Возможности реализации полихудожественных технологий как инструментария педагога-музыканта на примере взаимосвязи музыки с искусством движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (403) февраль 2022 г.

Дата публикации: 27.02.2022

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Брюханова, Т. Г. Возможности реализации полихудожественных технологий как инструментария педагога-музыканта на примере взаимосвязи музыки с искусством движения / Т. Г. Брюханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 205-208. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89119/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья представляет собой музыкально-педагогическое эссе с развёрнутым анализом возможностей реализации полихудожественных технологий как инструментария педагога-музыканта на примере взаимосвязи музыки с искусством движения в одной из форм музыкальных занятий. Приведены примеры музыкально-двигательных занятий на уроках «Музыки» в реабилитационном центре г. Москвы.

Ключевые слова: культурно-эстетическе развитие, творчество, музыка и движение, полихудожественный подход.

Воспитание молодого поколения через искусство имеет исторические корни. Характерной чертой воспитания детей в Древней Греции, например, является сочетание музыки с поэзией и танцем. Существовали специальные мусические школы, ставившие задачу эстетического воспитания. В программу этих школ входило обучение грамоте, литературе, музыке. В эпоху Возрождения появляется новая идейная ориентация на образованного человека, владеющего искусством, науками, ремеслами, знающего языки. В дальнейшем, в эпоху Просвещения, эстетическое воспитание понималось как главное средство установления «общественной гармонии». Просветители высоко ценили воспитательную роль искусства, которое способно пробуждать чувства человека, давать то, чего человек лишён в действительности (Гельвеций), выражать великое правило жизни, поучать человека (Дидро), развивать художественный вкус у всех людей, а не только у просвещенного меньшинства (Руссо).

Одной из тенденций современного этапа развития музыкального творчества молодежи, подростков является, к сожалению, падение уровня исполнительского мастерства и качества создаваемых художественных произведений в некоторых творческих коллективах. Считается, творчество доступно каждому. Многие стремятся к самовыражению и познанию мира через искусство. Очень популярны с XX века так называемые дискотеки — культурно-развлекательные мероприятия, которые проникли и в современную массовую школу, и в среду институтского студенчества. В летнем пришкольном лагере организуются спортивные танцевальные занятия. Массовая доступность музыки и танца, движения под музыку стала характерной особенностью, изменило отношение к творческой деятельности у определённой части людей. Чтобы не потерять художественные ориентиры, духовные ценности надо формировать в детстве.

Приобщать молодёжь к искусству, рассказывать детям о творчестве, формировать музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры призваны образовательные учреждения. Для глубокого культурно-эстетического развития требуется система. Центр этой системы — школа. Один из главных критериев современной системы — полноценное развитие художественного восприятия и активное творчество школьников при условии проведения с ними разных видов и форм занятий (интеграция различных видов искусства). Почему появился полихудожественный подход в системе образования? Он обусловлен требованиями общества на современном этапе его развития. К таким требованиям относятся: развитие способности ребёнка к самостоятельному активному освоению мира, стимулирование у него стремления к самореализации, формирование творческой активности во всех сферах деятельности. Полихудожественный подход предполагает форму приобщения обучающихся к искусству, позволяющему им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства.

Выделим понятие «творчество». Творчество — процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты и духовные ценности или итог создания объективно нового. Имеется в виду, что новое будет лучше способствовать прогрессу. Отсутствие застоя в мыслях и действиях, продвижения вперёд к чему-то лучшему, стремление к совершенству — это процесс творчества.

Интеграция видов детского художественного творчества через синтез искусств — новый путь художественного освоения действительности в школе. Основы его в образовании заложены в программах по музыке разных авторов. Учителю музыки необходимо понимать, что желателен выход за рамки классно-урочного процесса обучения искусству (эстетические центры, дополнительное образование, кружки). Ведь только на основе личностного переживания произведения искусства и вдумчивого изучения его в историко-культурном контексте можно говорить о художественном, музыкально-эстетическом образовании.

