Автор: Ермак Марина Сергеевна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 31.05.2016

Статья просмотрена: 200 раз

Библиографическое описание:

Ермак М. С. Гарантии деятельности кандидата в избирательной кампании // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1283-1285.



В данной статье рассмотрены нарушения гарантий деятельности кандидата в избирательной кампании, которые могут повлечь отказ в регистрации кандидата, по причине отсутствия единых принципов привлечения к конституционно-правовой ответственности. Предлагается, в целях разрешения существующих научных противоречий и упорядочения правоприменительной практики законодательно закрепить понятия конституционно-правового нарушения в избирательной сфере, мер конституционно-правовой ответственности участников избирательного процесса и отказа в регистрации кандидата как одной из этих мер.

В действующем законодательстве предусмотрен ряд гарантий деятельности кандидатов в избирательной кампании, к которым, в частности, относятся следующие:

‒ со дня регистрации кандидата по день официального опубликования результатов выборов, по заявлению кандидата, он освобождается от работы и несения служебных обязанностей, учебных занятий в любое время в течение данного срока;

‒ в течение избирательной кампании зарегистрированного кандидата запрещено увольнять с работы и со службы по инициативе работодателя или без его согласия переводить на другую работу (должность), направлять в командировку, а также кандидат не может быть отчислен из образовательного учреждения, призван на военную службу и на военные сборы;

‒ время участия в избирательной кампании зарегистрированного кандидата входит в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата [4, с. 90].

К нарушениям гарантий деятельности кандидата в избирательной кампании относится большое количество использования отказов в регистрации кандидата, по причине отсутствия единых принципов привлечения к конституционно-правовой ответственности.

Характеристика оснований и юридических последствий отказа в регистрации кандидата в избирательной кампании предполагает причислять его как к мерам ответственности, так и к признакам право-восстановительных мер. Основное отличие между данными группами мер состоит в наличии или отсутствии необходимости определения состава конституционного правонарушения в избирательной кампании.

Разнохарактерность многолетней правовой и судебной практики предполагает необходимость объединения на законодательном уровне мер правовой ответственности и мер правовой охраны избирательной системы в вопросах отказа в регистрации кандидата, что невозможно без досконального изучения его правовой сущности.

Отказ в регистрации кандидата в избирательной кампании можно назвать одной из наиболее противоречивых мер конституционно-правовой ответственности в сфере избирательного права.

Противоречивые формулировки законов избирательного права, вместо применения гарантий и механизмов осуществления гражданами своих политических прав, зачастую являются основанием для необоснованного отказа в регистрации кандидата, пользования недобросовестными избирательными технологиями, в том числе административного ресурса, для устранения «неугодных политических конкурентов».

При использовании меры восстановления по отношению к кандидату, значение придается лишь формальному наличию условий для применения указанной меры: вина кандидата не подлежит выяснению.

По-другому обстоят дела при отказе в регистрации кандидата в качестве меры конституционно-правовой ответственности в избирательной кампании. Здесь определению подлежит присутствие всех признаков состава конституционного правонарушения, в том числе и вина кандидата.

В целях конкретизации необходимо не только законодательное разделение существующих оснований для отказа в регистрации кандидата, но и закрепление на законодательном уровне различных понятий указанных мер.

Так, например, отказ в регистрации кандидата как мера конституционно-правовой ответственности будет иметь прежнее наименование, в то время, как отказ в регистрации кандидата как право-восстановительная мера необходимо определить как аннулирование выдвижения кандидата.

Именно такой выбор обоснован тем фактом, что право-восстановительная мера как отказ в регистрации кандидата в основном имеет место быть в случае несоблюдения законодательных требований уже на стадии выдвижения, что в дальнейшем приводит к тому, что кандидат лишается возможности быть зарегистрированным.

Законодательно право на выдвижение кандидатов на выборные должности принадлежит только партиям и «самовыдвиженцам». Соответственно, за «бортом» остаются имеющие немалую численность общественные объединения, коллективы работников. Действующий закон о политических партиях предусматривает регистрацию партии и разрешает ей принимать участие в выборах, при условии, что ее численность на территории Российской Федерации составляет всего 500 человек [5, с. 37].

