В статье предпринимается попытка охарактеризовать особенности воспитательной позиции современных родителей, результаты основываются на данных социологического опроса родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и интервьюирования экспертов.
Ключевые слова:семья, семейное воспитание, методы воспитания, семейная педагогика, методы воспитания, родительство.
Одной из основных функций семьи является воспитательная функция. Именно родители — это первые педагоги для ребенка, они являются основными трансляторами социальных и культурных ценностей ребенку, закладывают основу для его нравственного, интеллектуального и физического развития. Они формируют характер ребенка, особенности его взаимоотношений с окружающими людьми и предопределяют его будущую жизнь. Потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни, низкий уровень общей культуры (культуры родительства, коммуникативной, сексуальной культуры и прочих ее компонентов) в среднестатистической российской семье, самоустранение многих родителей от воспитания детей порождает многочисленные проблемы в личностном становлении подрастающего поколения [1, с. 144]. Поэтому готовность семьи к воспитанию ребенка, их уровень психолого-социально-педагогической культуры имеют огромное значение.
Воспитание в каждой семье имеет свои особенности, изучение которых позволяет нам определить проблемные области в современном воспитательном процессе, с которыми должны работать специалисты.
В рамках исследования «Особенности воспитательной позиции современных родителей» было опрошено 212 родителей. Используемый метод исследования: опрос — анкетирование. В число респондентов были включены родители обоего пола, воспитывающие несовершеннолетних детей. Отбор производился методом «снежного кома», анкета распространялась в бумажном виде и в виде ссылки на электронный вариант анкеты.
В 2015 году также было проведено исследование «Опыт работы по повышению социально-педагогической грамотности родителей в Томске и Томской области», в ходе которого осуществлено интервьюирование специалистов и экспертов по поводу повышения социально-педагогической грамотности, большая их часть специализируется в сфере дошкольного образования или работала с родителями детей в возрасте от 0 до 7 лет. В частности, информантам задавались вопросы и об особенностях современного воспитания, как в обычных семьях, так и в семьях группы риска.
Стоит отметить, что женщины более активно участвовали в опросе (85 %), возможно, это связано с той особенностью, что именно мамы в большей степени занимаются воспитанием детей.
Основная доля респондентов (59 %) в возрасте от 26 до 35 лет. 15 % родителей в возрасте от 21–25 лет, 27 % от 26 до 30 лет, 32 % от 30 до 35 лет, старше 35 лет — 26 % респондентов.
64 % респондентов имеют высшее образование: у 55 % родителей один диплом о высшем образовании, у 9 % два высших и/или ученая степень. У 24 % среднее специальное образование, у 7 % среднее образование и у5 % начальное профессиональное.
Основная доля респондентов состоят в браке — 85 %, 8 % состоят в разводе и 7 % родителей не в браке или овдовели. Доминирует однодетная модель семьи — 57 %, у 34 % родителей — двое детей и только у 9 % больше двух.
77 % родителей оценили уровень своего благосостояния как выше среднего по 10-балльной шкале, где 1 — очень бедные, а 10 — очень обеспеченные, поставив «5» и больше.
34 % родителей имеют профессиональный опыт работы с детьми c различным стажем работы в этой области. От 1 года до трех лет проработали с детьми 24 % родителей, от 4 до 10 лет 24 %, от 11 до 20 лет 17 %, от полугода до года 12 %, меньше полугода 21 %, более 20 лет 2 %.
Родителям был задан вопрос «На что Вы в большей степени ориентируетесь в процессе воспитания своего ребенка (детей)?». Большинство родителей сказали, что ориентируются на свои взгляды и убеждения — 84 %. На второе место респонденты поставили опыт своей родительской семьи, на третьем месте книги, журналы, Интернет, 14 % человек сказали, что ориентируются на примеры друзей и близких. Опыт семьи супруга, по мнению респондентов, используется только в 10 % случаев. Согласно этим результатам большая часть родителей ориентируется на опыт своей родительской семьи, но адаптируя его под свои взгляды. Вопрос был полузакрытым, поэтому родителям была представлена возможность высказать свой вариант ответа, ею воспользовались семь респондентов. Среди ориентиров были названы: религия, в частности, православие, и области знаний — психология, педагогика, педиатрия.
