Современный мир ставит перед государством новые задачи в расширении политики национальной безопасности. Каждый день число угроз национальным интересам возрастает, а система безопасности устаревает и её необходимо модернизировать. На основе анализа Стратегий национальной безопасности Российской Федерации, действующих в разное время, можно сделать выводы о том, что стратегические приоритеты расширяются, государство выделяет новые направления, создает новые условия обеспечения безопасности на разных уровнях, однако самыми важными остаются оборона страны и сбережение народа России. Особое внимание, в частности, уделяется обостренным российско-украинским отношениям. В связи с этим информационной безопасности уделяется меньше внимания, результатом этого становится информационная война, к которой Россия оказалась не готова. Развитие системы национальной безопасности необходимо и в дальнейшем для сохранения национальных интересов государства и его народа. Автором статьи представлен анализ документов стратегического планирования, на основе которых выстраивается система национальной безопасности. В статье рассмотрены основные угрозы национальным интересам и суверенитету Российской Федерации и их юридическое обоснование.
Ключевые слова: национальная безопасность, стратегия национальной безопасности, национальные интересы, информационная безопасность.
Понятие национальной безопасности в Российской Федерации вошло в политико-правовой язык в 90-х годах прошлого столетия. Первое упоминание термина «национальная безопасность» было в федеральном законе от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Закрепление определения термина в Послании Президента Российской Федерации «О национальной безопасности» было осуществлено в 1996 году. В дальнейшем система национальной безопасности начала стремительное развитие, об этом свидетельствуют принятые в 2000-х годах нормативно-правовые акты, регламентирующие направления политики безопасности Российской Федерации.
На современном этапе в Российской Федерации осуществлением внутренней и внешней политики занимается Президент РФ — высшее должностное лицо государства, он же и принимает меры по охране суверенитета РФ, территориальной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране. Эти положения закреплены в статье 80 Конституции Российской Федерации [1], они обязывают действующего Президента РФ создавать условия для реализации мер по обеспечению национальной безопасности.
Одним из ключевых документов, регламентирующих политику национальной безопасности является принятая Указом Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности в Российской Федерации» Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, основные положения которой определяют стратегические приоритетные направления, цели и задачи государственной политики для защиты национальных интересов Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Она основана на принципах Конституции Российской Федерации, положениях федеральных законов от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» [9] и от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [10].
На основе анализа положений Стратегии можно выделить следующие стратегические национальные приоритеты, обеспечение и защита которых осуществляется за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества:
1) сбережение народа России и развитие человеческого потенциала;
2) оборона страны;
3) государственная и общественная безопасность;
4) информационная безопасность;
5) экономическая безопасность;
6) научно-технологическое развитие;
7) экологическая безопасность и рациональное природопользование;
8) защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;
9) стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество [2].
Сравнительный анализ Стратегий 2015 и 2021 годов позволяет увидеть динамику развития политики безопасности, распространяющей своё действие на новые сферы жизни из-за вызовов, которые бросает современный мир и его реалии. Так в новую Стратегию были добавлены некоторые положения, которые ранее отсутствовали в Стратегии, принятой в 2015 году и утратившей силу в 2020 году [3]. Эти изменения в документах свидетельствуют о постоянно возрастающем количестве внешних и внутренних угроз. В их числе угрозы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, повышение уровня неравенства граждан в зависимости от их доходов, наращивание военной инфраструктуры Организации Североатлантического договора вблизи российских границ, активизация разведывательной деятельности, отработка применения против Российской Федерации крупных военных формирований и ядерного оружия. Формирование новых положений в Стратегии национальной безопасности было связано со стремительным распространением новой коронавирусной инфекцией, повлекшей за собой рост смертности и проблемы с демографией в стране, обострением ситуации на российско-украинских границах, усилением военной мощи НАТО и США, а также проведение их учений в Прибалтике, вспышками незаконных акций и демонстраций на территории Российской Федерации, а также иных стран, входящих в Содружество независимых государств. В целях защиты от выявленных угроз Совет безопасности РФ уделил особое внимание повышению уровня санитарно-эпидемиологического благополучия, созданию условий для мирного социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение ее военной безопасности [2]. За время пандемии новой коронавирусной инфекции российская система здравоохранения улучшила свою работу и качество оказываемой медицинской помощи, что говорит о ее следовании Стратегии.
