Политические (избирательные) PR-кампании: понятие, характеристика, используемые технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 28.12.2020

Статья просмотрена: 2363 раза

Библиографическое описание:

Овсянникова, В. С. Политические (избирательные) PR-кампании: понятие, характеристика, используемые технологии / В. С. Овсянникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77146/ (дата обращения: 22.07.2024).



В статье раскрыты понятие, характеристика и используемые технологии политических (избирательных) PR-кампаний, а также особенности формирования имиджа политика.

Ключевые слова: политический PR, избирательная кампания, политический маркетинг, избирательный процесс, имидж.

Избирательная кампания — это набор мероприятий по организации свободного волеизъявления граждан, регламентированный законом и организуемый избирательными комиссиями. [1]

Избирательная кампания включает в себя действия власти, избирательных комиссий, а также всех лиц и организаций, задействованных в выборном процессе.

РR в избирательной кампании — это системная организация коммуникации политической фигуры или группы с различными целевыми группами в обществе, которая направлена на достижение понимания, согласования взаимоприемлемых интересов, а также привлечения на свою сторону. Через комплексное использование PR-средств поддерживается репутация кандидата, формируется паблисити, создается общий план воздействия на сознание человека. Главным, но не единственным результатом является победа на выборах. [1]

Кампания по связям с общественностью всегда требует особый подход с выстраиванием определенной стратегии. Важно понимать, как придётся воздействовать на мнения и отношения людей.

Избирательные технологии подразделяются на маркетинговые и немаркетинговые. [2]

В случае с маркетинговыми избирательными технологиями можно говорить о тесной связи с понятием «политического рынка», являющийся пространством для обмена политических товаров и услуг на голоса избирателей и поддержку граждан. На «политическом рынке» существует конкуренция, в ходе которой политические субъекты предлагают гражданам свои «услуги и товары». Конкуренция обостряется именно в период проведения избирательной кампании, поэтому кандидаты и партии стараются привлечь на свою сторону голоса избирателей. Кандидаты и партии добиваются успеха за счет политического маркетинга — систему воздействия на политический рынок, в основе которого лежит изучение этого рынка. Политический маркетинг преследует одну главную цель: привлечение наибольшего количества голосов избирателей. Также политический маркетинг строится на изучении потребностей, ценностей, установок, мотивации граждан. Главной особенностью политического маркетинга является свобода альтернативного выбора между конкурирующими предложениями, и гражданин сам решает, нужно ли ему голосовать или нет, и нуждается ли он в политических «товарах и услугах» вообще.

Технологии немаркетингового типа игнорируют потребности получателей информации, т. е. граждан, и предполагают целое информационное воздействие монологического характера. Немаркетинговые технологии нуждаются в уменьшении или полном устранении конкуренции между политическими субъектами. Такие технологии строятся на убеждении людей в правильности взглядов и позиции, внедряемых в них субъектом воздействия. В немаркетинговых технологиях конкуренции не существует. Эффективность таких технологий заключается в том, что индивид лишен возможности усомниться во внедряемых в его сознание установок, ценностей и моделей поведения. Классические примеры технологий немаркетингового типа — политические пропаганда и агитация. Между ними существует тесная взаимосвязь: они направлены на формирование позитивного отношения населения к тем или иным ценностям, закрепление их в сознании граждан. Основное различие заключается в том, что агитация в большей степени ориентирована на побуждение созидательного действия. Стратегии политической пропаганды применяются для управления массами людей и вовлечения их в определённую деятельность. Пропаганда предполагает ориентирование на определённые стереотипы, и преодолеть критический настрой аудитории можно посредством смены стереотипов.

Избирательные (политические) PR-кампании тесно связаны с определением избирательной системы. Существует несколько толкований данного термина в широком и узком смысле. Избирательная система в широком смысле — это совокупность общественных отношений, возникающих в связи с выборами органов власти. Такие отношение регулируются нормами конституционного права. Избирательная система в узком смысле — способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. [1]

Российское избирательное право реализуется в форме избирательного процесса.

Для него характерны законодательно установленные стадии:

  1. Назначение выборов
  2. Образование избирательных округов
  3. Образование избирательных участков
  4. Формирование избирательных органов
  5. Выдвижение и регистрация кандидатов
  6. Предвыборная агитация
  7. Голосование
  8. Подведение итогов выборов
  9. Опубликование результатов выборов. [1]

Для российского избирательного права характерны демократические принципы, включающие в себя всеобщность, равенство, тайну выборов, прямое(непосредственное) голосование.

Существуют также демократические принципы организации выборов.

