В данной статье рассматривается психологическая помощь семье при возникновении различных трудностей. Рассматриваются модели психологического консультирования и приводятся примеры методик, направленных на диагностику взаимоотношений в семье.
Ключевые слова: семья, психологическая помощь, модели психологического консультирования семьи, методики диагностики.
Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [3].
Семейные отношения и детско-родительские отношения являются частым гостем на различных психологических (консультативных) семинарах (обсуждениях). В этих отношениях существует масса проблем и трудностей, с которыми члены семьи не могут справиться самостоятельно, поэтому наступает момент, когда семья решает обратиться за помощью к психологу-консультанту.
Психологическая помощь всегда оказывается на добровольной основе тем, кто в этой услуге нуждается и просит о ее оказании.
Отметим, в чем же заключается основной принцип социалистического подхода к семье, это уважение прав супругов и родителей, уважение неприкосновенности частной жизни граждан.
Следует отметить, пути оказания психологической помощи семье [2, с. 9]:
– только одному члену семьи, из-за того, что различного рода проблемы могут быть связаны прямо или косвенно с ним;
– брачной паре (или паре, которая собирается связать себя узами брака);
– семье в целом;
– родителю или родителям;
– родителям и детям;
– ребенку или подростку.
Следует отметить характер психологической помощи:
– рекомендации организационных мер, связанных с воспитанием ребенка;
– рекомендации методов воспитания, обучения;
– профессиональная ориентация подростков; определение готовности ребенка к школьному обучению и выявление причин трудностей в учении;
– осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий [2].
Следует отметить модели психологического консультирования семей: педагогическая модель, диагностическая модель, социальная модель, медицинская модель, психологическая (психотерапевтическая) модель [2].
Разберем подробнее модели психологического консультирования.
Педагогическая модель — модель основывается на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей, из этого следует оказание помощи родителям в воспитании детей. Консультант (вместе с родителями) анализирует ситуацию и разрабатывает программу, направленную на изменение тех или иных проблем. Отметим, что консультант, работающий по этой модели, является социальным работником или педагогом.
Диагностическая модель — модель основывается на предположении о том, что у родителей имеется дефицит знаний (умений), которые могли бы помочь принять верное решение в той или иной ситуации. Консультант, анализируя ситуацию, составляет диагностическое заключение, которое может привести и к другим специалистам, работающим по выявленной консультантом проблеме.
Социальная модель — модель основывается на предположении о том, что все семейные трудности — это результат обстоятельств (негативных). Специалист анализирует ситуации и дает рекомендации, которые предполагают непосредственный контакт специалиста с жизнью клиентов.
Медицинская модель — модель основывается на предположении о том, что семейные трудности происходят из-за различных болезненных состояний личности супруга или супругов, а также, ребенка. Работа специалистов направлена именно на излечение болезней.
Психологическая модель — модель основывается на предположении о том, что причины различных проблем в семье заключаются либо в внутрисемейном общении, либо в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации и личности клиента и создание на основе анализа «диагноза», который позволяет психологу-консультанту, психотерапевту помочь семье и ее членам.
Далее рассмотрим различные методы диагностики детско-родительских взаимоотношений в семье, которые могут посодействовать при работе психолога-консультанта.
Методики диагностики психологии семьи (перечислим самые популярные методики диагностики): Методика «Распределение ролей в семье». Методика «Диагностика родительского отношения» А. Я. Варга и В. В. Столина. Рисуночный тест «Рисунок семьи».
Методики для детей: Методика «Рисунок семьи». Методика «Семья животных». Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля. Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене-Антони. «Альбом моей жизни» — проективная методика для старшеклассников. Диагностическая беседа Т. Ю. Андрущенко «Мой круг общения». Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка Н. Я. Семаго.
Методики для взрослых: Опросник родительских отношений Варги-Столина. Опросник родительских установок PARI. Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой (методика ОДРЭВ). Методика Р. Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе».
Методики, одинаково пригодные как для детей, так и для взрослых: Цветовой тест отношений А.Эткинда. Методика «Модель личностной сферы» Р. Шмидека. Семейная социограмма.
Методики, имеющие связанные друг с другом шкалы (формы) для родителей и для детей:
Диагностика супружеских отношений: Методика «Ролевые ожидания партнеров» Н.Волковой. Особенности общения между супругами.
Супружеские конфликты и их диагностика: Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации». Опросник «Реакции супругов на конфликт» А. С. Кочаряна.
Диагностика совместимости: Опросник «Измерение установок в супружеской паре» Ю. Е. Алешиной. Диагностика сексуальных отношений и поведения супругов. Опросник сексуальности Айзенка.
Психологическое обследование семьи как целого: Опросник удовлетворенности браком В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко. Опросник Ю. Е. Алешиной. Рассказ «О-том-как-мы-встретились» и косвенные показатели удовлетворенности браком (методика Дж.Готтмана).
Семейный стресс и семейная тревога: Семья в пространстве стрессогенных жизненных событий по оценкам подростков (исследование О. А. Идобаевой). Опросник «Список неприятных событий» П. М. Левинсона. Диагностика сплоченности и гибкости семейной системы [1].
Литература:
- Психология семьи: под ред. Е. Г. Сурковой. — М.: Академия, 2014. — 240с.
- Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
- Семья // Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict