Данная статья посвящена нетрадиционным подходам к реализации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие навыка осознанного чтения. Освещаются основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники с задержкой психического развития и предлагаются пути их решения через использование технологий eduScrum. В статье приводятся результаты применения данных технологий в процессе коррекционно-логопедической работы, проводимой в отношении младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: младшие школьники, задержка психического развития, чтение, осознанное чтение, eduScrum.
Проблема чтения и читательской грамотности занимает ведущее место в системе начального школьного образования. Освоение данного навыка играет ключевую роль в дальнейшем успешном обучении ребенка. Сам процесс чтения представляет собой сложный интегративный акт, в реализации которого ключевым аспектом является слаженное и последовательное включение всех высших психических функций [1, 2]. Отдельного внимания заслуживает вопрос осознанного чтения. В литературе на сегодняшний момент нет достаточного объема исследований, посвященных изучению данного вопроса. Однако это направление представляет большой интерес, поскольку затрагивает не только техническую сторону освоения навыка чтения, но и мотивационный аспект, который играет важную роль в учебной деятельности в целом. Особенно актуальным изучение вопросов осознанного чтения является в отношении младших школьников с ЗПР. Данная категория учеников часто испытывает сложности как с техническим компонентом чтения (сложности в запоминании графем, сливании слогов и слов, сложности с пониманием прочитанного), так и с мотивационным. Иными словами, младшие школьники с ЗПР часто не понимают зачем и для чего им необходимо осваивать чтение, в каких сферах своей жизни они смогут его эффективно применить. Исходя из существующих проблем встает задача построения коррекционно-логопедической работы с учетом развития не только технического компонента чтения, но и развития читательского интереса младших школьников с ЗПР.
В представленном исследовании была проведена оценка качества чтения (скорость, ошибки, понимание прочитанного, способность применять в учебных задачах прочитанную информацию) посредством методики оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников первого класса М. М. Безруких и О. Ю. Крещенко [1] и протокола оценки базовых речевых учебных навыков ABLLS-R [6]. Также было проведено исследование читательского интереса учеников, участвовавших в эксперименте по методике оценки личностного отношения к чтению и читательской активности младшего школьника А. П. Кашкарова [3]. Исследование проводилось в отношении учеников первого дополнительного класса (второй год обучения) с задержкой психического развития, обучающихся по Адаптированной Основной Общеобразовательной Программе вариант 7.2. В исследовании приняли участие 10 учеников. Контрольная и экспериментальная группы составили по 5 учеников соответственно. В отношении контрольной группы реализовывалась коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие осознанного чтения в рамках традиционных занятий. В экспериментальной группе проводилась работа с применением технологий eduScrum.
Общие принципы eduScrum предполагают организацию образовательной деятельности в формате проектов. При этом в данном подходе выделяются ключевые отличия от классической проектной деятельности. Технология eduScrum основывается на эмпиризме, такой подход предполагает, что знания появляются из непосредственного опыта. Таким образом формируется осознанное отношение каждого участника команды к процессу реализации проекта и естественная учебная мотивация. А глубина и качество знаний достигаются за счет трех основных критериев: прозрачности, проверки и адаптации [4, 5].
Прозрачность подразумевает понятный для всех участников рабочий процесс, четкие цели и критерии успешности. Проверки необходимы для исключения ошибок, а также для оценки прогресса. Адаптация гибкая система изменения первоначального маршрута в случае появления ошибок, для достижения целей проекта [4, 5].
