункты 1 — 5, 7 и 8 части 2 статьи 33 АПК РФ); указана условная компетенция третейских судов на рассмотрение споров — споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 6 части 2 статьи 33 АПК РФ) [20].

Следующим источником компетенции третейского суда на рассмотрение конкретного спора выступает третейское соглашение. «Арбитражное соглашение выполняет двойную роль в регулировании вопросов компетенции арбитража, выступая одновременно источником ее возникновения и условием ее существования. В качестве условия данное соглашение порождает основания для обращения в арбитраж, а в качестве источника — определяет объем компетенции состава арбитров» [38].

Положения и регламенты постоянно действующих третейских судов также относятся к источникам компетенции третейского суда. Например, в статье 34 Регламента арбитража, администрируемого Арбитражным центром при РСПП, урегулирован порядок решения третейским судом вопроса о своей компетенции [14].

Термин «компетенция третейских судов» в отечественной доктрине определяется как совокупность предметов ведения и полномочий, направленных на рассмотрение дела третейским судом, как «правомочие суда рассматривать и разрешать подведомственное ему дело» [28]. Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — АПК РФ) внесены изменения, которые предопределили переход от института подведомственности к вопросам компетенции как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции [8]. Однако по мнению ряда исследователей, «в отличие от гражданского процесса, в арбитражном процессе институт подведомственности так и остался как до 2018 года» [34]. С. А. Курочкин отмечает, что подведомственность и компетенция дополняют друг друга: «предметная компетенция характеризует связь между полномочиями третейских судов и объектом их деятельности со стороны субъекта (состава арбитража), а подведомственность — со стороны объекта…» [30].

Другие исследователи полагают, что неверно применять термин «подведомственность» для определения компетенции третейских судов, поскольку они не входят в юрисдикционную систему государственных судов [37]. «Роль основного распределительного механизма в отношении споров, передаваемых на рассмотрение в третейский суд», играет не институт подведомственности, а «частно-процессуальное соглашение сторон о выборе конкретного способа АРС о разрешении спора» [35].

Российское законодательство об арбитраже придерживается принципа «компетенции-компетенции» (kompetenz-kompetenz), его суть заключается в том, что третейский суд вправе самостоятельно решить вопрос о своей компетенции: выяснить материально-правовые и процессуальные аспекты спора. Указанный принцип закреплен в Нью-Йорской конвенции (1958 год), а также в Типовом Законе ЮНСИТРАЛ «О Международном Торговом Арбитраже», статья 16 которого [4] легла в основу многих законодательств мира о третейском разбирательстве, в том числе и российского. В Российской Федерации принцип «компетенции-компетенции» указан в статье 16 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже», а также в статье 16 Федерального закона «Об арбитраже».

В доктрине выделяют такие виды компетенции, как предметная, заключающаяся в разрешении конкретного спора, и функциональная, затрагивающая сопутствующие предметной компетенции аспекты и направленная на обеспечение движения процесса [38].

Круг споров, относящихся к компетенции третейского суда, в доктрине и судебной практике принято определять термином «арбитрабельность», под которой обычно «понимается легальная возможность спора быть предметом третейского разбирательства. Рамки арбитрабельности определяются законодательством конкретных государств и не являются идентичными» [40]. В настоящее время отсутствуют законодательное определение термина «арбитрабельность» и четкие критерии арбитрабельности/ неарбитрабельности спора. В доктрине арбитрабельность подразделяют на объективную, если имеют в виду характер спорного правоотношения; и субъективную, «производную от субъектного состава участников дела» [30].

К числу неарбитрабельных споров часть вторая статьи 22.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относит, в частности, споры, возникающие из семейных и наследственных отношений, из отношений, регулируемых законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью (пункты 2, 4, 6 и 7). В статье 27 АПК РФ за рамки компетенции третейских судов выведены споры, вытекающие из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанные с их правовым положением; споры о банкротстве; споры, отнесенные к подсудности Суда по интеллектуальным правам и ряду других категорий.

