Теоретические аспекты психологической коррекции семейных отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №34 (429) август 2022 г.

Дата публикации: 23.08.2022

Статья просмотрена: 404 раза

Библиографическое описание:

Кошманова, А. А. Теоретические аспекты психологической коррекции семейных отношений / А. А. Кошманова, В. В. Котлярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94550/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматриваются понятие и сущность семьи, психологической коррекции семейных отношений, причины возникновения проблем в супружеских отношениях, типы семейных взаимоотношений и этапы их развития. Также в работе рассмотрены наиболее популярные методы психологической коррекции семейных взаимоотношений между супругами.

Ключевые слова: семья, психология семьи, психологическая коррекция, методы психологической коррекции.

The article discusses the concept and essence of family, psychological correction of family relations, the causes of problems in marital relations, types of family relationships and stages of their development. The most popular methods of psychological correction of family relationships between spouses are also considered in the work.

Keywords: family, family psychology, psychological correction, methods of psychological correction.

Институт семьи — это главный элемент общества, фактор, определяющий состояние и характер его развития, от которого зависит социальная стабильность и устойчивость любого государства, поэтому все большее значение приобретает именно культура современного общества и семейных отношений, влияющие на внутренние процессы семьи.

Наблюдаемая в последнее время трансформация и даже разрушение семейных отношений — возникновение нетрадиционных семей, легализация однополых браков, культивирование с детства идеи смены пола — губительным образом сказываются на институте семьи, что увеличивает необходимость развития системы психологической коррекции. 1

Психологическая коррекция — это совокупность психологических мероприятий, которые ориентированы на устранение недостатков в поведении за счет применения специфических средств психологического воздействия. Цель психологической коррекции в рамках психологической помощи семьям — оказание помощи членам семьи в формировании конструктивных взаимоотношений, установлении контактов друг с другом. К задачам психокоррекционной работы супружеских отношений относятся нивелирование эмоциональных проблем в семье, достижение индивидуального и общего благополучия.

Можно выделить психокоррекцию супружеских отношений и семейную психокоррекцию, причем первая из них может выступать как самостоятельный вид психологической помощи, так и как один из этапов второй.

Среди основных причин возникновения проблем в супружеских отношениях могут выступать:

– разность представлений супругов о распределении ролей в браке;

– разность представлений о способе выражения чувств;

– неоправданные ожидания супругов как на бытовом уровне, так и в интимно-личностной сфере.

Негативно на начало семейной жизни влияют следующие причины вступления в брак: желание определить свою независимость и вырваться из-под опеки родителей, самоутвердиться, поднять свою самооценку. Также отрицательно на семейные взаимоотношения сказываются несоответствии представлений о характере супружеских взаимоотношений и эмоциональная зависимость от родителей, которая не позволяет полноценно выстраивать свои собственные отношения.

Чтобы в семье царила гармония, необходимо сразу перед вступлением в брак определять способы общения с родителями и друзьями, внутрисемейную иерархию, а также способы улаживания конфликтов, которые, безусловно, могут возникать в любых парах.

Что касается типов взаимоотношений в семье, то они могут быть партнерскими (выстраиваемыми по принципу «на равных»), комплементарными (дополняющими друг друга), метакомплементарными (когда роли в семье подменяются, и «главный» член семьи на словах или на публике на самом деле играет роль ведомого.

На выбор методов психологической коррекции играет и жизненный цикл семьи, который представляет собой определенные этапы развития семейных отношений либо до их стабилизации, либо до полного распада. К этапам развития семейных отношений относятся:

– ухаживание (выбор партнера и установление с ним статусных отношений);

– вступление в брак (разделительный рубеж, говорящий о новом уровне взаимоотношений);

– рождение и воспитание детей (в это период устанавливаются новые правила взаимоотношений с родительскими семьями, новые форматы поведения супругов, возможный отказ от ранее существовавших привычек и т. д.);

– выход детей из семьи (на этом этапе может возникнуть понимание, что супруги жили исключительно ради детей и их двоих ничего уже не связывает);

– выход супругов на пенсию (на этом этапе «освободившийся» супруг может посвятить больше времени работающему супругу, для чего снова нужно будет устанавливать или восстанавливать взаимоотношения уже в новом формате. Также на этом этапе возникают новые контакты с родственниками и семьями своих детей).

