Роль СМИ в избирательных правоотношениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (176) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 23.10.2017

Статья просмотрена: 1838 раз

Библиографическое описание:

Самсонов, С. В. Роль СМИ в избирательных правоотношениях / С. В. Самсонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/176/46042/ (дата обращения: 24.04.2024).



Статья раскрывает современные позиции средств массовой информации в избирательной системе РФ. Их значение обусловлено развитием информационных технологий, доступности. Отсюда возникает необходимость установления законодательных пределов статуса СМИ как субъекта избирательных отношений.

Ключевые слова: средства массовой информации, избирательные правоотношения, правовое регулирование, информирование граждан, массовое сознание, референдум

The article reveals the modern position of the media in the electoral system of the Russian Federation. Their content is determined by the development of information technology, accessibility. Therefore there is the need to establish legal limits of the media's status as a subject of the election relations.

Keywords: media, electoral legal relations, legal constitution, informing people, the mass consciousness, the referendum

Избирательные правоотношения в механизме правового регулирования выборов и референдумов играют главную роль. С. В. Юсов и Н. Г. Мажинская определили избирательные правоотношения как «правоотношения, через которые осуществляется опосредованное воздействие норм избирательного права на общественные отношения, составляющие предмет избирательного права, то есть электоральные отношения». [17; С.67]

Ю. А. Веденеев отметил, что через избирательные правоотношения обеспечивается трансформация власти народа в государственную и муниципальную власть, опосредуются воспроизводство власти, формирование и функционирование всех институтов представительной демократии, их необходимая ротация. [5; С. 198]

Избирательные правоотношения как элемент избирательного права имеют нормативно-правовую базу. Так основными здесь являются Конституция РФ [6] и Федеральный закон № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». [12] Также другими немаловажными нормативно-правовыми актами, помимо указанного ФЗ, являются Федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ от 28.06.2004 «О референдуме Российской Федерации» [11], Федеральный закон № 19-ФЗ от 10.01.2003 «О выборах Президента Российской Федерации» [10] и иные акты.

Указанные правоотношения, как было сказано выше, занимают главное место в механизме осуществления выборов. При осуществлении этих правоотношений в данном избирательном процессе значительное влияние оказывает его субъективный состав, а именно содержание, виды. Таким образом, стоит отметить, что избирательный процесс имеет специфический круг субъектов, которые наделяются особенностями их правового статуса. Следовательно, они имеют своим специфические права и обязанности.

Но также в структуру правоотношений входят и объекты. Так, например, к объектам избирательного права относят неимущественные отношения, обусловленные действием, поведением сторон по выполнению прав и обязанностей в избирательном процессе.

В любых правоотношениях в качестве субъектов выступают физические или юридические лица, коллективные образования. Следует отметить мнение И. Р. Бадретдинова, которая предусматривает, что встречающиеся в специальной литературе термины «субъект избирательного процесса», «субъект избирательного правоотношения», «участник избирательного процесса»… по своему содержанию они обозначают одного и того же феномена — субъекта избирательного права, но в различных ролях и плоскостях данной основополагающе категории. [1]

Субъекты избирательных правоотношений отражаются во множествах различных классификаций, дающиеся разными учеными. Кроме этого, следует отметить, что некоторые классификации во многом совпадают.

К примеру, В. Б. Исраелян и Ю. А. Дмитриев выделяют три группы субъектов избирательных отношений, к которым относятся индивидуальные лица, объединения и органы публичной власти. [3; С. 42] Мы считаем, что такое деление не отражает всех особенностей правового статуса субъектов указанных отношений.

Худолей Д. М., рассматривая идею Р. Ф. Биктагирова, выделяет две группы — обязательные и факультативные. К первой группе относятся основные субъекты (кандидаты, избиратели, партии) и избирательные комиссии — «без их участия проведение выборов невозможно». [15; С. 61–71] А ко второй — субъекты, которые способствуют проведению выборов и которые оказывают различную помощь кандидатам, партиям, избирательным комиссиям. Но их участие в правоотношениях желательно, но необязательно. [2; С.6]

Мы считаем, несмотря на множество различных классификаций, более развернутую группу субъективного состава избирательных правоотношений привел К. В. Краснов. Он в своей диссертации предлагает отразить следующие категории субъектов: органы, которые осуществляют дату выборов; органы, осуществляющие проведение выборов; субъекты избирательного процесса, обладающие правом избирать и быть избранным; средства массовой информации; субъекты контроля за выборами; субъекты материально обеспечивающих проведение выборов. [8; С.16–25]

Доверие граждан в демократические институты является важным фактором осуществления их конституционных прав, а именно право избирать и быть избранным. Для полного освещения и правильного понимания всего избирательного процесса СМИ образуют основной институт формирования общественного избирательного правосознания.

