Контроль за соблюдением законодательства в области финансирования избирательных кампаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №1 (187) январь 2018 г.

Дата публикации: 04.01.2018

Статья просмотрена: 439 раз

Библиографическое описание:

Дьякова, Д. М. Контроль за соблюдением законодательства в области финансирования избирательных кампаний / Д. М. Дьякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47613/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье рассматриваются вопросы, касающиеся отдельных элементов контроля за соблюдением законодательства в области финансирования избирательных кампаний, правовом статусе Контрольно-ревизионной службы при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Ключевые слова: контроль, финансирование избирательных кампаний, Контрольно-ревизионная служба, Центральная избирательная комиссия.

Результаты контроля за соблюдением законодательства в области финансирования избирательных кампаний являются, наверное, второй по популярности темой для избирателей после подведения итогов голосования. В связи с этим вопрос правового статуса контрольно-ревизионных органов не теряет своей актуальности.

Некоторые авторы отмечают, что контроль в финансовом праве заключается наряду с обеспечением законности какой-либо деятельности в обеспечении целесообразности этой деятельности. [1, с. 547–549]

Рыженко Н. Е. указывает: «Это характерно только для осуществления бюджетного контроля в рамках избирательного процесса и не относится к проведению контроля в части, касающейся избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений, поскольку такие показатели как «экономия средств» и «целесообразность использования средств избирательного фонда» на различные цели в рамках законодательства при проведении кандидатом или избирательным объединением своих избирательных кампаний определяются ими самостоятельно» [2, с. 152]

Однако, Положение о Контрольно-ревизионной службе при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утв. Постановлением ЦИК России от 13.04.2016 № 3/23–7 содержит такие функции Контрольно-ревизионной службы как контроль оплаты изготовления и распространения за счет средств соответствующих избирательных фондов печатных агитационных материалов, аудиовизуальных материалов, иных агитационных материалов, а также анализ агитационных материалов в целях определения соответствия заявленной стоимости выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и распространению поступивших материалов их фактической стоимости, выявления фактов ее занижения (завышения), а также соответствия фактического объема выполненных работ (оказанных услуг) объемам, указанным в первичных (учетных) финансовых документах.

Следовательно, контроль в избирательном праве в аспекте целесообразности относится и к избирательным фондам кандидатов и политических партий, правда указанный аспект служит не целям «экономии средств», а скорее дополнительной возможностью для выявления фактов оплаты изготовления агитационных материалов помимо средств соответствующих избирательных фондов.

Исходя из положений пункта 1 статьи 60 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — ФЗ № 67) контроль в избирательном праве за финансированием выборов заключается в проверке целевого расходования денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума, источников поступления средств в избирательные фонды, фонды референдума, организации учета этих средств и их использования, в проверке финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, в организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, о доходах, об их источниках и о расходах, соблюдения кандидатами требований, указанного ФЗ № 67.

В указанной норме выражены два элемента контроля: 1)контроль за деятельностью избирательных комиссий по целевому расходованию бюджетных средств, выделенных на проведение выборов и 2)контроль за деятельностью кандидатов и избирательных объединений.

В настоящей работе остановимся на второй составляющей контроля, которую считаем возможным определить как деятельность Контрольно-ревизионной службы по проверке источников поступления, организации учета и использования средств избирательных фондов, проверка финансовых отчетов избирательных объединений, кандидатов. Предметом такого контроля является деятельность кандидатов и избирательных объединений, а объектом финансовые отчеты, отображающие информацию о поступлении и расходовании средств избирательных фондов.

Контроль осуществляет Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями, во взаимодействии с правоохранительными органами, филиалами Сбербанка России, иными государственными органами и учреждениями, Счетной палатой Российской Федерации, Счетными палатами субъектов Российской Федерации, например, Волгоградской области (Закон Волгоградской области от 17.12.1999 № 344-ОД «О контрольно-счетной палате Волгоградской области»). Счетные палаты осуществляют контроль только в части расходования бюджетных средств на проведение выборов, что следует из норм, определяющих их статус, в частности, статьи 2 Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Отдельно стоит остановиться на контрольно-ревизионных служба. Первоначально контрольно-ревизионная служба была создана в 1998 году на основании Постановления ЦИК России от 10.12.1998 № 157/1078-II «О Контрольно-ревизионной службе при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации». Следующим шагом по нормативному обеспечению деятельности контроль-ревизионных служб стало принятие Методических рекомендаций по организации деятельности избирательных комиссий и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за избирательными фондами кандидатов, избирательных объединений, достоверностью представленных сведений о доходах и об имуществе, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 марта 2006 года № 174/1121–4.