На вопрос о том, какую долю влияния на ваших детей оказывают отдельные субъекты воспитательного процесса, в результате оказалось, что на детей, по мнению самих родителей, они оказывают наибольшее влияние — 54 %. Следующими, по степени влияния, стали бабушки и дедушки 14 %, другие взрослые (родственники, друзья семьи) на 4 %, школа на 12 %, СМИ 6 %, друзья и сверстники на 7 %. Эти результаты говорят о том, что родители, скорее всего, преувеличивают степень своего личного влияния на детей и недооценивают роль других агентов, например, СМИ и других взрослых.
При этом, только четверть опрошенных считает, что полностью отдают себя своему ребенку (детям) и 47 % оценили себя на четверку по пятибалльной шкале, ниже тройки себя оценили 5 % родителей. Корреляционный анализ показал, что низкие оценки себе ставят, как правило, респонденты с низким уровнем образования, низко оценивающие уровень благополучия своей семьи. Такое же влияние оказывали и внутрисемейные разногласия по поводу воспитания ребенка и частота возникновения проблем в воспитательном процессе.
Информацию о воспитании детей родители берут из своего жизненного опыта (72 % респондентов), в частности выносят из своей собственной родительской семьи и семьи супруга (43 % респондентов). 39 % консультируются с воспитателями, педагогами и специалистами, а 34 % респондентов читает педагогическую литературу. И столько же ищут эту информацию в сети Интернет, однако, процент тех, кто читает информацию, выложенную другими рядовыми пользователями, меньше. Скорее всего, это связано с желанием респондентов читать более «профессиональную» информацию. К специалистам, согласно корреляционному анализу, предпочитают обращаться скорее мамы с высшим образованием, чем те, у кого возникают проблемы в процессе воспитания.
Родители в 32 % случаях отмечают, что у них часто возникают проблемы с воспитанием детей, в 61 % редко и только у 7 % родителей проблем не возникает вовсе. При этом, корреляционный анализ показал прямую связь между частотой возникновения проблем и такими характеристиками как возраст, количество детей в семье, и обратную с уровнем благосостояния семьи и оценкой полноценности своего участия в процессе воспитания. Таким образом, чем старше родитель, и чем больше у него детей, тем больше у него проблем. И чем выше родитель оценивает уровень благосостояния семьи и степень своего участия, тем меньше затруднений у него возникает.
В связи с частотой возникновения проблем в семьях, родителям был задан вопрос по поводу единодушия в требованиях к ребенку всех членов семьи, согласованность требований предлагалось оценить по пятибалльной шкале, где 1 — единодушия не бывает никогда, 5 — единодушны всегда. 44 % выбрали средний вариант, 31 % — «скорее единодушны», 14 % родителей сказали, что разногласий не возникает вовсе, у 4 % разногласия возникают постоянно, у 7 % «скорее не единодушны». Как мы выяснили ранее, согласие в семьях по поводу требований к ребенку не влияет на возникновение проблем в семьях в воспитании. Однако, согласно корреляционному анализу, разногласия возникают в неполных семьях, где у родителя низкий уровень образования, один ребенок и низкий уровень участия в процессе воспитания.
Экспертами отмечается рост нарушений в развитии детей, увеличение количества гиперактивных детей, что говорит о неврологических нарушениях. «…дети сегодня возбужденные, нервных много детей, детей очень много с нарушениями вообще в развитии, это и опорно-двигательный аппарат, это и речевой аппарат. Раньше дети были какие-то спокойные, потому что, видимо, жизнь сама по себе все-таки была какой-то спокойной и размеренной».
В настоящее время растет число детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Так в организации специальных условий обучения и воспитания в дошкольном возрасте требуют от 25 до 45 % детей. Среди школьников нуждаются в психолого-педагогической помощи 20–30 % детей, остальных относят к группе риска, которая состоит из детей с нерезко выраженными отклонениями от нормы. При этом в некоторых случаях нарушения могут быть вызваны именно микросоциальными факторами, а не патологиями внутри организма. К этим факторам относят социальную и эмоциональную депривацию, неблагоприятные формы семейного воспитания и т.д [2].
В случае затруднений в процессе воспитания родители чаще всего решают проблемы самостоятельно (в 57 % случаев), четверть опрошенных обращается к своим родителям (родителям супруга). 17 % обращаются к специалистам (психологам, педагогам и др.), только 3 % родителей обращаются к друзьям и знакомым. Согласно корреляционному анализу, консультируются со специалистами преимущественно женщины с высшим образованием, с другими социальными характеристиками зависимости выявлено не было.