В настоящее время музыка окружает нас повсюду, мы слышим её повсеместно. Маленькие дети живо откликаются на музыку, эмоционально воспринимают жизнь, слушая песню в исполнении мамы, папы или иного близкого человека, двигаясь под музыку. Музыкальная среда необходима для всестороннего развития детей. Особое место занимает музыка в воспитании детей дошкольного возраста. Опыт работы с детьми убеждает в необходимости организованных музыкально-двигательных (ритмических) занятий. «Пространство и время наполнены материей, подчинённой законам вечного ритма», — говорил Э. Жак-Далькроз (1913). Всё в нашем организме подчинено ритму. Движения в определённом ритме и темпе под музыку связаны с характером произведения, его образным строем, такое занятие воздействует на развитие речи, мышления, пространственного познания и мироощущения детей.

Хореография и музыка имеют глубокое родство, единые исторические корни. Стремление человека раскрыть своё внутреннее «я» находило выход через пение и танец. Выражая себя через интонации голоса, создающий их человек стремился к выразительности и отклику в окружающем мире. Мелодия, мотив, вокальная импровизация — это язык чувств и намерений, выход накопившихся преобразований души. Образная природа самовыражения через движения человеческого тела аналогична. Определяющим является единство двух видов искусств, музыки и танца, в их зарождении и существовании.

Танец, древнейшее искусство, отражает потребность человека донести другим людям чувства, к примеру, радости или скорби посредством своего тела. По словам Б. В. Асафьева, «танец является языком тела. И если мы не можем что-то передать словами, то показать это в динамике собственного тела, через его пластику гораздо легче». Общность образной природы музыки и движения создаёт возможность соединения музыки и хореографии в единое художественное произведение.

Многие дети занимаются в хореографических кружках, балетных студиях, классах аэробики, гимнастики. Благодаря систематическому хореографическому воспитанию и образованию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, развиваются их танцевальные и музыкальные способности.

По разным причинам не все дети могут заниматься танцами. Даже в обычной танцевальной детской студии установлены ограничительные возрастные рамки приёма — до 5 лет, когда занятия по растягиванию разных групп мышц осуществляются без нежелательных побочных реакций организма. Бывают такие случаи, когда дети переживают о том, что их не принимают в танцевальную студию, а родители — что их желания противоречат возможностям детей. Специфика хореографических тренировок существует в разных хореографических направлениях. Танцевальное искусство требует отдачи, систематических упражнений, постепенного изменения нагрузок. Нужно следить за физической формой. «Танец — единственное искусство, материалом для которого служим мы сами» (Тед Шон). На самом деле такое искусство не всем по силам. Выходом из проблемы становятся альтернативные методики — организованные свободные двигательно-индивидуализированные и коллективные импровизационные занятия под музыку, приобщение к которым осуществляется учителем музыки общеобразовательной школы. Программа музыки общеобразовательных учреждений (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина) предусматривает виды музыкальной деятельности, связанные с музыкой и движением: пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; ритмическая и пластическая импровизация. Музыкально-исполнительская двигательная деятельность даёт возможность обучающимся начальных и старших классов развиваться всесторонне, осознать себя в разных сферах деятельности.

При изучении музыки в разных классах возможно систематически проводить работу по пластической и двигательно-ритмической деятельности детей. Например, в начальной школе при изучении раздела «В концертном зале» учитель рассказывает о симфонии, концерте: «Звучит нестареющий Моцарт. Симфония № 40. Увертюра»; «Царит гармония оркестра». Происходит знакомство с крупными жанрами. В этом случае начать можно с дирижёрского жеста и его характеристик.

Пример занятия.

Игра-упражнение с имитацией жестов дирижёра и музыкантов. Для чего нужен дирижёр? Его функции так важны, как действия капитана на корабле или полководца на поле боя. Все подчиняются его взмаху, и скрипач, и барабанщик играют в нужное время и в необходимом темпе. Динамические оттенки, извлекаемых оркестрантами звуков, будут соответствовать широте жестов (амплитуде) руководителя оркестра. Кто хочет оказаться у штурвала и повести корабль в прекрасные страны? Мы все единый коллектив, где главное правило — это слаженность и единство цели. Каждый может выбрать свой инструмент; перечисление инструментов, способов звукоизвлечения на них. Дети, представляя себя музыкантами симфонического оркестра, показывают движения дирижёра, пианиста, трубача, барабанщика, скрипача.

Необходимо введение и объяснение ученикам таких понятий как «гармония», «средства выразительности». В процессе двигательной деятельности, по подобию вышеизложенной игры-упражнения осуществляется деятельностный подход, происходит познание. Если в школе недостаточно музыкальных инструментов для показа, то процесс становится театрализацией. Никто из детей никогда не отказывался поиграть в настоящий оркестр.

Приобретение музыкальных инструментов остаётся на усмотрение школьного коллектива, администраторов, руководителей хозяйственной части школы. Выбор инструмента желательно согласовать с учителем музыки, это могут быть: ксилофоны, вибрафоны или же виолончель. Импровизировать возможно и на открытых струнах в ритмической последовательности (методика Т. А. Рокитянской).

Обратим внимание на объяснительную часть способов звукоизвлечения игры на музыкальных инструментах детям. Этому нужно уделять необходимое время, поскольку происходит осознание регулировки дыхания (духовые инструменты), развиваются моторные функции (мелкая моторика) организма, имеющие важное значение в развитии детей. Совершенно напрасно думают, что без инструмента это делать не надо. Иногда достаточен живой показ или видео показ. Приобщая детей к музыке таким способом обогащается словарный запас детей («бряцание», «щипок», «барре», «пиццикато»…), улучшается произносительная сторона речи. Неосознанно происходит укрепление пальцев рук, кистей. Руки можно использовать для музыкально-ритмических движений: хлопки ладошек, хлопки ладоней по коленям, щелчки пальцами и другое.

Музыкально-пластическое интонирование и музыкально-ритмические импровизации на уроках музыки можно осуществлять на многих уроках. Из-за ограниченности времени и, как правило, отсутствия специального помещения, танцам на уроках музыки отводится мало времени, используются лишь отдельные элементы. Разучивание элементов танцевальных движений на уроках музыки в общеобразовательной школе очень нравятся детям младшего школьного возраста.

Пример. «Матросский танец», разучиваем сидя.

  1. Руками изображаем движения матросов — ладони в кулак, выбрасываем поочерёдно руки вперёд.
  2. «Подметаем палубу» — движения рук вправо-влево.
  3. Ставим ладонь на уровне бровей («под козырёк») смотрим вдаль, изучаем местность.
  4. Поочерёдное хватание кулаками каната, «залезаем по канату наверх».
  5. Пальцы колечком, «смотрим в бинокль».
  6. Машем руками, «приветствуем встречных жестами».
  7. «Слезаем» быстро с каната.
  8. Дружный танец с хлопками.

Пример. «Танец снежинок» под музыку П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».

Раздаются самодельные снежинки, приготовленные заранее, во внеурочное время. Используются маленькие пластмассовые обручи, по ободку которых натягиваются блестящие ленты (мишура). В определённой последовательности выстраивается композиция движений. Сидящие в шахматном порядке дети поочерёдно поднимают и опускают снежинки-обручи; крутят обручи вдоль своей оси; выстраивают движения вправо-влево, вверх-вниз. Поют на слог «а-а-а-а-а-а…». Повторяют композицию движений.

Возможен вариант танца без предметов.

Танцевальные движения-жесты легко подбираются к некоторым песням. В этом случае они не только интонируют мелодию и показывают настроение музыки, но и раскрывают содержание текста, обозначение предмета или смысл слова, словосочетания.

