Проблемы развития когнитивного компонента готовности к обучению в школе у детей 6 и 7 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 14.12.2019

Статья просмотрена: 1113 раз

Библиографическое описание:

Лысенко, С. В. Проблемы развития когнитивного компонента готовности к обучению в школе у детей 6 и 7 лет / С. В. Лысенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 430-434. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65227/ (дата обращения: 26.12.2024).



В данной статье рассматривается проблема развития когнитивного компонента готовности к обучению в школе у детей 6 и 7 лет, т. к. в системе школьного образования наблюдается усложнение программы обучения, что предъявляет более серьезные требования к психологической готовности старших дошкольников. Рассмотрены взаимосвязанные психические качества и свойства, которые определяют готовность ребенка к обучению школе.

Ключевые слова: психологическая готовность к обучению в школе, когнитивный компонент, внимание, память, логическое мышление, восприятие.

Психологическая готовность к школе, как необходимое условие успешного обучения первоклассника, — сложная системная характеристика психического развития ребенка 6–7 лет. Она включает сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребенком новой социальной позиции школьника; возможность выполнения им учебной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно; наличие предпосылок для усвоения системы научных понятий; освоение новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками [7, с. 202].

Развитию психологической готовности детей старшего дошкольного возраста могут способствовать различные виды деятельности, среди которых важное место занимает деятельность по развитию интеллектуальных способностей и личностных качеств.

В. В. Богданов и Е. В. Бондаренко утверждают, чтобы развитие этих качеств детей старшего дошкольного возраста было более эффективным, а также служило цели формирования психологической готовности к школьному обучению, необходимо учитывать определенные условия.

Первое из них — это успешное вхождение ребенка в учебную деятельность зависит от его уровня психологической готовности, так как необходимое интеллектуальное развитие к обучению в школе способствует хорошему усвоению учебной программы и формированию учебной деятельности.

Второе условие — развитие когнитивных процессов в ситуации комплексного и систематического воздействия вызовет изменения не только в интеллектуальной сфере, но и сформирует позитивные изменения личностных характеристик будущих школьников [3].

Л. А. Венгер [5] и Е. Е. Кравцова [8] и другие ученые указывают на такие компоненты:

  1. Личностная готовность, характеризующаяся формированием у ребенка готовности относительно принятия новой социальной позиции — положения школьника, которому присущи определенные права и обязанности. К личностной готовности относится выявление степени развития мотивационной сферы.
  2. Интеллектуальная готовность, предполагающая существование у ребенка кругозора наряду с развитием познавательных процессов.
  3. Социально-психологическая готовность к обучению в школе, включающая формирование коммуникативных и нравственных способностей у детей.
  4. Эмоционально-волевая готовность, которая расценивается как сформированная при наличии у ребенка умения по постановке цели, принятия решения, очерчивания плана действий наряду с приложением усилий для его осуществления.

Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя несколько компонентов, количество и название у разных ученых может колебаться, как и название. Например, М. С. Барабанова к ним относит — личностную, эмоциональную, волевую и интеллектуальную готовности дошкольников, а В. А. Хохлова дополняет этот список коммуникативной готовностью.

Личностная готовность, иногда называют её мотивационной, включает наличие учебной мотивации, наличие социальной позиции школьника (желание учиться, овладевать знаниями, уметь взаимодействовать со сверстниками, умение общаться, работать совместно с другими).

Эмоциональная готовность определяет сформированность определённого уровня эмоциональной устойчивости, умения контролировать свои реакции, адекватно реагировать на слова учителя, снижение количества импульсивных реакций.

Волевая готовность говорит о том, что ребёнку необходимо выполнять предложенное задание, внимательно слушать инструкцию, выполнять даже те задания, которые не кажутся ему интересными.

Развитие психических процессов, а именно внимания, памяти, мышления (образного, словесно-логического, пространственного, умение анализировать, находить сходство и отличия, умения к обобщению, анализу, синтезу, умения объединять предметы по какому-либо признаку, устанавливать логические связи между предметами) составляют интеллектуальную готовность [2].