В свою очередь и Вооруженные силы Российской Федерации претерпели множественные изменения в лучшую сторону: наращивание военной мощи увеличило обороноспособность Российской армии. Однако, помимо Вооруженных сил за охрану границ отвечает и Пограничная служба в структуре Федеральной Службы Безопасности, которая обеспечивает защиту от угроз терроризма и разведывательной деятельности спецслужб зарубежных государств. Возникновение таких угроз зачастую связано с процессами глобализации и стремлением Запада получить преимущества в экономической, военной и политической сферах.
В новой редакции Стратегии также упомянуты и новые задачи внутренней политики, стоящие перед органами государственной власти по части защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Однако, условия, которые имеются сейчас не в полной мере могут способствовать реализации поставленных задач, т. к. системы пожаротушения лесных территорий не могут обеспечить должную защиту от лесных пожаров в полной мере, о чем свидетельствуют обширные выгоревшие территории лесных массивов Западной Сибири.
Наибольшей угрозой национальному суверенитету стали обостренные российско-украинские отношения. Этот вопрос актуален уже на протяжении 8 лет и имеет разные точки зрения. Однако, ситуация обострилась в феврале 2022 года, а конкретно из-за выступления Президента Украины Владимира Зеленского на Мюнхенской конференции по безопасности, в ходе которого он предложил странам Запада размещение ядерного вооружения на территории Украины, а также упомянул про поставки новых видов вооружения. Владение Украиной ядерным вооружением и современными видами вооружений могут стать серьезными вызовами для дополнительного развёртывания Вооруженных сил Российской Федерации на границах с Украиной, это обосновано частью 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации [1], которая запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Рассматривая данный вопрос с точки зрения международного права можно сослаться на статью 51 главы 7 Устава ООН [5], которая предусматривает права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности.
Не менее серьезной угрозой можно считать кибератаки и информационные преступления, которые совершаются достаточно часто. К ним можно отнести взломы сайтов и банковских систем, кражу персональных данных. Нельзя исключать и факт информационной войны, которая создает антиправительственные и националистические настроения среди населения, пропаганду запрещенных организаций, а также призывает к осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых беспорядках. Осуществление контроля за размещением материалов в сети «Интернет» осуществляет Роскомнадзор, но контроль осуществляется в недостаточной мере, о чем свидетельствуют факты проведения незаконных митингов в марте и апреле 2021 года, феврале 2022 года, призывы к которым размещались в сети «Интернет» организациями, признанными иностранными агентами. Действия организаций, признанных иностранными агентами, в данной ситуации считаются противозаконными, а конкретно нарушают п. 1 статьи 15.2 закона от 27.07.2006 N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [4]. На основании фактов наличия публикаций о призывах к осуществлению экстремистской деятельности и проведению незаконных митингов можно сделать вывод о том, что защита информации в Российской Федерации осуществляется не на должном уровне.
На основе всего вышеупомянутого следует сделать вывод о том, что 21 век — век совершенно новых вызовов и угроз, которые ставит перед органами государственной власти, обеспечивающими безопасность, современность. Угрозы ядерного нападения, терроризм, угроза национальному суверенитету, угроза здоровью нации — заставляют пересматривать действующие положения политики национальной безопасности для их дальнейшего усовершенствования. Защита национальных интересов стала ежедневной повесткой дня Президента РФ, Правительства РФ и Федерального Собрания РФ. Наиболее приоритетными направлениями для органов власти являются: оборона, здоровье нации и экономическая устойчивость.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// http://www.consultant.ru
- Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности в Российской Федерации»// http://www.consultant.ru
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»// http://www.consultant.ru
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»// http://www.consultant.ru
- Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 года, с поправками от 17 декабря 1963 года, 20 декабря 1965 года, 20 декабря 1971 года)// http://www.consultant.ru
- Конкин, В. С. Национальная безопасность современной России / В. С. Конкин. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-bezopasnost-sovremennoy-rossii/viewer (дата обращения: 17.03.2022)
- Макарейко, Н. В. Проблемы номативного правового регулирования национальной безопасности / Н. В. Макарейко. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-nomativnogo-pravovogo-regulirovaniya-natsionalnoy-bezopasnosti (дата обращения: 17.03.2022)
- Шободоева, А. В. Стратегия национальной безопасности РФ и ее вклад в развитие понятийного аппарата общей теории национальной безопасности РФ / А. В. Шободоева. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-natsionalnoy-bezopasnosti-rf-i-ee-vklad-v-razvitie-ponyatiynogo-apparata-obschey-teorii-natsionalnoy-bezopasnosti-rf (дата обращения: 17.03.2022)
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 года №390-ФЗ «О безопасности»// http://www.consultant.ru
- Федеральный закон от 28 июня 2014 года N172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»// http://www.consultant.ru