В настоящее время на основании статьи 47 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», статьи 60 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» создана Контрольно-ревизионная комиссия при Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, которая является постоянно действующим органом и, деятельность которой регламентирована Положением о Контрольно-ревизионной службе при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утв. Постановлением ЦИК России от 13.04.2016 № 3/23–7.

С учетом действующего законодательства в рассматриваемой сфере, задачами контроля за финансированием избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений являются:

‒ Контроль за источниками поступления, организацией учета и использованием средств избирательных фондов, фондов референдума при проведении федеральных выборов, референдума Российской Федерации.

‒ Проверка финансовых отчетов избирательных объединений, кандидатов, инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативных агитационных групп при проведении федеральных выборов, референдума Российской Федерации.

С учетом мнения ученых [2, с. 158] можно выделить следующие задачи:

‒ обеспечение соблюдения законности деятельности кандидатов, избирательных объединений по привлечению и использованию средств избирательных фондов, источников их формирования;

‒ обеспечение гласности финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений, доведение до сведения избирателей информации об источниках поддержки кандидатов и избирательных объединений, а также выявленных недостоверных сведениях, касающейся финансовой стороны избирательных кампаний;

‒ предупреждение, пресечение, выявление нарушений порядка финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений, своевременное пресечение финансовых правонарушений и обеспечение неотвратимости привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушение соответствующих правил [3, с. 43];

‒ обеспечение правильного, полного и своевременного представления кандидатами, избирательными объединениями, а также другими органами и организациями сведений о финансировании избирательных кампаний;

‒ выявление внутренних резервов и повышение эффективности использования имеющихся ресурсов кандидатов и избирательных объединений для финансирования избирательных кампаний

‒ создание и обеспечение равных условий финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений, в том числе при создании и использовании средств избирательных фондов, а также равного доступа избирателей к финансированию кандидатов и избирательных объединений;

‒ создание и поддержка условий для доверия граждан РФ, избирателей к выборам и избирательному процессу.

В Положении о Контрольно-ревизионной службе при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации отражены следующие её функции:

‒ обеспечение контроля за соблюдением участниками избирательного процесса законодательства, регулирующих финансирование выборов;

‒ обеспечение контроля за соблюдением участниками избирательного процесса установленного порядка финансирования предвыборной агитации, осуществления их мероприятий, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании;

‒ выявление пожертвований, поступивших с нарушением установленного законодательством порядка, подготовка информации для направления в адрес уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата, политической партии о необходимости возврата таких пожертвований жертвователю или перечисления в доход федерального бюджета.

‒ проведение мероприятий по выявлению фактов нарушений в расходовании средств при проведении избирательной кампании, в том числе помимо соответствующего избирательного фонда, подготовка предложений для ЦИК РФ по привлечению к ответственности кандидатов, политических партий, а также граждан и юридических лиц за нарушения порядка финансирования избирательных кампаний.

‒ осуществление приема и проверки финансовых отчетов политических партий при проведении выборов депутатов ГД ФС РФ, кандидатов на должность Президента РФ при проведении выборов Президента РФ.

‒ участие в выявлении фактов финансирования избирательных кампаний кандидатов, политических партий, помимо соответствующих избирательных фондов, фондов референдума.

‒ подготовка для направления в средства массовой информации копий финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, политических партий.

‒ осуществление контроля оплаты изготовления и распространения за счет средств соответствующих избирательных фондов, печатных агитационных материалов, аудиовизуальных материалов, иных агитационных материалов, которые представляются в ЦИК РФ кандидатом, политической партией.

‒ анализ соответствия стоимости изготовления агитационных материалов и их распространения фактической стоимости, выявления фактов оплаты изготовления агитационных материалов помимо средств избирательных фондов, подготовка предложений для ЦИК РФ по привлечению к ответственности кандидатов, политических партий, а также граждан и юридических лиц.

‒ обеспечение контроля за устранением нарушений законодательства, выявленных в ходе проверок формирования и использования средств избирательных фондов кандидатов, политических партий при проведении федеральных выборов.

