В статье автор анализирует влияние родительского отношения матери на формирование личности младшего школьника.
Ключевые слова: младший школьный возраст, родительское отношение, взаимоотношения ребёнка с матерью.
Большое влияние на стабильное, динамичное развитие общества имеет семья как единица социума, а также уровень и характерные черты отношений внутри семьи. На протяжении длительного времени, изучением специфики взаимоотношений между родителями и детьми, проведением исследований занимались такие учёные как А. А. Бодалев, Л. И. Божович, И. В. Дубровина, М. И. Лисина, А. С. Спиваковская и т. д.
Именно после ряда исследований, научное педагогическое общество заговорило о том, что именно семья определяет особенности процесса адаптации ребёнка к социуму, именно качество внутрисемейных отношений могут помочь сделать этот процесс легче и проще для подрастающего человека.
Период, когда ребёнок становится младшим школьником, сопровождается стрессом у ребёнка: смена привычного окружения, ориентация на учебную деятельность, появление других правил и т. д. В этот период важно, чтобы родители помогали обучающемуся приобрести жизненный опыт, получить новые важные знания об окружающем мире, приобрести новые умения и навыки.
Опираясь на исследования детско-родительских взаимоотношений, рассмотрим стили родительского воспитания.
Стили родительского воспитания впервые исследовал А. Адлер. Автором описывались разнообразные ситуации из детства, в том числе негативные, которые влияли на формирование искажённых представлений о жизни. К примеру: чрезмерное баловство или пренебрежение ребёнком. Различные стили воспитания, в которых присутствует упор на формирование негативных установок, обуславливают снижение у школьника социального интереса. Также А. Адлер подчёркивает, что «попустительство и вседозволенность со стороны родителей приводит к развитию неадекватных представлений о самом себе, об окружающем мире, способах конструктивного взаимодействия с другими людьми. Эмоционально отвергаемые, пренебрегаемые родителями дети будут недооценивать собственные силы, преувеличивать трудности жизненных задач, у них могут быть трудности в межличностных отношениях» [1, c. 177].
По мнению А. Болдуина, существуют такие стили семейного воспитания:
1) демократический стиль. Имеет характерные черты:
– имеется довольно высокая степень вербального общения между родителями и детьми;
– родители включают детей в обсуждение семейных проблем согласно возрасту и психике ребёнка;
– если родители готовы в любом вопросе поддержать ребёнка, уровень его успешности значительно возрастает;
– родительское взаимодействие направлено на расширение кругозора ребёнка, следовательно, у обучающегося снизится субъективность во взглядах и мыслях.
2) контролирующий стиль. Такой стиль характеризуется ограничением со стороны родителей поведения школьника. В таком стиле требования родителей могут быть чрезмерно жёсткими, но они предъявляются ребёнку последовательно и признаются ребёнком как справедливые.
Как отмечают А. Я. Варга и В. В. Столин существуют четыре типа родительского отношения:
- Принимающе-авторитарный. Принятие ребёнка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.
- Отвергающий. Низкая ценность особенностей ребёнка, отношение как к более младшему, приписывание дурных наклонностей.
- Симбиотический. Стремление установить с ребёнком тесный напряжённый эмоциональный контакт, соучаствовать полностью в его жизни.
- Авторитарный. Тотальный контроль поведения психической жизни ребёнка, запрет на потребность в психосоциальной идентификации [3, c. 163].
По мнению Б. С. Волкова, существует гораздо больше стилей воспитания, а именно строгий, объясняющий, автономный, компромиссный, содействующий, потакающий, ситуативный, зависимый [4].
В исследовании Ю. А. Токаревой проводилось изучение взаимодействия отцов со своими детьми. Около 85 % отцов младших школьников отметили, что используют гармоничный стиль воспитания, т. е. ориентируются на возраст, особенности личности ребёнка при проведении воспитательной работы [7].
