Данная статья посвящена рассмотрению социальных проблем многодетных семей и организации помощи им, на примере технологий социальной работы.
Ключевые слова: многодетная семья, технологии социальной работы, социальная профилактика, социальная адаптация, социальная работа.
С древнейших времен семья является и остается важнейшей ячейкой человеческого общества. Ведь именно в семье закладываются духовные, нравственные, мировоззренческие качества человека. Поэтому от нравственного здоровья семьи зависит и будущее общества.
В конце 20 века демографическая ситуация в России стала ухудшаться, основными причинами которого были неуверенность в завтрашнем дне и отсутствие возможности воспитывать и содержать семью на должном уровне. И именно с того времени сформировалась установка на малодетные семьи у нового поколения. В современных условиях многодетная семья становится уязвимой категорией населения.
В настоящее время в России обострилась ситуация демографического кризиса. В связи с этим, особую актуальность приобретают проблемы, связанные с многодетной семьей. По данным переписи в начале 2017 года число многодетных семей в России составило 1 млн. 566 тыс., что составляло 2,8 % от общего числа домохозяйств; в основном это семьи трехдетные [1].
Основной проблемой многодетных семей являются материальные сложности. С рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается. Существует взаимосвязь, которую удалось установить благодаря многочисленным исследованиям — между числом проживающих детей в семье и доходами, приходящими на каждого члена семьи.
В современном мире рождение первого ребенка несет в себе не только ответственность, но и определенные финансовые затраты. Это доказуемо тем, что обеспечить ребенка даже самыми стандартными и простыми вещами довольно сложно. А многодетность способствует понижению материального положения семьи, потому что расходов делается еще больше.
Одним из основных направлений в социальной работе — это оказание помощи семье в различных формах, что предусмотрено в концепции федеральной семейной политики, а также в должностных обязанностях социального работника.
Основываясь на реальной практике ключевой проблемой многодетных семей, продолжает оставаться материальная составляющая.
Социально-бытовые проблемы.
К данным проблемам можно отнести жилищную проблему. По мнению П. Д. Павленка она является довольно острой, так как в России практически не строят квартиры специально для многодетных семей [2]. Она также актуальна во всех субъектах нашей страны, особенно для многодетных семей в период экономического кризиса. Рост цен на готовое жилье растет, тем самым многодетные семьи не имеют возможность его приобрести.
Проблема трудоустройства родителей.
Зачастую, в многодетных семьях работает глава семейства, которому нелегко найти работу с соответствующей заработной платой для обеспечения всей семьи.
Социальная работа с многодетной семьей — это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи.
Социальные технологии по оказанию помощи многодетным семьям можно разделить на несколько видов: социальную диагностику, социальную профилактику, социальную реабилитацию, социальную коррекцию и социальную терапию [3].
Технология социальной терапии, направленная на практическое воздействие, занимает особое место в работе с многодетными семьями. Она тесно связанна с психотерапией, в которой используются методы воздействия на психику. Данные взаимодействия основываются на психологических теориях и методах. Они включают в себя систематические и целенаправленные меры по оказанию помощи получателям социальных услуг в вопросах урегулирования чувств, которые вызывают беспокойство и дискомфорт.
Профилактика является ещё одним из перспективных и важных направлений контрольно-коррекционной деятельности в социальной работе. Основной целью профилактической деятельности будет находится выявление причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов. В профилактической работе одного из главных значение имеет умение правильно ориентироваться в каждой случившейся ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать полученный материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они были получены.
Под профилактикой подразумеваются действия, направленные на:
− предупреждение или нейтрализацию главных причин и условий, побуждающих социальные отклонения негативного характера;
− предотвращение возможных физических, психических и социокультурных отклонений у различных индивидов и социальных групп;
− сохранение, поддержание и защиту оптимального уровня жизни и здоровья людей.
Верный подбор способов профилактического воздействия помогает эффективности социальной профилактики. Профилактика так же направлена на предупреждение или предотвращение негативных процессов.
Существуют и другие направления в социальной профилактики многодетных семей: превентивная работа, направленная на предотвращение или профилактику трудностей, которые нарушают нормальную жизнь семьи; следует помогать строить отношения в семье, знать, как взаимодействовать с членами семьи, строить отношения в семье при отсутствии одного из членов семьи (отца, матери).
Специалист по социальной работе является связующим звеном между многодетной семьей и субъектами социальной помощи (органы социальной защиты, служба занятости, органы образования, органы здравоохранения, муниципальные органы власти).
Социальная адаптация занимает главенствующую роль в системе технологий социальной работы с многодетными семьями. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизни страны. Такие как: экономический кризис, социальные реформы и др.
Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.
Если анализировать экономическую адаптацию в рамках социальных технологий, то это будет проявляться в адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий.
Педагогическая адаптация — это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.
Психологическая поддержка является одной из составляющих более широкой программы социальной помощи индивидам. Основные усилия специалистов по социальной работе должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях.
Литература:
- Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб./Росстат. — М., 2017–686 с.
- Павленок П. Д. Методология и теория социальной работы: учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 267 с.
- Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред. П. Д. Павленка. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 608 с.