Ритмика: открытый урок по теме «Движение под музыку. Сильная доля». Начальный этап освоения предмета у дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 04.11.2016

Статья просмотрена: 3596 раз

Библиографическое описание:

Буторина, А. В. Ритмика: открытый урок по теме «Движение под музыку. Сильная доля». Начальный этап освоения предмета у дошкольников / А. В. Буторина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11300/ (дата обращения: 18.04.2024).



Предмет «Ритмика» является важнейшим звеном в освоении, развитии чувства метрориритма у детей дошкольного возраста. Систематические занятия, двигательные упражнения, тематические танцы и игры развивают воображение детей, формируют ощущение собственного тела, стимулируют двигательную и умственную активность.

Как правило, в системе дошкольного воспитания на занятия ритмикой отводится один или два года (в зависимости от возраста учащихся) в рамках подготовительных отделений ДМШ, ДШИ и т. п. Длительность урока 35 минут.

Предлагаемый открытый урок по теме «Движение под музыку. Сильная доля» является первым показным занятием на этапе освоения предмета ритмики в подготовительном отделении первого года обучения (дети пяти с половиной и шести лет).

Занятие отражает главные учебные задачи предмета:

– научить детей двигаться в характере музыки, вместе с тем развивая музыкально-выразительные представления о ней;

– научить детей передавать темповые, динамические, метроритмические особенности музыки;

– способствовать «мышечному раскрепощению», развитию координации, развитию чувства музыкальной памяти, что будет способствовать дальнейшему удачному освоению музыкального инструмента;

– уметь различать простейшие музыкальные жанры (марш, вальс, колыбельная и др.), понимать образ и характер музыкального произведения;

– знакомить учащихся с элементами музыкальной речи, подводя к сознательному освоению музыкальной грамоты;

– способствовать музыкальному и творческому воспитанию детей, расширять общий уровень развития и кругозора.

Занятие построено по принципу повторения и закрепления пройденного материала за две первые четверти (музыкально-ритмические упражнения, точное исполнение ритма под музыку, начальный этап определения двухдольного и трехдольного размеров на слух, элементарное дирижирование в игровой форме).

Структура урока:

  1. Построение
  2. Разминка
  3. Музыкально-ритмические задания, марши
  4. Музыкально-ритмические задания на скамейках
  5. Музыкально-танцевальная часть, движение под музыку
  6. Музыкально-игровая часть

Ход урока: Вход в класс. Построение. Разминка

  1. «Мельница»: переработанное упражнение из учебного пособия [1, с. 66]

Цель: учить детей отмечать сильную долю такта, вырабатывать пластику в движении рук, прочувствовать моменты ослабления и напряжения мышц рук.

Исходное положение: ноги на расстоянии ступни, руки опущены.

Такты 1–2: Плавно и медленно поднимать обе руки, выпрямить.

Такты 3–4:Плавно и медленно опускать обе руки.

Такты 5–8: Повтор движений тактов 1–4.

Такты 9–14: Делают круговые движения руками («мельница раскручивается»), начиная с небольшой амплитуды (раскручиваем кулачки) и постепенно увеличивая ее (раскручиваем локти и круговые движения вытянутыми руками).

Такт 15: играется с замедлением, потянуться на носках, вытягивая руки как можно выше, затем опуститься и расслабить мышцы рук и шеи (Такт 16).

  1. «Ветерок и ветер» [1, с. 64]:

Цель: развивать у детей навык различать динамические оттенки, акцент на сильной доли такта и отражать их в движении, изменяя силу мышечного напряжения рук, способствовать развитию согласованности движений.

Исходное положение: ноги на расстоянии ступни, руки опущены.

Такт 1–4: «Ветер слабо колышет ветви деревьев» — дети плавно и невысоко поднимают обе руки вперед, вверх, вправо, влево. Движения мягкие. Направление меняется каждый такт.

Такты 5–8: Те же движения с поднятыми вверх руками, «ветер усиливается».

Такт 9–12: «Ветер поднялся» — дети отставляют одну ногу в сторону и на каждый такт броском сгибают корпус то вправо, то влево. Поднятые руки опускаются в ту же сторону. Делать акцент на движении вниз.

Такты 13–16: «Ветер стихает» — повторять движения тактов 1–4.

  1. «Колокольчики»: переработанное упражнение из методического пособия [2, с. 7]

Цель: первое знакомство с динамикой, понятиями «pianoforte»; развивать у детей навык различать динамические оттенки и отражать их в движении.

Исходное положение: пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.

