Некоторые особенности организации коррекционной работы на уроках музыки в общеобразовательной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Боронина, Е. В. Некоторые особенности организации коррекционной работы на уроках музыки в общеобразовательной школе / Е. В. Боронина, В. В. Кадина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 167-170. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8371/ (дата обращения: 25.04.2024).

С каждым годом увеличивается число детей, имеющих отклонения в психическом развитии, состоянии здоровья и поведении, достигая 45–50 % от общего контингента (по данным Н. П. Вайзмана). [5] Каждый из них нуждается в коррекционной, компенсирующей и реабилитационной работе. Такие дети приходят учиться в обычные школы, где нет коррекционных классов, и без должного к ним внимания, негативно влияют не только на дисциплину в классе, но и на весь учебный процесс, мешая усваивать знания своим одноклассникам.

Для детей с трудностями в воспитании и поведении существует термин «трудный ребёнок». Он не является научным. Это общее обозначение детей, отличных от других одним отрицательным признаком: все они представляют трудности в отношении воспитания. Данный термин чаще всего используется в качестве синонимов терминов «педагогически запущенный» или «ученик с отклонениями в обучении и воспитании».

Существуют как внешние, так и внутренние причины социально-педагогической запущенности. Внешними причинами являются недостаток семейного воспитания и допущенные ошибки в воспитательной образовательной работе, а внутренними причинами — могут быть индивидуальные психологические и личностные особенности ребёнка.

В категорию «трудный ребёнок» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами. Рассматриваемая категория детей, сталкиваясь с какими — либо препятствиями, в достижении своих целей, переживает особое эмоциональное состояние — фрустрация (от лат. frustration — обман, тщетное ожидание). В состоянии фрустрации ребёнок испытывает комплекс негативных эмоций: гнев, отчаяние, тревогу, раздражение, разочарование и т. д. длительное пребывание в таком состоянии может привести к полной дезорганизации деятельности ребёнка. Такое состояние повышает агрессивность, провоцирует появление комплексов неполноценности. В таких условиях очень важно выбрать правильные методы психологической и педагогической работы с «трудными» детьми.

В наше время существует достаточно много отечественной психологической и педагогической литературы посвященной теме воспитания «трудно воспитуемых детей», сложности и значимости данного периода детства и связанных с ним трудностей. Предлагается достаточно много профилактических, коррекционных, развивающих программ, использующие традиционные и нетрадиционные методы работы с детьми, это рекомендации М. Р. Битяновой [2], И. В. Дубровиной [9], Р. В. Овчаровой [16–17], Л. В. Выготского и многих других [3–4].

Группа учёных под руководством доктора педагогических наук Н. М. Назарова

[15] с большим вниманием изучали возможности взаимодействия педагогики и искусства в коррекционном направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии и воспитании. Анализируя эти процессы, учёные выделили особое место воспитанию средствами искусства. По их мнению, это новое направление педагогической науки, базируясь на трёх областях научного знания — педагогики, искусства и психологии, воздействует на нравственно — этические, эстетические, коммуникативно — рефлексивные основы личности и способствует адаптации ребёнка в социуме.

Одним из наиболее доступных видов искусства для восприятия «трудных детей» является музыка. Она имеет огромное влияние на подсознание ребёнка и может быть средством успокоения и лечения.

Ещё древнегреческий философ и учёный Аристотель говорил о влиянии музыки на душевное состояние человека. Исследования его ученика Аристоксена в области музыкального лада привели к новым открытиям: фригийский лад действует на человека возбуждающе, а дорийский успокаивает и лучше всего подходит для воспитательных целей.

Музыка является одним из предметов эстетического цикла в общеобразовательной школе. На уроке учитель использует различные формы и методы работы: слушание музыкальных произведений, пластическое дирижирование, исполнение песен, игра на шумовых музыкальных инструментах, ритмические упражнения, движения под музыку и многие другие. Эти занятия оказывают на учащихся положительное психотерапевтическое действие, снимая нервно — психологическое напряжение, вызванное другими уроками. Не случайно в связи с установленными Федеральным законом РФ «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» уроки эстетического цикла — музыка, изобразительное искусство, физическая культура ставятся после более сложных предметов.

На уроках музыки применяются арт-терапевтические приёмы, которые не только сохраняют здоровье детей, но и помогают развивать творческий потенциал ребёнка.

