Прием драматизации как средство формирования культуры речи у младших школьников на уроках литературного чтения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 21.03.2022

Статья просмотрена: 501 раз

Библиографическое описание:

Понакшева, Н. В. Прием драматизации как средство формирования культуры речи у младших школьников на уроках литературного чтения / Н. В. Понакшева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89427/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлено обследование уровня сформированности культуры речи у младших школьников.

Ключевые слова: драматизация, культура речи, дети младшего школьного возраста, урок литературного чтения.

The article presents a survey of the level of formation of speech culture in younger schoolchildren.

Keywords : dramatization, speech culture, primary school children, literary reading lesson.

Одной из важнейших психических функций человека является речевая.

В процессе речевого развития формируется высшие формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению.

Федеральный государственный образовательный стандарт НОО определил целевые ориентиры — социальные и психологические характеристики личности ребенка, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция.

В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточной готовности детей к целенаправленному, систематическому обучению в школе, длительной адаптации первоклассников к новым условиям учебного труда. Одним из значительных аспектов развития младших школьников является развитие культуры речи.

В современной школе на сегодняшний день является развитие культуры речи. В центре внимания современной методики, несомненно, находятся вопросы развития речи. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.

Культура речи в понимании ведущих советских теоретиков подразумевает не только теоретическую дисциплину, но и определённую языковую политику, пропаганду языковой нормы: в ней решающую роль играют не только лингвисты, но и педагоги, писатели, «широкие круги общественности».

Подходы к решению проблем развития речевой культуры отражены в работах Л. С. Выготского, Л. А. Введенской, П. Я. Гальперина, И. А. Зимней, В. В. Ильина, В. В. Краевского, А. Н. Ксенофонтовой, В. И. Максимова, Л. И. Скворцовой, Л. В. Соколовой [2].Культура речи, языковая культура — распространённое в советской и российской лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения» [1].

Задачи воспитания навыков культуры речи у учащихся — одни из серьезных задач, стоящих перед школой. Однако, следует признать, что воспитание навыков культуры речи ведется пока эмпирически, от случая к случаю, не выработана система необходимых упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий.

В настоящее время учителя начальных классов уделяют большое внимание развитию речевой культуры. Каждый из них привносит в процесс преподавания свои «нюансы».

Одним из условий прочного усвоения знаний, умений и навыков является систематическая работа — повторение теории, выполнение упражнений и заданий по заданным темам. Выполнение этого условия необходимо при усвоении учащимися речевой культуры.

Эталоном культуры речи признаётся литературный язык, понимаемый прежде всего, как язык художественной литературы.

Выделяется два главных показателя, или критерия, культуры речи — правильность и коммуникативная целесообразность. Но этими критериями культура речи не ограничивается. Другими критериями культуры речи, определенными еще с древнейших времен, являются точность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразительность, разнообразие, эстетичность, уместность.

Речь детей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрываются все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность.

Одним из средств развития культуры речи у детей младшего школьного возраста является урок литературного чтения.

Для того, чтобы организовать работу по формированию культуры речи младших школьников, учителю необходимо использовать различные методы и приемы.

Существует множество методов обучения, которые направлены на формирование культуры речи младших школьников. Наиболее распространены словесные методы, так как являются неотъемлемой частью становления речи ребенка. Несмотря на это, наглядные и практические методы не уступают по своей значимости. Все эти методы взаимосвязаны между собой, невозможно их определить лишь в одну группу, поэтому распределение происходит по преобладающим видам деятельности.

Эффективным методом формирования культуры речи детей младшего школьного возраста являются приемы драматизации.

Драматизация охватывает разные аспекты художественной деятельности: выбор репертуара, создание сценариев, сценическую речь, сценическое движение, изготовление костюмов, декораций, реквизита и т. д. Тем самым создаются благоприятные условия для формирования у обучаемых этических и эстетических ценностей.

В ходе драматизации дети усваивали различные речевые клише. Неспешное выразительное чтение доставляет детям массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи детей. Дети представляют себя героями литературного произведения и повторяют вместе с педагогом ролевые диалоги персонажей.

Для подтверждения полученных данных было проведено обследование уровня формированности культуры речи у детей младшего школьного возраста. В связи с этим на этапе констатирующей диагностики детям предлагались специальные диагностические задания, содержащие серии вопросов и заданий для индивидуальных бесед с детьми, разработанные автором в соответствии с методикой Е. О. Смирновой.

Исследование было организовано на базе Муниципального казенного учреждения Добромысловская СОШ. В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста, а именно учащиеся 2 класса, количественным составом 20 человек — 10 учащихся класса — контрольная группа и 10 учащихся класса — экспериментальна группа.

На основании полученных данных выявлено, что большее количество детей имеет средний уровень развития. С целью повысить уровень культуры речи детей нами был организован формирующий этап работы.

Считаем, что необходимо, научить детей пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество.

Предлагаем элементы драматизации использовать и при первичном чтении, и при повторном обращении к тексту в ходе анализа.

Знакомство с произведением начинается с первоначального восприятия текста . Это может быть восприятие чтения самих детей, комбинированного чтения и аудиозаписи, может быть чтение учителя. Когда речь идёт о первой встрече с таким непростым жанром, как басня, то это, скорее, чтение учителя. Нельзя забывать, что при этом учитель также может использовать средства драматизации: мимику, жесты, движение и др. После первоначального восприятия текста, начинается работа над анализом произведения. В процессе повторного чтения можно организовать работу над таким видом драматизации, как произнесение отдельной реплики героя произведения .

