О вопросах ответственности при работе с информацией | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXXXIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2024)

Дата публикации: 01.06.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Еремина, Е. В. О вопросах ответственности при работе с информацией / Е. В. Еремина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 53-58. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/517/18559/ (дата обращения: 17.08.2024).



Информационная безопасность представляет собой сложную систему субъектов и связей. Она важна для политической, экономической и социальной стабильности общества. Угрозы могут быть внешними и внутренними, и они могут негативно повлиять на экономику и политику общества. Последние годы внимание к аспектам информационной безопасности государства увеличилось.

Ключевые слова: ответственность, юридическая ответственность, штраф, информационная безопасность, правовой режим, информация.

Information security is a complex system of subjects and connections. It is important for the political, economic and social stability of society. Threats can be external and internal, and they can negatively affect the economy and politics of society. In recent years, attention to the aspects of information security of the state has increased.

Keywords: liability, legal liability, fine, information security, legal regime, information.

Ответственность за нарушения в сфере работы с информацией включает в себя соблюдение законодательства и применение мер административного наказания. Работники, работодатели, пострадавшие лица и государственные органы несут свою долю ответственности за обработку информации. Нарушения могут привести к дисциплинарным мерам, штрафам и судебным искам. Соблюдение правил безопасности информации важно для предотвращения утечек и несанкционированного доступа к данным.

Развитие информационных технологий и оборот информации оказывают значительное влияние на национальную безопасность. Для обеспечения защищенности интересов людей, общества и государства необходимо провести анализ основных элементов информационной безопасности и принципов ее правового обеспечения. Понятие информационной безопасности включает в себя не только защиту информации, но и защиту от угроз, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Необходимо углубленное изучение теоретических и конституционных основ информационной безопасности и разработка соответствующего законодательства.

Развитие информационных технологий, интенсификация оборота информации обусловливают значительное влияние информационной сферы на процессы построения национальной безопасности, право применения, соблюдения и реализации национальной информационной безопасности. Поэтому остаются актуальными вопросы анализа основных структурных элементов информационной безопасности (ИБ) и принципов ее правового обеспечения. В общем надлежащее обеспечение защищенности интересов человека, общества и государства в информационной сфере требует более углубленного анализа теоретических положений и конституционных основ ИБ РФ, определения их основных черт и особенностей, а также обоснования направлений развития такого конституционно-правового регулирования.

Согласно ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [9], информационная безопасность является неотъемлемой составляющей политической, экономической и национальной безопасности. Однако, принимая во внимание отсутствие конституционного определения понятия «информационная безопасность», становится несколько неоднозначным понимание содержания и структуры информационной безопасности РФ, ведь, если в узком смысле информационная безопасность соотносится обычно с безопасностью информации, то в широком аспекте она охватывает еще и защиту от угроз, связанных с применением информационно-коммуникационных технологий. Как указывает М. И. Серёгина, сущность информационной безопасности заключается в обеспечении как права на информацию и ее защиту, так и права на защиту от информации и информационных воздействий [4]. А определение информационной безопасности в указе Президента «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [6] в целом несовершенно и имеет ограниченное применение, касаясь не конкретного нормативно-правового регулирования, а только концептуальных основ развития информационного общества на 2017–2030 гг.

В Федеральном законе Российской Федерации определена сущность информационной безопасности государства, не упоминая защиту интересов человека и общества. Однако в Конституции РФ признаны человек и его безопасность высшими социальными ценностями, включая информационную безопасность. Следовательно, важно определить принципы информационной безопасности в рамках РФ, которые пока не сформулированы полностью. Также ученым предлагается развивать не «конституционные принципы информационной безопасности», а «конституционные принципы законодательства РФ об информационной безопасности». Конституционные принципы информационной безопасности включают приоритет прав и свобод человека, баланс интересов в информационной сфере, запрет цензуры, защиту личности от вмешательства, свободу информации с возможностью ограничения в законодательно определенных случаях и верховенство права.

Другим актуальным принципом информационной безопасности, который еще должен получить конституционное закрепление, предлагаем считать своевременность и адекватность мер противодействия угрозам ИБ, которые призваны обеспечить действенную нейтрализацию таких угроз, однако, не допуская непропорционального ограничения свободы информации. При этом следует согласиться с В. В. Трофимовым и Л. А. Трофимовой [5] относительно неотложности перехода в информационном обществе от принципа обеспечения безопасности информации к принципу обеспечения именно информационной безопасности. В научной литературе отмечается, что с конституционными принципами информационной безопасности также соотносятся государственный и общественный контроль в информационной сфере общества [2]. Свободный доступ к информации для гражданского общества способствует обеспечению информационной безопасности государства через общественный контроль. В современном демократическом, правовом государстве контроль за деятельностью государства в информационной сфере должен осуществляться гражданским обществом как отдельный принцип обеспечения законности. Обеспечение информационной безопасности согласно ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [9] определено одним из основных направлений государственной информационной политики. Поэтому надлежащая реализация государством его функции по обеспечению ИБ в первую очередь нуждается в формировании и реализации соответствующей государственной информационной политики. На сегодняшний день основными законодательными актами, регулирующими отношения в сфере информационной безопасности, являются ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [9], ФЗ РФ «О безопасности» [7], ФЗ РФ «О персональных данных» [8], но они касаются только общих принципов обеспечения национальной безопасности и кибербезопасности Российской Федерации. Необходимо принять законодательный акт о информационной безопасности, который бы определил принципы, угрозы, приоритеты государственной политики, организационно-правовой механизм обеспечения безопасности. Эффективная система обеспечения информационной безопасности требует обновления законодательства, установления механизма контроля и надзора, введения ответственности за нарушения, обучения субъектов и активации взаимодействия между ними. Необходимо соблюдать условия информационной безопасности как основополагающей составляющей национальной безопасности России. Существуют проблемы с привлечением к ответственности за нарушения закона об информации, включая пересечение норм административной и уголовной ответственности, неэффективность расследования дел в информационной сфере и менталитет безнаказанности в интернете. Основные меры по усовершенствованию ответственности включают модернизацию ответственности за разглашение ограниченной информации и усиление ответственности за интернет-оскорбления. Необходимо развивать юридическую ответственность через законы, регулирующие отношения в сети интернет. Современная государственная информационная политика должна обеспечивать информационную безопасность личности, общества и государства, защищать национальную безопасность в информационной сфере, выявлять и устранять информационные угрозы. Основные принципы включают право на достоверную информацию, свободу слова, сохранение национальных ценностей и государственную поддержку информационных технологий.

Литература:

  1. Аминов И. Р. Информационная безопасность как одна из составляющих национальной безопасности Российской Федерации // Актуальные проблемы правового обеспечения национальной безопасности в России. — 2019. — С. 16–21.
  2. Дерябина О. С. Основные задачи развития системы информационной безопасности // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 19–21.
  3. Северин В. А. Актуальные вопросы правового регулирования и защиты информации в России: избранные труды. — Москва: URSS: ЛЕНАНД. 2021. — С. 217–18.
  4. Серёгин М. И. Информационная безопасность как одна из основных составляющих национальной безопасности современной России // Вопросы политологии. — 2017. — № 2 (26). — С. 115.
  5. Трофимов В. В., Трофимова Л. А. Информационная безопасность в концепции национальной системы управления данными // Национальная безопасность России: актуальные аспекты. — 2019. — С. 14–19.
  6. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 26.08.2023).
  7. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 26.08.2023).
  8. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 26.08.2023).
  9. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 26.08.2023)