Не разрешается «блокирование» списков партий, что приводит к разобщенности общества, чрезмерному увеличению кандидатов и партий, принимающих участие в выборах, сложностям объективного выбора избирателей, появление «фиктивных двойников» подлинных партий.

Регистрация основного количества кандидатов и партий на основании сбора значительного числа подписей, на территории огромного государства, анализ достоверности подписных листов, делающих этот процесс очень трудоемким, требующим финансовых и временных затрат.

Помимо этого, проверка списков кандидатов позволяет использовать «административной ресурс», исключать нежелательных кандидатов на формальных основаниях.

Какими же должны быть правовые основы выдвижения и регистрации кандидатов на выборные должности в нашем государстве?

Думается, их основанием должны быть следующие конституционные принципы права:

‒ во-первых — возможность реализации конституционного пассивного права на участие в выборах.

‒ во-вторых, необходимо ограничить участия в выборах тех лиц, которые не изъявляют интересы народа и не соответствуют высокому статусу народного избранника.

Кроме того, процесс выдвижения и регистрации кандидата в избирательной кампании должен быть простым и не допускать возможности субъективизма при регистрации кандидатов, а также необременительным в финансовом и материальном плане.

На основании чего, необходимо изменить закон «О политических партиях» [2]. А именно, правом на выдвижение и регистрацию кандидатов при федеральных выборах наделить партии, имеющие в своем составе не менее100 000 членов партии, в том числе не менее чем в половине субъектов — не менее 3 000 членов. Этим же партиям позволить выдвижение кандидатов в региональных выборах, а также разрешить выдвижение единого списка кандидатов политическими партиями, имеющими незначительные разногласия в предвыборных программах.

В заключении хотелось бы заметить, что в целях разрешения существующих научных противоречий и упорядочения правоприменительной практики следует законодательно закрепить понятия конституционно-правового нарушения в избирательной сфере, мер конституционно-правовой ответственности участников избирательного процесса и отказа в регистрации кандидата как одной из этих мер, внеся в текст закона соответствующие изменения; разграничить установленные п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях...» [3] основания на конституционно-правовые нарушения и основания аннулирования выдвижения кандидата.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек.1993 г.; в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 31, ст. 4398; Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 31, ст. 4398.
  2. О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 июня 2001 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 июня 2001 г.;в ред. Федер. закона от 23 мая 2015г. № 133-ФЗ // Рос. Газ. — 2001. — № 133; Рос.Газ. — 2015. — № 111. — 26 мая.
  3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральный закон от 12 июня 2002 № 67-ФЗ принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 мая 2002 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 мая 2002 г.; в ред. Федер. закона от 3 ноября 2015 г. № 302-ФЗ //Рос. Газ. — 2002. — № 106; Рос. Газ. — 2015. — № 251. — 6 ноября.
  4. Верижникова, Н. М. Проблемы правового регулирования процедуры выдвижения и регистрации кандидатов на муниципальных выборах / Н. М. Верижникова // Образование и общество. 2012. № 4. С. 90–96.
  5. Овчинников, Н. И. Регулирование порядка выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований / Н. И. Овчинников // Аграрное и земельное право. — 2013. — № 7 (103). — С. 35–39.
Основные термины (генерируются автоматически): регистрации кандидата, избирательной кампании, конституционно-правовой ответственности, деятельности кандидата, регистрации кандидатов, гарантий деятельности кандидата, мер конституционно-правовой ответственности, выдвижения кандидата, вина кандидата, дня регистрации кандидата, аннулирование выдвижения кандидата, Советом Федерации Федер, избирательной сфере, Гарантии деятельности кандидата, аннулирования выдвижения кандидата, заявлению кандидата, качестве кандидата, ответственности участников избирательного, выдвижение кандидатов, конституционно-правовой ответственности участников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос