На протяжении уже не одного десятилетия Россия является миротворцем и парламентером международного уровня. Большинство международных конфликтов находят свое разрешение и компромиссы именно благодаря участию России. Большое по территории, правовое и сильное государство нуждается в усиленной защите своих границ и граждан, именно поэтому вопросам национальной безопасности уделяется особое внимание.
Внутренняя стабильность, доверие к государственным органам и политическим деятелям, уверенность, гражданская ответственность и множество иных факторов в совокупности и есть признак национальной безопасности.
Национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее — граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
Данное и первое определение национальной безопасности получило свое письменное и официальное закрепление в Указе Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
В целях обеспечения национальной безопасности созданы и функционируют органы государственной власти, которые призваны всесторонне и полно организовывать обеспечение реализации конституционных прав и свобод граждан, пресечение любого рода посягательств на данные права и свободы, добросовестное и полное выполнение гражданами своих обязанностей.
Система обеспечения национальной безопасности — совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов.
Россия является активным участником внешнеполитических отношений и парламентером в разрешении мировых военных и политических конфликтов, что влечет за собой необходимость создания слаженной и в полной мере функционирующей общей системе обеспечения национальной безопасности.
Как отмечал Спиноза: «Безопасность — главная добродетель государства» [3], а Руссо внес свои дополнения, указав «заботу о самосохранении» самой важной заботой государства [2].
Термин «национальная безопасность» впервые был употреблен в послании американского президента Т. Рузвельта конгрессу США в 1904 г.
В нем речь шла о присоединении к США зоны Панамского канала, причем эта акция обосновывалась интересами национальной безопасности США.
После распада СССР тема национальной безопасности для России особенно актуальная и ситуация значительно обострилась с 2014 года в связи с принятием Крыма и города Севастополя в состав российской Федерации. Россия является большой и независимой державой, конкурентоспособной по большинству параметров на международном рынке. После распада СССР внутренние факторы, а именно происходящие события внутри страны, нестабильная политическая обстановка поставили под угрозу национальную безопасность, в свою же очередь с 2014 года внешние факторы способствуют созданию угроз для национальной безопасности Российской Федерации.
Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
Нельзя не отметить еще один фактор, ставший угрозой национальной безопасности не только для России, но и для всего мира в целом — это пандемия COVID-19. Эпидемиологическая ситуация сложилась таким образом, что часть прав и свобод граждан ограничена (свобода передвижения для пенсионеров в период повышенной готовности, свобода передвижения и нахождения в общественных местах, лиц не имеющих QR-кода и т. д.), экономика также претерпевает огромные потери.
Кроме экономики также сильно страдает и социальная сфера жизни населения, а нестабильная социальная среда — это прямая угроза национальной безопасности. Волнения в обществе, вызванные обязательной вакцинацией, ограничениями в посещении общественных мест служат отличной основой для подрыва авторитета власти. Не все граждане являются правосознательными, есть и значительная часть населения, не имеющая образования, что сказывается в общем восприятии информационного мусора как жизненно важной информации.
Однако, по нашему мнению, в сложившейся эпидемиологической ситуации, а точнее ограничениях, связанных с ней, есть и немало положительных факторов для обеспечения национальной безопасности. Например, тот факт, что пандемия является мировой проблемой, повлиял на международную политику, количество санкций в отношении России снизилось, меньшее количество стран принимает активное участие в политических диспутах относительно Крыма и России, внутри страны стало проще своевременно выявить граждан, совершающих или готовящихся к совершению преступлений против общества и государства. Сами граждане принимают участие в обсуждении нововведений, в том числе и общеобязательных действий (вакцинация например), и ссылаются на конкретные правовые нормы, а следовательно, в стране стал активно протекать процесс самостоятельного получения правового образования.
Одной из внутренних угроз национальной безопасности, по нашему мнению, является коррупция, которая причиняет не только экономический вред государству, но и создает негативный социальный климат, подрывает авторитет государства в глазах граждан, порождает неуверенность в своей правовой защищённости, а соответственно и сомнения в обеспечении национальной безопасности в целом со стороны государства.
Как справедливо указал С. Н. Шишкарев «чем выше уровень коррупции, тем беднее общество, не стабильнее политическая и экономическая системы страны, выше степень криминализации социума» [4].
В целях реализации внутренней политики государства, направленной на создание всех условий обеспечения национальной безопасности, в России принято внушительное количество нормативно-правовых актов.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 В. В. Путин сказал: «Сбережение народа России — наш высший национальный приоритет» [1]. Также он подчеркнул: «Смысл и содержание политики России на международной арене — скажу тоже об этом несколько слов буквально в завершение — обеспечить мир и безопасность для благополучия наших граждан, для стабильного развития страны. У России есть свои интересы, есть, конечно, которые мы защищаем и будем отстаивать в рамках международного права, как это, собственно, делают и другие государства мира. А если кто-то отказывается понимать эту очевидную вещь, не хочет вести диалог, выбирает эгоистичный и высокомерный тон, Россия всегда найдёт путь отстоять свою позицию» [1].
С 2014 года вопрос обеспечения национальной безопасности России стал актуальным по причине международных политических угроз и созданных экономических препятствий, а с 2020 года как для всего мира, так и для России главной угрозой национальной безопасности является коронавирусная инфекция.
Национальная безопасность как предмет административно правового регулирования представляет собой особые общественные отношения, где приоритет отдается интересам общества, но контролируются государством в полном объеме и рамках четко определенных границ.
Во всем мире безопасность является приоритетным направлением, так как от нее зависит судьба всего человечества, все мировые союзы и альянсы создаются в целях обеспечения безопасности путем всеобщего мира и компромиссов.
Россия является активным участником международных организаций и ведет постоянную работу, направленную на поддержание мира и обеспечение безопасности. Национальная безопасность — главная задача для Президента России, в первую очередь, как для главнокомандующего. Неоднократно В. В. Путин в своих выступлениях указывал, что на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации тратятся огромные ресурсы, и в дальнейшем это будет главной задачей, закрепленной в Конституции РФ.
Действующее законодательство Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности — несовершенно, имеет множество пробелов и вызывает в юридической среде бесконечные споры и дискуссии, однако, учитывая сложную политическую ситуацию в международных отношениях, Россия продолжает оставаться Великой Державой, способной контролировать общественные отношения как на международном уровне, так и внутри государства и с помощью законодательной базы своевременно пресекать любые посягательства на национальную безопасность россиян.
Литература:
- Послание Президента Федеральному Собранию от 21.04.2021 [Электронный ресурс]// http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/65418/дата обращения 02.12.2021
- Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре // Трактаты. – М.,1969. – С.171.
- Спиноза, Б. Избр. соч. – Т. 2. – М.,1965. – С. 290.
- Шишкарёв С.Н. Борьба с коррупцией в системе приоритетов правового обеспечения национальной безопасности. // Вестник ПАГС. 2009. С. 102.