Методы проведения семейной психокоррекционной работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 04.01.2022

Статья просмотрена: 2236 раз

Библиографическое описание:

Бурдин, С. В. Методы проведения семейной психокоррекционной работы / С. В. Бурдин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87575/ (дата обращения: 19.12.2024).



В данной статье рассматривается проблема коррекции семейных отношений с точки зрения психологической науки. Целью статьи выступает обзор наиболее распространенных методов проведения семейной психокоррекционной работы и их характеристика.

Ключевые слова: психологическая коррекция, психокоррекция семьи, методы проведения семейной психокоррекционной работы.

This article discusses the problem of correction of family relations from the point of view of domestic psychological science. The purpose of the article is to review the most common methods of conducting family psychocorrective work and their characteristics.

Keyword : psychological correction, family psychocorrection, methods of family psychocorrection work.

На современном этапе семья претерпевает сложный период и меняется под воздействием политических, социально-экономических процессов. Наиболее значимым становится культура современного общества и семейных отношений, которые непосредственно влияют на внутренние процессы семьи. В виду этого, в актуальных психологических исследованиях ведется развитие и распространение психологической помощи семьям.

Одним из важных звеньев в системе психологической помощи семьям является психологическая коррекция, целью которой является помощь членам семьи установить контакт друг с другом, формирование конструктивных взаимоотношений.

Под психологической коррекцией мы понимаем совокупность психологических мероприятий, ориентированных на устранение недостатков в поведении, либо психологии индивидуума при помощи специфических средств психологического воздействия [2].

Основным, что определяет организацию психологических мероприятий, должно быть обеспечение возможностей для применения различных стилей и быстрой смены в случае их необходимости. Это, в свою очередь, обеспечивается сочетанием трех основных форм работы с семьей: индивидуальная работа с отдельным членом, групповая психотерапия с членами семьи и психотерапия с целой семьей [8].

Для успешной организации и проведения психологической помощи семьям выступает совокупность знаний о методах проведения семейной психокоррекционной работы.

Методика организации и проведения психокоррекционной работы с семьей определяется факторами, оптимальной из которых является ситуация, когда выбор того или иного метода проведения семейной психокоррекции зависит от индивидуальных особенностей семьи, а не от личностных особенностей и научных воззрений психолога.

Задачами психокоррекционной работы супружеских отношений является облегчение эмоциональных проблем и трудностей, достижение благополучия пары в целом и каждого из партнеров в целом.

Для коррекции супружеских отношений Г. Бах и П. Уиген рекомендуют использовать разработанный ими метод «честной борьбы». Данный метод представляет собой конструктивный спор, который проводится по установленным правилам, дает возможность супругам открыться и обмениваться информацией по поводу имеющихся проблем во взаимоотношениях, подавляемых чувствах и желаниях, и разногласии в исполнении семейных функций [1].

Характерной особенностью конструктивного спора являются реализм, конкретность, открытость, честность, ответственность, юмор, акцентуация внимания участников на необходимости соблюдения обратной связи и правил «честной игры».

Е. И. Холостовой был предложен метод «семейная терапия», что представляет собой работа по оптимизации отношений в семье на основе овладения навыками культурного общения [5].

В рамках методики Е. И. Холостовой рекомендуется использовать следующие формы: индивидуальная беседа, интервью, групповая психотерапия, игровая терапия.

Рациональный анализ конфликтующими супругами негативных эмоционально-психических взаимоотношений происходит при помощи активного метода «да-терапия», результатом которой выступает осознание истинных намерений супругов [5].

Метод семейного консультирования, предложенный А. Г. Прохоровой, характеризуется оказанием психологической помощи через диалог в решении внутрисемейных проблем и налаживании межличностных отношений с членами семьи и окружающими [3].

Семейное консультирование может включать различные области жизнедеятельности семьи: психологическое, правовое, юридическое, жилищное, административное, педагогическое или школьное и т. д.

Особенности проведения супружеского консультирования по вопросам супружеских взаимоотношений отличаются конкретностью семейной ситуации и остаются сугубо конфиденциальной [3].

В работе Т. А. Шишковец описывается метод «семейного соглашения», нацеленный на формирование равноправных супружеских отношений, прогрессивное развитие семьи и семейных отношений [6].