СМИ являются активным субъектом избирательных правоотношений. Так они играют значимую роль в формировании общественного мнения в период между избирательными кампаниями и в период самих выборов.

Таким образом, СМИ как один из субъектов избирательных правоотношений является необходимым элементом информационного обеспечения избирательного процесса, так как они, можно предположительно сказать, обладают всеми силами воздействия на избирателей. Данное положение характеризуется тем, что массовое сознание, общественное мнение и доверие, практически невозможно регулировать законодательством.

К. В. Краснов выделяет три группы СМИ в зависимости от круга обязанностей, связанных с проведением выборов: официальные печатные издания (публикация решения о назначении выборов, схемы избирательных округов, результатов выборов), СМИ с государственным или муниципальным участием (бесплатные публикации решений избирательных комиссий, предоставление бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади), иные СМИ. [8; С.19]

В данном вопросе целесообразно отметить, что при воздействии на общественное сознание, а именно его формирование СМИ, во-первых, направляют избирательный процесс, а во-вторых — в той или иной степени его контролирует со всех сторон. Исходя из этого, возникает проблема самого функционирования СМИ в качестве специфического института в избирательных правоотношениях. Таким образом, проблема формирования качественного информационного пространства является самой главной. Мы полагаем, что наличие в государстве эффективных и «свободных» СМИ является одной из составляющей фундамента для построения гражданского общества, то есть его правосознания. Содержание избирательных правоотношений, по мнению С. В. Большакова, составляют осуществляемые в период избирательного процесса распространение и получение информации, связанной с выборами. [13;С.60–63] Эффективное влияние СМИ на реализацию государственной политики выражается в предоставлении возможности населению осуществлять контроль над реализацией государственной власти, который не обязательно может выражаться в активных действиях общественности. [4; С.29–31]

Анализируя положения федеральных законов нами отмечено, что по отношению к СМИ, как к одному из субъектов избирательных правоотношений, законодательно установлены ограничения. Так, например, на основании ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами (п.3 ст. 46); зарегистрированным кандидатам, находящимся на государственной или муниципальной службе либо работающим в организациях, осуществляющих выпуск СМИ, на время их участия в выборах должны освободиться от выполнения должностных или служебных обязанностей (п. 2 ст. 40).

В РФ массовая избирательная коммуникация занимает центральное место в процессах, которые связаны с формированием гражданского общества в стране, обеспечивая, тем самым, граждан основной информацией о субъектах избирательных правоотношений, а именно избирательного процесса и его содержании. Следовательно, она полностью влияет на избирательные предпочтения указанных субъектов, включая также избирателей.

Наряду с ограничениями законодатель также посчитал необходимым закрепить в нормах закона основные принципы информирования. Таким образом, содержание информационных материалов, которые размещаются в СМИ или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным и не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений (п.2 ст. 45 ФЗ № 67-ФЗ). В связи с этим вытекает требование на уровне беспристрастности СМИ в отношении, сообщаемой ими информации. [9; С.388] Информирование избирателей по вопросам выборов осуществляют избирательные комиссии. Информация о проведении предвыборных мероприятий дается информационным блоком и без комментариев. При этом законодательно обращено внимание на обеспечение гарантии прав журналистов, которые освещают ход избирательной кампании, введя норму о том, что журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск СМИ, участвовавшие в деятельности по информационному обеспечению выборов, референдума в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.

При осуществлении информирования СМИ получили в различных кругах статус «четвертой государственной ветви власти». При эффективном использовании масс-медиа политическими партиями их лидерам можно добиться массовой поддержки со стороны избирателей. Исходя из этого, следует, что они используют СМИ в качестве средства манипулирования массовым сознанием. Также немаловажным остается тот факт, который указывает на то, что многие СМИ возникают в качестве «органов» тех или иных политических партий с целью защиты интересов. [7; С.176–179]

СМИ выполняют свою избирательную, управленческую роль в избирательной системе общества также путем обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных избирательных программ, идей и предложений отдельных лиц, избирательных партий. Практика последних лет свидетельствует, что СМИ выступают важнейшим источником и фактором формирования социально активной личности, политического сознания, стимулятором групповой активности, показателем социальной зрелости, развитости и открытости общественной системы. [14; C. 130–133] Следует отметить, что исследователи роли СМИ в формировании избирательных информационных правоотношении считают, что телевидение является более важным каналом получения информации для избирателей, чем другие источники масс-медиа.