Часть I: Поднимать руки вперед до уровня плеч и опускать вниз на первые две фразы соответственно движению мелодии (вверх, вниз). На третью фразу, подняв руки над головой хлопнуть в ладоши (первая доля 6-го такта), затем, соединив пальцы («замок»), повернуть кисти ладонями вверх (вторая доля 6-го такта) и потянуться (в мызыке сделать замедление). Далее, разъединив пальцы, медленно опускать руки вперед, вниз.

Часть II: Хлопать ритмический рисунок ровными четвертями (2/4) Первая фраза на piano — по коленям («колокольчики»), вторая фраза на forte — в ладоши («колокола»).

Музыкально-ритмические задания, марши

  1. «Энергично и спокойно»: музыкальный пример из пособия [9, с. 5]

Перед началом задания прослушать музыку, определить количество частей и характер каждой из них.

В Iчасти марша дети энергично идут друг за другом с высоким подъемом ног, 1–4 такты маршируя «как солдаты», 5–8 такты хлопая в ладоши, отмечая доли. Остановка.

Во II части передавать спокойный, плавный характер музыки, идя спокойным шагом и плавно поднимая руки впереди себя (такты 9–10), плавно опуская руки (такты 11–12).

Такты 13–16 идти спокойным шагом и плавно поднимать руки в стороны, скрещивая наверху. Так же возвращать в исходное положение. Остановка.

Повторить марш еще раз, передавая контраст энергичной и спокойной частей. Двигаться в противоположную сторону.

  1. «Солдатский марш»: рекомендуемый музыкальный материал «Солдатский марш» Р. Шумана («Альбом для юношества»)

Цель: развивать чувство мерной пульсации, ощущение сильной доли, энергичная ходьба.

Исходное положение: построиться друг за другом, выбрать «главнокомандующего отряда».

Часть I: Маршировать, сменяя на каждую музыкальную фразу движение руками на хлопки (сильная доля или 1 и 3 доли в размере 4/4) и обратно.

Часть II: Приседать — вставать, наклоняться — вставать на каждую музыкальную фразу.

В Репризе повторять движения I части.

Музыкально-ритмические задания на скамейках: дети рассаживаются на скамейки

  1. «Часы» ритмизация стихотворения: стихотворный текст из сборника фортепианных пьес [3, с. 24]

Часы стучат, часы идут: «Бом-бом-бом»

И каждый час они поют: «Бом-бом-бом»

– Восьмые длительности — кулачки стучат друг об друга

Четверти — хлопки в ладоши

Бой часов («бом») — топать ногами.

Исполнять группами, по одному, вместе проговаривая стихотворение.

– Указательным пальцем правой руки изображать стрелку часов, равномерно двигая пальцем влево — вправо, бой часов — топать ногами, проговаривая четверостишие.

– Немного наклоняя корпус вперед вниз, вытянуть правую руку наподобие маятника (левая рука убрана за спину). «Маятник» (как элемент дирижирования в размере 2/4) равномерно раскачивается, бой часов — топать ногами, проговаривая четверостишие. Затем поменять руки, повторить упражнение с начала.

  1. «Ритмическое эхо»:

Концертмейстер проигрывает короткие музыкальные фразы (2 такта, четверти и восьмые длительности, яркая, простая, легко запоминающаяся мелодия), ребенок должен в точности повторить ритм хлопками в ладоши («эхо»). Рекомендуемый музыкальный материал:

– «Цыплята»

– «Два веселых гуся»

Каждый ребенок по очереди придумывает свой ритм, концертмейстер повторяет, проигрывая на одном звуке («эхо»), дети оценивают точность исполнения.

  1. «Ускоряй и замедляй»: упражнение из учебного пособия [1, с. 58]

Дети показывают умение быстро реагировать на смену темпа музыки и переходить с шага на бег и наоборот в соответствии с изменениями метрической пульсации музыки (замедление, ускорение).

Цель: развитие внимания, ритмичности, улучшать качество бега и шага.

Музыкально-танцевальная часть, движение под музыку (постановочные танцы)

  1. Танец Полька [5, с. 81]
  2. Танец–игра «О чижике» [1, с. 3]

Музыкально-игровая часть (на выбор)

  1. Игра «Мышеловка» [5, с. 95]
  2. Игра «Медведь и дети» [9, с. 80–82]
  3. Игра «Телефон»

Постепенное освоение детьми метроритмической структуры музыки способствует в будущем успешным занятиям на выбранном музыкальном инструменте.