В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусства. Это метод развития сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм искусства. Всего существует четыре вида терапии искусством.

Музыкотерапия — контролируемое использование звуков и музыки в коррекции психики человека, представляющая собой деятельность, включающую воспроизведение, фантазирование и импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений. Танцевально-двигательная терапия (хореотерапия) — психокоррекционное использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояние личности. Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. [12]

Эти методы применяются для развития навыков общения, повышения самооценки ребёнка и укрепления уверенности в себе.

Особенностями арт-терапевтического подхода являются:

1.                  Безоценочное восприятие всех работ. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своих чувств и мыслей.

2.                  Дети — сами эксперты своих работ.

3.                  Все работы рассматриваются с равным уважением, вне зависимости от профессиональных качеств ребёнка. Каждая работа уникальна.

4.                  Сохранение детской тайны.

5.                  Рассказ о своей работе осуществляет сам ребёнок.

При работе с классом нужно установить определённые правила.

1.                  Внимательно слушать друг друга

2.                  Не перебивать говорящего.

3.                  Уважать мнение друг друга.

4.                  Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.

5.                  Все должны себя чувствовать комфортно.

6.                  Всё сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным.

Использование на уроках музыки техники, предложенной С. К. Кожохиной в своей книге «Растём и развиваемся с помощью искусства» [12], даёт возможность связать воедино воспитание эстетического восприятия музыки, развитие исполнительских возможностей, музыкально — слуховых представлений, музыкальной памяти и слуха учащихся, способность ярко характеризовать образ, оказывая корректирующее воздействие на организм ребёнка.

Упражнение № 1: «Танец радости»

Материалы для работы: музыка (любые зажигательные ритмы этнической музыки, классики или джаза); шифоновые платки или шарф; краски (гуашь, акварель, масляная пастель); бумага, кисти, баночка для воды.

Первый этап. «Музыка и движение».

Движение под музыку с шифоновой тканью. Ткань, выполняет функцию защиты. Ребёнок становится одновременно видимым и не видимым, это даёт свободу движения и выражения чувств и эмоций под музыку. Музыка и движения помогут ребёнку избавиться от напряжения и получить удовольствие от управления своим телом.

Второй этап. «Живопись» (творческая работа).

Закончив танец, предложите нарисовать картину с любым изображением, но главное условие это выразить в цвете эмоции, и ощущения испытываемые детьми во время танца.

Третий этап. «Описание картины».

По завершении творческой работы необходимо придумать название для картины и сочинить историю по своей картине.

Во время и после окончания работы необходимо хвалить детей. Впоследствии важно организовать выставку картин в классе и провести презентацию для родителей.

Данная работа помогает детям чувствовать своё тело, прислушиваться к своим ощущениям и выражать их с помощью движений и художественных образов.

Упражнение № 2. «Рождение художественного образа, навеянного классической музыкой.

Рекомендуемые музыкальные произведения: «Прелюдия» № 8 И. С. Бах; «Прелюдия» № 4 Ф. Шопена; «Баркарола» П. И. Чайковского; «Пастораль» Ж. Бизе; «Лебедь» К. Сен-Санса; «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского.

Материалы для работы: краски «гуашь» или акварель, восковые мелки, бумага формата А3, кисти беличьи № 8, № 2, баночка с водой.

Первый этап. Слушание музыки.

Прослушав небольшое музыкальное произведение (2–3 минуты), попросить детей рассказать о том, что они представили во время звучания музыки.

Второй этап. Изображение представленного.

Изобразить на листке бумаги красками или восковыми мелками свои ощущения отражённые в образах.

Арт-терапевтические формы, используемые на уроке музыки, создают благоприятные условия для решения ряда важнейших задач: осознание наличия разных эмоциональных состояний у детей и умение выражать свои эмоции и чувства; развитие и укрепление внутреннего «Я»; помощь родителям с «особыми» детьми и детьми с признаками одарённости.