В заключении отметим, что следует согласиться со словами Г. С. Шайхуллина: «права, которые законодательство РФ о выборах дает СМИ как субъектам избирательных правоотношений, предоставляют возможность обеспечить надежное (достоверное) информирование избирателей, многостороннее, объективное и справедливое освещение избирательного процесса, деятельности избирательных кампаний, итогов голосования и результатов выборов; создать все условия с целью проведения субъектами агитационной деятельности предвыборной агитации через СМИ с помощью предоставления зарегистрированным кандидатам, избирательным организациям, избирательным блокам телерадиовещания, печатной площади на страницах периодических печатных изданий; создать правовую возможность реализации СМИ функции общественного контроля за своевременностью и законностью решений и действий всех субъектов избирательных правоотношений». [16; С.14]

Таким образом, СМИ выступают важнейшим ресурсом социального управления обществом страны, а, значит, и формирования избирательных правоотношений. Данные правоотношения как часть однородной сферы конституционных отношений воплощают в себе все признаки конституционных отношений. СМИ играют важную роль в формировании общественного сознания в период между избирательными кампаниями и в период выборов. К СМИ как субъекту избирательных правоотношений, законодатель установил определенные запреты. В соответствии с законодательством РФ СМИ должны быть объективными, достоверными и не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений, представлены в разумной дозированности.

Литература:

  1. Бадретдинов И. Р. Субъекты избирательного процесса в России: понятие, правовой статус, классификация/И. Р. Бадретдинов//Актуальные вопросы современной науки.-2014.-№ 38. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru (режим доступа 08.12.2016).
  2. Биктагиров Р. Ф. Субъект избирательного права Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2010. 50 с.
  3. Дмитриев Ю. А., Исраелян В. Б. Избирательное право: учебник. М.: Юстицин-форм, 2008. 312 с.
  4. Зайцева Е. М. Влияние СМИ на государственную политику/Е. М. Зайцева//Экономика и политика.-2016.-№ 1(7).-С.29–31.
  5. Избирательное право России: учебник / В. О. Лучин, В. Н. Беленовский, Т. М. Пряхина и др.; под ред. В. О. Лучин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2015. — 735 с.
  6. Конституция Российской Федерации (с изменениями на 21.07.2014 года) от 12.12.1993//РГ № 197, 25.12.93; 21.07.2014 года № 11-ФКЗ.
  7. Космодемьянская К. В. Власть и СМИ: взаимодействие или противостояние?/К. В. Космодемьянская//Теория и практика общественного развития.-2014.-№ 4.-С.176–179.
  8. Краснов К. В. Субъекты избирательного процесса в Российской Федерации: автореф. дисс. … канд. юрид. наук.- М., 2000.- 278с.
  9. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации» (постатейный)/под ред.В. В. Комаровой, докт.юрид.наук, проф. — ЮРКОМПАНИ, 2009. 760 с.
  10. О выборах Президента Российской Федерации: фед. закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 13.07.2015)//РГ № 6, 16.01.2003; 13.07.2015 № 231-ФЗ; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2016.
  11. О референдуме Российской Федерации: федер.конст. закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015)// РГ № 137-д, 30.06.2004; 06.04.2015 № 2- ФКЗ; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2016.
  12. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016)//РГ № 106, 15.06.2002; 05.04.2016 № 92-ФЗ; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2016.
  13. Олькова О. Н. Некоторые перспективы законодательного регулирования информационной деятельности политических партий в период между выборами/ О. Н. Олькова//Общество и право.-2008.-№ 2(20).-С.60–63. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru (режим доступа 08.12.2016).
  14. Пашкова О. В. Роль средств массовой информации в формировании избирательных информационных правоотношений/О. В. Пашкова// Социально-экономические науки и гуманитарные исследования.-2015.- № 6.-С.130–133. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru (режим доступа 08.12.2016).
  15. Худолей Д. М. Субъекты избирательного процесса/Д. М. Худодлей//Вестник Пермского университета. Юридические науки.- 2014.- № 4 (26).-С.61–71. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru (режим доступа 08.12.2016).
  16. Шайхуллин Г. С. Юридический статус средства массовой информации как субъекта избирательных информационных правоотношений: автореф. дис. … канд.юрид.наук. Волгоград, 2003. 176 с.
  17. Юсов С. В., Мажинская Н. Г. Избирательное право и избирательный процесс: учебник для вузов.- Ростов-н/Д,2008.- 349с.
Основные термины (генерируются автоматически): избирательный процесс, правоотношение, проведение выборов, СМИ, субъект, массовая информация, массовое сознание, общественное мнение, отношение, Российская Федерация.