Коммуникативный компонент включает коммуникативные навыки, которые позволяют эффективно адаптироваться в коллективе, комфортно чувствовать себя в школе, так как ребёнок, который пришёл из коллектива, более социально активен, чем дети, не посещавшие детские сады или другие дошкольные образовательные учреждения. Отсутствие коммуникативного компонента или его низкий показатель может способствовать понижению активности ребёнка в учебной деятельности и, как следствие, снижению познавательных интересов, низкой успеваемости.

В современной зарубежной психологии много работ по проблеме готовности к школе, но нет единого мнения о ее компонентах. Например, M.Prior с соавторами отмечают, что в школьной готовности выделяется две группы характеристик детей:

– когнитивные способности и навыки предпосылки грамотности — речевая компетентность, знакомство с буквами и звуками слов, способности внимания и концентрации;

– личностные характеристики — коммуникабельность, взаимодействие с учителями и со сверстниками, регулируемое поведение, любознательность и способность к настойчивости в решении поставленных задач.

Г. П. Григорьев считает, так как и зарубежные ученые, что современными авторами указывается, что готовность к школе не является набором конкретных навыков и умений, поскольку это целостное и сложное образование. Каждой новой ступенью жизни от ребенка требуется определенная готовность — готовность открываться миру в целях восприятия преобразования мира, включения в новые отношения с другими людьми, готовность самостоятельного либо с помощью других приобретения качественных изменений собственной личности.

Помимо этого, в настоящее время дети начинают обучаться в школе с 6,6 и 7 лет. Так, если для семилетнего ребенка характерна уже сформированная готовность к школе, то у шестилетних детей окончательное формирование данной готовности происходит на протяжении первого года школьного обучения. Этому способствует применение соответствующего подхода к детям» [6, с. 12].

Итак, если в отечественной психологии с компонентами психологической готовности к школе есть определенность, которая включает группы видов готовностей, то в зарубежной психологии такой категоризации нет, возможно, это связано с тем, что именно этому вопросу стали недавно уделять внимание, а возможно из-за разницы культур и научных подходов к проблеме школьного обучения.

Особенности психического развития детей 6–7 лет

В старшем дошкольном возрасте интенсивнее происходят изменения в развитии высших психических процессов: произвольной памяти, речи, мышления и другие, так как в этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности.

Особенности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались в работах З. И. Икуниной, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгера и др., где они делают выводы, что старший дошкольный возраст — это последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением [1].

Итак, особенностями психического развития детей 6–7 лет можно назвать — интенсивность развития и преобразования всех психических функций с формированием и усовершенствованием новообразований от шестилетних детей к семилетним, но связанные при этом индивидуальными различиями и педагогически вложенным в них родителями потенциалом. Проанализируем основные изменения в познавательной сфере детей 6–7 лет.

Развитие речи

К 6 годам ребенка вырастает активный словарный запас, составляющий по разным данным, от 3 до 6 тыс. слов. Продолжается усвоение грамматического строя языка и овладение синтаксисом, то есть дошкольник начинает пользоваться придаточными предложениями, оперировать сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. В этом возрасте происходит самостоятельное словообразование, добавление различных суффиксов, преобразование существительных в глаголы и, наоборот, изменение смысла и т. д.; усиливается чуткость к языковым явлениям. Дошкольник обнаруживает большой интерес к звуковой форме слова, с увлечением упражняется в сочинении рифм; появляются новые виды вопросов [4, с. 229].