Родителям также было предложено оценить эффективность отдельных методов воспитания по пятибалльной шкале, где 1 — неэффективный метод, а 5 — эффективный. Наиболее предпочтительным оказался «обучение и личный пример» (4,7 балла), следом «поощрение» (4,3 балла), «убеждение» (4,1 балла), «требование» (3 балла); «наказание» (2,45 балла) и «принуждение» (2,1 балла) оказались самыми непопулярными. Такой результат, скорее всего, получился из-за того, что родители ставили большие баллы социально одобряемым методам, и названия последних трех методов несут негативную окраску.
Рассмотрим, как распределились ответы респондентов по оценке эффективности каждой из групп методов воспитания детей и выясним, какие факторы влияют на их предпочтение.
Обучение и личный пример, по мнению респондентов, самый эффективный метод. Высший балл ему поставили 74 % респондентов, на «4» — 19 % и «3» — 6 % родителей. Неэффективным данный метод никто не назвал. При этом, высший балл ставили те, кто высоко оценивал степень своего участия в процессе воспитания.
Поощрение, как эффективный метод, указали 45 % респондентов, «4» — 39 %, «3» — 13 %, только 3 % поставили «2». Корреляционный анализ показал, что родители, состоящие в браке, оценивают поощрение ниже, чем одинокие родители.
Высокую оценку эффективности убеждения, как метода воспитания, поставили 40 % родителей, чуть меньше (34 %) поставили на один балл меньше. Пятая часть респондентов поставили «3» и 4 % — «2». При этом, высший балл ставили те, кто высоко оценивал степень своего участия в процессе воспитания.
Почти половина респондентов оценили на «3» требование, как метод воспитания. 20 % поставили «4», 18 % — «3». Только 10 % высоко его оценили, а 12 % считают этот метод неэффективным. Одинокие родители чаще считают, что требование эффективно.
Наказание считают эффективным только 2 % родителей, 13 % поставили «4». Две трети респондентов оценили данный метод на «3» и «2». Неэффективным наказание считают 19 % родителей. При этом определенных зависимостей от факторов, используемых при анализе данных, выявлено не было.
Принуждение, как метод воспитания, в целом, был оценен родителями, как самый неэффективный из предложенного им списка. 36 % признали этот метод как однозначно неэффективный, 55 % поставили «3» и «2» по пятибалльной шкале. Родители, имеющие профессиональный опыт работы с детьми, ниже оценивали принуждение, чем те, у которых его нет. Также было выявлено, что респонденты, у которых есть проблемы в воспитании детей, считают принуждение эффективным гораздо чаще, чем те, у которых их нет.
Эксперты говорят о том, что в воспитании в современных семьях наблюдается несбалансированность, однообразность методов воспитания. Это связано с недостатком времени у родителей для своего ребенка. «Внимание должно быть дозировано, каждый день по чуть-чуть. У современных родителей получается так — или много, или совсем ничего. Или вот так: держим в кулаке или совсем заласканность, избалованность. Ну вот конкретные примеры, когда просто откупаются подарками от детей, вот и все».
Одной из проблем, о которых говорили эксперты, является сильный упор родителями в воспитательном процессе на образование детей. Нередко образовательный процесс идет в ущерб тому времени, которое мог бы провести родитель с ребенком. Отсюда следует перегруженность детей образовательным процессом и одновременно острая нехватка внимания у детей. «Родители нынешних, современных детей, они больше зациклены именно на интеллектуальном развитии детей. А вот то, что идет нравственное воспитание, патриотическое, трудовое воспитание, идет боком».
Главными методами, при использовании которых родители часто ошибаются, являются метод поощрения и наказания. Респонденты отвечали на вопрос «Как часто Вы используете следующие виды поощрения?» и далее перечислялись виды поощрений, частота использования оценивалась по пятибалльной шкале, где 1 — никогда, 5 — очень часто. Самым часто используемым оказались «похвала и добрые слова» (4,6 балла), 3,8 балла пришлось на совместный досуг (семейные игры, поездка в гости), 3,4 балла на разрешение смотреть мультфильмы и развлечения (походы в кино, кафе, игровые площадки и т. д.). Игры на компьютере, просмотр мультфильмов, сладости, игрушки, подарки оказались на четвертом месте по популярности — 3,2 балла. 2,8 балла родители поставили выезду на отдых (в лагерь, на море, базу отдыха и т. д.), и самыми непопулярными оказались деньги (1,7 балла). Также родителям предлагалось написать другие методы, которые они часто используют. В большинстве своем, ответы детализировали предложенные ранее варианты, часто упоминалось именно совместное времяпрепровождение, как форма поощрения: «могу на рыбалку взять, если захочет, трактором порулить, или машиной»; «совместные игры в любимые игры ребенка», «чтение вслух»; «Ребенку 8 лет: как вариант игра в школу, где учитель он и сам придумывает, чему будем учиться, но сначала делаем уроки по школьным правилам, а потом играем. Или играем в какую-то настольную игру, но правила придумывает он сам».
