В статье рассматривается вопрос об информационной безопасности как приоритетном направлении национальной безопасности в условиях современной реальности, актуальных вызовов и угроз.
Ключевые слова: информация, информационная безопасность, национальная безопасность, информационные отношения, информационное пространство.
Вторая декада XXI века с самого ее начала ознаменовалась серьезными изменениями мироустройства, что породило новые вызовы, угрозы и возможности для глобального мирового сообщества и Российской Федерации, как неотъемлемой части данного сообщества. В последние годы наблюдаются значительные изменения в вопросах части информационного права, информационной безопасности нашего государства. Документом образующим основу формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности стала Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 [1], данная доктрина устанавливает национальные интересы РФ в информационной сфере, обозначает информационные угрозы и актуальное состояние информационной безопасности, основы ее обеспечения и приоритетные направления усиления.
Понятие «информационной безопасности» в российской правовой доктрине размыто и нечетко регламентировано законодательством, что редко, но все же представляет проблемы с его толкованием. Подход к определению наиболее верного толкования понятия «информационная безопасность» классифицируется по-разному еще и с позиции различных наук: философия, юриспруденция, политология, социология, информатика и так далее. Но все же касаемо интересующей проблематики чаще всего используется именно юридический подход. С точки зрения юридического подхода, на мой взгляд, наиболее правильным и полным толкованием понятия «информационная безопасность» является определение М. В. Арсентьева, где «информационная безопасность — это снятие информационной неопределенности относительно объективно и субъективно существующих реальных и потенциальных угроз за счет контроля над мировым информационным пространством и наличие возможностей, условий и средств для отражения этих угроз, что в совокупности определяют степень информационной безопасности субъекта информационного права» [2, c. 50–52]
Одной из наиболее известных угроз информационной безопасности любого государства является информационное оружие, что представляет собой комплекс средств, инструментариев и различных методов для искажения, уничтожения, утечки информации и создания сбоев в работе технического оборудования с целью воздействия на определенный круг пользователей, а также умышленного прямого нарушения основополагающих прав таких пользователей. По мнению И. Н. Панарина, информационное оружие даёт возможность «контролируемо изменять политическое сознание человека», таким образом неосознанно принуждая «воздействуемого» воспринимать окружающий мир с выгодной для «влиятеля» позиции, неадекватной в обычной среде, также под воздействием информационного оружия человек начинает существовать «в мире иллюзий и поступать гибельно для себя», что в совокупности, конечно же, приводит нас к уничтожению политической системы государства [3, с. 60–71]. Президент РФ В. В. Путин выступая на расширенном заседании коллегии Федеральной службы безопасности отмечал: «По мере бурного развития цифровых технологий мощность такого информационного оружия, безусловно, будет только нарастать. Нам нужно это не просто учитывать, а соответствующим образом, с опережением, строить работу по защите интересов России» [4]. Действительно, в подобной ситуации государство, особенно в лице таких органов как ФСБ, выступает гарантом безопасности и неким «щитом» для своих граждан, принимая соответствующие меры по защите своего суверенитета от таких угроз.
Информационная безопасность государства сейчас как никогда раньше играет важнейшую роль в обеспечении безопасности государства, личности и общества, в условиях агрессивной пропаганды со стороны недружественных государств [5]. Важно также выделить, что столпом информационной безопасности является национальная безопасность, основанная на интересах государства, что, в свою очередь, представлено обеспечением безопасности граждан Российской Федерации. В актуальных условиях, с учетом мировой повестки, обеспечение информационной безопасности в России является приоритетным направлением в формировании национальной безопасности, с учетом всех государственных политических, экономических и социальных стратегических приоритетов.
Еще в прошлом году, на заседании Совета Безопасности от 26.03.2021 была утверждена новая стратегия Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности страны, став актуальным базовым документом планирования, регламентирующим национальные интересы и приоритеты РФ, цели, задачи государственной политики в вопросах обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу, на том же заседании Президент РФ В. В. Путин крайне заострил внимание на том, что «мы видим, как глобальное цифровое пространство нередко становится площадкой для жёсткого информационного противоборства, для <…> кибератак», также и авторы документа шестилетней стратегии национальной безопасности выделяли: «Использование в России иностранных информационных технологий и телекоммуникационного оборудования повышает уязвимость российских информационных ресурсов, включая объекты КИИ, к воздействию из-за рубежа» [6]. Как мы можем оценить сегодня, данные меры и конкретные действия по обеспечению национальной безопасности были дальновидны, носили превентивный характер и сполна выполняют свою функцию в условиях, от которых данная стратегия призвана оградить граждан. Считаю, что мнение ранее более популярное в российской правовой доктрине о необходимости выстраивать информационную безопасность государства на основе международных документов и норм международного права, как, например, выделяет А. А. Тедеев [7, с. 20], более не видится верным направлением, создает состояние неопределенности, правовых коллизий и угрожает национальной безопасности России.
Одним из важнейших вопросов национальной безопасности является оборона и защита интересов государства, как на своей территории, так и за ее пределами. В данном вопросе информационная безопасность представляется ключевой в условиях глубокой интеграции в информатизацию. Законодательная власть РФ активно и оперативно реагирует на новые вызовы и угрозы национальной безопасности страны, например, два года назад был принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 30.12.2020 N 525-ФЗ [8], также известный как «закон об иноагентах» [9], который стал как никогда ранее актуален в условиях недавних и до сих пор продолжающихся масштабных беспрецедентных информационных атак на Российскую Федерацию. Важным в отношении обеспечения информационной безопасности выступает и Федеральный закон № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [10], позволяющий правоохранителям четко определить действия по защите прав и свобод россиян, ограничить деятельность организаций, в том числе экстремистских, угрожающих национальной безопасности.
Литература:
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утвержденная Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2016 г.
- Арсентьев М. В. К вопросу о понятии «информационная безопасность» // Информационное общество. 1997. № 4. С. 50–52.
- Панарин И. Информационная война и геополитика. — М.: Поколение, 2006. 507 c. C. 60–71
- Владимир Путин: Мощность информационного оружия будет только возрастать. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2020/02/20/vladimir-putin-moshchnost-informacionnogo-oruzhiia-budet-tolko-vozrastat.html (дата обращения 15.06.2022)
- Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411064/e8730c96430f0f246299a0cb7e5b27193f98fdaa/ (дата обращения 02.06.2022)
- Заседание совета безопасности от 26.03.2021 // URL: http://www.kremlin.ru/events/security-council/65231 (дата обращения 01.06.2022)
- Тедеев А. А. Теоретические основы правового регулирования информационных отношений, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей: автореферат дис. доктора юридических наук: 12.00.14. / Московский государственный университет. М. 2007. 507 c. С. 20
- Федеральный закон «О внесении изменения в статью 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 30.12.2020 N 525-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300043 (дата обращения 05.06.2022)
- Госдума приняла закон об иноагентах-физлицах. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2020/12/23/gosduma-priniala-zakon-ob-inoagentah-fizlicah.html (дата обращения 04.06.2022)
- Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28.12.2012 N 272-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139994/ (дата обращения 14.06.2022)