Если анализировать количество исследований отношений между родителями и младшим школьником становится очевидно, что значительно больше исследований направлены на изучение взаимодействия матери и ребёнка. Это объясняется тем, что в младшем школьном возрасте ребёнок ещё находится с мамой в более тесной душевной связи ввиду ряда психологических особенностей. Второй немаловажный момент — многие исследователи говорят о том, что матери гораздо чаще соглашаются принимать участие в исследованиях, чем отцы.
Дж. Файн отмечает интересный факт высокой связи между тревожностью матери и ребенка. Фактически, мать выступает для ребенка главным источником тревоги [8, c. 144]. По мнению Дж. Боулби, младший школьник имеет большую эмоциональную близость с матерью. Недостаток близости с матерью, безусловного принятия и любви с ее стороны объясняют сниженный уровень настроения, состояние тревоги, отсутствие положительных эмоций, что свидетельствует об их психологическом неблагополучии [2, с. 11]. Данные наблюдения подтверждают уникальность взаимосвязи между матерью и ребёнком.
Применительно к отношениям между младшим школьником и мамой, существуют определённые стили взаимоотношений, выделенные Е. Т. Соколовой:
- Сотрудничество. В общении матери и ребёнка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребёнка к активности.
- Изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребёнок изолируется, не делится своими эмоциями и переживаниями с мамой.
- Соперничество. Партнёры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении.
- Псевдосотрудничество. Партнёры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).
Стоит отметить, что автор указывает на то, что в зависимости от реализации какого-либо стиля взаимодействия мамы и ребёнка — они оба получают «психологические выгоды». Также Е. Т. Соколова рассматривает два варианта отношений «матери — ребёнка»:
1) доминирование матери. Доминирующая мать отклоняет предложения ребёнка, а ребёнок поддерживает предложения матери, демонстрируя покорность и/или действуя за спиной и под защитой матери.
2) доминирование ребёнка. Мать получает следующие психологические выгоды: мать соглашается с ребёнком, чтобы обосновать его слабость и тревогу за него или чтобы принять позицию «жертвы» [5, c. 93].
Е. О. Смирнова и Т. А. Кошкарова, анализируя материнские трудности в отношениях с младшими школьниками, выявили такие проблемы взаимодействия матери и младшего школьника:
– конфликтность в семье (возбудимость, вспыльчивость, раздражительность ребёнка, а также его упрямство, неуправляемость, негативизм и пр.);
– жалобы па асоциальное поведение (лживость, воровство);
– дефицит внимания в семье (ревность, требование повышенного внимания к себе дома, эгоцентризм);
– изоляция в семье (замкнутость, необщительность дома) [6].
Обобщая данные своего исследования, Е. О. Смирнова и Т. А. Кошкарова говорят, что трудности во взаимоотношениях с младшими школьниками испытывают 30,9 % опрошенных мам.
Таким образом, значительное количество выдвинутых психолого-педагогических теорий и их разработка относительно раскрытия психологических особенностей отношений между «ребёнком и мамой» и «ребёнком и папой» не описывают проблему полностью. Рассмотренные исследования позволили глубже изучить вопрос феномена взаимодействия матерей с младшими школьниками, однако не раскрыли полностью механизмы возникновения и протекания процессов. Следовательно, вопрос изучения взаимодействия матери и младшего школьника остаётся открытым и требует дополнительных исследований.
Литература:
1. Андреева Л. А. Психологические особенности детско-родительских отношений / дис. канд. псих. наук. — М.: Просвещение, 2000.
2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. — М.: Ка-нон+, 2016.
3. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения. / дис. канд. псих. наук. — М.: Просвещение, 2000.
4. Волков Б. С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2016.
5. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: Просвещение, 2000.
6. Смирнова Е. О., Кошкарова Т. А. Психологический анализ материнских жалоб // Вопросы психологии. — 2005. — № 6. — С. 26–35.
7. Токарева Ю. А. Родительское отношение отца и его роль в воспитании ребенка // Образование и наука. — 2009. — № 6. — С. 70–77.
8. Файн М. Дж. Помощь родителям в воспитании детей. — М.: Эксмо, 1999.