Право арбитража на решение вопроса о собственной компетенции может быть проверено или оспорено государственным судом. В части 3 п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 «О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража» (далее — Постановление№ 53) анализируются вопросы рассмотрения судами компетенции третейских судов. В частности, компетенция третейских судов может быть проверена в форме prima facie («опровержимой презумпции наличия компетенции без подробного изучения всех доказательств» [23]) до оказания содействия арбитражу (ПДАУ), не нарушая принципа «компетенции- компетенции». В Постановлении № 53 записано, что «суд проверяет наличие признаков, с очевидностью свидетельствующих о недействительности, неисполнимости арбитражного соглашения или об утрате им силы, а также о том, что спор не подлежит рассмотрению в третейском суде» (абз. 5 п. 16 ч.3 ) [12 ] .

Контроль на право арбитров определять собственную компетенцию осуществляется также в ходе производства по оспариванию судебного решения. Например, в Определении Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 г. N308-ЭС21–14836 по делу № -А63–9552021 Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что спор, рассмотренный Арбитражным центром при РСПП, не мог быть предметом третейского разбирательства; «выдача исполнительного листа на исполнение решения третейского суда противоречит нормам Закона о банкротстве» [17].

«При рассмотрении дел об оспаривании решений третейских судов и дел о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда арбитражному суду по своей инициативе, ex officio, следует проверять, не противоречит ли решение третейского суда публичному порядку» [27].

Согласно российскому законодательству, не относятся к компетенции третейских судов «споры, вытекающие из публичных правоотношений [13]. Как отмечают исследователи, «содержание понятия публичного порядка ввиду абстрактного характера нормативности, заложенной в понятие «основополагающие принципы российского права» судебной практикой, могут трактоваться весьма широко [31]. Так, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 мая 2020 г. N Ф07–2056/20 по делу N А56–123389/2019 было заявлено, что исследование вопроса соответствия взысканной решением третейского суда неустойки публичному порядку, ее оценка на предмет соразмерности последствиям правонарушения находятся в компетенции арбитражного суда [21]. Аналогичная формулировка встречается в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 19.11.2019 N Ф09–7299/19 по делу N А60–30184/2019 [22].

В сегодняшней судебной практике арбитражные суды часто используют категорию публичного элемента для отнесения спора к числу неарбитрабельных. «В состав публичных элементов судами включаются: (1) фундаментальные правовые начала, основополагающие принципы российского права; (2) участие в правоотношениях публичного субъекта; (3) финансирование с привлечением бюджетных средств; (4) публичный интерес, публичные цели» [39]. Однако О. Ю. Скворцов отмечает, что в доктрине отсутствует единство мнений по вопросу о том, каковы границы гражданско-правовых споров и каковы критерии разграничения публично-правовых и частно — правовых споров. [37] И это усложняет судебный процесс. Например, отказывая в удовлетворении заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда и отменяя указанное решение, суды нередко руководствуются тем, что споры из контрактов, заключаемых в соответствии с Законом № 223-ФЗ, не могут рассматриваться третейскими судами в силу специфики характера этих правоотношений и совокупности требований, предъявляемых к ним законом. Однако Верховный Суд РФ в ряде случаев приходит к иному выводу: сторона арбитража должна представить доказательства, подтверждающие факт финансирования договора за счет использования бюджетных средств [19]. «Вывод суда кассационной инстанции, в соответствии с которым наличие инвестиционной программы само по себе свидетельствует о том, что настоящий спор не мог быть предметом рассмотрения в третейском суде, является ошибочным, так как суд кассационной инстанции не исследовал правовую и экономическую природу указанной программы» [18].

