Младшим школьным считается возраст от 6–7 до 10–11 лет. Вхождение в этот период знаменуется для ребёнка многими значимыми событиями: начало школьной жизни, смена ведущего вида деятельности, расширение круга социальных взаимодействий и т. д. В этот промежуток времени происходит интенсивное физическое и психическое развитие. Всё это сказывается на формировании определённых характеристик личности ребёнка и влияет на его будущее. Рассмотрим наиболее важные процессы, происходящие с обучающимся начальной школы.
Согласно периодизации психологического развития, которую выделил известный советский психолог Д. Б. Эльконин, с переходом из дошкольного в младший школьный возраст игра, как ведущий вид деятельности, сменяется на учебную деятельность. [1] Это означает, что ребёнок должен достаточно быстро перестроиться на другой вид активности, научиться усваивать определённые знания и умения. На первый план выходит построение мыслительных и интеллектуальных операций.
Происходит укрепление волевого компонента, поскольку соблюдение нового образа жизни и правил поведения требует определённых усилий со стороны ребёнка. Если до поступления в школу большинство действий он совершал по желанию, то теперь приходится ежедневно выполнять свои ученические обязанности: выполнять домашнее задание, собирать портфель и т. д. Становление воли обуславливает развитие всех психических функций школьника. [2]
Во время урока ученик должен не только соблюдать дисциплину и регулировать своё поведение, но и удерживать внимание на содержании занятия. Происходит переход от непроизвольного восприятия к произвольному. Возникает необходимость целенаправленного наблюдения за действиями учителя, усваивания необходимой информации. При этом мотивация познания чего-то нового с годами, проведёнными за школьной партой, сменяется на размышления о том, зачем нужна школа, как меняется учебный материал, становится ли сложнее с переходом в следующий класс и т. д. Начинается развитие элементов самосознания, младший школьник улавливает изменения в самом себе и своих сверстниках. Со временем ученик начинает самостоятельно определять для себя учебные цели, пути их достижения, отслеживать прогресс и производить итоговую рефлексию.
Не менее важным процессом в специфике младшего школьного возраста является становление морально-нравственных ценностей. Ребёнок всё больше взаимодействует с социумом, где неизбежно возникновение ситуаций, требующих определённых реакций и оценок. В школе моральный облик формируется в процессе взаимодействия детей: во время совместных игр и учебной деятельности. Отношения с разными людьми: сверстниками, родителями, чужими — «социальными» взрослыми являются ключевым фактором становления фундамента нравственного поведения обучающегося. Тем не менее, это один из наиболее важных элементов личности, который не должен формироваться стихийно и требует целенаправленного воспитания, усвоения ребёнком системы нравственных норм. Поэтому здесь необходимы действия со стороны педагогического коллектива в школьной среде и воспитательная работа родителей за её пределами. [3]
Самооценка также меняется с началом обучения и течением первых школьных лет. Попадая в окружение детей, схожих по возрасту и социальному статусу, начинается сравнение себя с другими. Особенно остро встаёт этот вопрос, когда в жизни появляется критерий успешности младшего школьника — школьная оценка. Сначала оценивает учитель в школе, затем — родители дома. Зачастую формирование определённого рейтинга в классе и давление со стороны взрослых провоцируют у ребёнка вопросы о том, почему он находится на том или ином месте. Именно в начальной школе результаты учебной деятельности очень влияют на формирование самооценки. [4]
Отношение ребёнка к самому себе зависит в большей степени от того, как относятся к нему окружающие, и, что немаловажно, как он это отношение воспринимает. В свою очередь, от этого зависит проявление таких черт характера, как активность, инициативность, открытость. Всё это также может оказать влияние и сформировать устойчивую модель поведения в будущем. Следует отметить, что в этом возрасте самооценка очень хрупка и нестабильна. Её становление зависит от многих факторов: отношений и общения с разными людьми, индивидуальных особенностей личности, стиля домашнего воспитания. Именно родительская оценка для ребёнка имеет наивысшее значение.