Большая доля игровых упражнений не дает детям скучать и позволяет воспринимать занятие как естественную для своего возраста среду — игра, подвижность, яркие эмоции.

Литература:

  1. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. «Музыка и движение» (упражнения, игры и пляски для детей). — «Просвещение», М., 1981
  2. Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». — «Советский композитор», М., 1983
  3. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». — «Композитор», СПб, 1997
  4. Зимина А. Н. «Музыкальные игры и этюды в детском саду». — «Просвещение», М., 1971
  5. Лифиц И. В. «Ритмика» учебное поcобие. — «Академия», М., 1999
  6. Луговская А. Е. «Ритмические упражнения, игры и пляски». — «Советский композитор», М., 1991
  7. Чибрикова-Луговская А. Е. «Ритмика». — «Дрофа», М., 1998
  8. Франио Г. С. «Ритмика в детской музыкальной школе». — «Советский композитор», М., 1987
  9. Франио Г. С. «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей». — «Советский композитор», М., 1989
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, рука, такт, исходное положение, бой часов, движение, сильная доля, музыкальная фраза, музыкально-игровая часть, музыкально-танцевальная часть.

Похожие статьи

Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах...

такт, рука, ребенок, исходное положение, сильная доля, бой часов, движение, музыкально-игровая часть, музыкальная фраза, музыкально-танцевальная часть. Похожие статьи.

Организация музыкально-ритмической деятельности для...

Исполняя песенки из музыкального букваря Е. Тиличеевой и аккомпанируя себе на музыкальных инструментах, дети упражнялись в выделении сильной доли такта...

Роль музыкального сопровождения во время физической...

Лучше всего использовать танцевальные и песенные музыкальные произведения.

Немаловажное значение для музыкального управления процессом выполнения упражнений имеет акцентирование сильных долей, отчётливость их выражения и строгая размеренность...

Хореографический текст – как основная составная часть...

Каждое движение состоит из нескольких частей: Исходное положение.

В танце отбивание каждой ритмической доли не обязательно, порой движения танца могут соответствовать не каждой доли такта, но расхождение музыки и танца не мыслимо как в целом, так по фразам.

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей

В первом случае подходит динамичная, легкая музыка, желательно с подчеркнутой сильной долей такта, во втором — плавная. В основной части занятия при общеразвивающих упражнениях музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания...

Чувство ритм как один из аспектов музыкального воспитания

Воздействие синкопы возникает, если предшествующее ритмическое движение вынуждает слушателя делать внутренний акцент на сильной доле такта и

Музыка — это совокупность взаимосвязей звуков ритма. Составная часть музыкального воспитания — это ритм и звук.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое... ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое движение, музыкальная культура, головной мозг.

Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через...

Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном уровне происходит различно, ведь каждому возрастусоответствуют

На четвёртом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки и могут усвоить небольшие музыкальные задания.

Похожие статьи

Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах...

такт, рука, ребенок, исходное положение, сильная доля, бой часов, движение, музыкально-игровая часть, музыкальная фраза, музыкально-танцевальная часть. Похожие статьи.

Организация музыкально-ритмической деятельности для...

Исполняя песенки из музыкального букваря Е. Тиличеевой и аккомпанируя себе на музыкальных инструментах, дети упражнялись в выделении сильной доли такта...

Роль музыкального сопровождения во время физической...

Лучше всего использовать танцевальные и песенные музыкальные произведения.

Немаловажное значение для музыкального управления процессом выполнения упражнений имеет акцентирование сильных долей, отчётливость их выражения и строгая размеренность...

Хореографический текст – как основная составная часть...

Каждое движение состоит из нескольких частей: Исходное положение.

В танце отбивание каждой ритмической доли не обязательно, порой движения танца могут соответствовать не каждой доли такта, но расхождение музыки и танца не мыслимо как в целом, так по фразам.

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей

В первом случае подходит динамичная, легкая музыка, желательно с подчеркнутой сильной долей такта, во втором — плавная. В основной части занятия при общеразвивающих упражнениях музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания...

Чувство ритм как один из аспектов музыкального воспитания

Воздействие синкопы возникает, если предшествующее ритмическое движение вынуждает слушателя делать внутренний акцент на сильной доле такта и

Музыка — это совокупность взаимосвязей звуков ритма. Составная часть музыкального воспитания — это ритм и звук.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое... ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое движение, музыкальная культура, головной мозг.

Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через...

Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном уровне происходит различно, ведь каждому возрастусоответствуют

На четвёртом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки и могут усвоить небольшие музыкальные задания.