Для коррекции семейных отношений Штинова Г. Н., Галагузова Ю. Н., Галагузова М. А. предлагают использовать в работе метод педагогического информирования, который представляет собой «мини-лекцию», где изучаемый материал доступен семье, а по содержанию, теоретический аспект сочетается с примерами жизненных ситуаций, из мифологии, философской и художественной литературы. [7].

Данный метод применяется в целях повышения психолого-педагогической грамотности родителей в области обсуждаемой проблемы.

Итак, методы коррекции супружеских отношений направлены на изменение отношений в семье через семейную психологическую коррекцию. Цель коррекции состоит в том, чтобы помочь членам семьи узнать, как они взаимодействуют друг с другом, а затем помочь сделать эти взаимоотношения более конструктивными.

Вследствие того, что семья характеризуется как целостная система, следовательно, с помощью психокоррекционной работы разрешается и проблема диады «ребенок-родитель».

А. С. Спиваковской для изменения сферы сознания и самосознания родителей и систем социально-перцептивных стереотип был предложен коррекционный метод «родительский семинар», состоящий из специальных приемов: лекция, групповая дискуссия, библиотерапия, анонимные трудные ситуации. [4].

Психокоррекционной задачей «родительского семинара» является изменение отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания. Следовательно, во время семинара, в ходе группового обсуждения, у родителей меняется представление о своем ребенке и совершенствуется восприятие супругами друг друга.

Разработанный А. А. Осиповой метод коррекции детско-родительских отношений — социально-психологический тренинг является активным методом психологического воздействия, который направлен на интенсивное групповое взаимодействие, нацеленное на формирование компетентности взаимоотношений и рефлексии собственных действий [2].

Данная методика осуществляется применением различных методических приемов, предложенных А. А. Осиповой: групповая дискуссия, ролевая игра, невербальные упражнения и т. д. [2].

Таким образом, методы коррекции семьи рассматривают проблемные взаимоотношения родителей с детьми. Взрослый в данном случае является ведущим звеном, от него зависит, как складываются отношения, следовательно, важнейшей задачей коррекции является гармонизация семейных контактов, оптимизация личностного развития ребенка и родителей.

Итак, рассмотренные в рамках статьи методы проведения семейной психокоррекционной работы многозадачны, отличаются установками, уровнем сложности, преодолеваемыми проблемами. Общим среди методов является ориентация на установление конструктивных супружеских отношений, демократических детско-родительских взаимоотношений, гармонизации взаимодействия внутри семьи. Безусловно, вышеописанные методы коррекции редко используются изолированно, напротив, в их грамотном сочетании заключается комплексность подхода к решению проблемы коррекции семейных отношений.

Литература:

  1. Конструктивный спор. Психотерапевтическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режим для доступа: [https://gufo.me/dict/psychotherapy_encyclopedia/ %D0 %9A %D0 %9E %D0 %9D %D0 %A1 %D0 %A2 %D0 %A0 %D0 %A3 %D0 %9A %D0 %A2 %D0 %98 %D0 %92 %D0 %9D %D0 %AB %D0 %99_ %D0 %A1 %D0 %9F %D0 %9E %D0 %A0] (Дата обращения: 17.10.2021)
  2. Осипова, А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. / А. А. Осипова. М.: Сфера, 2002. — 510 с.
  3. Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методическое пособие по курсу / Под общей редакцией Торохтий В. С. — М., 2005. — 398 с.
  4. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. -- М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 464 с.
  5. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей: учебное пособие. / Е. И. Холостова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. — 244 с.
  6. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога / Т. А. Шишковец. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВАШ, 2007. — 336 с.
  7. Штинова Г. Н. Социальная педагогика. / Ю. Н. Галагузова, М. А. Галагузова, Г. Н. Штинова, — М.: Владос, 2008. — 447 с.
  8. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 672 с.
Основные термины (генерируются автоматически): метод проведения, отношение, психологическая помощь, семейная психокоррекционная работа, семья, член семьи, психокоррекционная работа, психологическая коррекция, активный метод, групповая дискуссия.


Ключевые слова

психологическая коррекция, психокоррекция семьи, методы проведения семейной психокоррекционной работы

Похожие статьи

Психологические игры и упражнения как средство коррекции эмоциональных нарушений у обучающихся начальной школы

В статье описывается опыт психолого-педагогической деятельности в области коррекции эмоциональных нарушений у обучающихся начальной школы. Основной акцент дан на психологические игры и упражнения, как эффективное корригирующее средство. Автор приводи...

Применение технологий eduScrum в логопедической работе, направленной на развитие осознанного чтения у младших школьников с ЗПР

Данная статья посвящена нетрадиционным подходам к реализации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие навыка осознанного чтения. Освещаются основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники с задержкой психического разв...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье представлен теоретический анализ психологических исследований по проблемам родительского отношения к детям с проблемами в развитии и психолого-педагогического сопровождения таких семей. В статье подробно описана программа работы с сем...

Использование технологии «люльки-бирюльки» в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии: значимость русской народной культуры в коррекционной работе

В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушением развития, посредством игротерапии народной культурой деревянными предметами. Проведены параллели исследования детей с разными отклонениями в разв...

Методика повышения работоспособности баскетболистов высокой квалификации на основе психорегулирующих средств восстановления

Данная работа посвящена актуальной проблеме современного спорта, связанной с психологической подготовкой квалифицированных баскетболистов. Первостепенное значение в этом направлении имеет разработка вопросов, поиска психорегулирующих средств и методо...

Коррекционно-логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях дистанционного обучения

В статье рассматривается концепция коррекционно-логопедического сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях дистанционного обучения. Подробно раскрыты ключевые условия организации дистанционных логопедических занятий: организаци...

Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития

В настоящее время применение информационных компьютерных технологий рассматривается как одно из эффективных средств обучения и развития детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе задержку психического развития (ЗПР). В статье предс...

Психологические особенности ценностной идентификации молодежи в аспекте деятельности школьного психолога

В статье рассмотрена актуальность проблематики психологических особенностей ценностной идентификации молодежи. Приведены определения таких понятий как «ценностная идентификация», «личностная идентификация», «ценностные ориентации» и основные характер...

Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры

Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализа...

Похожие статьи

Психологические игры и упражнения как средство коррекции эмоциональных нарушений у обучающихся начальной школы

В статье описывается опыт психолого-педагогической деятельности в области коррекции эмоциональных нарушений у обучающихся начальной школы. Основной акцент дан на психологические игры и упражнения, как эффективное корригирующее средство. Автор приводи...

Применение технологий eduScrum в логопедической работе, направленной на развитие осознанного чтения у младших школьников с ЗПР

Данная статья посвящена нетрадиционным подходам к реализации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие навыка осознанного чтения. Освещаются основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники с задержкой психического разв...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье представлен теоретический анализ психологических исследований по проблемам родительского отношения к детям с проблемами в развитии и психолого-педагогического сопровождения таких семей. В статье подробно описана программа работы с сем...

Использование технологии «люльки-бирюльки» в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии: значимость русской народной культуры в коррекционной работе

В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушением развития, посредством игротерапии народной культурой деревянными предметами. Проведены параллели исследования детей с разными отклонениями в разв...

Методика повышения работоспособности баскетболистов высокой квалификации на основе психорегулирующих средств восстановления

Данная работа посвящена актуальной проблеме современного спорта, связанной с психологической подготовкой квалифицированных баскетболистов. Первостепенное значение в этом направлении имеет разработка вопросов, поиска психорегулирующих средств и методо...

Коррекционно-логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях дистанционного обучения

В статье рассматривается концепция коррекционно-логопедического сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях дистанционного обучения. Подробно раскрыты ключевые условия организации дистанционных логопедических занятий: организаци...

Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития

В настоящее время применение информационных компьютерных технологий рассматривается как одно из эффективных средств обучения и развития детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе задержку психического развития (ЗПР). В статье предс...

Психологические особенности ценностной идентификации молодежи в аспекте деятельности школьного психолога

В статье рассмотрена актуальность проблематики психологических особенностей ценностной идентификации молодежи. Приведены определения таких понятий как «ценностная идентификация», «личностная идентификация», «ценностные ориентации» и основные характер...

Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры

Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализа...

Задать вопрос