Рассмотрим, как распределились ответы респондентов по частоте использования способов поощрения в процессе воспитания детей и выясним, какие факторы влияют на их предпочтение.
Часто похвалу и добрые слова используют 73 % родителей, «скорее часто» 19 % и иногда — 7 % респондентов. При корреляционном анализе было выявлено, что чем реже родители используют похвалу и добрые слова, тем чаще у них возникают проблемы в процессе воспитания. А также респонденты, которые считают, что полноценно занимаются своим ребенком, чаще используют данный способ поощрения.
Совместный досуг является часто используемым в 62 % случаев (оценка «4» и «5»). Четверть родителей используют данный способ «иногда», 10 % «скорее редко» и 2 % «никогда». Чаще всего этот способ используется женщинами, респондентами, высоко оценивающими уровень своего благосостояния, и теми, кто считает, что полноценно воспитывает своего ребенка. Так же корреляционный анализ показал, что этот способ реже используется среди родителей, у которых несколько детей, и у которых высока частота возникновения проблем в процессе воспитания. Однако, проблемы, вероятно, могут выступать и следствием, а не фактором, влияющим на использование данного способа поощрения.
Одна пятая часть родителей «часто» используют развлечения в качестве поощрения, 29 % оценивают на «4», 31 % на «3», 13 % на «2» и 8 % никогда не используют данный способ. Факторов, влияющих на частоту использования развлечений родителями в процессе воспитания, выявлено не было.
Никогда не используют разрешение смотреть мультфильмы и играть на компьютере 13 % родителей, одна пятая часть «часто», на «4» оценивает 27 % респондентов, 26 % на «3» и 14 % на «2». При этом, чаще данный способ поощрения используется в семьях, где несколько детей или/и возникают проблемы в процессе воспитания детей. Так же существует и обратная зависимость, в полных семьях к манипуляциям с телевизором и компьютером, как способу поощрения, прибегают реже.
Частота использования подарков высока в 11 % случаев, и никогда они не используются в 5 % случаев. 23 % родителей оценивают частоту на «4», 42 % на «3» и 19 % на «2». Так же была выявлена корреляция — родители, имеющие профессиональный опыт работы, реже используют подарки, чем те, у которых этого опыта нет. Кроме того, чем выше родитель оценивает уровень своего благосостояния, тем чаще он использует данный способ поощрения.
15 % родителей часто используют сладости и игрушки в качестве поощрения, 25 % оценивают частоту на «4», 30 % на «3», 20 % на «2» и никогда этот способ не используется только 10 % респондентов. При этом, чем старше родитель, тем реже он к нему прибегает.
Выезд на отдых в качестве поощрения никогда не используется четвертью респондентов. На «2» и «5» частота оценивается по 17 % респондентов каждый, на «3» — 26 % и «4» 15 %. Чем выше степень участия родителя в процессе воспитания, тем чаще он использует данный способ поощрения. А также к нему реже прибегают родители, у которых есть проблемы при воспитании ребенка (см. рис. 23).
Деньги, как способ поощрения, никогда не используются 60 % родителей, и только 1 % прибегают к нему часто. На «2», «3», «4» частоту оценили 7, 11 и 21 % соответственно. Корреляционный анализ показал, что он чаще используется респондентов, которые высоко оценивают уровень благосостояния семьи (см. рис. 23).
Однако в противовес эксперты отмечают, что существует семьи, где родители злоупотребляют материальными способами поощрения (подарками, деньгами), когда вещи становятся средствами манипуляции над детьми. «Не нужно зацикливаться на этих вещах красивых, что мы вот покупаем какие-то игрушки, какие-то вещи и они вот столько стоят… те, у кого материальная база выше, которые говорят «вот это я тебе купил, чего ты еще от меня хочешь».