Выше описан далеко не полный перечень изменений, которые происходят с ребёнком во время обучения в начальной школе. Но становится очевидным, насколько велика в его жизни роль самых близких взрослых — родителей.
Для формирования гармонично развивающейся личности необходимо, чтобы все эти важнейшие процессы сопровождались грамотной системой домашнего воспитания и ответственным подходом со стороны родителей. Но насколько современные родители готовы и способны конструктивно взаимодействовать со своим ребёнком?
В условиях современного темпа жизни, необходимости зачастую обоих родителей материально обеспечивать свою семью, мамы и папы направляют все свои внутренние ресурсы на решение текущих задач, в то время как их дети нуждаются в психологической поддержке и правильной стратегии действий со стороны близкого человека, а на деле — остаются практически без надзора. При этом, в младшем школьном возрасте ребёнок по-прежнему испытывает достаточно сильную зависимость от семьи. Возникает очевидное противоречие между потребностями ребёнка и возможностями родителей.
Со временем тенденция закрепляется в разных семьях, и для проработки возникшего дефицита и профилактики негативных последствий становится необходимой помощь специалиста, который направил бы возможные усилия родителей в нужное русло, а часть взаимодействия взял на себя. Одним из педагогов, работающих по данному профилю, является тьютор. В его профессиональные компетенции входит диагностика личностных характеристик ребёнка и раскрытие внутреннего потенциала подопечного соответственно его склонностям и интересам.
Для изучения потребности в совместной работе родителей младших школьников и тьютора нами было проведено диагностическое исследование, нацеленное на выявление качества детско-родительских отношений, позиции родителей относительно развития своих детей и возникающих у них трудностей. Методом изучения данного вопроса было выбрано анкетирование. В качестве респондентов выступили родители обучающихся 1–4 классов средних образовательных школ города Красноярска в количестве 76 человек. В анкетировании приняли участие 70 мам и 6 пап.
Проанализируем наиболее значимые ответы. Было определено, что 81,6 % родителей оценивает степень контакта со своим ребёнком от 8 до 10 баллов по десятибалльной шкале. Это достаточно высокое значение, трактуемое как «полное взаимодействие». Большинство респондентов (84,2 %) отметили, что нужно участвовать в жизни ребёнка, прислушиваться к нему. Коме того, 31,6 % опрошенных считают, что их ребёнок полностью им доверяет. Только четверо респондентов отметили, что лучше знают, что нужно их ребёнку.
Тем не менее, у детей всё же возникают трудности. Наиболее часто родители отмечают у своих детей проблемы с дисциплиной (34,2 %), недостаточно хорошие, по их мнению, результаты обучения (25 %), а также трудности во взаимодействии с людьми, в том числе взрослыми и сверстниками (23,7 %). Многие отметили одновременно несколько вариантов. Помимо предложенных версий, отдельными респондентами были обозначены такие трудности, как гиперответственность, проблемы с памятью и др. Таким образом, несмотря на кажущуюся родителям идиллию в общении с собственными детьми, они указывают на наличие трудностей, которые, как правило, провоцируются неверным подходом в воспитании. При этом все выявленные затруднения взаимосвязаны и могут повлиять на будущую успешность ребёнка.
На вопрос «Вам бы хотелось, чтобы Ваш ребёнок развивал свои способности, навыки и умения?» все опрошенные дали положительный ответ. Но большинство родителей считает, что обучение в школе только частично (77,6 %), или же вовсе не позволяет (13,2 %) раскрыть способности и развивать интересы детей. Из этого следует, что данная обязанность в основном остаётся на самих родителях. Но насколько они с ней справляются?
Для того, чтобы определить, насколько для мам и пап является желанным и доступным развитие детей своими силами, был задан вопрос «Способны ли Вы самостоятельно заниматься развитием личности своего ребёнка?». Ответы распределились следующим образом.