Семья может прекратить свое существование на любом из перечисленных этапов по причине развода или смерти одного из супругов.

Работа с семьей в рамках психологической коррекции строится по трем направлениям:

– индивидуальная работа с каждым членом семьи;

– групповая психотерапия с отдельными членами семьи;

– психотерапия со всеми членами семьи сразу.

В качестве методов коррекции супружеских отношений современные ученые выделяют:

– метод семейного консультирования А. Г. Прохоровой, предполагающий решение внутрисемейных проблем и налаживание межличностных отношений через диалог 2;

– метод «честной борьбы» Г. Баха и П. Уигена, представляющий собой конструктивный спор по установленным правилам и позволяет мужу и жене открыто и честно проговаривать свои обиды и претензии друг к другу, о своих страхах, чувствах и желаниях;

– метод «да-терапии», предполагающий использование рационального анализа супругами конфликтных ситуаций, в рамках которого проявляются истинные намерения супругов 3;

– метод «семейного соглашения», который предлагает Т. А. Шишковец, и в рамках которого между супругами достигается соглашение о равноправии и прогрессивном развитии семейных отношений 4;

– метод «семейной терапии» Е. И. Холостовой, предполагающий проведение с членами семьи индивидуальных бесед интервью, игровой терапии, групповой психотерапии 3;

– метод педагогического информирования, который поддерживают Галагузова Ю. Н., Галагузова М.А и Штинова Г. Н., и который предполагает изучение супругами лекционного материала, сочетающегося с примерами жизненных ситуаций 5.

Каждая сессия психологической коррекции предполагает соблюдение следующих правил взаимодействия специалиста с семьей:

– установление контакта консультанта с клиентами;

– сбор информации о проблеме;

– обсуждение формата взаимодействия консультанта с клиентами, в рамках которого обсуждаются условия поведения, гарантии, условия оплаты, а также санкции за нарушение условий контракта;

– уточнение проблем и определение ресурсов семьи в целом и каждого из ее членов, в частности, обсуждение того, как решались проблемы ранее;

– проведение консультации, в рамках которой клиенты должны поверить в безопасность и успешность проводимого психокоррекционного процесса, проводится рефлексия по поводу положительных и отрицательных сторон существующих стереотипов поведения и непосредственно поиск новых способов поведения;

– «экологическая проверка», в рамках которой клиенты должны увидеть себя в аналогичной ситуации через определенные промежутки времени (1 год, 3,5, или 10 лет) и исследовать свое состояние;

– «страхование результата» через выполнение домашнего задания с обсуждением и анализом на следующей встрече;

– «отсоединение» консультанта от клиентов, которое происходит либо на этапе анализа достигнутых результатов, либо после проведения ряда сознательных действий со стороны консультанта.

Таким образом, психологическая коррекция семейных отношений — это всегда индивидуальная работа, которая зависит от уровня профессионализма консультанта, особенностей семьи, в отношении которой проводится коррекция (этап жизненного цикла семьи, существующие отношения между собой и родительскими семьями, индивидуальные и семейные жизненные установки, цели, ценности и т. д.) Уникальным всегда будет и результат, который сложится в результате психологической коррекции семейных отношений, однако зависит он в большей мере от желания и усилий самих членов семьи, и лишь частично — от работы психолога или психотерапевта.

Литература:

  1. Бурдин, С. В. Методы проведения семейной психокоррекционной работы / С. В. Бурдин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 50–52. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87575/
  2. Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методическое пособие по курсу / Под общей редакцией Торохтий В. С. — М., 2005. — 398 с.
  3. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей: учебное пособие. / Е. И. Холостова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. — 244 с.
  4. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога / Т. А. Шишковец. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВАШ, 2007. — 336 с.
  5. Штинова Г. Н. Социальная педагогика. / Ю. Н. Галагузова, М. А. Галагузова, Г. Н. Штинова, — М.: Владос, 2008. — 447 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая коррекция, отношение, семья, член семьи, групповая психотерапия, жизненный цикл семьи, индивидуальная работа, институт семьи, психологическая помощь, этап развития.