Также родителям было предложено оценить частоту использования ими различных способов наказания. Чаще всего родители используют критику, негативную оценку (3,2 балла) запрет смотреть телевизор, играть в компьютер и т. д. (2,9 балла), демонстрирование обиды, огорчения и молчание (2,8 балла), крики и ругательства (2,5 балла). Реже — принуждение к труду (2,1 балла), запрет на прогулки и общение с друзьями (2 балла), угрозы (1,7 балла), пребывание в углу (1,6 балла), физические наказания (1,6 балла). Изоляция (запирание в комнате, шкафу) оказалась самым непопулярным методом наказания (1,3 балла). Конечные баллы по каждому из видов наказаний ниже, чем при вопросе по поводу поощрений. Это было ожидаемо, так как родители предпочитают использовать поощрения и считают этот метод самым эффективным. Однако контент-анализ открытого вопроса о других способах наказания показал, что, несмотря на низкую частоту использования такого метода, как изоляция, он используется другими способами: «В угол у нас никогда не ставят — мы сажаем ребенка на диван, одного, без книжек и развлечений. Обычно ненадолго» или «Time out». Также родители отнесли к наказанию рефлексию ребенка по поводу своего поступка или поведения с помощью родителя: «ребенку необходимо разъяснять, чтобы он понимал в чем он не прав» и «Заставляю анализировать проступок вслух и делать выводы». Также отдельно отмечалось такое наказание, как отказ от совместного времяпрепровождения: «Отказ от совместных игр, совместного приема пищи, совместных прогулок и совместного сна», «Не беру гулять с собакой» и «лишение чтения книги на ночь». Соответственно прослеживается, что часто наказанием является лишение поощрениями.
Рассмотрим, как распределились ответы респондентов по частоте использования способов наказания в процессе воспитания детей и выясним, какие факторы влияют на их предпочтение.
Критика и негативная оценка поступков как способ наказания используется родителями наиболее часто. Никогда и очень часто его применяют к детям по 13 % респондентов. На «4» его оценили 26 %, на «3» 27 % и на «2» 21 % родителей. Критика чаще всего используется в семьях, где несколько детей, часто возникают проблемы в воспитании или/и члены семьи единодушны в своих требованиях к ребенку. А родители, которые считают, что полноценно занимаются своим ребенком (детьми), наоборот, реже применяют критику и негативную оценку поступков ребенка.
Запрет родителями просмотра телевизора, игр в компьютере и т. д. часто используется в 14 % семей, никогда — в 19 %. Частоту применения данного способа на «2» оценили 21 % респондентов, на «3» — 26 % и на «4» — 20 %. Анализ данных показал, что реже используют его женщины, респонденты с высшим образованием, низко оценивающие уровень благосостояния своей семьи или/и считающие, что не в полной мере уделяют своему ребенку времени и внимания. Чаще такие запреты применяются в семьях, где несколько детей или/и возникают проблемы в процессе воспитания.
7 % родителей часто используют демонстрацию обиды, огорчения, молчание, как способ наказания, 22 % никогда его не применяют. Половина родителей поставили оценку «3» и «4». Редко она используется 21 % респондентов. В ходе корреляционного анализа взаимосвязей с рядом используемых факторов выявлено не было.
Регулярно крик и ругательства в качестве наказания используется 4 % родителей, 20 % не прибегают к нему никогда, 16 % «скорее часто», 28 % «иногда» и 32 % «редко». Редко этот способ применяется респондентами, у которых есть профессиональный опыт работы с родителями или/и теми, кто считает, что полноценно воспитывает своих детей. Чаще он используется респондентами, у которых возникают проблемы в воспитании детей.
Регулярно принуждение к труду применяется 4 % и никогда — 45 % родителей. Частота использования на «4» была оценена 12 % респондентов, на «3» — 18 % и на «2» — 21 %. Корреляционный анализ показал, что реже всего этот способ используют женщины или/и лица с высшим образованием.
Половина родителей не использует запрет на прогулки и общение с друзьями, как способ наказания. Используют его 4 %, на «4» по частоте использования — 8 %, на «3» — 18 % и на «2» — 19 % респондентов. Чаще этот способ используют родители с несколькими детьми или/и родители, имеющие проблемы в процессе воспитания детей. Реже — женщины и лица с высшим образованием.
