Современные методы и технологии психокоррекционной работы с проблемой представлений о семье у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 13.11.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Радашевич, Н. В. Современные методы и технологии психокоррекционной работы с проблемой представлений о семье у подростков / Н. В. Радашевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — URL: https://moluch.ru/archive/545/119162/ (дата обращения: 21.11.2024).



В обзорной статье описан опыт психологической коррекции представлений о семье у подростков. Разобраны и освещены основные современные инструменты и подходы психокоррекционной работы в рамках образовательных учреждений, отобраны наиболее эффективные, по результатам апробации, техники и упражнения. Статья может быть полезна службам психолого-педагогического сопровождения, реализующим данное направление в своей работе.

Семья является одним из самых значимых социальных институтов в жизни каждого человека, формирующим фундаментальные представления о мире человеческих взаимоотношений. В подростковом возрасте личность приобретает ряд важнейших новообразований, в числе которых развитие личной самоидентичности, освоение социальных навыков и определение образа желаемого будущего. Негативные родительские сценарии, примеры нездоровых отношений в социокультурном пространстве и влияние непрекращающегося информационного потока могут оказать влияние на представления о семейных отношениях, искажая их в негативную сторону. Таким образом, неустойчивое и легко поддающееся влиянию извне подростковое сознание может быть подвержено иррациональным стереотипам и установкам, препятствующим созданию здоровых, гармоничных и взаимных отношений.

Исходя из этого, психокоррекционная работа с проблемой представлений о семье становится всё более значимой задачей для педагогов и психологов. Методы, инструменты и технологии, корректирующие искажение образа семьи и формирующие здоровые представления, становятся всё более актуальными и привлекающими внимание профессионального психологического сообщества.

В данной обзорной статье мы рассмотрим возможности современной психокоррекции, ориентированные на трансформацию образа семьи и формирование позитивных установок на семейные взаимоотношения.

Проведя анализ научных публикаций по тематике психокоррекции представлений о семейных отношениях, нам удалось выделить несколько основных практических направлений, эффективных для решения поставленных задач.

В. А. Петровская и Т. Б. Булыгина в своём исследовании рассматривают возможности коррекции представлений о семейных ролях с помощью программы, включающей в себя техники психодрамы, арт-терапии и когнитивно-поведенческой терапии [5]. Проведя диагностику, авторы выявили неравномерную структуру образа семьи в представлениях старшеклассников, а также отсутствие стремления к созданию собственной семьи в половине случаев. В связи с этим, авторы разработали программу, включающую в себя 12 групповых занятий, провели апробацию и представили полученный опыт.

В качестве наиболее эффективных техник авторы выделяют психодраматическое упражнение «Проекция будущего: скульптура семьи», позволяющее подросткам «отработать» стратегии межличностного взаимодействия и попробовать новое поведение, обыгрывая жизненный путь семьи от рождения до распада с её кризисными периодами.

Также рассматривается опыт применения арт-терапевтического упражнения «Коллаж своей будущей идеальной семьи». Исследователи отмечают, что благодаря своему невербальному характеру средства визуальной экспрессии позволяют старшеклассникам осознать семейные роли и отношения, способы взаимодействия, многие ранее неосознаваемые или отрицаемые аспекты функционирования семейных ролей, сделать их более наглядными и понятными [5].

Программа В. Н. Олейник «Семейные ценности», включающая в себя 8 групповых занятий, ставит целью расширить информационное поле обучающихся о семейно-брачных отношениях, возможных затруднениях и путях их преодоления посредством психологических тренингов и дискуссий [4].

Наиболее интересной техникой в данной программе нам представляется «Словарь здоровых партнерских отношений». Подросткам предлагается обозначить по алфавитному порядку ключевые понятия, применимые к семейной жизни. Данная техника актуализирует основные стратегии межличностного взаимодействия, помогая подростку определить наиболее фундаментальные рациональные установки, позволяющие создать крепкие партнерские отношения [4].

В. Б. Шапарь, автор тренинга формирования супружеских отношений, акцентирует особое внимание на отработке приемов семейной коммуникации и овладении методами решения семейных конфликтов [10].

В данном контексте исследователь показывает высокую эффективность упражнения «Классификация поведения в браке». Участникам тренинга предлагается разыграть конфликтную ситуацию между членами семьи, используя определенные стратегии поведения (Равноправный партнер, Романтический партнер, «Родительский» партнер, «Детский» партнер, Рациональный партнер, Товарищеский партнер). Просмотр этюдов и последующая рефлексия помогают определить, какой тип поведения свойственен каждому подростку. Кроме этого, участники тренинга могут выбирать наиболее эффективные стратегии поведения, применимые к различным ситуациям, в том числе и в дальнейшей партнерской коммуникации [10].

