Методы политической агитации на выборах в Кыргызстане на примере парламентских выборов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 24.04.2022

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Чебакова, Д. А. Методы политической агитации на выборах в Кыргызстане на примере парламентских выборов / Д. А. Чебакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 302-305. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90724/ (дата обращения: 30.04.2024).



Выборы — неотъемлемая часть государственного управления в современном мире, а пропаганда — главный инструмент воздействия на массы. Поэтому, изучение методов предвыборной агитации имеет очень важную роль в оценке исторических изменений и перспектив развития политической культуры Кыргызской Республики. В данной работе анализированы пути пропаганды, негативные и позитивные тенденции, сопутствующие проблемы и пути их решения на парламентских выборах Кыргызской Республики и предлагаются наиболее перспективные методы улучшения сферы пропаганды.

Ключевые слова: пропаганда, СМИ, политические партии, выборы.

Кыргызская Республика — молодая страна, находящаяся на пути развития, и ее политическая система постоянно меняется в силу различных факторов. За три десятилетия независимости политическая система Кыргызской Республики изменилась с президентской республики на президентско-парламентскую республику. В течение двух лет она снова стала абсолютной президентской системой. Все эти изменения сопровождались избирательным процессом, результаты которого трижды меняли административное устройство страны.

Понятие пропаганды

Углубленная разработка теории пропаганды началась в 20 веке. Западные политологи проанализировали результаты пропагандистских кампаний в годы Первой и Второй мировых войн, разработали новые методы и приемы, определили роль явления в медианной политической системе. Позже началось изучение опыта советской пропаганды, стали обсуждать существование и своеобразие этого явления в различных политических системах. В Советском Союзе коммунистическая мысль была в основном апологетической, но западная пропаганда подвергалась критическому изучению, изучалась ее социальная и классовая направленность.

Изучение пропаганды как теоретико-методологического феномена тесно связано с многочисленными концепциями бессознательного управления массовым сознанием, точнее, приемами поражения геополитических противников средствами психологической войны. Необходимо подчеркнуть, что пропаганда — это не только активное навязывание тех или иных политических стереотипов, но и активное замалчивание политических событий, угрожающих господству актуальных политических течений.

Пропаганда — это преднамеренное распространение и утверждение идей, взглядов, суждений и оценок в общественном сознании. Эдвард Бернейс, один из исследователей пропаганды, подчеркивает: «Современная пропаганда — это непрерывная, долгосрочная деятельность, направленная на создание или информирование о событиях, влияющих на отношение общества к бизнесу, идее или группе» [3].

Политическая пропаганда в Кыргызстане и его законные рамки

Понятие «пропаганда» претерпело в Кыргызстане сложную эволюцию. От широкого использования в советский период к отрицанию в период «перестройки», к переосмыслению на институционализированной стадии новой политической системы страны в 1990-е гг. В период демократических преобразований само явление пропаганды претерпело качественные изменения. Увеличилось число возможных сторонников пропагандистского посыла. Значение пропаганды возросло, стало для политических субъектов важным инструментом привлечения сторонников. Также начало использоваться менее откровенные методы манипулирования.

Политическая пропаганда в Кыргызстане осуществляется посредством различных кампаний в ходе предвыборной агитации. К таким каналам относятся: средства массовой информации, Интернет, встречи с избирателями, использование транспарантов, плакатов, телефонные опросы и другие доступные способы коммуникации.

Политическая реклама в законах не упоминается, но по смыслу отдельных положений этих же законов политическая реклама относится к средствам агитации через средства массовой информации. В законе говорится, что информация о выборах поддерживает «в том числе информацию об избирателях, агитации и способствует осознанному волеизъявлению и прозрачности граждан». В законах и подзаконных актах, регулирующих различные вопросы распространения информации, связанные с политической деятельностью, по-прежнему используются такие термины, как агитация, пропаганда и политическая реклама, но отсутствие законодательного определения политической рекламы вызывает обеспокоенность. Различное понимание данного понятия привело к возникновению конфликтных ситуаций в правоотношениях, связанных с политической рекламной кампанией.

Понятие политической рекламы также не рассматривается в Законе Кыргызстана о рекламе, который, хотя и успешно выполняет свою роль базового нормативного акта рекламного законодательства, все же играет свою роль. Оговорка в пункте 6 статьи 1 «Настоящий Закон не распространяется на политическую рекламу» по существу относится ко всем предусмотренным настоящим Законом мерам по защите граждан от недостоверной, недобросовестной, аморальной и завуалированной рекламы и не распространяется на политическую рекламу.