Угрозы и запугивания в отношении детей никогда не использовались в семьях 57 % респондентов, только 1 % применяет его регулярно. 5 % оценили его частоту на «4», 8 % на «3» и 29 % на «4». Анализ данных показал, что чаще всего этот способ применяется в семьях, где родители низко оценивают уровень собственного благосостояния; считают, что не отдают себя полностью воспитанию ребенка, или/и у них возникают проблемы в воспитании ребенка.
Ребенка в угол часто ставят только 2 % родителей, 62 % никогда не используют этот способ наказания. На «2» частота применения данного способа оценивается 21 % респондентов, на «3» — 10 % и на «4» — 5 %. При этом, ребенка в угол ставят, согласно корреляционному анализу, преимущественно молодые родители.
Физические наказания часто применяются только 1 % респондентов, больше половины не используют его никогда (58 %). По степени частоты ответы распределились следующим образом: «4» — 3 %, «3» — 7 % и «2» — 31 %.
Подавляющее большинство респондентов никогда не используют изоляцию ребенка, как способ наказания — 85 %, часто только 1 %. Далее 2 % оценивают частоту применения данного способа на «3», 4 % на «4» и 8 % на «2». Корреляционный анализ показывает, что преимущественно изолируют детей молодые отцы с низким уровнем образования, низко оценивающие свое благосостояние. Так же на использование этого способа прямо влияют увеличение количества детей и наличие проблем, возникающих в процессе воспитания. Кроме того, в этих семьях, существует согласие относительно требований к ребенку, и скорее всего данный способ наказания является одобряемым в этой семье большинством его членов.
С точки зрения социальной работы с семьями, нам необходимо рассматривать семьи, у которых часто возникают проблемы в воспитании детей, а это порядка 32 %. Выделим ее в отдельную группу и рассмотрим подробнее ее характеристики. Преимущественно это родители старшего возраста — от 30 лет и выше, у них несколько детей. Уровень благосостояния семьи они оценивают, как низкий, не считают, что полноценно занимаются воспитанием своих детей. Самым эффективным методом воспитания, по мнению родителей, для них является принуждение. Они редко используют в качестве поощрения похвалу, добрые слова, совместный досуг. Выезд на отдых так же практически не является применяемым, скорее это связано с финансовыми возможностями такой семьи. Зато основным способом поощрения в таких семьях является разрешение смотреть телевизор и играть в компьютер. Также эти семьи в целом более охотно применяют почти все наказания из предложенного — повышение голоса, угрозы, физические наказания, изоляция ребенка, запреты на прогулки и общение с друзьями, а также запрет смотреть телевизор, играть в компьютер.
Эксперты считают, что ускорившийся темп жизни обусловливает определенные особенности воспитания в современных семьях. Высокая тревожность у детей является следствием тревожности родителей, которые вынуждены адаптироваться в постоянно усложняющемся мире, где семья — это одна из многих сфер жизни человека. «Все-таки та атмосфера, которая присутствует сегодня, она естественно, накладывает отпечаток и на родителей, на их, так сказать, поведение, раздражение, так сказать, к сегодняшнему окружению, и соответственно оно передается сегодня и детям».
Нехватка времени у родителей на общение друг с другом и со своими детьми, порождает и то, что они не умеют устанавливать с ними контакт через игры, которые в детстве для ребенка являются одним из основных способов познания мира, общества и себя. Следствием, как правило, является сложности в адаптации ребенка в социуме сверстников, поведенческие проблемы, размытость представлений о гендерных моделях поведения. «Родителям стало очень тяжело общаться со своими детьми. Очень часто слышу о том, что «ну я не знаю, о чем с ним разговаривать», «я же не могу с ним сидеть в машинки играть». Вот так, да? «Я не могу слушать про этого дурацкого человека-паука, меня раздражает». То есть родителям очень много сил надо тратить, чтобы быть просто рядом со своими детьми».
Все эксперты так или говорили о недостатке внимания к ребенку, эмоциональной теплоты к детям. При этом отмечалось, что если ранее проблемные дети чаще были у выраженно агрессивных, конфликтных родителей, то сейчас детско-родительские отношения нарушены и в относительно благополучных семьях. «Недостаток внимания все-таки. Если раньше это была агрессия часто, даже вот еще четыре года назад было, что агрессивные дети выходят из агрессивных, конфликтных семей. То сейчас это все-таки недостаток внимания вообще, как такового. Ребенок — планшет — все. Мы занимаемся своими делам или лежим на диване, все».