Нередко государственные суды отказываются удовлетворить заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по спору о праве собственности на недвижимость. Согласно их позиции «рассмотрение вопроса о праве собственности на недвижимое имущество относится к исключительной компетенции государственных судов, так как правоотношение, связанное с регистрацией этого права, имеет публично-правовой характер» [11]. Конституционный суд в Постановлении 03.10.2023 № 46-П отметил, что ни процессуальные кодексы Российской Федерации, ни иные федеральные законы «непосредственно не исключают рассмотрения третейскими судами споров о правах на недвижимое имущество, равно как и не вводят для арбитража по таким спорам специальных требований» [10]. В Постановлении от 16.04.2024 № 18-П Верховный Суд подтвердил правомерность и обязательность исполнения решений третейских судов, принимаемых относительно прав на недвижимое имущество. Суд может отказать в выдаче исполнительного листа только тогда, когда будет установлено и исчерпывающим образом мотивировано недобросовестное поведение сторон, выразившееся, в частности, «в создании видимости частноправового спора, в обходе закона с целью получить формальные основания для регистрации прав на недвижимое имущество или иные преимущества вопреки предписаниям действующего законодательства, ориентированного на поддержку добросовестного поведения».

Заключение

В нашей стране недопустимо рассмотрение в арбитраже дел, возникающих из административных и иных публичных отношений, тогда как зарубежная практика третейского разбирательства охватывает вопросы не только частного характера, но и публичного. Например, в США в компетенцию третейских судов включено рассмотрение дел о банкротстве [33]. Компетенция российских третейских судов по рассмотрению споров постепенно расширяется. С 1 февраля 2017 года для ПДАУ арбитрабильными были признаны практически все виды корпоративных споров, связанных с созданием, управлением и участием в юридическом лице (ч. 7 ст. 45 Закона «Об арбитраже», ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ). По прогнозам специалистов, подведомственными третейскому разбирательству могут стать споры, возникающие из договоров об осуществлении государственных и муниципальных закупок [26].

В России за 2023 год в арбитражных судах было рассмотрено 1089 475 экономических споров и других дел, возникающих из гражданских правоотношений [16]. Как следует из Отчета о деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства за 2023 год основной процент дел, разрешаемых российскими ПДАУ общей компетенции (МКАС, РАЦ и АЦ при РСПП), приходится на внутренние споры (1928 исков), число международных дел значительно меньше (284). «Востребованность процедуры арбитража для рассмотрения корпоративных споров остается на низком уровне (1 иск в 2023 году, 3 иска в 2022 году)» [15]. Статистические данные свидетельствуют о том, что у бизнесменов редко возникает необходимость в третейском разбирательстве несмотря на то, что принцип «компетенции-компетенции» предназначен для повышения эффективности процедуры разрешения арбитражных споров, сокращения сроков арбитражного разбирательства, соблюдения режима конфиденциальности. Многие исследователи сходятся во мнении, что публичные ограничения явно противоречат частноправовой природе арбитража, что в законодательстве плохо определены границы вмешательства государства в деятельность третейских судов и форм их контроля.

Для расширения третейского разбирательства необходимо на доктринальном и законодательном уровне изучить и закрепить понятие арбитрабельности. Это требует судебная практика, в которой наблюдается неоднозначная позиция арбитражных судов и Верховного суда РФ в отношении арбитрабельности споров с наличием публичного элемента. В процессуальных законах Российской Федерации установлен перечень категорий дел, ограничивающих компетенцию третейских судов, однако ограничения в области арбитрабельности отсутствуют в отраслевых материально-правовых законах, что является объектом справедливой критики и не способствует развитию третейского разбирательства [36].

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.08.2024) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерацииот 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 26.10.2024) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570

4. Типовой Закон ЮНСИТРАЛ О Международном Торговом Арбитраже (принят ЮНСИТРАЛ (21 июня 1985 года (с изменениями и дополнениями) URL: https://uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/uncitral/ru/mal_rus.pdf

5. Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве)» в Российской Федерации» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191301/

6. Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37831/

7. Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5338–1 «О международном коммерческом арбитраже» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2303/

8. Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312093/

9. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в связи с принятием Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29.12.2015 N 409-ФЗ (последняя редакция) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191313/

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 03.10.2023 N 46-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в связи с жалобой гражданки Т. В. Солодовниковой» — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_458759/

11. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.04.2024 N 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части четвертой статьи 426 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И. Ю. Колосова»- URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_474612/

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 N 53 «О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража» URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_340189/9c0fc3ee066da2b0c1ac6605dbb5be98f3c1f17e/

