Особенности появления и развития дистанционной стажировки как элемента управления талантами с использованием современных информационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 28.03.2022

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Сабирова, С. А. Особенности появления и развития дистанционной стажировки как элемента управления талантами с использованием современных информационных технологий / С. А. Сабирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89744/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается эволюционное развитие понятия стажировка. Автором дана оценка современного положения дистанционной стажировки на глобальном уровне, а также приведены собственные идеи по её возможному развитию в Кыргызской Республике.

Ключевые слова: управление талантами, цифровизация, дистанционная стажировка, виртуальная стажировка, онлайн-стажировка, международный опыт, Кыргызская Республика.

Трудно представить, что стажировка в той форме, которую мы знаем, зародилась ещё в древнем мире в виде гильдий. Особенно она стала востребованной в XI веке, когда произошёл рост городов. Сельскохозяйственные методы и технологии стали более продвинутыми, и на полях требовалось меньше рабочих. Потенциальные сельскохозяйственные рабочие стали получать профессии в возрасте от раннего до среднего подросткового возраста, платя мастеру гильдии за то, чтобы он научил его ремеслу. Ученики обычно жили с мастером минимум десять лет и не могли жениться или получать заработную плату во время ученичества. В конце ученичества ученик становился членом гильдии и подмастерьем, что означало, что он мог начать зарабатывать себе на жизнь.

Во время первой промышленной революции система ученичества угасла из-за массового перехода от ручного труда к машинному. На смену ученичеству пришла профессиональная подготовка, которая вооружила рабочих навыками, необходимыми для фабричной работы в XVIII и XIX веках. Однако ученичество вновь появилось в конце 1800-х и начале 1900-х годов. Мастеров заменили работодатели, у которых больше не было учеников. Продолжительность ученичества была резко сокращена, потому что учеников обучали только узким сферам, а не всей профессии. Ученики, такие как машинисты и плотники, изучали свое ремесло и получали оплату в соответствии с заранее установленной шкалой заработной платы, а по завершении вступали в профсоюзы или ассоциации.

Стажировка в том виде, в каком мы её знаем сегодня, эволюционировала в XX веке: студенты стали обучаться образовательным программам в вузах с дальнейшим получением практического опыта на рабочих местах под наблюдением работодателя. Термин «стажёр» впервые был применен на Западе к студентам-медикам в 1920-х годах. Правительство и бизнес в конечном итоге приняли этот термин повсеместно [1].

На 1990-е годы пришёлся пик глобализации мировой экономики. Крупные корпорации начали борьбу за таланты. Всё это послужило толчком к трудовой миграции. При этом студенты получили более широкие возможности обучаться и соответственно пройти стажировку в разных частях мира. Так, например, согласно данным Всемирного банка, в 2021-м году в мире насчитывалось около 220 миллионов студентов высших учебных заведений по сравнению со 100 миллионами в 2000-м году [2].

В настоящее время идёт четвертая промышленная революция. Цифровизация позволяет найти все больше уникальных людей в любом уголке мира. Таким образом, глобализация продолжается, но на информационном уровне. Работодателю намного проще найти рабочую силу, так как все больше и больше людей используют интернет на регулярной основе. Поэтому становится наиболее популярным такой тип стажировки как дистанционная, онлайн или виртуальная.

Теперь не обязательно для стажера физически постоянно присутствовать на рабочем месте. Общение с работодателем сводится к использованию различных современных технических средств коммуникации, например, электронной почты, мессенджеров, телефонных разговоров, инструментов управления проектами. Виртуальные стажировки проводятся для студентов, так и порой выпускников школ, как правило, для выполнения офисных работ в основном в таких областях как информационные технологии, средства массовой информации, творчество или связи с общественностью и других [3].

Из преимуществ такого типа стажировки в отличие от стажировки на местах выделяют гибкий график, возможность проходить несколько стажировок одновременно, экономическую эффективность, улучшение цифровых и профессиональных навыков, более широкие возможности для дальнейшей карьеры.

