Избирательное право в конституциях стран СНГ | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Чита, июль 2014)

Дата публикации: 03.07.2014

Статья просмотрена: 408 раз

Библиографическое описание:

Потапова Е. А. Избирательное право в конституциях стран СНГ [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 14-15. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/115/6024/ (дата обращения: 22.08.2018).

 Еще в середине 90-х и 2000-х годов в странах СНГ проведена полномасштабная политическая реформа, направленная на развитие демократических начал в формировании и деятельности институтов государственной власти и местного самоуправления. Органической составляющей этой реформы является реформа избирательной системы, обеспечивающая демократическое воспроизводство и ротацию власти по итогам периодически проводимых выборов [1,3]. Поэтому первостепенное значение в процессе трансформации институтов публичной власти приобретает исследование действующего избирательного права и законодательства.

Распад СССР и утверждение государственного суверенитета в бывших союзных республиках не могли не сказаться на содержании их конституционного законодательства.

Специфика конституций стран СНГ проявляется, во-первых, в темпах и объеме конституционных преобразований; во-вторых, в построении институтов власти; в-третьих, в закреплении разнообразных форм государственного устройства.

Каждое государство Содружества использовало в ходе конституционных преобразований свой собственный конституционный опыт, опыт конституционных реформ в России. Конституции стран СНГ принимались как путем референдума (РФ, Казахстан, Республика Беларусь), так и парламентским путем (Туркменистан, Узбекистан, Украина).

Институту выборов, как в советский период, так и в современный, всегда придавалось исключительно важное политическое значение. Обратившись к истории можно сделать вывод, что для избирательного права советского периода характерны следующие особенности: Конституциями бывших республик были детально регламентированы не только принципы избирательной системы, но и порядок проведения выборов. Эффективность выборов была достаточно высока, однако в то же время избирательная кампания проходила, как правило, формально, а итоги выборов зачастую были заранее предрешены.

В Конституции России и Республики Казахстан заложены демократические принципы построения избирательной систем, но прямого закрепления принципов избирательной системы в Основном законе нет, т. е. в конституционной практике РФ и РК не упоминаются даже самые основополагающие принципы, что выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Они оказались «утраченными» вместе с традиционной главой " Избирательная система» [3,14], несмотря на то, что Конституция РСФСР 1918 года включала в себя раздел, посвященный вопросам организации выборов «Активное и пассивное избирательное право», кроме того, имели место главы «О производстве выборов», «О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов»; в Конституции РСФСР (Основном Законе) 1925 года раздел «О выборах в Советы включал в себя три подраздела: «Об активном и пассивном праве», «О производстве выборов», «О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов», Конституция (Основной закон) РСФСР 1937года уже традиционно имела главу «Избирательная система»; Конституция СССР 1977г., Конституция РСФСР 1978 года, конституции союзных республик, включая РСФСР, также содержали главы, посвященные избирательной системе.

Примечательно, что в проекте Конституции Российской Федерации, который был вынесен на обсуждение Конституционного совещания, принципы избирательного права формулировались в ст. 7 следующим образом: «Высшим выражением непосредственной власти народа Российской Федерации являются выборы гражданами своих представителей в органы власти и общенародный референдум, проводимые свободным, всеобщим равным, прямым, тайным голосованием» [3,14]. Но в окончательный вариант Конституции РФ этот текст внесен не был, так как участники Конституционного совещания не пришли к согласию. Вследствие этого, в настоящее время принципы действующей в РФ избирательной системы определены в основном, в текущем законодательстве, при этом необходимо отметить, что современная наука избирательного права расширила перечень принципов избирательного права. [2,112].

Законодатель отчасти восполнил этот пробел нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», благодаря чему удалось приблизиться к международным избирательным стандартам, процедурам и технологиям, отвечающим подлинно справедливым и свободным выборам.

В настоящее время в конституциях некоторых стран СНГ нормы о выборах детально регламентированы и содержатся в специальных главах или разделах. К таковым относятся, например, Конституции Украины (раздел 3. Выборы. Референдум, ст. 69–74) [4], Республики Узбекистан (гл. 23. Избирательная система, ст. 117) [5], и Республики Беларусь (гл. 1, Избирательная система, ст. 68–72, гл.2, Референдум (народное голосование, ст. 73–78.) [6]. В остальных конституциях стран СНГ нормы о выборах содержатся лишь в общем виде.

В отдельных странах СНГ действуют так называемые органические законы, которые принимаются по прямому предписанию конституции (на основе ее бланкетных норм) (Грузия, Молдова), а в Таджикистане, Казахстане закон о выборах имеет статус конституционного. Содержание специальных законов о выборах стран СНГ имеет много общего, что обусловлено их структурой, задачами и назначением. Вместе с тем имеются и существенные различия в этих законах. Они касаются в первую очередь содержания и объема, решаемых в них вопросах. Во многом эти различия обусловлены соответствующими конституциями, возможностью регулирования отдельных видов выборов.

В некоторых странах в настоящее время действует избирательный кодекс (Азербайджан, Беларусь, Молдова), содержащий в систематизированном виде все основные нормы избирательного права и детально регулирующий избирательный процесс.

Избирательное право и система организации выборов играют определяющую роль в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституции государств участников СНГ содержат основополагающие положения, касающиеся организации и проведения выборов, имеющие высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории страны.

В конституциях стран СНГ закреплено значительное число институтов непосредственной демократии (выборы, референдум, народная правотворческая инициатива).