13. «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018) URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_314742/7354a5331c25ec3f274a98feb6c2e923ecd45f3d/

14. Регламент Арбитражного центра при РСПП. URL: https://arbitration-rspp.ru/documents/rules/regulation/

15. Публичный отчет о деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства за 2023 год URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/otchety-o-deyatelnosti-soveta-po-sovershenstvovaniyu-tretejskogo-razbiratelstva/

16. Судебная статистика Российской Федерации. Год 2023. URL:https://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/arb/t/41/s/1

17. Определение Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 308-ЭС21–14836 по делу N А63–955/2021 URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-27062023-n-308-es21–14836-po-delu-n-a63–9552021/

18. Определение Верховного Суда РФ от 21 января 2019 г. по делу № А40–185774/2017 URL: https://sumacs.rum/vsrf/doc/KBwC3LJqRpZH/?vsrf-txt=&vsrf-case_doc 2015&vsrf-lawchunkinfo=&vsrf-date_from=&vsrf-date_to=&vsrf-judge=&snippet_pos=44#snippet

19. Определение Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. по делу № А40–75603/2017 URL:https://sudact.ru/vsrf/doc/0NWiNZKuamO/?vsrf-txt=&vsrf-case_doc2013&vsrf-lawchunkinfo=&vsrf-date_from=&vsrf-date_to=&vsrf-judge=&snippet_pos=44#snippet

20. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2020 N 305-ЭС19–19555 по делу N А40–46243/2019 URL:https://legalacts.ru/sud/opredelenie-sudebnoi-kollegii-po-ekonomicheskim-sporam-verkhovnogo-suda-rossiiskoi-federatsii-ot-25022020-n-305-es19–19555-po-delu-n-a40–462432019

21. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 мая 2020 г. N Ф07–2056/20 по делу N А56–123389/2019 URL: https://arbitr.garant.ru/#/document/41327139/paragraph/1:0

22. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.11.2019 N Ф09–7299/19 по делу N А60–30184/2019 URL: https://arbitr.garant.ru/#/document/38814105/paragraph/48:0

23. Андреев, Д. А. Проблемы взаимодействия третейских и государственных судов в контексте Постановления Пленума Верховного Суда РФ, посвященного третейскому разбирательству// Журнал «Третейский суд» N 1–2, 2020 г. С. 169–175. URL: h ttps://demo.garant.ru/#/document/77326672/paragraph/46/doclist/1861/73/

24. Андреева, Т. К. Корпоративные споры в третейском разбирательстве// Modus vivendi: арбитраж и частное право: Сборник статей в честь 60-летия О. Ю. Скворцова [Электронный ресурс]-URL: h ttps://demo.garant.ru/#/document/77326672/paragraph/46/doclist/1861/73/

25. Еремин, В. В. Подходы к определению арбитрабельности: соотношение арбитрабельности, подведомственности и компетенции //Актуальные проблемы российского права. 2019. № 8 (105) август. — С.95–104. URL:https://aprp.msal.ru/jour/article/view/1591?locale=ru_

26. Засемкова, О. Ф. Международный коммерческий арбитраж в России: итоги реформы // Lex russica. — 2021. — Т.74. — № 8. — С.16–18. — URL: https://lexrusica.msal.ru/jour/article/view/2038/1089

27. Калиниченко, К. С. Противоречие публичному порядку Российской Федерации как основание для отмены арбитражным судом решения третейского суда// Modus vivendi: арбитраж и частное право: Сборник статей в честь 60-летия О. Ю. Скворцова [Электронный ресурс]-URL: h ttps://demo.garant.ru/#/document/77326672/paragraph/46/doclist/1861/73/

28. Каса, И. Р. К вопросу о компетенции третейского суда // Образование и право. 2017. № 12. С.127–128- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kompetentsii-treteyskogo-suda (дата обращения: 23.11.2024).

29. Крашенинников, П. В. Гражданское процессуальное право: учебник: в 2 томах: [16+] / Т. К. Андреева, С. Ф. Афанасьев, В. В. Блажеев [и др.]; под ред. П. В. Крашенинникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Статут, 2022. — Том 2. Особенная часть. Производство по отдельным категориям дел. — С.325–346. —URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=711259 (дата обращения: 26.11.2024).