Двигательные игры под песню чаще педагогов школы используют музыкальные руководители, педагоги детских садов: «У жирафа пятна, пятна, пятна» (Е. Железнова), «Вот летали птички, птички невелички» и другое. Введение учителями музыки в школе двигательных минуток по Орф-педагогике увеличивает пределы совершенствования детского восприятия.

Движения под музыку можно сочетать одновременно с хоровой практикой, в исполнение песен вносить танцевальные движения по смыслу песни, разукрашивая её притопами, хлопками, плавными поворотами, изменением положения рук. В коллективном творчестве это не просто сценический жест, это танцевальный элемент, уместность и качество которого тщательно продумывается педагогом. Современные интерпретации с пением и движением возможны и для академического хорового репертуара, и для исполнения обработок народных песен. Интересен вариант сочетания группы поющих и группы пластически интонирующих детских коллективов одновременно. Для этого необходима творческая режиссура. В результате к культурному наследию глубже и предметно приобщится большее количество детей.

Моторно-пластическая проработка музыкального материала происходит согласно движению интонаций в изучаемом на уроке произведении. А интонация, как известно, это единица чувства и мысли человека, поэтому она всегда сопровождается непроизвольными жестами.

Пример. Темы урока музыки: «Шопен. Прелюдии. Исповедь души» (4 класс); «Не молкнет сердце чуткое Шопена», «Могучее царство Шопена» (6 класс).

Во время прослушивания произведений Ф. Шопена дети проявляют особую эмоциональную отзывчивость, запоминают произведения и биографию композитора. Ф. Шопен — необыкновенный мелодист, и даже у детей начальной школы можно наблюдать пробуждение эстетического чувства. На начальном этапе постижения произведения искусства, в младшем возрасте, хорошо применять методику зеркала (В. Коэн, Израиль), когда учитель показывает то, как он слышит музыку, а дети за ним повторяют эти же движения (подражают). Имеющих художественно-творческие задатки школьников лучше приобщать к «осознанной импровизации», воспитывать на примерах, больше рассказывать о музыке и танцах. Для освоения музыкальной формы предложить детям менять движения в соответствии с изменениями в музыке. Дети сами могут постигать логику музыкального развития произведения с помощью смены движений, выражая свои чувства. Главное на уроках музыки в школе — применять методики не формально, неустанно поддерживать любовь к жизни и искусству.

Необходима последовательность учебно-воспитательной работы осуществления музыкально-двигательных видов деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе, которую изложим по порядку: воспитание эмоционально-чувственной сферы; усвоение элементарной информации; овладение умениями и навыками; творческая самореализация ребёнка.

Литература:

  1. Бекина С. И. Музыка и движение. М.: Просвещение — 1983.
  2. Вендрова Т. Е. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе. — 1997. — № 3. — С. 61–63.
  3. Жак-Далькроз Э. Листки курсов ритмической гимнастики. — 1913. — № 1.
  4. Рокитянская Т. А. Воспитание ритмического чувства — М.: ГУП «Облиздат», 1999. — 44 с.
  5. Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. 2-е изд. — М.: ЛИБРОКОМ, 2010. — 264 с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыка, ребенок, урок музыки, движение, занятие, искусство, общеобразовательная школа, танец, учитель музыки, начальная школа.


Ключевые слова

творчество, полихудожественный подход, культурно-эстетическе развитие, музыка и движение

Похожие статьи

Общие рекомендации по проведению урока специальности...

Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие учителя с учеником целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке...

Формирование и развитие личности ребенка на уроках музыки...

Урок музыки — основная форма организации музыкального воспитания в школе.

Задача урока музыки в школе — средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у

Педагоги многих стран до сих пор спорят о том, следует ли учить музыке всех детей или...

