Официальная статистика говорит о том, что в последнее время значительно выросло количество детей с расстройствами аутистического спектра. В данной статье рассматриваются варианты формирования потребности в речевом общении у таких детей, их включение в социально-коммуникативную среду.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, потребность в речевом общении, социальное взаимодействие, коммуникативные навыки.
Аутизм — это расстройство развития, диагностическими критериями которого являются выраженные трудности в социальной коммуникации и социальном взаимодействии, а также существующие трудности в обработке сенсорной информации и повторяющееся или ригидное поведение (определение DSM-5) [6].
Один из недостатков вербальной коммуникации у детей с РАС — неспособность к диалогу. В процессе диалога дети данной категории не способны обеспечить обратную связь и тематическую направленность информации [2].
С целью изучения особенностей речевого общения детей с РАС было проведено исследование в котором приняли участие 4 детей с расстройствами аутистического спектра.
Для получения данных об особенностях речевого общения дошкольников с расстройством аутистического спектра был использован адаптированный вариант методики «Оценка социальных и коммуникативных навыков у детей с аутизмом» А. В. Хаустова [7].
«Модель обследования включала следующие разделы:
- Выявление особенностей коммуникативных навыков.
- Оценка уровня сформированности базовых коммуникативных функций.
- Оценка уровня сформированности социоэмоциональных навыков.
- Оценка уровня сформированности диалоговых навыков.
В результате проведенного обследования, направленного на изучение потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра, было подтверждено, что при аутизме отмечаются нарушения всех вышеперечисленных навыков» [7]
Рис. 1. Уровень потребности в речевом общении у детей с расстройством аутистического спектра на констатирующем этапе исследования
При работе над формированием потребности в речевом общении у детей с РАС были исследованы следующие навыки: формирование умения выражать просьбы, формирование навыков социального поведения, а также формирование и способность к вербальным и невербальным диалоговым навыкам [1].
С целью проведения коррекционно-логопедической работы по данным направлениям использовались разнообразные методы: предоставление наглядного материла, использование игр на формирование ответов «да» и «нет» и игры на формирование сотрудничества, способствующие потребности в речевом общении. Работа была направлена на совместную деятельность: коммуникативно-речевую, предметную, игровую и учебную.
Необходимой в работе, направленной на формирование потребности в речевом общении, является коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка c расстройствами аутистического спектра для коммуникативного взаимодействия в игре [3].
Игры, помогающие установить положительный эмоциональный контакт с детьми с расстройством аутистического спектра:
— «Качу» / «Кати» — игра проводится сидя за столом. Педагог катит машинку и озвучивает действие («Качу»), после того как ребенок поймал предмет, просит его «Кати». Ребенок должен повторить за педагогом слова и действия.
— «Сдуй листик» — на высоте эмоционального состояния ребенку предлагается сдуть листик с плоской поверхности или с руки. Ребенок следует инструкции «Дуй» [4].
— Предоставление картинок с вопросом, например, «Это стакан?» ответ «да» или «нет».
Обучение детей «языку чувств» ведется по следующим направлениям:
- Обучение приемам выделения изображенной зафиксированной эмоции. Используют отдельные картинки с эмоциональным фоном, фотокарточки, иллюстрации к книгам, специальные учебные диафильмы, игрушки. Дети узнают, называют и показывают различные эмоциональные состояния.
— Игры «Покажи (выбери, найди, сделай, дай...) картинку или иллюстрацию в книге (веселую, грустную, радостную)
— «Сделай, как я». Ребенок должен повторить движение за педагогом [6].
- Обучение приемам, направленным на распознавание интонаций и интонированной речи.
— Просьба педагога сказать громко, тихо, засмеяться.
— Прослушивание музыкальных эмоциональных образов, исполненных на разных музыкальных инструментах.
- Обучение приемам речевой и поведенческой этики на эмоциональной основе.
— Угадай кто так говорит? Ребенку включаются звуки животных, природы, его задача повторить (с имитировать звук) [4].
- Обучение приемам и способам анализа собственных эмоций. Обучение умению видеть со стороны свой эмоциональный образ и соотносить его с конкретной ситуацией и конкретными людьми.
— Рассматривание собственной мимики перед зеркалом (если ребенок не боится зеркала), установление связи между мимическими проявлениями и эмоциональным самочувствием [3].
- Распознавание, воспроизведение, изображение. Изображение и отгадывание различных походок, комплексов движений, прыжков, присущих определенным объектам.
— Игры: «Угадай, кто так делает», «Покажи, как скачет», «Узнай, кто так ходит».
Для создания оптимистического «чувственного» фона, стимуляции образных двигательных представлений и воображения ребенку с РАС предлагают пройти по воображаемой тропинке с преодолением различных препятствий (мостик, лужи, ручей, камни). Такая эмоционально окрашенная игра является действенным средством коррекции нарушений в эмоциональной сфере ребенка с расстройством аутистического спектра [4].
Сравнительный анализ материалов исследования (констатирующего и контрольного) показал изменение количественных и качественных показателей, отражающих уровень потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра.
Рис. 2. Уровень потребности в речевом общении у детей с расстройством аутистического спектра на констатирующем и контрольном этапе исследования
Контрольное исследование позволило выявить положительную динамику в развитии вербальной коммуникации: рост коммуникативного словарного запаса, развитие речи, возможность использовать ее в различных социальных ситуациях, при взаимодействии с другими людьми. В процессе обучения у детей c РАС сформировалось умение выражать базовые коммуникативные функции, используя вербальные и невербальные средства коммуникации.
Полученные в результате сравнения данных констатирующего и контрольного этапов исследования позволили сделать вывод о положительной динамике коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование потребности в речевом общении у детей с расстройством аутистического спектра. Но несмотря на такие результаты, следует продолжать коррекционно-логопедическую работу в данном направлении.
Логопедическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей данной категории [5].
Литература:
- Бардышевская, М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей: учебное пособие / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский. — Москва: Психология, 2003. — 320 с.
- Лебединская К. С, Никольская О. С. Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм /К. С. Лебединская. — Москва: Просвещение, 1989. — 92 с.
- Либлинг, М. М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом / М. М. Либлинг // Дефектология. — 1998. — № 4. — С.80–93.
- Курбангалиева, О. Р. Формирование коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра / О. Р. Курбангалиева // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. — Челябинск, 2017. — С.77–79.
- Никольская, О. С. Аутичный ребенок: Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — Москва: Теревинф, 1997. — 341 с.
- Сахьянова С. В. Развитие коммуникации у детей с РАС (расстройство аутистического спектра)». Методические рекомендации / — Иркутск: ГАУ ЦППМиСП, 2021. — 39с.
- Хаустов, А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра: учебно-методическое пособие / А. В. Хаустов. — Москва: ЦПМССДиП, 2010. — 88 с.