Основываясь на данных принципах, коррекционно-логопедическая работа по развитию осознанного чтения у младших школьников строилась следующим образом. На подготовительном этапе производилось обучение участников экспериментальной группы работе в формате проектов, созданию ментальных карт на основе изученной информации. Далее применялись технологии eduScrum: образование команд, разработка бэклога продукта (характеристики завершенного проекта), формирование кан-бан доски (визуальное распределение задач по категориям «нужно сделать», «в работе» и «сделано»), ретроспективный анализ. Материалом, с которыми работали участники экспериментальной группы были тексты. Данные текст были представлены в различных жанрах: от коротких отрывков художественных произведений, до кратких выжимок из энциклопедий или статей. Основной задачей участников команды была работа над проектом, посвященным какой-либо теме. Тексты подбирались в соответствии с уровнем навыков учеников — участников эксперимента и программными требованиями. В контексте темы проекта команде необходимо было изучать материал, читая предложенные тексты, а также были доступны иные способы поиска информации по заданной теме. Далее по итогам изучения (прочтения) материала участникам предлагалось оформить проект в виде ментальной карты, а затем представить его. На этапе формирования ментальной карты выявлялись сложности и ошибки у учеников, испытывающих трудности в понимании прочитанного или другие проблемы с чтением, влияющие на качество обработки текстовой информации. Другие участники команды могли подключиться для решения этих затруднений. Например, прочесть вслух текст другого участника, найти ключевые слова по теме в тексте или указать на ошибки в чтении, приводящие к искажению смысла. На этапе представления проекта участники команды представляли получившийся проект — ментальную карту и устные доклады по теме проекта.
По итогам эксперимента была проведена повторная оценка навыков чтения и личностного отношения к чтению у участников контрольной и экспериментальной группы. Данные, полученные в итоге повторной диагностики следующие: качество чтения и выполнения заданий на основе прочитанного (оценка базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R) в экспериментальной группе увеличилось в среднем на 32 % от первоначального уровня в экспериментальной группе. В то время как показатели динамических изменений по тем же критериям в контрольной группе достигают 10 %. Количество ошибок чтения, измеряемое в штрафных баллах (оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников первого класса М. М. Безруких и О. Ю. Крещенко) в экспериментальной группе, снизилось на 25 %, а в контрольной на 11 %. Оценка личностного отношения к чтению и читательской активности младшего школьника по методике А. П. Кашкарова показало изменение читательского интереса до высокого уровня у 40 % участников экспериментальной группы, до среднего уровня — у 60 %. По итогам экспериментального исследования в экспериментальной группе участников с низким уровнем читательского интереса не выявлено (0 %). Показатели в контрольной группе, следующие: 0 % — участников с высоким уровнем читательского интереса, 60 % — демонстрируют средний уровень, 40 % — низкий уровень читательского интереса.
По итогам проведенного исследования установлено, что применение технологий eduScrum в процессе реализации коррекционно-логопедической работы позволило добиться большей результативности относительно использования традиционных методов. Организация и реализация занятий в нетрадиционной форме способствовала развитию читательского интереса у участников экспериментальной группы, а вместе с этим и улучшению качества самого чтения, что, по нашему мнению, составляет основу в процессе формирования осознанного чтения у младших школьников с задержкой психического развития.
Литература:
- Безруких М. М. Особенности речевого развития младших школьников с трудностями обучения письму и чтению / М. М. Безруких, О. Ю. Крещенко // Актуальные проблемы логопедической практики: Метод. материалы научно-практич. конф. «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н. Н. Трауготт / Отв. ред. М. Г. Храковская. — СПб.: Акционер и К, 2004. — С. 247–259.
- Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. — 263 с.
- Кашкаров А. П. Личностный интерес ребенка как фактор приобщения к чтению / А. П. Кашкаров.: LAP LAMBERT Academic Publishing; Düsseldorf; 2016.
- Сазерленд Д. Scrum. Революционный метод управления проектами / Д. Сазерленд. — Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 272 c.
- Середа Т. Ю. Scrum в образовании / Т. Ю. Середа, Д. А. Платонова // Современные тенденции развития системы образования: сборник статей — Чебоксары: ИД «Среда», 2019. — С. 181–186.
- Partington J. W. The Assessment of Basic Language and Learning SkillsRevised (The ABLLS-R). The ABLLS-R Protocol. — Behavior Analysts, Inc., 2006. 94 p.