Ключевые слова

семья, психологическая коррекция, психология семьи, методы психологической коррекции

Похожие статьи

Психологические причины формирования конфликтных взаимоотношений в семье

В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования конфликтных взаимоотношений в семье. Особое внимание уделено рассмотрению психологических причин возникновения супружеских конфликтов.

Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие. Рассматриваются вопросы формирования полоролеой идентификации детей на основе создания в семье благоприятного эмоционал...

Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы

Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье, проводится анализ специфики взаимоотношений между родителями...

Семейные и детско-родительские отношения в психологической консультации

В данной статье рассматривается психологическая помощь семье при возникновении различных трудностей. Рассматриваются модели психологического консультирования и приводятся примеры методик, направленных на диагностику взаимоотношений в семье.

Исследование детско-родительских отношений и самоидентификации ребенка по материалам методики «Рисунок семьи»

Статья посвящена проблеме исследования детско-родительских взаимоотношений и самоидентификации ребенка с помощью методики «Рисунок семьи». В статье предлагаются варианты интерпретации и рассматриваются основы психологического анализа результатов данн...

Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины, подходы, проблемы

Статья посвящена проблемам семейного образования. В ней рассмотрены основные причины выбора данной формы обучения и проанализированы существующие в зарубежных исследованиях подходы к организации обучения, практикуемые в семьях.

Особенности взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях

Статья рассматривает важность решения проблемы взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях для сохранения и укрепления семейных отношений.

Семья как предмет современных психолого-педагогических исследований

В статье автор раскрывает сущность понятия семьи, основные характеристики, а также виды. Кроме того, рассмотрены проблемы семей, структура и функции.

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, как фактор психологического благополучия

В данной статье рассматриваются особенности детско-родительских отношений, которые могут оказывать влияние на психологического благополучие, в целом. Рассматриваются подходы к изучению детско-родительских отношений, а также их типология.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Похожие статьи

Психологические причины формирования конфликтных взаимоотношений в семье

В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования конфликтных взаимоотношений в семье. Особое внимание уделено рассмотрению психологических причин возникновения супружеских конфликтов.

Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие. Рассматриваются вопросы формирования полоролеой идентификации детей на основе создания в семье благоприятного эмоционал...

Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы

Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье, проводится анализ специфики взаимоотношений между родителями...

Семейные и детско-родительские отношения в психологической консультации

В данной статье рассматривается психологическая помощь семье при возникновении различных трудностей. Рассматриваются модели психологического консультирования и приводятся примеры методик, направленных на диагностику взаимоотношений в семье.

Исследование детско-родительских отношений и самоидентификации ребенка по материалам методики «Рисунок семьи»

Статья посвящена проблеме исследования детско-родительских взаимоотношений и самоидентификации ребенка с помощью методики «Рисунок семьи». В статье предлагаются варианты интерпретации и рассматриваются основы психологического анализа результатов данн...

Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины, подходы, проблемы

Статья посвящена проблемам семейного образования. В ней рассмотрены основные причины выбора данной формы обучения и проанализированы существующие в зарубежных исследованиях подходы к организации обучения, практикуемые в семьях.

Особенности взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях

Статья рассматривает важность решения проблемы взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях для сохранения и укрепления семейных отношений.

Семья как предмет современных психолого-педагогических исследований

В статье автор раскрывает сущность понятия семьи, основные характеристики, а также виды. Кроме того, рассмотрены проблемы семей, структура и функции.

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, как фактор психологического благополучия

В данной статье рассматриваются особенности детско-родительских отношений, которые могут оказывать влияние на психологического благополучие, в целом. Рассматриваются подходы к изучению детско-родительских отношений, а также их типология.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Задать вопрос