Статья раскрывает общие положения участия педагога (психолога) в допросе и раскрывает особенности стадий процессуального действия. Характеризуется процесс допроса и возможность исключения риска лжи.
Ключевые слова: допрос, процессуальные действия, психологический контакт, конфликтные ситуации, психология лжи.
The article reveals the general provisions of the teacher's (psychologist's) participation in the interrogation and reveals the features of the stages of the procedural action. The process of interrogation and the possibility of eliminating the risk of lying are characterized.
Keywords: interrogation, procedural actions, psychological contact, conflict situations, psychology of lies.
Основными проблемами, в ходе допроса несовершеннолетних свидетелей, которые необходимо выделить, являются, в первую очередь, установление контакта с допрашиваемым, учитывая его психологические и индивидуальные особенности, во-вторых, получение правдивых показаний, исключение лжи.
Для исключения проблемных ситуаций, и реализации целей следственные органы привлекают педагога (психолога), в то же время, участие которого способствует исключению конфликтных ситуаций, и переходу к благоприятной обстановке, позволяет установить истину, и достичь успешного результата.
Для проведения полного и объективного анализа, обратимся к общей характеристике допроса несовершеннолетнего. Допрос несовершеннолетних, один из наиболее сложных направлений в уголовно-процессуальной деятельности следствия. Это понятие трактуется учеными по-разному.
С. Ю. Головин считает допрос регламентированную законом форму общения, обладающую специфическими моментами противоборства или сотрудничества [1].
К примеру, О. А. Солодухин соотносит допрос с целой системой логических методов, из которых следует выделить: «собирание доказательств, позволяющих опровергнуть ложь, войти в процесс убеждения говорить правду, использовать логическую рационализацию, реагировать на мотивацию и эмоциональную сферу, в том числе взаимодействовать с иными лицами вовлеченных в уголовный процесс» [1].
А. В. Гриненко соотносит с допросом комплексные, познавательные, удостоверительные операции, выполняемые в целях получения сведений об обстоятельствах, раскрывающих преступление и имеющих значение для уголовного дела [1].
Обычно эта цель достигается с использованием тактических приемов подготовки, последующего осуществления, возможной фиксации и окончательной оценки результатов следственного действия. Максимальная эффективность обеспечивается если в ходе допроса несовершеннолетнего имеет место присутствие педагога (психология. родителей и иных представителей при строжайшем соблюдении: законности, «конституционных прав и свобод человека и гражданина», прав юридического лица, «объективности, всесторонности, полноты», с использованием современных достижений науки и техники при условиях их безопасности для жизни и здоровья допрашиваемого лица.
Структура процессуального действия — допроса несовершеннолетнего, в теоретической литературе [2], представлена в виде последовательных стадий: подготовка к проведению допроса, допрос, фиксация его хода либо результатов. В заключении делается оценка, определяется значимость собранной доказательственной информации по конкретному уголовному делу.
В. Л. Васильев следующим образом анализировал психологию допроса: «опытный следователь на допросе умеет целенаправленно воздействовать на личность допрашиваемого, но в рамках закона, выбирает тот единственный ключ, который открывает внутренний мир человека, проникает в его душу» [2], и считает, что каждый следователь должен придерживаться определенным стадиям допроса с участием несовершеннолетнего и педагога (психолога).
Обратимся к стадиям допроса несовершеннолетнего:
1) стадия подготовительная, предусматривающая: цель допроса и его план. Определение очередности допросов в группе. Выбор времени и места.
2) стадия вводная, которая предусматривает: паралингвистические закономерности обстановки. Воздействие внешнего вида следователя и обеспечение эффекта первого впечатления.
3) стадия — достижения психологического контакта. Уровень контакта: динамический, уровень аргументации, ролевой и другие.
4) главная стадия, которая предусматривает достижение цели допроса — момент истины. Стадия катарсиса (исповеди).
5) стадия — коррекции показаний. Сопоставление с имеющейся информацией. Устранение противоречий, неясностей и др.
6) стадия — приведения полученной информации в предусмотренную законом процессуальную форму. Композиция показаний.
Прежде чем допрашивать несовершеннолетнего свидетеля, как правило, следователь должен получить ориентирующую информацию о личностных и индивидуальных особенностях субъекта. Для чего составляются беседы с родителями, педагогами, круг приближенных лиц позволяет сориентироваться в личности. Исключая данный прием следователь не сможет получить истину, поскольку вероятность ложных показаний исключаться не может.