Рис. 1. Диаграмма к вопросу «Способны ли Вы самостоятельно заниматься развитием личности своего ребёнка?"
Изучив представленную диаграмму, можно увидеть, что практически половина респондентов предпочли бы получить консультацию специалиста по вопросам правильной тактики развития своего ребёнка. Часть родителей считают, что они имеют определённые успехи в этом вопросе, но в то же время немало участников анкетирования отметили, что у них не хватает времени для того, чтобы помогать своим детям совершенствоваться и справляться с трудностями.
Так, прослеживается заинтересованность родителей в получении дополнительной полезной информации и рекомендаций со стороны компетентного педагога. Но, несмотря на это, на вопрос анкеты «Знаете ли Вы, кто такой тьютор?» были даны следующие ответы:
‒ «Да» — 27 чел. (35,5 %);
‒ «Что-то слышал(а)» — 20 чел. (26,3 %);
‒ «Нет, слышу впервые» — 29 чел. (38,2 %);
Можно сделать вывод, что родители младших школьников нескольких крупных образовательных учреждений города Красноярска практически не имеют представления о таком специалисте, как тьютор. Большая часть лишь поверхностно сталкивались с упоминанием о нём, либо и вовсе встречает это слово впервые. Но ведь тьютор — это именно тот специалист, который может помочь решить проблемы, названные ранее.
В ходе прохождения анкеты респондентам был предложен обучающий материал — инфографика, посвящённая профессии тьютора, сути его деятельности, форме и способах работы и т. д. Изучив представленную информацию, родителям предстояло отметить своё желание или нежелание проконсультироваться с тьютором. Результаты по данному вопросу отражены в диаграмме.
Рис. 2. Диаграмма к вопросу «Вам было бы интересно проконсультироваться с тьютором?»
Достаточно большой процент опрошенных изъявили желание в получении консультации от тьютора. Из тех, кто выбрал вариант «нет», 66,7 % назвали в качестве причины отсутствие необходимости в таком взаимодействии, а другие 33,3 % родителей считают, что самостоятельно могут заменить тьютора для своего ребёнка.
Сводная таблица показала, что участники анкетирования, у которых не возникло желания получить консультацию тьютора оценивают уровень контакта со своим ребёнком достаточно высоко — на 7, 9 и 10 баллов, но в то же время отмечают у своих детей проблемы с дисциплиной и поведением, а также эти родители не до конца довольны их успехами в учёбе.
Тщательно изучив результаты проведённого исследования, можно сделать вывод о том, что родители младших школьников хоть и оценивают своё взаимодействие с детьми на высоком уровне, всё же имеют некоторые трудности с планированием своих дальнейших действий и нуждаются в психолого-педагогической поддержке специалиста.
В чём заключается такая работа с семьёй? В обеспечении родителей адаптированными для них психолого-педагогическими ресурсами: знаниями, умениями и навыками, которые они могли бы применять в домашнем воспитании с целью создания благоприятных условий для полноценного развития и раскрытия потенциала своих детей.
На наш взгляд, только комплексный подход к взаимодействию с родителями может дать необходимый результат. Для того чтобы младшие школьники в будущем становились всесторонне развитыми и образованными людьми, необходимо осуществлять работу в нескольких направлениях:
- Педагогическое просвещение родителей, ознакомление с теоретическим материалом на разные значимые темы;
- Мотивирование родителей к саморазвитию и повышению уровня своей педагогической культуры для формирования более осознанного и целенаправленного подхода к воспитанию и обучению своих детей;
- Индивидуальная работа и личное консультирование родителей по вопросам особенностей развития конкретного ребёнка;
- Тьюторское сопровождение детей младшего школьного возраста в условиях взаимодействия с родителями;
В наше время практически во всех образовательных учреждениях в педагогическом штате числится школьный психолог и социальный педагог. В действительности социальный педагог в основном работает с родителями «трудных» детей, то есть таких, которые систематически нарушают общественный порядок, совершают разного рода проступки или же состоят на учёте в полиции. В свою очередь, функции детского школьного психолога заключаются в работе по разрешению конфликтов. Такие специалисты в школах работают с детьми, которые в основном имеют проблемы с дисциплиной или отличаются агрессивным поведением по отношению к сверстникам или учителям. Также психолог и социальный педагог периодически контактируют с родителями или представителями детей с ограниченными возможностями здоровья. А деятельность тьютора, который, в том числе, специализируется на работе именно с такими обучающимися, сводится к выполнению функций ассистента-помощника для детей с особыми потребностями. Таким образом, систематическая работа производится лишь с теми, кто нуждается в этом в большей степени на текущий период времени. Поэтому можно предположить, что задачи тьютора и психолога по отношению к другим обучающимся в какой-то мере переходят на родителей.