Они включают в себя:

− свободу выборов, предполагающую отсутствие политического давления на избирателей и активистов, кандидатов и организаторов выборов;

− наличие выбора, альтернативных кандидатов;

− состязательность и конкурентность выборов;

− периодичность и регулярность выборов;

− равенство возможностей политических партий и кандидатов.

Любая избирательная кампания требует затраты определенных ресурсов. [1] К таким важным ресурсам, позволяющим достичь поставленную цель можно отнести:

  1. Финансовые ресурсы, т. е. денежные средства.
  2. Временные ресурсы играют важную роль в избирательных PR-кампаниях. Чем больше отводится времени на предвыборную агитацию, тем больше возможностей открывается для воздействия на сознание и поведение потенциальных избирателей, поэтому важно эффективно и правильно использовать время.
  3. Интеллектуальные ресурсы. К ним относятся привлекаемые квалифицированные специалисты в разных областях, участвующие в организации избирательных кампаний. К таким специалистам можно отнести политологов, социологов, юристов, экономистов, а также психологов. Ключевую роль в избирательном процессе играют политические технологи — специалисты в области избирательных технологий. Они входят в состав избирательного штаба и разрабатывают тактику, стратегию осуществления избирательной кампании.
  4. Организационные ресурсы. Это государственные, партийные и общественные структуры, на которые может опираться кандидат или партия при проведении своей избирательной кампании.
  5. Информационные ресурсы. К таким ресурсам относятся средства массовой информации: телевидение, радио, печать, интернет.
  6. Материально-технические ресурсы. Без них невозможно проведение избирательной кампании, они обеспечиваются инфраструктурой. Это помещения, средства связи, техника и т. д.

Важной составляющей политической (избирательной) PR-кампании является имидж. Американский социолог Ирвинг Гофман говорил: «Имидж — это искусство управлять впечатлением». И действительно: по своему определению имидж является специфическим «образом» воспринимаемого предмета, его «внешней оболочкой». Цель имиджа: привлечение внимания и идентификация объекта. Над имиджем работает не один специалист, привлекаются психологи, PR-специалисты, хореографы, социологи, стилисты, продюсеры… У понятия «политический имидж» также имеется своё определение. Политический имидж — это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ политического лидера. Формирование имиджа происходит как неосознанно, так и осознанно, когда отслеживаются особенности восприятия политика, продумываются тактика и стратегия формирования благоприятного образа. [3]

Имидж формируется за счёт:

− личностных, профессиональных качеств политика, его слова и дела (эти качества и являются имиджформирующей информацией). Данные качества могут быть получены непосредственным путем: на личных встречах, выступлениях в СМИ и т. д.;

− косвенная имиджформирующая информация (сплетни, слухи, компроматы, досье). Это сведения о личной жизни, о семье, друзьях, образе жизни и т. д.) [4]

Ядро имиджа состоит из легенды, позиции и установки. Легенда складывается из впечатления о человеке и формируется на уровне подсознания. Если у политика плохая легенда, идти на выборы с ней смысла нет. Легенда может стоять за серией важных для страны или региона поступков политика, должны быть четко сформулированы идеи и лозунги. Создать легенду можно из биографии кандидата, особенностей внешности и поведения. У политика должна быть своя позиция, если он публично, чётко и понятно может ее выразить — у него есть все шансы на успех.

Существует внешняя, внутренняя и процессуальная сторона имиджа. Внешняя сторона имиджа состоит из мимики, манеры, прически, походки, т.е из внешних характеристик политика. Внутренняя сторона имиджа состоит из менталитета, профессионализма, хобби, ценностей и интересов, но прежде всего — из политических идей, и то, как он их отстаивает — это процессуальная сторона имиджа, включающая в себя особенности темперамента, артистичности, чувства юмора, эмоциональной выразительности. [3]

Направленное формирование имиджа политика представляет из себя трудоемкий процесс, который под силу специализированным агенствам.

Можно подытожить тем, что особенности, этапы и технологии политической (избирательной) PR-кампании формируются в соответствии с действующим законодательством и условиями, которые существуют в государстве. Политическая (избирательная) PR-кампания состоит из определенных этапов, которых следует придерживаться для успешного проведения кампании.

Литература:

  1. Малкин, Е., Сучков Е. Политические технологии: избирательные технологии, партийное строительство, политические проекты/ Е.Малкин, Е.Сучков. — М.: Русская панорама, 2011.
  2. Марков.А. Связи с общественностью в органах власти. — М.: Инфра-М, 2014. — 192с.
  3. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники / А. Ю. Панасюк. — 2-е изд., стер. — М.: ОМЕГА-Л, 2008. — 266 с.
  4. Чумиков, А. Н. Реклама и связи с общественностью. Имидж, репутация, бренд / А. Н. Чумиков. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 160 c.
Основные термины (генерируются автоматически): избирательная кампания, политический маркетинг, избирательная система, избирательный процесс, политический, ресурс, голос избирателей, предвыборная агитация, процессуальная сторона имиджа, узкий смысл.