В. С. Мухина выделяет следующие функции речи, которые развиваются в этом возрасте:

a) коммуникативная функция, то есть ситуативная речь, для которой характерна замена подлежащего местоимением (он, она) и добавление наречия или какого-то словесного шаблона («Я говорил, что она там, а он не верил»). Постепенно дошкольник овладевает контекстной речью, которая достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятна без ее непосредственного восприятия. Эта речь проявляется в пересказах сказок, рассказов и т. п. Объяснительная речь недостаточно хорошо развита даже у старших дошкольников, так как важно хорошо развитое логическое мышление;

b) планирующая функция. В этом возрасте, с точки зрения Л. С. Выготского, происходит переход внешней речи во внутреннюю, что обнаруживается в феномене эгоцентрической речи — это речь во внешнем плане, громкая речь, но для себя. Меняется функция речи, происходит переход от коммуникативной функции к функции направления и планирования деятельности;

c) знаковая функция, то есть функцию знака начинает играть слово, обозначая предмет, его изображение, представление о предмете или действии [4, с. 230].

Среди методик диагностики можно перечислить: комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста (Л. В. Градусова, Н. И. Левшина), «Расскажи по картинке» (М. М. Алексеева, В. И. Яшина), «Диагностика детей младшего возраста по разделу программы «Речевое развитие» (О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова). Это проявляется в том, что дети старшего дошкольного возраста любят фантазировать, придумывать свои сказки и истории.

Развитие мышления

Умственное развитие дошкольника представляет собой взаимодействие трех форм мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое. Словесно-логическое мышление к концу дошкольного возраста только начинает складываться.

Л. А. Першина указывает, что дошкольники становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. Для дошкольника наиболее естественной является индуктивная логика мышления: он следует в своих рассуждениях от частных примеров к своим обобщениям. По мере развития любознательности и познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники прибегают к экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы [9].

Среди методик диагностики можно перечислить: методика кубиков Кооса, «Доски Сегена», методика исследования вербального мышления Я. Йерасика.

Развитие восприятия

Особенности развития процесса восприятия в дошкольном возрасте были проанализированы Л. А. Венгером. По мнению ученого, у ребенка в возрасте от 3 до 7 лет под влиянием разных продуктивных видов деятельности начинают формироваться сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности — формирование у дошкольника способности мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое до того, как эти действия будут осуществлены на практике.

Формируются также новые навыки восприятия форм предметов: помимо контура дети выделяют и структуру предмета, пространственные особенности и соотношения его частей [5].

Поскольку одним из главных новообразований этого возраста является произвольность, она становится характеристикой и процесса восприятия. Однако не все формы и виды восприятия развиты в этом возрасте. Так, дети достаточно слабо ориентируются во времени. Они уже не путают события вчерашние и завтрашние, однако затрудняются в восприятии конкретных отрезков времени. Для выработки восприятия времени полезно давать детям песочные часы. В изобразительной деятельности старшим дошкольникам трудно уловить понятие перспективы.

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие восприятия по трем основным направлениям: расширяются и углубляются представления детей, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам; способы их использования становятся значительно более точными и целесообразными; обследование предметов приобретает при благоприятных условиях воспитания систематизированный и плановый характер [10].

Среди методик диагностики можно перечислить: «Что не дорисовано?» (М. Н. Ильина), «Найди квадрат» (М. Н. Ильина), «Диагностика ПмВ старших дошкольников».

Развитие памяти

Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Участие речи в установлении смысловых связей внутри запоминаемого материала является одним из центральных факторов развития памяти в дошкольном возрасте, так как происходит переход к внутренне опосредствованному запоминанию, то есть происходит развитие словесно-логической памяти. Получается, что память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер.

К концу дошкольного детства память выделяется в особую, независимо управляемую психическую функцию ребёнка, которую он может в той или иной степени контролировать.

Среди методик диагностики можно перечислить: методика исследования опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев), «Телевизор» (М. В. Луткина, Е. К. Лютова), методика изучения произвольного запоминания (Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко).

Развитие внимания

К концу дошкольного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает развиваться. Дети 6–7 лет становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес. Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам, но при этом дети могут удерживать внимание на объекте не более десяти-пятнадцати минут. Распределение внимания практически не выражено, поэтому дошкольнику чрезвычайно трудно выполнять два действия одновременно [9].

Среди методик диагностики можно перечислить: методика Когана, методика исследования концентрации внимания (Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко), «Кольца Ландольта».