В контексте коррекции представлений о семье у подростков во многих исследованиях, психокоррекционных программах, методических пособиях активно используются техники арт-терапии. Это происходит неслучайно: арт-терапия в процессе изменения семейных паттернов позволяет подростку безопасно исследовать и выражать свои чувства и страхи, связанные с семейными отношениями. Такими инструментами могут выступать рисование, коллажные техники, кукольные представления, фототерапия, сказкотерапия, работа с метафорическими ассоциативными картами. А. А. Тарасенко отмечает высокую значимость арт-терапии в построении доверительных отношений между психологом и клиентом, что помогает подросткам открыто делиться своими переживаниями и формировать более здоровые взгляды на семейные отношения [8].

Техники психокоррекционной работы с образом семьи в подростковом возрасте широко освещаются в учебно-методическом пособии С. С. Федоренко [9]. Автор пособия делится комплексом занятий для подростков «Психология семейной жизни», включащим в себя арт-терапевтические упражнения на развитие эмоциональной сферы и осмысление подростками личного опыта, связанного с семьей.

Мачурина Т. Н. рассматривает коррекцию иррациональных установок о семье у подростков при помощи метода «Тупиковых установок», разработанного Е. О. Пятаковым [7]. Применение этого метода позволяет подростку самостоятельно сделать выводы о неэффективности своих убеждений и стереотипов о семье. Коррекция установок происходит в процессе консультирования при помощи определенных техник (логическое рассуждение и вывод подростка в «тупик», последовательное задавание наводящих вопросов, анализ предыдущего жизненного опыта подростка, самооспаривание подростком убеждений и т. д.). Далее в процессе психологической работы происходит формирование новых рациональных установок, что способствует личностному росту подростка и формированию готовности к применению новых сценариев [3].

Коррекция образа семьи является важным и многогранным процессом, который предполагает активное участие всех участников образовательного процесса. В современных условиях, когда семьи сталкиваются с различными вызовами, включая социальные и культурные изменения, необходима осознанная работа по формированию позитивных установок и стереотипов, связанных с семейными отношениями.

Анализ научных публикаций по тематике психокоррекции представлений о семейных отношениях показал, что образ семьи у подростков формируется под воздействием множества факторов: от личного опыта и семейных традиций до медиа-контента и глобальных социокультурных изменений.

Соответственно, подход к коррекции этого образа также должен быть комплексным и многослойным. Комбинация различных методов, таких как арт-терапия, открытые дискуссии, упражнения на развитие эмоционального интеллекта, отработка новых навыков коммуникации будет наиболее эффективна при психологической коррекции представлений подростков о семье.

Литература:

  1. Веселова, Т.С., Кудрявцев, В. А. Формирование представлений о семье и семейных ценностях у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 4. — С. 69.
  2. Копытин А. И. Семейная арт-терапия // Вестник практической психологии образовании. — 2010. — № 1(22). — С. 97–103.
  3. Мачурина, Т. Н. Основные приёмы и методы коррекции деструктивных родительских установок в воспитании детей и подростков / Т. Н. Мачурина // Родительская академия. — 2017. — № 2. — С. 84–90..
  4. Олейник, В. Н. Развивающая психолого-педагогическая программа «Семейные ценности». — Иркутск, 2017 URL: https://cpmss-irk.ru/attachments/article/152.pdf (дата обращения: 26.10.2024).
  5. Петровская, В.А., Булыгина, Т. Б. Коррекционная программа как средство коррекции представлений о семейных ролях у старшеклассников // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018015117 (дата обращения: 26.10.2024).
  6. Петровская, В.Г., Тестова, Т. М. Коррекция образа семьи средствами социально-психологического тренинга // Российско-китайский научный журнал «Содружество». — 2016. — № 10. — С. 78–82
  7. Пятаков, Е.О. «Трудный» подросток: искусство откровенного разговора: основы практической работы по психологической коррекции криминальных установок подростков средствами индивидуальной консультации // Школьный психолог (приложение к газете «Первое сентября»). — 2009. — № 13. — С. 2–47.
  8. Тарасенко, А. А. Современные методы арт-терапии в психологическом консультировании: перспективы практического применения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. — 2019. — № 07. — С. 92–97.
  9. Федоренко, С. С. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С. С. Федоренко. — СПб.: Свое издательство, 2014. — 403 с.
  10. Шапарь, В. Б. Тренинг формирования супружеских отношений. — М.: Феникс, 2006. — 176 с.
  11. Шельшакова, Н. Н. Арт-терапия как средство коррекции представлений о семье у детей с интеллектуальной недостаточностью из семей социального риска // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-kak-sredstvo-korrektsii-predstavleniy-o-semie-u-detey-s-intellektualnoy-nedostatochnostyu-iz-semey-sotsialnogo-riska (дата обращения: 26.10.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, подросток, психокоррекционная работа, семья, личной опыт, межличностное взаимодействие, образ семьи, подростковый возраст, семейная жизнь, тематика психокоррекции представлений.


Похожие статьи

Задать вопрос