В настоящее время соответствующие положения временно дополнены подзаконными актами. Например, постановление ЦИК Кыргызстана еще раз подтверждает преобладание ограничительного толкования политической рекламы как информационного инструмента, использование которого не выходит за рамки агитации.

Проблемы и пути решения политической пропаганды в Кыргызстане

Мониторинг СМИ периода предвыборной агитации к парламентским выборам 2020 года выявил некоторые проблемы в сфере информационного обеспечения выборов. Эти проблемы и трудности связаны с несовершенством законодательства о СМИ и выборах, отсутствием надлежащего законодательного регулирования деятельности СМИ в избирательном процессе, низким профессионализмом журналистов, зависимостью СМИ. Кроме того, изменения в конституцию о выборах 2019 года вызвали больше сомнений и неуверенности в отношении работы СМИ и онлайн-изданий в период предвыборной агитации.

Одним из наиболее распространенных и острых вопросов во время кампании остается скрытая реклама. Скрытая реклама вводит избирателей в заблуждение и нарушает основные принципы избирательного процесса. СМИ, которые предоставляют такую информацию своей аудитории, пытаются манипулировать общественным мнением, чтобы изменить общественное восприятие и отношение к конкретной ситуации.

Поправки 2019 года к Закону о выборах внесли некоторые положения в отношении рекламы с использованием имен или изображений кандидатов, логотипов различных политических партий. В частности, согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 28 Избирательного кодекса: «Реклама коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием имени или изображения кандидата, а равно использование имени, эмблемы и иные эмблемы политических партий, выдвинувших кандидатов. В период агитации используются только соответствующие избирательные фонды. Такая реклама, в том числе оплаченная избирательными фондами, не может проводиться в день голосования и накануне дня голосования».

Такую рекламу следует приравнять к агитационным материалам, так как требования те же, что и у последних: (1) оплачиваться только избирательным фондом и (2) такая реклама запрещена в обычные дни и дни голосования.

Поэтому необходимо создать эффективный механизм для борьбы со скрытой рекламой. То есть ввести в подзаконные акты ЦИК КР понятие операций «скрытой рекламы», чтобы ЦИК КР, как регулирующий орган, имел четкое представление о предмете. Это поможет расширить возможности Рабочей группы Центральной избирательной комиссии Кыргызстана по контролю за соблюдением избирательной деятельности и предоставить четкую информацию об ответственности СМИ за нарушения избирательного законодательства.

Основные проблемы и противоречия избирательного процесса в Кыргызстане заключаются в низкой грамотности избирателей, субъектов избирательного процесса (партии, СМИ) и отсутствии у них конструктивного диалога в ходе предвыборной агитации. Поэтому общество и власть должны работать над повышением политической и электоральной культуры граждан.

Избирателям необходимо систематически знакомить с избирательным законодательством, чтобы помочь им сформировать предвыборное мышление, повысить их мотивацию и интерес к результатам выборов, а также активно участвовать в жизни общества и политики.

Сегодня ученые рассматривают СМИ как важнейший источник власти, а политические институты как объекты, погруженные в информационное пространство. Политическое и медийное поля полностью переплетаются, и можно говорить о формировании «политических медиа» и «медиаполитических институтов». Поэтому крайне важно повышать образовательное, научное, техническое и культурное развитие журналистов за счет укрепления потенциала систем обмена информацией на международном, национальном и региональном уровнях. Не только в городе Бишкек, но и в других регионах страны необходимо проводить различные тренинги и семинары для журналистов. В дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала необходимо создавать и развивать рынки информации.

Литература:

1. Э. Аронсон, Э. Пратканис, Эпоха пропаганды: механизмы убеждения. Повседневное употребление и злоупотребление, Санкт-Петербург, 2002 г.

2. Е. Малкин, Е. Сучков, Политтехнологии, Москва, 2006 г.

3. Э. Бернейс, Пропаганда, Hippo Press, 2010 г. 176 стр.

4. Е. Ногойбаева «Отсутствие технологии коммуникационных контрактов — «камень преткновения» для развития Кыргызстана», Ориентир, 2008, № 3

5. Е. Малкин, Е. Сучков, Основы избирательной технологии. Издание третье, Москва, 2003 г.

6. М. Казакпаев «Правовое регулирование деятельности политических партий в Кыргызстане», Известия университета, 2007, № 4

Основные термины (генерируются автоматически): политическая реклама, Кыргызстан, избирательный процесс, предвыборная агитация, Кыргызская Республика, выбор, политическая пропаганда, скрытая реклама, избирательное законодательство, массовая информация.