Вывод. Таким образом, проанализировав теоретические аспекты психологической готовности к школьному обучению детей 6–7 лет, можно сделать вывод, что если в отечественной психологии с компонентами психологической готовности к школе есть определенность, которая включает группы видов готовностей, то в зарубежной психологии такой категоризации нет. Возможно, это связано с тем, что именно этому вопросу стали недавно уделять внимание, а возможно из-за разницы культур и научных подходов к проблеме школьного обучения.

Особенностями психического развития детей 6–7 лет можно назвать — интенсивность развития и преобразования всех психических функций с формированием и усовершенствованием новообразований от шестилетних детей к семилетним, но связанные при этом индивидуальными различиями и педагогически вложенным в них родителями потенциалом.

Специфика дифференцированного подхода в обучении младших школьников зависит от уровня их индивидуальной готовности к школьному обучению и в профессионализме педагога, так как его применение предполагает владением современными методиками, техниками и диагностическими приемами, что позволяет более эффективно организовать учебный процесс.

Литература:

  1. Азарова О. А. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста // http://dohcolonoc.ru/stati/1957-psikhologo-pedagogicheskie-osobennosti-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html.
  2. Барабанова М. С. Проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1. — С. 1–3.
  3. Богданова В. В., Бондаренкова Е. В. Роль когнитивного развития в формировании психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста // Теоретико-методологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и образования. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт. — 2016. — С. 171–176. http://elibrary.ru/item.asp?id=26479110.
  4. Болотова А. К., Молчанова, О. Н. Психология развития и возрастная психология. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 526 с.
  5. Венгер Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание». — М.: Просвещение, 2009. — 289 с.
  6. Григорьев Г. П., Пушакова Е. В. Исследование психологической готовности дошкольников к обучению в школе // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи. Сборник материалов XII международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 11–19. http://elibrary.ru/item.asp?id=26667077.
  7. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — М.: МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. — 236 с.
  8. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М.: Педагогика, 2007.-145 с.
  9. Першина Л. А. Возрастная психология. — М.: Академический Проект: Альма Матер, 2015. — 256 с.
  10. Реализация ФГОС в дошкольном образовании: достижения, проблемы: материалы всероссийской научно-методической конференции / Л. Р. Адилова [и др.]. — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 223 с. http://www.iprbookshop.ru/49933.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая готовность, ребенок, старший дошкольный возраст, школьное обучение, дошкольный возраст, методика диагностики, дошкольник, учебная деятельность, школа, интеллектуальная готовность.


Ключевые слова

память, внимание, восприятие, логическое мышление, когнитивный компонент, психологическая готовность к обучению в школе

Похожие статьи

Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, которая проявляется в сформированности у дошкольников мотивации к учебной деятельности, позволяющей эффективно включиться в процесс об...

Психологическая готовность дошкольника к обучению

В данной статье рассматриваются вопросы о формировании психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. На основании методик: тест школьной зрелости Керна-Йерасика, тест определения готовности к школе, скрининговый т...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР

В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...

Влияние психологической готовности к школе на процесс адаптации первоклассников к новым социальным условиям

Статья посвящена актуальным вопросам психологической готовности детей к школьному обучению и трудностям адаптации первоклассников к новым социальным условиям. Рассмотрены особенности проявления этих феноменов в современной школе, выделена их взаимосв...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Похожие статьи

Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, которая проявляется в сформированности у дошкольников мотивации к учебной деятельности, позволяющей эффективно включиться в процесс об...

Психологическая готовность дошкольника к обучению

В данной статье рассматриваются вопросы о формировании психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. На основании методик: тест школьной зрелости Керна-Йерасика, тест определения готовности к школе, скрининговый т...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР

В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...

Влияние психологической готовности к школе на процесс адаптации первоклассников к новым социальным условиям

Статья посвящена актуальным вопросам психологической готовности детей к школьному обучению и трудностям адаптации первоклассников к новым социальным условиям. Рассмотрены особенности проявления этих феноменов в современной школе, выделена их взаимосв...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Задать вопрос