Часть проанкетированных считают, что они самостоятельно способны заменить тьютора своему ребёнку. Для некоторых родителей это в какой-то степени является возможным. Но для этого они должны организовывать время, проводимое с младшим школьником, максимально качественно, чётко отвечая за каждое своё воспитательное или образовательное действие.
Тьютор же имеет ряд преимуществ в такой работе. Во-первых, родители оценивают способности своего ребёнка субъективно и на интуитивном уровне. Тьютор же владеет профессиональным инструментарием и для того, чтобы выявить какие-либо склонности и зарождающиеся таланты своих тьюторантов, использует специально подготовленные диагностические методики, которые дадут более точный результат. Во-вторых, тьютор относится к действиям ребёнка как педагог, в то время как в домашних условиях происходит оценка в большей степени на эмоциональном уровне.
В-третьих, чётко планируя и организовывая работу, ставя образовательные цели и задачи, прогнозируя желаемый результат. специалист может составить маршрут обучения, который отражал бы множество важных аспектов, недоступных для понимания на бытовом уровне.
И, конечно, стиль детско-родительского общения отличается от необходимого для продуктивной работы вида взаимодействия. Мама или папа видят ребёнка только с одной стороны — в определённых условиях и домашней обстановке. Тьютор же имеет возможность наблюдать за подопечным, отслеживать способы взаимодействия с разными людьми и механизмы поведения в различных ситуациях. Такой педагог хоть и должен быть для тьюторанта наставником и другом, но всё-таки он остаётся профессионалом, главная миссия которого носит образовательный характер.
Тьютор имеет множество возможностей: взаимодействие с разными участниками образовательного процесса, проведение индивидуальных и групповых консультаций как с детьми, так и с родителями, организация разнообразных образовательных мероприятий — тьюториалов, во время которых можно поделиться опытом, поучаствовать в обсуждении той или иной проблемы, получить совет разных специалистов или же просто подчерпнуть необходимую информацию. Родители в этом плане более ограничены. Поэтому можно сделать предположение о том, что специалист выполнит данную работу более качественно, имея специальное образование и соответствующие навыки. Особенно, если при этом он будет всецело сотрудничать непосредственно с родителями своих подопечных.
Одним из важнейших условий эффективной работы с родителями является высокий уровень профессиональной компетентности педагога. Недостаточно подготовленные педагогические кадры при таком взаимодействии могут даже навредить семье, усугубить возникшую ситуацию по поспособствовать утрате доверия.
Важно, чтобы родители в полной мере осознавали свою ответственность за образование детей и как можно раньше начали работать в этом направлении. Взаимодействие со специалистом-тьютором поможет делать важные шаги целенаправленно и сознательно.
Литература:
- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1971. — № 4. — С. 66–86.
- Шаршов И. А., Субботкина М. И. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий // Вестник Тамбовского университета. — 2012. — № 12. — С. 181–184.
- Дондокова Р. Б. Некоторые аспекты развития духовно нравственных ценностей младших школьников // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — № 1. — С. 62–65.
- Пирожкова Н. В. Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом // Концепт. — 2015. — Спецвыпуск № 1. — С. 1–9.