При первой встрече с допрашиваемым должен быть установлен коммуникативный контакт, позволяющий не только выделить индивидуальные и психологические особенности, но и устранить неблагоприятные препятствия, например, страх ребенка, отчужденность, а участие педагога, как раз и позволяет установить более благоприятную обстановку.
Следует сказать и о том, что наукой выделены некоторые характеристики потерпевших и свидетелей, которые могут идти на контакт и давать показания, добросовестно рассказывать о событиях преступления; способствующих раскрытию, но ведущих себя скованно, не желающие активно участвовать в допросах; безразлично относящихся к даче показаний, но частично выдающих информацию; не желающие участвовать в допросах и и участвующих в них по принуждению (родителей или иных лиц); оказывающих противоборство и дающих ложные показания (страха, с учетом иной личной заинтересованности).
Поэтому следственные органы должны уметь определять типаж и поведение допрашиваемого, находить контакт, аргументировать и подводить лицо к возможности беспрепятственного общения. Вместе с тем, различаются и виды самих допросов. Виды допросов так же имеют характеристику и ставятся в зависимость от возраста, состава участников, места проведения, и конкретной следственной ситуации или следственного действия.
Многие ученые приходят к мысли о том, что не все свидетели четко запоминают обстоятельства, ведь не всех допрашивают по горячим следам, и некоторая информация утрачивается. По мнению М. И. Еникеева, происходит деформация и необходима реконструкция информативного материала и работа над его содержанием. Искажение, иллюзорность, подмена одного содержания другим, не схожесть фактов и обстоятельств, разрозненность элементов, изменение событий, связанных со смещением как временным, так и перемещения объектов [2].
Ученый абсолютно прав, так как при некоторых эмоционально-временных отклонений, обстоятельства могут, как интерпретироваться, так утрироваться. Отсюда именно осознанный подход в большей степени позволяет следователю уловить линию интересов и личностного отношения допрашиваемого по отношению к событию преступления.
Не допускается принуждение несовершеннолетних, однако С. А. Пашин считает, что необходимо использование трех милостивых способов: «предупреждение об отказе от дачи показаний, о даче ложных показаний (ст. 307 УК РФ [2]). Если же это не повлияло, то возможно проведение перекрестного допроса. В редких случаях допрашиваемому несовершеннолетнему предъявляются предметы и документы, улики, опровергающие дачу ложных показаний. В том числе протоколы очных ставок.
Самой проблемной является ситуация дачи ложных показаний, которые могут привести расследование в тупик, если не будут проверены или опровергнуты. Однако иногда могут возникать некоторые ложные представления у свидетеля, с учетом непонимания происходившей ситуации, неглубокого анализа обстоятельств преступления, отсталости в развитии подростка и прочее. Поэтому необходимо применение тактических способов воздействия на личность допрашиваемого, при этом оказать непосредственную помощь могут педагог или психолог участвующие в допросе несовершеннолетнего. От которых ожидается мягкий подход при участии в допросах, возможность коррекции ситуативного восприятия, исключения ложных показаний, исправление агрессивной позиции допрашиваемого, установления контакта, в том числе регулирование поведения допрашиваемого. Иногда приходится, и убеждать допрашиваемое лицо об отказе ото лжи. К примеру, при нарушении психологического равновесия, излишней напряженности, да и иных мотивов. Следователь обязан подходить к допросу подростка без излишней напряженности, установлению психологического равновесия, где важная аргументация может исходить и от педагога (психолога), которые могут снять напряженность, в том числе даже посредством своего присутствия.
Таким образом, исключить проблемы при проведении допросов несовершеннолетних свидетелей следователем возможно, но при непосредственном участии педагога психолога, поиска тактических подходов к лицу с использованием коммуникативно-информационного воздействия, с запретом какого-либо принуждения.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ)//Собрание законодательства РФ. 14.07.2021. N 15, ст. 1691.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
- Белкин Р. С. Криминалистика. — М. 2010.
- Васильев В. Л. Юридическая психология: учебник для студ. вузов / В. Л. Васильев; С.-Петерб. ун-т МВД России. — 6-е изд.,перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2016. — 608 с.
- Гриненко А. В. Руководство по расследованию преступлений. — М. 2009.
- Головин С. Ю. Словарь практического психолога. — М. 2016.
- Еникеев М. И. Общая и юридическая психология. — М. 2010. — С. 180.
- Пашин С. А. Психологические основания правового регулирования допроса в уголовном судопроизводстве// Журнал. Юридическая психология, № 4. 2009г.
- Солодухин О. А. Юридический допрос. — Изд.: Ростов-на-Дону. 2009.
- Филиппова А. Г. Криминалистика. Базовый учебный курс. М.: «Юрайт», 2012. С. 236.