Особенности социально-педагогической деятельности в рамках работы с неблагополучными семьями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 12.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Пяткова, И. В. Особенности социально-педагогической деятельности в рамках работы с неблагополучными семьями / И. В. Пяткова, А. Н. Подкопаева, В. Д. Ильченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — URL: https://moluch.ru/archive/553/121648/ (дата обращения: 16.01.2025).



Статья раскрывает актуальность социально-педагогической деятельности в рамках работы с семьями, попадающими под категорию «неблагополучных». Анализ деятельности социального педагога указывает на то, что эффективность его работы зависит от комплексности, структурности и детального понимания основ функционирования семьи как отдельного социального организма.

Ключевые слова : неблагополучные семьи, социально-педагогическая помощь, семья, социальный педагог.

Современная жизнь такова, что приходится с сожалением констатировать тот факт, что семья, как ячейка общества, испытывает колоссальное негативное влияние и имеет тенденцию к разрушению. Данную проблему в нашей стране хорошо понимают на самом высоком уровне. Это подтверждается и указом Президента от 22 ноября 2023 года о объявлении 2024 года — годом семьи. Владимир Владимирович Путин подчеркивает, что: «Семья — это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности» — указывает П. П. Павлюк [5, с. 166].

Е. П. Агафонова подчеркивает, что создаются различные законодательные акты, направленные на поддержку и защиту семьи и сохранение традиционных ценностей, поскольку они действительно оказываются под угрозой и испытывают огромное давление со стороны западноевропейских «ценностей» которые выражаются в продвижении повести чайлдфри, ЛГБТ и т. д. [1,с. 25].

В последнее время увеличивается число разводов на фоне проблем социального характера, материально-экономических вопросов, женской эмансипации и сильного смещения социальных гендерных ролей, где женщины берут на себя больше мужских задач, мужчины же предпочитают переложить ответственность на «сильные» женские плечи.

Сюда же можно отнести проблему девиантного поведения, домашнего насилия как физического, так и морального, алкоголизма, наркомании и пр.

Мы согласны с А. А. Акимовой в том, что семья — это очень тонкая и специфичная субстанция социального воздействия, имеющая закрытую структуру [2, с. 54], что делает прогноз влияния на нее практически невозможным.

Поэтому, выстраивание работы с такими семьями, подход к таким семьям и инструменты воздействия на такие семьи ставит во главу угла вопрос компетенций и профессионализма социального педагога.

Нужно отдавать себе отчет в том, какое существует количество семей со своими проблемами и задачами. И дилеммы вроде бы одинаковы, но какой характер все это приобретет и во что выльется — вариантов множество.

Г. А. Ахунов считает, что получить статус «неблагополучной», в семье должны присутствовать признаки, к которым можно отнести безработицу и соответственно низкий материальный доход, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических веществ, скандалы и агрессивное поведение, равнодушие по отношению к членам семьи и в особенности к детям, неучастие в жизни детей, которые больше всего страдают от подобной семейной деструктивной атмосферы [3, с.82].

Необходимо сказать, что мало какие семьи обращаются за помощью к социальному педагогу, поскольку многие не осознают и не признают. что имеется проблема которая несет угрозу семье. а некоторые просто не знают куда и как обращаться, будучи уверенными, что «сор из избы не выносят». Отсюда совершенно очевидно, что первая задача социального педагога самостоятельно выйти на такую семью.

Социально-педагогическая помощь состоит из психологической, посреднической и образовательной помощи, что подразумевает исполнения социальным педагогом одновременно трех ролей — советника, консультанта и защитника — указывает А. Ю. Овчарникова [4, с. 45].

Психологическая помощь социального педагога заключается в коррекции психологического состояния и психологической поддержке. К посреднической помощи можно отнести реализацию программ по совместному семейному досугу, который способствует установлению контакта между членами семьи. Это могут быть и совместные игры, поход в кино, совместный отдых и т. д. Образовательная помощь заключается в оказании помощи ребенку в обучении или родителям в вопросах воспитания.

С точки зрения ролевой задачи социально педагога важно подчеркнуть. что роль советника должна быть мягкой, корректной и ненавязчивой. Советник доносит, а не навязывает информацию по взаимодействию с детьми, разрабатывает и предлагает различные воспитательные методики, информирует о специфике развития ребенка, о этапах и особенностях созревания детской психики и организма.

Роль консультанта подразумевает в себе консультирование в юридических вопросах, в тонкостях семейного и гражданского законодательства.

Роль защитника предполагает работу с максимально сложных и запущенных ситуациях к которым относятся ситуации связанные с полнейшей личностной деградацией одного ил нескольких членов семьи, жестоким отношением к ребенку, бытовой разрухи, т. е. с любой сложной ситуацией несущей прямую угрозу жизни и здоровью самым незащищенным членам семьи — детям.

Самая основная форма деятельности социального педагога — это социальный семейный патронаж, который подразумевает посещение семьи на дому с целью определения и контроля текущей бытовой и психологической обстановки.

Данная форма работы помогает максимально быстро определить проблему и способы ее решения. Однако необходимо соблюдение социальным педагогом нескольких принципов, а именно: своевременное информирование семьи о своих визитах. Раскрытие информации о цели визита, поскольку неприкосновенность частной жизни и добровольное получение услуг, в частности помощи, у нас закреплено на государственном уровне.

Чтобы принять решение о том, какую именно технологию социальной работы применить к конкретной семье, социальному педагогу необходимо определить уровень не благополучности согласно определенным критериям.

К ним относят: семья с низким уровнем жизни, неполная семья, семья имеющая неблагополучный эмоциональный фон, конфликтная семья, семья с деформационными нравственными ценностями (употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем).

Таким образом, можно утверждать, что работа социального педагога весьма сложна, многогранна, весьма актуальна и ее сложно переоценить

Литература:

  1. Агафонова Е. П. Исторический очерк социальной работы/ Е. П. Агафонова.–М.:Дашков и К, 2020.-135с.
  2. Акимова А. А. Теория государства и права: учеб. пособие / А. А. Акимова. — М.:Юрайт, 2022.-195с.
  3. Ахунов Г. А. Социальная политика: учебное пособие / Г. А. Ахунов.- М.: Инфра-М, 2019.-270с.
  4. Овчарникова А. Ю. Технологические аспекты экстренной психологической помощи /А. Ю. Овчарникова//Социальные технологии, исследования. — 2020. — № 13. — С. 45–48.
  5. Павлюк П. П. Теоретические аспекты социальной деятельности социального работника / П. П. Павлюк.- Омега, 2024.- 557с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный педагог, семья, злоупотребление алкоголем, образовательная помощь, проблема, ребенок, социально-педагогическая помощь, член семьи.


Ключевые слова

семья, социальный педагог, неблагополучные семьи, социально-педагогическая помощь

Похожие статьи

Задать вопрос