30. Курочкин, С. А. Третейское разбирательство и международный коммерческий арбитраж / С. А. Курочкин; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Статут, 2021. –С.163–166 — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=683388 (дата обращения: 29.11.2024).

31. Молчанов В. В. Противоречие публичному порядку Российской Федерации как основание для отмены решения третейского суда и отказа в выдаче исполнительного листа // Вестник гражданского процесса / гл. ред. Д. Х. Валеев. — Москва: Издательский дом В. Ема,2021.-Том11, № 5–С.140–156.URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=711118

32. Панов А. А., Калинин М. С. Российская арбитражная реформа: два года спустя. Анализ вопросов, поставленных в судебной практике //Вестник экономического правосудия Российской Федерации № 9/2018.- С. 66- 90. — URL: www.:m-logos.ru info@m-logos.ru

33. Сабуров, Е. А. Третейское разбирательство как способ разрешения правового конфликта//Юридическая наука. № 2 2020. -С.3–9- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/treteyskoe-razbiratelstvo-kak-sposob-razresheniya-pravovogo-konflikta (дата обращения: 25.11.2024).

34. Свирин, Ю. А. Размышления о гражданском процессе (монография). / Modus vivendi: арбитраж и частное право: Сборник статей в честь 60-летия О. Ю. Скворцова, 2022 г [Электронный ресурс]- — URL: h ttps://demo.garant.ru/#/document/77326672/paragraph/46/doclist/1861/73/

35. Севастьянов, Г. В. Правовая природа третейского разбирательства как института альтернативного разрешения споров (частного процессуального права) / Г. В. Севастьянов. — Санкт-Петербург: Статут: Редакция журнала «Третейский суд», 2015. –С.87–125 (Библиотека журнала «Третейский суд»; выпуск 7). — Режим доступа: по подписке. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452603 (дата обращения: 08.11.2024).

36. Севастьянов, Г. В. Третейская реформа в России: хронология основных событий и специфика содержания. Международный коммерческий арбитраж и вопросы частного права: Сб. ст. / Сост. и отв. ред. И. П. Грешников. М., 2015. [Электронный ресурс] URL: https://www.iusea.com/index.php?option=com_content&view=article&id=209:-1-&catid=14:-qiusq&Itemid=48

37. Скворцов, О. Ю. Арбитраж (третейское разбирательство) в Российской Федерации: учебник для вузов / О. Ю. Скворцов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. —С.169–179—//Образовательная платформа Юрайт [сайт]. -URL: https://urait.ru/bcode/533670 (дата обращения: 08.11.2024).

38. Туктамышев, В. Д. Компетенция арбитража: общая характеристика //Журнал «Российское право: образование, практика, наука», N 6, ноябрь-декабрь 2022 г. — С. 42–52. — URL: https://demo.garant.ru/#/document/77057813/paragraph/51/doclist/1669/48

39. Шиткина, И.С.; Гурьянов, А. В. Толкование категорий «публичный порядок» и «публичный элемент» в третейском разбирательстве // Предпринимательское право № 02/2024. — С. 31–39-URL: www.:m-logos.ru info@m-logos.ru

40. Гражданское процессуальное право: учебник: в 2 томах /Т. К. Андреева, С. Ф. Афанасьев, В. В. Блажеев [и др.]; под ред. П. В. Крашенинникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Статут, 2022. – Том 1. Общая часть. - С.332.

Основные термины (генерируются автоматически): третейский суд, Российская Федерация, суд, третейское разбирательство, спор, компетенция, Арбитражный суд, Верховный суд РФ, исполнительный лист, международный коммерческий арбитраж.


Ключевые слова

публичный порядок, подведомственность, третейские суды, арбитрабельность, их компетенция, источники компетенции, принцип «компетенции-компетенции», оказание судами общей юрисдикции функции контроля деятельности третейских судов

Похожие статьи

Задать вопрос