Литература:

  1. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: Учебник /Н. М. Артемов, Е. М. Ашмарина, Г. Г. Ячменев; Отв. ред. Н. М. Артемов. — М.,2004. — 630 с.
  2. Рыженков Н. Е. Конституционно-правовое регулирование института избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М. — 228 с.
  3. Гнетов А. В. Практика привлечения к ответственности за финансовые нарушения при проведении избирательных кампаний // Журнал о выборах. 2005. № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Центральная избирательная комиссия, Контрольно-ревизионная служба, избирательная кампания кандидатов, использование средств, объединение, фонд, Контроль, Волгоградская область, избирательный процесс.


Ключевые слова

контроль, финансирование избирательных кампаний, Контрольно-ревизионная служба, Центральная избирательная комиссия

Похожие статьи

Правовые основы регулирования финансирования...

Правовые основы регулирования финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений в Российской Федерации.

Ключевые слова: избирательное право, выборы, финансирование, избирательная кампания, избирательный фонд.

Проблемы создания избирательных фондов | Статья в журнале...

Ключевые слова: избирательные фонды, финансирование, избирательные кампании, выборы.

Правовые основы регулирования финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений в Российской Федерации.

Теория и практика организации информационно-разъяснительной...

В ходе освещения кампании наблюдаются взаимосвязанные действия следующих субъектов: кандидатов, избирательных объединений, избирателей и средств массовой информации.

Организационно-правовые проблемы избирательных фондов

Правовые основы регулирования финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений в Российской Федерации. Правоприменительная практика избирательных комиссий по защите избирательных прав на выборах депутатов Народного...

Общественный контроль при проведении муниципальных...

Явка избирателей в голосовании по Российской Федерации составила 47,84 %.

Для средств массовой информации избирательная комиссия Краснодарского края провела обучающие семинары, пресс-конференции с участием информагентств; вышли более 20...

Правоприменительная практика избирательных комиссий по...

Бурятия, Избирательная комиссия Республики, Российская Федерация, административная ответственность, предвыборная агитация, Народный Хурал Республики, избирательное объединение, массовая информация...

Тенденции правового регулирования предвыборной агитации...

Регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации начинается с принятием Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ

Помимо представленного постановления Центральной избирательной комиссией РФ разработан справочно-методический материал...

Гарантии деятельности кандидата в избирательной кампании

регистрация кандидата, избирательная кампания, конституционно-правовая ответственность, партия, отказ, мера, регистрация кандидатов, конституционно-правовое нарушение, избирательный процесс, избирательная...

Роль СМИ в избирательных правоотношениях | Статья в журнале...

Правовые основы регулирования финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений в Российской Федерации. Правоприменительная практика избирательных комиссий по защите избирательных прав на выборах депутатов Народного...

Похожие статьи

Правовые основы регулирования финансирования...

Правовые основы регулирования финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений в Российской Федерации.

Ключевые слова: избирательное право, выборы, финансирование, избирательная кампания, избирательный фонд.

Проблемы создания избирательных фондов | Статья в журнале...

Ключевые слова: избирательные фонды, финансирование, избирательные кампании, выборы.

Правовые основы регулирования финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений в Российской Федерации.

Теория и практика организации информационно-разъяснительной...

В ходе освещения кампании наблюдаются взаимосвязанные действия следующих субъектов: кандидатов, избирательных объединений, избирателей и средств массовой информации.

Организационно-правовые проблемы избирательных фондов

Правовые основы регулирования финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений в Российской Федерации. Правоприменительная практика избирательных комиссий по защите избирательных прав на выборах депутатов Народного...

Общественный контроль при проведении муниципальных...

Явка избирателей в голосовании по Российской Федерации составила 47,84 %.

Для средств массовой информации избирательная комиссия Краснодарского края провела обучающие семинары, пресс-конференции с участием информагентств; вышли более 20...

Правоприменительная практика избирательных комиссий по...

Бурятия, Избирательная комиссия Республики, Российская Федерация, административная ответственность, предвыборная агитация, Народный Хурал Республики, избирательное объединение, массовая информация...

Тенденции правового регулирования предвыборной агитации...

Регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации начинается с принятием Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ

Помимо представленного постановления Центральной избирательной комиссией РФ разработан справочно-методический материал...

Гарантии деятельности кандидата в избирательной кампании

регистрация кандидата, избирательная кампания, конституционно-правовая ответственность, партия, отказ, мера, регистрация кандидатов, конституционно-правовое нарушение, избирательный процесс, избирательная...

Роль СМИ в избирательных правоотношениях | Статья в журнале...

Правовые основы регулирования финансирования избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений в Российской Федерации. Правоприменительная практика избирательных комиссий по защите избирательных прав на выборах депутатов Народного...

Задать вопрос