Несмотря на плюсы, виртуальные стажировки в компаниях по всему миру не так распространены как удаленная работа на полный рабочий день. Даже такая технологическая компания как Microsoft, в которой работают тысячи сотрудников по всему миру, не приветствовала виртуальные стажировки до лета 2020 года, когда мир столкнулся с коронавирусом. Microsoft не одинок в таком несоответствии. Такие работодатели, как Microsoft, Ford Motor Company (лаборатория цифрового дизайна), Progressive Insurance и Huntington Bank назвали множество причин для того, чтобы нанимать стажёров только для работы в офисе. Они варьируются от неспособности продемонстрировать корпоративную культуру до проблем продать географический регион, удовлетворить потребность стажеров в наставничестве, больших затрат на технологии, конфиденциальности продуктов и проектов, негативного прошлого опыта и потребности в дополнительных ресурсах для виртуальной стажировки. Кроме того, глобальные аэрокосмические и оборонные фирмы, такие как Northrop Grumman, сталкнулись с проблемой безопасности. Вышеуказанное демонстрирует, что работодатели считают стажировку слишком важным каналом для проверки, найма и общения в будущем с талантами, чтобы полностью превратить её в виртуальную [4].

Важно отметить, что при этом трудовые отношения между стажерами и работодателями широко не регулируются законодательно. Даже нет специально разработанной Конвенции Международной Организации Труда. Для этих целей используется Конвенция № 177 «О надомном труде» (Женева, 20 июня 1996 г.). С моей точки зрения это большое упущение, так как дистанционная стажировка в основном предлагается на международном уровне и соответственно должны быть разработаны нормы международного права.

В Кыргызской Республике уже почти два года ведутся обсуждения по поводу того, как легализовать дистанционную работу. При этом нет речи о том, чтобы нормы закона затронули и стажировку, несмотря на то, что молодежь входит в группу риска из-за недостаточных знаний и опыта в сфере трудоустройства.

В вузах Кыргызстана в 2021 году училось 219 тысяч студентов, сообщил заместитель министра образования и науки КР Нурлан Омуров [5]. Жизненно необходимо включать в государственные стратегии соответствующие меры, чтобы не допускать оттока молодежи из страны. Одним из инструментов этого может стать стимулирование дистанционной стажировки на страновом уровне. Во-первых, это поможет развивать регионы и создать свой кадровый резерв. В случае острой необходимости в специфических профессиях можно будет использовать стажеров из-за рубежа с экономией финансовых ресурсов. Впоследствии работающие законы повысят привлекательность Кыргызской Республики, и мы сами сможем привлекать и нужных высококлассных специалистов. Государственное вмешательство поможет получить более точную аналитику и соответствующее планирование реформ в управления талантами.

Но для этого требуется параллельно также провести реформы самим специалистам по управлению человеческими ресурсами совместно с топ-менеджментом компаний. Первым шагом должно быть внедрение культуры цифрового мышления посредством разработки необходимых процедур для онбординга, управлению результативности, оффбординга и безопасности. Не должно быть дискриминации по оплате труда. Помимо этого нужно быть уверенным, что предпочитаемые каналы связи будут установлены, и стажер будет иметь технические средства для полноценной работы.

Литература:

  1. A Brief History of the Internship. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.taylorresearchgroup.com/news/2017/4/5/a-brief-history-of-the-internship (дата обращения: 01.03.2022)
  2. Страница World Bank: Understanding Poverty / Topics — Higher Education. Context. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/topic/tertiaryeducation#1 (дата обращения: 05.03.2022)
  3. Виртуальная стажировка — Virtual internship. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wikidea.ru/wiki/Virtual_internship (дата обращения: 05.03.2022)
  4. Khushwant K. S. Pittenger. Virtual Internships — A New Reality — Текст: непосредственный // Developments in Business Simulation and Experiential Learning. — 2021 — Vol. 48 (2021) — С. 150. — URL: https://journals.tdl.org/absel/index.php/absel/article/view/3307 (дата обращения: 10.03.2022)
  5. Сколько студентов учатся в университетах Кыргызстана? Цифра вас удивит. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.sputnik.kg/20210608/kyrgyzstan-nurlan-omurov-obrazovanie-universitet-chislo-studenty-1052776137.html (дата обращения: 10.03.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционная стажировка, Кыргызская Республика, стажировка, виртуальная стажировка, заработная плата, промышленная революция, работодатель, рабочий, тип стажировки, управление талантами.