Похожие статьи

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

массовая информация, общественное мнение, общественное сознание, СМИ, средство, украинский, Украина, Россия, общественный интерес, возможность.

Политический процесс и СМИ: особенности функционирования

политический процесс, информация, субъект политики, самостоятельный субъект политики, процесс, политическая деятельность, отдельная личность, общественное мнение, массовая коммуникация...

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

массовая информация, СМИ, политическое сознание граждан, политический, политическое сознание, политическая система, роль СМИ, общественное мнение, современное общество, функция СМИ.

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ)

Утаивание информации (замалчивание, избирательная подача материала) – позволяет скрыть от широких масс часть информации нежелательной для манипулятора.

Нарушение СМИ избирательного права | Статья в журнале...

Часть дел имеют отношение к отказу СМИ предоставлять печатную площадь для публикации агитаций во время выборов (по разным

Подводя итог, нужно отметить, что демократия в Российской Федерации неразрывно связана с реализацией избирательного права.

Основные характеристики политического PR | Статья в журнале...

Массовое сознание настраивается против неугодного политика с помощью правдоподобной, либо, напротив, неправдоподобной

Основные термины (генерируются автоматически): политическая реклама, массовая информация, общественное мнение, общественность...

Ключевые слова: средства массовой информации...

правовое воспитание, массовая информация, СМИ, предпринимательская деятельность, деформация правосознания, общественное правосознание, общественное мнение, общественная опасность, массовая...

Тенденции правового регулирования предвыборной агитации...

На наш взгляд, общественные отношения

— М.: Российский общественный институт избирательного права.

Основные термины (генерируются автоматически): предвыборная агитация, сеть, Российская Федерация, массовая информация, правовое регулирование...

Институты информационной сферы и их влияние на правовое...

Для правового сознания субъектов интернет-отношений такое положение становится настоящим испытанием.

Институциональный комплекс информационной сферы представлен также средствами массовой информации (СМИ), или масс-медиа, которые обеспечивают...

Похожие статьи

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

массовая информация, общественное мнение, общественное сознание, СМИ, средство, украинский, Украина, Россия, общественный интерес, возможность.

Политический процесс и СМИ: особенности функционирования

политический процесс, информация, субъект политики, самостоятельный субъект политики, процесс, политическая деятельность, отдельная личность, общественное мнение, массовая коммуникация...

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

массовая информация, СМИ, политическое сознание граждан, политический, политическое сознание, политическая система, роль СМИ, общественное мнение, современное общество, функция СМИ.

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ)

Утаивание информации (замалчивание, избирательная подача материала) – позволяет скрыть от широких масс часть информации нежелательной для манипулятора.

Нарушение СМИ избирательного права | Статья в журнале...

Часть дел имеют отношение к отказу СМИ предоставлять печатную площадь для публикации агитаций во время выборов (по разным

Подводя итог, нужно отметить, что демократия в Российской Федерации неразрывно связана с реализацией избирательного права.

Основные характеристики политического PR | Статья в журнале...

Массовое сознание настраивается против неугодного политика с помощью правдоподобной, либо, напротив, неправдоподобной

Основные термины (генерируются автоматически): политическая реклама, массовая информация, общественное мнение, общественность...

Ключевые слова: средства массовой информации...

правовое воспитание, массовая информация, СМИ, предпринимательская деятельность, деформация правосознания, общественное правосознание, общественное мнение, общественная опасность, массовая...

Тенденции правового регулирования предвыборной агитации...

На наш взгляд, общественные отношения

— М.: Российский общественный институт избирательного права.

Основные термины (генерируются автоматически): предвыборная агитация, сеть, Российская Федерация, массовая информация, правовое регулирование...

Институты информационной сферы и их влияние на правовое...

Для правового сознания субъектов интернет-отношений такое положение становится настоящим испытанием.

Институциональный комплекс информационной сферы представлен также средствами массовой информации (СМИ), или масс-медиа, которые обеспечивают...

Задать вопрос