 Избирательные права в конституциях государств — участников СНГ могут быть сформулированы по — разному, но, как правило, они сводятся к степени детализации изложения того или иного правомочия. В основном, в конституциях стран СНГ содержатся общие нормы избирательного права, имеющие имплицитный характер, а также эксплицитные нормы о способах избрания соответствующих выборных органов (парламента, президента и др.), а все остальное регулируется другими конституционными законами иными правовыми нормами, то есть Конституциями и избирательным законодательством стран СНГ, но, в связи с отсутствием во многих странах в конституциях разделов или глав об избирательной системе недостаточно четко гарантируется защита демократических принципов и норм избирательного права, несмотря на то, что основные политические права и свободы закреплены в Основных законах в соответствии со стандартами демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом о гражданских и политических правах.

Литература:

1.                  Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. / Учебник для ВУЗов / Под ред. Вешнякова А. А. // М.: Норма, 2003. — 816 с.

2.                  Современное Российское избирательное право: понятие, принципы, источники. / Учебник для ВУЗов / Князев С. Д. // Владивосток: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010 г. — 735 с.

3.                  Конституционное совещание. / Стенограммы. Материалы. Документы. / Том 1. / М., 1997. С. 314.

4.                  Конституция Украины от 28 июня 1996 года. Конституции государств Европы в 3 томах. Т. 3 / Под общей ред. Л. А. Окунькова. — М.: Изд. НОРМА, 2001. — 736 с.

5.                  Конституция Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 года с изменениями и дополнениями от 28 декабря 1993 года. / Конституции государств Европы в 3 томах. Т. 3 / Под общей ред. Л. А. Окунькова. — М.: Изд. НОРМА, 2001. — 736 с.

6.                  Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 года с изменениями и дополнениями от 24.11.1996 года и 17.10.2004 года. Конституции государств Европы в 3 томах. Т. 1 / Под общей ред. Л. А. Окунькова. — М.: Изд. НОРМА, 2001. — 736 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Избирательная система, Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, выбор, советский период, местное самоуправление, государственная власть, Конституционное совещание, тайное голосование.

Похожие статьи

Конституционно-правовые ограничения в избирательном...

Ключевые слова: Российская Федерация, избирательный процесс, Президент РФ, конституционно-правовая ответственность, регистрация кандидатов, государственная власть.

Конституционно-правовые основы применения...

местное самоуправление, пропорциональная избирательная система, Российская Федерация, публичная власть, выбор, государственная власть, пропорциональная система, представительный орган...

Система выборов в Российской Федерации как доминирующий...

органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица».

непосредственно голосуют за своих будущих представителей в выборном органе публичной власти; 7) принцип тайного голосования на...

К вопросу об истории и организации деятельности Федерального...

Российская Федерациягосударство присущей только ему многоконфессиональной

В ходе конституционных и государственных реформ достаточно быстро стало понятно, что

На основании существующей избирательной системы, можно сделать смелый вывод о том...

Проблемы развития форм реализации населением...

Фундаментальные основы системы государственного управления и самоуправления

Конституция Республики Казахстан под местным самоуправлением определяет, что

То есть местное самоуправление — это способ организации и осуществления власти на местах...

Развитие местного самоуправления в Казахстане как института...

Понятие «местное самоуправление» в Конституции 1993 г. не упоминалось, а старое

во-первых, исчезли понятия «органы государственной власти» и «исполнительные органы

В Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан на период...

Избирательные споры | Статья в журнале «Молодой ученый»

местное самоуправление, пропорциональная избирательная система, Российская Федерация, публичная власть, выбор, государственная власть, пропорциональная система, представительный орган...

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

Краснодарский край, общественный контроль, выбор, избирательная комиссия, массовая информация, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация, местное самоуправление...

Размышления о Конституционном Собрании, или На пути к...

Конституционное Собрание, Российская Федерация, Конституция, государственная власть, Президент РФ, пересмотр Конституции, мнение, Государственная Дума, единственный источник власти, РФ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Конституционно-правовые ограничения в избирательном...

Ключевые слова: Российская Федерация, избирательный процесс, Президент РФ, конституционно-правовая ответственность, регистрация кандидатов, государственная власть.

Конституционно-правовые основы применения...

местное самоуправление, пропорциональная избирательная система, Российская Федерация, публичная власть, выбор, государственная власть, пропорциональная система, представительный орган...

Система выборов в Российской Федерации как доминирующий...

органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица».

непосредственно голосуют за своих будущих представителей в выборном органе публичной власти; 7) принцип тайного голосования на...

К вопросу об истории и организации деятельности Федерального...

Российская Федерациягосударство присущей только ему многоконфессиональной

В ходе конституционных и государственных реформ достаточно быстро стало понятно, что

На основании существующей избирательной системы, можно сделать смелый вывод о том...

Проблемы развития форм реализации населением...

Фундаментальные основы системы государственного управления и самоуправления

Конституция Республики Казахстан под местным самоуправлением определяет, что

То есть местное самоуправление — это способ организации и осуществления власти на местах...

Развитие местного самоуправления в Казахстане как института...

Понятие «местное самоуправление» в Конституции 1993 г. не упоминалось, а старое

во-первых, исчезли понятия «органы государственной власти» и «исполнительные органы

В Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан на период...

Избирательные споры | Статья в журнале «Молодой ученый»

местное самоуправление, пропорциональная избирательная система, Российская Федерация, публичная власть, выбор, государственная власть, пропорциональная система, представительный орган...

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

Краснодарский край, общественный контроль, выбор, избирательная комиссия, массовая информация, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация, местное самоуправление...

Размышления о Конституционном Собрании, или На пути к...

Конституционное Собрание, Российская Федерация, Конституция, государственная власть, Президент РФ, пересмотр Конституции, мнение, Государственная Дума, единственный источник власти, РФ.

Задать вопрос