Музыка как вид искусства способна влиять на физиологические процессы организма как в двигательной, так и в вегетативной системе ребёнка. Если музыкальное произведение доставляет удовольствие, то сердечно — сосудистая система реагирует следующим образом: замедляется пульс, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Если музыка не приятна, то усиливается сердцебиение учащихся, поднимается давление. Яркая, ритмичная музыка вызывает у детей непроизвольное движение в такт рукой, ногой или головой. Неосознанные движения могут быть совершенно разнообразными. Музыка способна пробуждать в ребёнке богатые внутренние зрительные образы, вызывать сильные чувства. Очень важны и актуальны сегодня музыкально — коррекционные занятия в сочетании с другими видами работы на уроке. Музыкальные занятия способствуют развитию памяти воображения, восприятия и речи. В целом музыка помогает ребёнку гармонично развиваться, обогащая его внутренний мир.

 

Литература:

 

1.                  Балакирев В. П. Отрицательные переживания у детей. //«Журнал практического психолога», М., № 1, 1996.

2.                  Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.

3.                  Выготский Л. С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000.

4.                  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1991.

5.                  Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика. М., 1994.-140.

6.                  Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2004.

7.                  Декер-Фойгт Г.-Т. Введение в музыкотерапию./ пер. с нем. СПб.: Питер, 2003.

8.                  Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Изд. центр «Академия», 2000.

9.                  Дубровина И. В. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1997.

10.              Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1998.

11.              Киселёва М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007.

12.              Кожохина С. К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006.

13.              Кравцова Е. Е. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении. Минск, 1990.

14.              Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М., 1993.

15.              Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

16.              Овчарова Р. В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. М., 1996.

17.              Овчарова Р. Р. Психологический портрет социокультурно — и педагогически запущенного ребенка. М., 1994.

18.              Смолина Е. А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007.

19.              Самоукина Н. В. Психотехнические игры и упражнения, и коррекционные программы. М., 1993.

20.              Фуржанов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыка, работа, вид искусства, воспитание, друг друга, творческая работа, урок музыки, Чайковский, эстетический цикл.

Похожие статьи

Урок – это бесконечное творчество | Статья в журнале...

ребенок, музыка, работа, Чайковский, урок музыки, творческая работа, вид искусства, друг друга, воспитание, эстетический цикл.

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

В ходе работы с детьми дошкольного возраста, мы поставили следующие задачи художественно-эстетического воспитания: – развивать эмоциональную сферу детей, учить чувствовать, сопереживать произведениям искусства

Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике...

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовно-нравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников...

Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания.

Важной формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность.

О принципах развития интеллекта у детей младшего школьного...

музыкальное образование, урок музыки, развитие интеллекта, музыкальное искусство

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа

Чайковский, слушание музыки, музыка, музыкальная литература, музыкальный материал...

Интеграция различных видов искусства посредством...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Чайковский, слушание музыки, различный вид искусств, предварительная работа, педагогический процесс, основная общеобразовательная программа

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Развитие духовного мира ребенка, его творческих способностей, созидательного отношения к себе и окружающим служит источником укрепления его физического, духовного и социального

Речь, музыка, движения между собой очень взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Содержание урока является основой воспитательной работы, а

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век, эстетическое...

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного...

музыкальная литература, слушание музыки, произведение, музыкальное искусство, урок специальности, чтение нот, музыкальное произведение, связь музыки, теоретический цикл, форма работы.

Похожие статьи

Урок – это бесконечное творчество | Статья в журнале...

ребенок, музыка, работа, Чайковский, урок музыки, творческая работа, вид искусства, друг друга, воспитание, эстетический цикл.

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

В ходе работы с детьми дошкольного возраста, мы поставили следующие задачи художественно-эстетического воспитания: – развивать эмоциональную сферу детей, учить чувствовать, сопереживать произведениям искусства

Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике...

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовно-нравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников...

Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания.

Важной формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность.

О принципах развития интеллекта у детей младшего школьного...

музыкальное образование, урок музыки, развитие интеллекта, музыкальное искусство

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа

Чайковский, слушание музыки, музыка, музыкальная литература, музыкальный материал...

Интеграция различных видов искусства посредством...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Чайковский, слушание музыки, различный вид искусств, предварительная работа, педагогический процесс, основная общеобразовательная программа

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Развитие духовного мира ребенка, его творческих способностей, созидательного отношения к себе и окружающим служит источником укрепления его физического, духовного и социального

Речь, музыка, движения между собой очень взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Содержание урока является основой воспитательной работы, а

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век, эстетическое...

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного...

музыкальная литература, слушание музыки, произведение, музыкальное искусство, урок специальности, чтение нот, музыкальное произведение, связь музыки, теоретический цикл, форма работы.