Похожие статьи

Дебаты в современном предвыборном политическом дискурсе

Ключевые слова: политические дебаты, политические технологии, медийное пространство, предвыборная агитация.

Способ подачи информации в современном демократическом обществе склонен к транслированию избирательной кампании в соревновательном формате...

Политические (избирательные) PR-кампании: понятие...

Избирательные (политические) PR-кампании тесно связаны с определением избирательной системы. Существует несколько толкований данного термина в широком и узком смысле. Избирательная система в широком смысле — это совокупность общественных отношений...

Тенденции правового регулирования предвыборной агитации...

До внесения в избирательное законодательство нормы о предвыборной агитации в сетевых изданиях применимы были только два подхода.

Правовые основы агитации в сети «Интернет» медленно, но верно расширяются, но при этом в избирательном законодательстве до сих...

Лексико-фразеологическое содержание публицистических текстов...

Языковые реакции на изменения в социально-политической жизни, происходящие в стране

В наше время такие события как выборы и референдум являются являются неотъемлемой

Нами были проанализированы газетные материалы на русском и кыргызском языках двух...

Избирательное право в конституциях стран СНГ

Избирательное право и система организации выборов играют определяющую роль в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.

1. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. /

Виды нарушений в ходе предвыборной кампании

Основные стадии избирательного процесса жестко регулируются законодательством и другими

Законодательство Российской Федерации выделяет следующие виды нарушений

2. Ужесточение санкций за нарушения проведения предвыборной агитации, агитации по...

Роль сети Интернет в ограничении свободы слова в ходе...

Ключевые слова: общественное мнение, массовая информация, Российская Федерация, предвыборная агитация, интернет

Так в соответствии с законом о выборах, агитация, проводимая в средствах массовой информации, влечет за собой наложение определенного...

Роль СМИ в избирательных правоотношениях | Статья в журнале...

Статья раскрывает современные позиции средств массовой информации в избирательной системе РФ. Их значение обусловлено развитием информационных технологий, доступности. Отсюда возникает необходимость установления законодательных пределов статуса СМИ как...

Контроль за соблюдением законодательства в области...

Бурятия, Избирательная комиссия Республики, Российская Федерация, административная ответственность, предвыборная агитация, Народный Хурал Республики, избирательное объединение, массовая информация... Тенденции правового регулирования предвыборной...

Похожие статьи

Дебаты в современном предвыборном политическом дискурсе

Ключевые слова: политические дебаты, политические технологии, медийное пространство, предвыборная агитация.

Способ подачи информации в современном демократическом обществе склонен к транслированию избирательной кампании в соревновательном формате...

Политические (избирательные) PR-кампании: понятие...

Избирательные (политические) PR-кампании тесно связаны с определением избирательной системы. Существует несколько толкований данного термина в широком и узком смысле. Избирательная система в широком смысле — это совокупность общественных отношений...

Тенденции правового регулирования предвыборной агитации...

До внесения в избирательное законодательство нормы о предвыборной агитации в сетевых изданиях применимы были только два подхода.

Правовые основы агитации в сети «Интернет» медленно, но верно расширяются, но при этом в избирательном законодательстве до сих...

Лексико-фразеологическое содержание публицистических текстов...

Языковые реакции на изменения в социально-политической жизни, происходящие в стране

В наше время такие события как выборы и референдум являются являются неотъемлемой

Нами были проанализированы газетные материалы на русском и кыргызском языках двух...

Избирательное право в конституциях стран СНГ

Избирательное право и система организации выборов играют определяющую роль в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.

1. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. /

Виды нарушений в ходе предвыборной кампании

Основные стадии избирательного процесса жестко регулируются законодательством и другими

Законодательство Российской Федерации выделяет следующие виды нарушений

2. Ужесточение санкций за нарушения проведения предвыборной агитации, агитации по...

Роль сети Интернет в ограничении свободы слова в ходе...

Ключевые слова: общественное мнение, массовая информация, Российская Федерация, предвыборная агитация, интернет

Так в соответствии с законом о выборах, агитация, проводимая в средствах массовой информации, влечет за собой наложение определенного...

Роль СМИ в избирательных правоотношениях | Статья в журнале...

Статья раскрывает современные позиции средств массовой информации в избирательной системе РФ. Их значение обусловлено развитием информационных технологий, доступности. Отсюда возникает необходимость установления законодательных пределов статуса СМИ как...

Контроль за соблюдением законодательства в области...

Бурятия, Избирательная комиссия Республики, Российская Федерация, административная ответственность, предвыборная агитация, Народный Хурал Республики, избирательное объединение, массовая информация... Тенденции правового регулирования предвыборной...

Задать вопрос