Ключевые слова

международный опыт, управление талантами, Кыргызская Республика, цифровизация, дистанционная стажировка, виртуальная стажировка, онлайн-стажировка

Похожие статьи

Роль дистанционных технологий в образовании

Цель работы заключается в определении роли дистанционных технологий в современном образовании. Для реализации цели работы даны определение современного образования, дистанционного обучения, приведена статистика объема рынка дистанционного образования...

Развитие педагогического потенциала социальных центров: управленческий аспект

Статья посвящена специфике управления развития педагогическим потенциалом современных социальных центров на территории СНГ. Управленческий аспект раскрывается на основании концепции сочетания процессов организации и социальной самоорганизации, и опис...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Организация дистанционного обучения в современной образовательной реальности

В статье автор рассматривает возможности Интернета в организации дистанционного обучения, приводит его достоинства и недостатки. Представлены те возможности, которые можно реализовать посредством дистанционного обучения.

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...

Моделирование в современном образовании под влиянием цифровизации общества

Автором рассмотрены образовательные модели, применяемые в современном образовании, указаны достоинства и пути развития новых технологий, внедренных в образование. Выявлены преимущества применения инновационной образовательной модели, ее взаимосвязь с...

Опыт практики реализации социальной ответственности в иностранных корпоративных моделях

Целью работы является освещение опыта практики социальной ответственности в иностранных корпоративных моделях. Цель предполагает выполнение следующих задач: 1. Дать характеристику европейской, американской и азиатской корпоративных моделей; 2. Проана...

Сравнение цифровой трансформации в среднем образовании на примере Казахстана и Турции

В данной статье представлено сравнительное исследование усилий по цифровой трансформации среднего образования между Казахстаном и Турцией. Полученные результаты подчеркивают важность контекстуальных факторов, политической поддержки, развития инфрастр...

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Вопросы развития профессиональной компетенции преподавателя вуза

В статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной компетентности преподавателей вуза и пути их решения.

Похожие статьи

Роль дистанционных технологий в образовании

Цель работы заключается в определении роли дистанционных технологий в современном образовании. Для реализации цели работы даны определение современного образования, дистанционного обучения, приведена статистика объема рынка дистанционного образования...

Развитие педагогического потенциала социальных центров: управленческий аспект

Статья посвящена специфике управления развития педагогическим потенциалом современных социальных центров на территории СНГ. Управленческий аспект раскрывается на основании концепции сочетания процессов организации и социальной самоорганизации, и опис...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Организация дистанционного обучения в современной образовательной реальности

В статье автор рассматривает возможности Интернета в организации дистанционного обучения, приводит его достоинства и недостатки. Представлены те возможности, которые можно реализовать посредством дистанционного обучения.

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...

Моделирование в современном образовании под влиянием цифровизации общества

Автором рассмотрены образовательные модели, применяемые в современном образовании, указаны достоинства и пути развития новых технологий, внедренных в образование. Выявлены преимущества применения инновационной образовательной модели, ее взаимосвязь с...

Опыт практики реализации социальной ответственности в иностранных корпоративных моделях

Целью работы является освещение опыта практики социальной ответственности в иностранных корпоративных моделях. Цель предполагает выполнение следующих задач: 1. Дать характеристику европейской, американской и азиатской корпоративных моделей; 2. Проана...

Сравнение цифровой трансформации в среднем образовании на примере Казахстана и Турции

В данной статье представлено сравнительное исследование усилий по цифровой трансформации среднего образования между Казахстаном и Турцией. Полученные результаты подчеркивают важность контекстуальных факторов, политической поддержки, развития инфрастр...

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Вопросы развития профессиональной компетенции преподавателя вуза

В статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной компетентности преподавателей вуза и пути их решения.

Задать вопрос