В статье автор исследует актуальность использованиянейрогимнастики в коррекции нарушений письменной речи детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: письменная речь, нарушение письма, младший школьный возраст, нейропсихологический подход, комплекс упражнений.
Отклонения в развитии устной и письменной речи являются одной из основных причин неуспеваемости у младших школьников. Как показывает практика, с каждым годом число детей, имеющих нарушения письменной речи, растет и является одной из самых распространенных проблем у учеников начальных классов. По мнению нейропсихолога А. Р. Лурии, навык письма имеет ведущее значение в любой сознательной деятельности человека. Совершенствование данного навыка имеет большое значение для общего развития ученика, а от уровня его владения зависит успех в учебе и психическое благополучие ребенка на всех последующих этапах его образования [1].
Все чаще в педагогическом пространстве поднимается вопрос наличия у учащихся такого наиболее распространенного вида нарушения письменной речи, как дисграфия. Она выявляется в начальной школе и может сохраниться до старших классов. Дисграфия — это частичное нарушение функции письма, проявляющееся постоянными повторяющимися ошибками и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма [2].
В наше время нарушение письма представляет собой достаточно распространенное явление в обучении детей, осваивающих начальный уровень образования. Нами было проведено исследование письменной речи на базе общеобразовательной школы Ростовской области. В эксперименте приняли участие учащиеся вторых классов. Проверка письма проводилась на основе трех видов работ: слухового диктанта, списывания с печатного текста и списывания с рукописного текста. При проведении диагностики нарушений письма у обучающихся, осваивающих начальный уровень образования, мы ориентировались не только на традиционный подход к их анализу, но и на нейропсихологический подход. На современном этапе развития логопедии дисграфия активно изучается в рамках нейропсихологии. Нейропсихологическое направление исследования нарушений письма у детей основано на фундаментальных теоретических положениях Л. С. Выготского и А. Р. Лурии о ВПФ как о сложных функциональных системах, состоящих из многих структурных компонентов [3].
Распространенными ошибками в письменных работах обучающихся являлись: пропуски согласных и гласных букв, перестановки и добавления букв; пропуски, перестановки и добавление слогов; слитное написание слов (дисграфические ошибки), ошибки на правописание безударных гласных в корне слова и правописание окончаний (дизорфографические ошибки), что подтверждает имеющиеся в научно-методической литературе данные. Причиной указанных ошибок может являться не только недоразвитие устной речи, но и несформированность произвольной регуляции действий (функций планирования и контроля), произвольного внимания, что свидетельствует о дефицитарности третьего функционального блока мозга (Т. В. Ахутина, А. Р. Лурия) и указывает на полифакторную природу ошибок письма.
Также можно сделать вывод, что в начальной школе детей с нарушением письма гораздо больше, чем посещающих логопедический пункт, что является отрицательным моментом в реализации психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в овладении образовательной программой.
Во многом именно коррекция нарушений письменной речи становится одним из ведущих направлений деятельности учителя-логопеда, что обусловливает актуальность выбранной темы в целом. Однако в современной школе эффективность логопедической работы по коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с использованием нейропсихологических методов недостаточно высока.
Коррекционно- развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность, реализуется в трех направлениях: формирование базовых основ, коррекция познавательных функций и развитие межполушарного взаимодействия [4]. При проведении коррекционной работы необходимо учитывать психофизиологические особенности младших школьников.
Младший школьный возраст представляет собой уникальный этап в развитии ребенка, границы которого соответствуют периоду обучения в начальной школе, обычно устанавливаемые в пределах от 6–7 до 10–11 лет. Этот период характеризуется дальнейшим физическим и психофизиологическим развитием, необходимым для успешного систематического обучения в школе.
Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Использование различных игр и развивающих упражнений в образовательном процессе помогает стимулировать интеллектуальное и личностное развитие младших школьников. Эти методики оказывают положительное влияние на когнитивные способности и мотивационную сферу учащихся, способствуя успешной адаптации к учебной среде и социальной интеграции.
Итак, одной из форм нейропсихологической коррекции является нейрогимнастика — комплекс упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. Она может представлять собой специальные игровые занятия с элементами арт-терапии, комплексы упражнений, которые направлены на синхронизацию работы правого и левого полушарий, на развитие мозолистого тела, подкорковых структур и связей между этими структурами и корой головного мозга. Сенсомоторная и когнитивная активность помогает исправлять нарушения в становлении внутренних процессов, возвращать в норму работу мозга и его важных центров [5]. В частности, нейрогимнастика помогает детям снизить утомляемость на занятиях и уроках, повысить работоспособность, улучшить мелкую и крупную моторику, ловкость кистей, развить способность к выполнению симметричных и асимметричных движений. Кроме того, упражнения способствуют сохранению психоэмоционального статуса, выводя стресс из мышечной памяти, поскольку эмоции вызывают мышечные ощущения (зажимы) в теле, как положительные, так и отрицательные.
Разрабатывая нейропсихологическую программу коррекции дисграфии у младших школьников, важно уделять внимание заданиям и играм, которые оказывают полимодальное воздействие на ученика, то есть одновременно активируют зрительные, слуховые и тактильные анализаторы.
Литература:
- Лурия А. Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования: учебное пособие для вузов / А. Р. Лурия. — Москва : Академия, 2012. — 352 с.
- Лалаева Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. — Ростов н/Д : Феникс; СПб. : Союз, 2008. — 179 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. — Москва : Издательство АСТ, 2023. — 576 с. (Эксклюзив: Русская классика).
- Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб. : Питер, 2008. — 320 с.
- «Что такое нейрогимнастика?» // Дефектология ПРОФ // Электронный ресурс / URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/chto_takoe_nejrogimnastika/ (дата обращения 20.03.2025).