При обучении подаче реплики героев главное — выявить характер персонажа, так как важно, кто и как это говорит.

Еще один вид драматизации чтение по ролям с опорой на интонацию . Чтение по ролям проводится после анализа произведения: ребята выясняют идейное содержание произведения, характеры персонажей, ведется разговор об интонациях их речи. Описания учащихся обязательно соотносятся с теми образами, которые возникли у детей в их сознании во время первичного чтения произведения.

Большой интерес вызывает у младших школьников постановка «живых картин» к произведению.

Живые картины (фр. tableaux vivants) — вид пантомимы, композиции, представляемые позирующими людьми в подражание известным художественым произведениям.

Данный прием требует обращения к деталям костюма и четкого выяснения поз.

Живая картина дает возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определенное состояние каждого героя.

Развернутая драматизация — большой праздник в жизни детей. Учитывая условия проведения на уроке литературного чтения имеет свои особенности.

Проводятся обычно довольно редко, так как требуют большой коллективной подготовки (оформления декораций, подготовки костюмов, репетиций и т. д.). Такие уроки могут завершать изучение отдельных разделов программы. Развернутые драматические представления — это уроки-утренники, уроки-отчеты, устные журналы.

С целью проверки эффективности предложенной и проведенной работы было проведено контрольное обследование детей. Использовались те же диагностические задания на сформированность уровня культуры речи у детей младшего школьного возраста.

Проведенное исследование уровня сформированности культуры речи у детей младшего школьного возраста на контрольном этапе и его анализ показывает, что при организации повторной диагностики выявлена эффективность проделанной работы. Уровень детей с низкими показателями сократился в среднем на 10 %.

Современный урок литературного чтения предполагает активное включение детей в деятельность на всех этапах работы. Приёмы драматизации активизируют познавательный интерес детей к предмету. Работа над драматизацией позволяет углублять анализ текста, поэтому важна не сама драматизация, а процесс её подготовки. Формируется внимательное отношение к слову, элементам интонации, потому что всегда стоит вопрос: как это надо произнести и почему?

Урок литературного чтения — это диалог ученика с учителем, с другими учащимися, наконец, с автором художественного текста. Это обсуждение языковых проблем, поиск, открытие писателя, его замысла и себя через текст. Эта активная исследовательская деятельность, когда многие ответы на сложные вопросы, поставленные художественной литературой, приходится искать самому, и у каждого они могут быть свои. В художественном тексте мы видим внутреннюю силу языка. Язык помогает нам познать мир, думать, учиться, совершенствовать себя.

На основании полученных данных можно считать, что цель достигнута, задачи реализованы.

Литература:

  1. Голованова Д. А. Русский язык и культура речи. Краткий курс/ Д. А. Голованова, — М.: «Окей-книга», 2009–62 с.
  2. Казарцева O. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения/ O. М. Казарцева, — М.: Наука, 2001. — 87с.
  3. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность/ А. А. Леонтьев, — М.: Просвещение, 2006–187с.
  4. Денисова, Л. Г. Использование приёма драматизации при обучении устной речи [Электронный ресурс], http: //festival/ 1 september/ru/articles/572472/ 2011/Волков Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волков. — СПб. Питер, 2009
  5. Мали Л. Д. Элементы драматизации на уроках чтения // Начальная школа. — 1981. — № 3. — С. 27.
  6. Тивикова С. К. Драматизация на уроках литературного чтения // Сельская начальная школа: история, опыт, перспективы / под ред. О. Ю. Ноздриной, С. К. Ти-виковой. — Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — С. 62–72.
  7. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. — М.: Владос, 2003. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): культура речи, младший школьный возраст, ребенок, литературное чтение, речевая культура, анализ произведения, вид драматизации, художественная литература, художественный текст, языковая норма.


Похожие статьи

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка

В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников в учебной деятельности на уроках литературного чтения.

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по развитию навыков выразительного чтения на уроках русского языка и на уроках литературы.

Повышение мотивации у обучающихся младшего школьного возраста (из практики преподавателя отдельной дисциплины)

В статье автор анализирует психологические особенности детей младшего школьного возраста, а также представляет практические приемы повышения уровня мотивации у обучающихся.

К проблеме развития выразительности речи младших школьников

Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью критериев оценки выразительности речи младших школьников. Авторами предложены критерии оценки интонационн...

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Пояснение понятия «творческие способности» у детей начальных классов. Рекомендации по развитию у ребенка младшей школы творческих навыков на уроке литературного чтения.

Похожие статьи

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка

В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников в учебной деятельности на уроках литературного чтения.

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по развитию навыков выразительного чтения на уроках русского языка и на уроках литературы.

Повышение мотивации у обучающихся младшего школьного возраста (из практики преподавателя отдельной дисциплины)

В статье автор анализирует психологические особенности детей младшего школьного возраста, а также представляет практические приемы повышения уровня мотивации у обучающихся.

К проблеме развития выразительности речи младших школьников

Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью критериев оценки выразительности речи младших школьников. Авторами предложены критерии оценки интонационн...

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Пояснение понятия «творческие способности» у детей начальных классов. Рекомендации по развитию у ребенка младшей школы творческих навыков на уроке литературного чтения.

Задать вопрос