Похожие статьи

Эффективность избирательных технологий на выборах...

Эффективность избирательных технологий при построении политического имиджа у М.А Сурайкина нельзя назвать существенной, поскольку применение только нескольких видов информационных избирательных технологий как: «политические дебаты» «публичные...

Политический и экономический маркетинг: сравнительный анализ

Ключевые слова: политический маркетинг, политический имидж, политический PR, маркетинг в некоммерческой сфере, политическая реклама. Если воспринимать политику в качестве рынка, то нетрудно понять, что не существует никаких правильных и неправильных...

О необходимости законодательного закрепления понятия...

Подхода о широкой трактовке избирательного процесса придерживается и Масловская M.B., высказавшая мнение, что «понятие «избирательный процесс» по совокупности действий, процедур и временных рамок шире понятия «избирательная кампания».

Дебаты в современном предвыборном политическом дискурсе

Ключевые слова: политические дебаты, политические технологии, медийное пространство, предвыборная агитация.

Предвыборные дебаты в России имеют множество функций. Для избирателей они стали своеобразным шоу, где зритель мог увидеть кандидатов в действии...

избирательная комиссия, Российская Федерация, предвыборная...

Виды нарушений в ходе предвыборной кампании. избирательная комиссия, Российская Федерация, предвыборная кампания, подписной лист, сельское поселение, должность Главы, предвыборная агитация, муниципальное образование, Тюменская область, проведение...

Избирательный процесс: сравнительный анализ отечественного...

Ключевые слова: избирательный процесс, избирательная система, выборы. В пункте 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 года указано, что: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и...

Избирательный процесс: проблематика избирательной...

Избирательный процесс это ни что иное как форма реализации публичной власти, ее политического воспроизводства и признания, целью которого является легитимация власти, достижение политического результата. Избирательный процесс — это технологическая...

Виды нарушений в ходе предвыборной кампании

7) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических...

Цифровые технологии в избирательном процессе...

Цифровые технологии в избирательном процессе: отечественный опыт использования.

Избирательный процесс — это система политико-правовых отношений, осуществляемая уполномоченными

КОИБ осуществляет сканирование отметок избирателей на бюллетене...

Похожие статьи

Эффективность избирательных технологий на выборах...

Эффективность избирательных технологий при построении политического имиджа у М.А Сурайкина нельзя назвать существенной, поскольку применение только нескольких видов информационных избирательных технологий как: «политические дебаты» «публичные...

Политический и экономический маркетинг: сравнительный анализ

Ключевые слова: политический маркетинг, политический имидж, политический PR, маркетинг в некоммерческой сфере, политическая реклама. Если воспринимать политику в качестве рынка, то нетрудно понять, что не существует никаких правильных и неправильных...

О необходимости законодательного закрепления понятия...

Подхода о широкой трактовке избирательного процесса придерживается и Масловская M.B., высказавшая мнение, что «понятие «избирательный процесс» по совокупности действий, процедур и временных рамок шире понятия «избирательная кампания».

Дебаты в современном предвыборном политическом дискурсе

Ключевые слова: политические дебаты, политические технологии, медийное пространство, предвыборная агитация.

Предвыборные дебаты в России имеют множество функций. Для избирателей они стали своеобразным шоу, где зритель мог увидеть кандидатов в действии...

избирательная комиссия, Российская Федерация, предвыборная...

Виды нарушений в ходе предвыборной кампании. избирательная комиссия, Российская Федерация, предвыборная кампания, подписной лист, сельское поселение, должность Главы, предвыборная агитация, муниципальное образование, Тюменская область, проведение...

Избирательный процесс: сравнительный анализ отечественного...

Ключевые слова: избирательный процесс, избирательная система, выборы. В пункте 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 года указано, что: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и...

Избирательный процесс: проблематика избирательной...

Избирательный процесс это ни что иное как форма реализации публичной власти, ее политического воспроизводства и признания, целью которого является легитимация власти, достижение политического результата. Избирательный процесс — это технологическая...

Виды нарушений в ходе предвыборной кампании

7) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических...

Цифровые технологии в избирательном процессе...

Цифровые технологии в избирательном процессе: отечественный опыт использования.

Избирательный процесс — это система политико-правовых отношений, осуществляемая уполномоченными

КОИБ осуществляет сканирование отметок избирателей на бюллетене...

Задать вопрос