Помимо этого, один из информантов отметил проблему, что родители нередко не прививают своевременно детям и навыки самообслуживания, предпочитая прививать детям. «Отсутствие заинтересованности родителей в том, чтобы ребенок был самостоятельным. Проще и быстрее самому что-то сделать за ребенка либо вообще ничего не делать. Ну не умеет он у меня завязывать шнурки — куплю ему ботинки на липучках. Это проще и сэкономит мне время и силы». «Проще одеть памперс, чем приучить ребенка к горшку. Проще дать бутылку или непроливашку, чем начинать давать ложку ему, в сад пойдет, там научится».
Также информантам задавались вопросы относительно семей группы риска. Для таких семьях были замечания и по соблюдению санитарно-гигиенических норм, здорового сбалансированного питания в этих семьях, что вообще является нарушением прав детей, несет угрозу их здоровья. Отсутствие дисциплины родителей в плане посещаемости дошкольного учреждения.
Тем не менее эксперты из сферы дошкольного образования отмечают, что дети из семей группы риска в отдельных дошкольных учреждениях встречаются достаточно редко. «Нет, таких немного. Они, как правило… они просто в детский сад не ходят. Они скорее всего уже за гранью этого социального благополучия».
Информанты, однако, отметили увеличение числа очень молодых родителей, которые скорее неосознанно подошли к появлению ребенка, не обладают достаточным опытом, знаниями и ответственностью для того, чтобы считаться компетентными родителями. Особенно заметна эта тенденция в сельской местности.
Вместе с тем в последнее время, как отмечают эксперты из городских учреждений, наметилась тенденция повышения интереса родителей к воспитательному процессу — что современные родители стали чаще обращаться за помощью к специалистам детского сада. При этом, это скорее связано с тем, что у этих специалистов установлен доверительный контакт с родителями, готовность работать над собой и решать возникающие проблемы. «Вот сейчас хочу сказать, что стали обращаться, не то, что… Ну да, за помощью. Как-то выходят на беседу с воспитателем, раньше такого не было… Я думаю, что это раскованность, смелость молодых родителей. Может быть не у всех, но и опять же попросить у кого-то помощи... ну не все... так скажем… те, кто заинтересован в своем ребенке, его развитии с малых лет, те обращаются. Многое конечно и от личности воспитателя зависит, от того, какую позицию она займет, или она открыта для них и конфиденциальна в отношении других родителей».
Воспитание в современных семьях весьма различно, однако можно наблюдать определенные тенденции. Преимущественно респонденты выбирают модель родительской семьи, адаптируя ее под собственный уникальный опыт. Полагаю, что здесь стоит говорить скорее о тех уроках, которые выносятся из детства, как надо, а как делать не стоит. Часто родители переоценивают свое влияние на ребенка, недооценивая при этом роль тех же СМИ, особенно, учитывая, что телевизор и компьютер часто выступают как объекты манипуляции при поощрении или наказании, стабильно находясь на 2–3 месте по частоте использования. При этом родители считают наказание в процессе воспитания менее эффективными, чем поощрение, значительно чаще используют последнее. Если у родителей возникают проблемы, то они предпочитают решать их самостоятельно или обращаются к своим родителям (в 24 % случаев), при этом влияния бабушек и дедушек на детей нет лишь в 15 % семей. Выбираемые методы воспитания зависят от различных социальных и психологических факторов, таких как образование родителя, семейное положение, самочувствие относительно уровня благосостояния семьи, согласия в семье относительно требований к ребенку (детям), самооценки родителями полноты внимания, которое они уделяют детям. Так, в семьях, где есть проблемы в воспитании, низко оценивается уровень материального благополучия, чаще используются различные виды наказаний и реже используются похвала, добрые слова детям, совместный досуг. В качестве основных проблем эксперты отмечают проблему низкой заинтересованности родителей в совоспитании детей с учреждением, нехватку у детей внимания со стороны родителей, замену родительской любви материальными ценностями
Литература:
1. Криволапова Н. А., Воробьева Т. П. Повышение родительской компетентности как социальная проблема. С. 144.
2. Забрамная С., Левченко И. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. [Электронный ресурс]. — Школьный психолог. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200501814 (дата обращения: 10.04.2015).