Ритмика: открытый урок по теме «Движение под музыку

– научить детей двигаться в характере музыки, вместе с тем развивая

Занятие построено по принципу повторения и закрепления пройденного материала за две первые четверти

Музыкально-танцевальная часть, движение под музыку (постановочные танцы).

Развитие музыкальных и ритмических творческих способностей...

В начальной школе на уроках музыки, на внешкольных и кружковых занятиях ритмикой и хореографией у детей младшего школьного возраста активно развиваются музыкальные и ритмические способности. Педагог играет в этом процессе важнейшую роль.

Воспитательные возможности школьного урока музыки...

Таким образом, уроки музыки в общеобразовательной школе обеспечивают музыкально-педагогическую коррекцию деятельности и поведения учащихся, а также их личностное развитие и творческое самовыражение в художественной деятельности.

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства...

Музыка является одним из предметов эстетического цикла в общеобразовательной школе. На уроке учитель использует различные формы и методы работы

Танцевально-двигательная терапия (хореотерапия) — психокоррекционное использование танца и движения как процесса...

Организационные основы системы музыкального воспитания...

Система включает не только уроки музыки, но и внеклассные занятия, просветительскую

Урок искусства, каким является музыка, требует от учителя еще одного важного, а точнее

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе.

О месте школьных предметов "Музыка", "Мировая...

Урок музыки – это встреча и единомышленников, и противников, и тех, кому, вроде бы

А почему бы музыке не стать в школе одним из действенных средств в борьбе против

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе.

Интеграция музыки с учебными дисциплинами...

Удивительная способность музыки познавать мир на чувственной основе при помощи яркой образности «помогает детям лучше понимать мир

Учитель-новатор Т.Ю. Гуняшова [6] рассматривает различные взаимосвязи музыки с предметами естественных, гуманитарных и...

Похожие статьи

Общие рекомендации по проведению урока специальности...

Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие учителя с учеником целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке...

Формирование и развитие личности ребенка на уроках музыки...

Урок музыки — основная форма организации музыкального воспитания в школе.

Задача урока музыки в школе — средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у

Педагоги многих стран до сих пор спорят о том, следует ли учить музыке всех детей или...

Ритмика: открытый урок по теме «Движение под музыку

– научить детей двигаться в характере музыки, вместе с тем развивая

Занятие построено по принципу повторения и закрепления пройденного материала за две первые четверти

Музыкально-танцевальная часть, движение под музыку (постановочные танцы).

Развитие музыкальных и ритмических творческих способностей...

В начальной школе на уроках музыки, на внешкольных и кружковых занятиях ритмикой и хореографией у детей младшего школьного возраста активно развиваются музыкальные и ритмические способности. Педагог играет в этом процессе важнейшую роль.

Воспитательные возможности школьного урока музыки...

Таким образом, уроки музыки в общеобразовательной школе обеспечивают музыкально-педагогическую коррекцию деятельности и поведения учащихся, а также их личностное развитие и творческое самовыражение в художественной деятельности.

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства...

Музыка является одним из предметов эстетического цикла в общеобразовательной школе. На уроке учитель использует различные формы и методы работы

Танцевально-двигательная терапия (хореотерапия) — психокоррекционное использование танца и движения как процесса...

Организационные основы системы музыкального воспитания...

Система включает не только уроки музыки, но и внеклассные занятия, просветительскую

Урок искусства, каким является музыка, требует от учителя еще одного важного, а точнее

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе.

О месте школьных предметов "Музыка", "Мировая...

Урок музыки – это встреча и единомышленников, и противников, и тех, кому, вроде бы

А почему бы музыке не стать в школе одним из действенных средств в борьбе против

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе.

Интеграция музыки с учебными дисциплинами...

Удивительная способность музыки познавать мир на чувственной основе при помощи яркой образности «помогает детям лучше понимать мир

Учитель-новатор Т.Ю. Гуняшова [6] рассматривает различные взаимосвязи музыки с предметами естественных, гуманитарных и...

Задать вопрос