Ритмика: открытый урок по теме «Движение под музыку. Сильная доля». Начальный этап освоения предмета у дошкольников
Автор: Буторина Анна Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)
Дата публикации: 04.11.2016
Статья просмотрена: 3534 раза
Библиографическое описание:
Буторина, А. В. Ритмика: открытый урок по теме «Движение под музыку. Сильная доля». Начальный этап освоения предмета у дошкольников / А. В. Буторина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11300/ (дата обращения: 05.12.2023).
Предмет «Ритмика» является важнейшим звеном в освоении, развитии чувства метрориритма у детей дошкольного возраста. Систематические занятия, двигательные упражнения, тематические танцы и игры развивают воображение детей, формируют ощущение собственного тела, стимулируют двигательную и умственную активность.
Как правило, в системе дошкольного воспитания на занятия ритмикой отводится один или два года (в зависимости от возраста учащихся) в рамках подготовительных отделений ДМШ, ДШИ и т. п. Длительность урока 35 минут.
Предлагаемый открытый урок по теме «Движение под музыку. Сильная доля» является первым показным занятием на этапе освоения предмета ритмики в подготовительном отделении первого года обучения (дети пяти с половиной и шести лет).
Занятие отражает главные учебные задачи предмета:
– научить детей двигаться в характере музыки, вместе с тем развивая музыкально-выразительные представления о ней;
– научить детей передавать темповые, динамические, метроритмические особенности музыки;
– способствовать «мышечному раскрепощению», развитию координации, развитию чувства музыкальной памяти, что будет способствовать дальнейшему удачному освоению музыкального инструмента;
– уметь различать простейшие музыкальные жанры (марш, вальс, колыбельная и др.), понимать образ и характер музыкального произведения;
– знакомить учащихся с элементами музыкальной речи, подводя к сознательному освоению музыкальной грамоты;
– способствовать музыкальному и творческому воспитанию детей, расширять общий уровень развития и кругозора.
Занятие построено по принципу повторения и закрепления пройденного материала за две первые четверти (музыкально-ритмические упражнения, точное исполнение ритма под музыку, начальный этап определения двухдольного и трехдольного размеров на слух, элементарное дирижирование в игровой форме).
Структура урока:
- Построение
- Разминка
- Музыкально-ритмические задания, марши
- Музыкально-ритмические задания на скамейках
- Музыкально-танцевальная часть, движение под музыку
- Музыкально-игровая часть
Ход урока: Вход в класс. Построение. Разминка
- «Мельница»: переработанное упражнение из учебного пособия [1, с. 66]
Цель: учить детей отмечать сильную долю такта, вырабатывать пластику в движении рук, прочувствовать моменты ослабления и напряжения мышц рук.
Исходное положение: ноги на расстоянии ступни, руки опущены.
Такты 1–2: Плавно и медленно поднимать обе руки, выпрямить.
Такты 3–4:Плавно и медленно опускать обе руки.
Такты 5–8: Повтор движений тактов 1–4.
Такты 9–14: Делают круговые движения руками («мельница раскручивается»), начиная с небольшой амплитуды (раскручиваем кулачки) и постепенно увеличивая ее (раскручиваем локти и круговые движения вытянутыми руками).
Такт 15: играется с замедлением, потянуться на носках, вытягивая руки как можно выше, затем опуститься и расслабить мышцы рук и шеи (Такт 16).
- «Ветерок и ветер» [1, с. 64]:
Цель: развивать у детей навык различать динамические оттенки, акцент на сильной доли такта и отражать их в движении, изменяя силу мышечного напряжения рук, способствовать развитию согласованности движений.
Исходное положение: ноги на расстоянии ступни, руки опущены.
Такт 1–4: «Ветер слабо колышет ветви деревьев» — дети плавно и невысоко поднимают обе руки вперед, вверх, вправо, влево. Движения мягкие. Направление меняется каждый такт.
Такты 5–8: Те же движения с поднятыми вверх руками, «ветер усиливается».
Такт 9–12: «Ветер поднялся» — дети отставляют одну ногу в сторону и на каждый такт броском сгибают корпус то вправо, то влево. Поднятые руки опускаются в ту же сторону. Делать акцент на движении вниз.
Такты 13–16: «Ветер стихает» — повторять движения тактов 1–4.
- «Колокольчики»: переработанное упражнение из методического пособия [2, с. 7]
Цель: первое знакомство с динамикой, понятиями «piano — forte»; развивать у детей навык различать динамические оттенки и отражать их в движении.
Исходное положение: пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
Часть I: Поднимать руки вперед до уровня плеч и опускать вниз на первые две фразы соответственно движению мелодии (вверх, вниз). На третью фразу, подняв руки над головой хлопнуть в ладоши (первая доля 6-го такта), затем, соединив пальцы («замок»), повернуть кисти ладонями вверх (вторая доля 6-го такта) и потянуться (в мызыке сделать замедление). Далее, разъединив пальцы, медленно опускать руки вперед, вниз.
Часть II: Хлопать ритмический рисунок ровными четвертями (2/4) Первая фраза на piano — по коленям («колокольчики»), вторая фраза на forte — в ладоши («колокола»).
Музыкально-ритмические задания, марши
- «Энергично и спокойно»: музыкальный пример из пособия [9, с. 5]
Перед началом задания прослушать музыку, определить количество частей и характер каждой из них.
В Iчасти марша дети энергично идут друг за другом с высоким подъемом ног, 1–4 такты маршируя «как солдаты», 5–8 такты хлопая в ладоши, отмечая доли. Остановка.
Во II части передавать спокойный, плавный характер музыки, идя спокойным шагом и плавно поднимая руки впереди себя (такты 9–10), плавно опуская руки (такты 11–12).
Такты 13–16 идти спокойным шагом и плавно поднимать руки в стороны, скрещивая наверху. Так же возвращать в исходное положение. Остановка.
Повторить марш еще раз, передавая контраст энергичной и спокойной частей. Двигаться в противоположную сторону.
- «Солдатский марш»: рекомендуемый музыкальный материал «Солдатский марш» Р. Шумана («Альбом для юношества»)
Цель: развивать чувство мерной пульсации, ощущение сильной доли, энергичная ходьба.
Исходное положение: построиться друг за другом, выбрать «главнокомандующего отряда».
Часть I: Маршировать, сменяя на каждую музыкальную фразу движение руками на хлопки (сильная доля или 1 и 3 доли в размере 4/4) и обратно.
Часть II: Приседать — вставать, наклоняться — вставать на каждую музыкальную фразу.
В Репризе повторять движения I части.
Музыкально-ритмические задания на скамейках: дети рассаживаются на скамейки
- «Часы» ритмизация стихотворения: стихотворный текст из сборника фортепианных пьес [3, с. 24]
Часы стучат, часы идут: «Бом-бом-бом»
И каждый час они поют: «Бом-бом-бом»
– Восьмые длительности — кулачки стучат друг об друга
Четверти — хлопки в ладоши
Бой часов («бом») — топать ногами.
Исполнять группами, по одному, вместе проговаривая стихотворение.
– Указательным пальцем правой руки изображать стрелку часов, равномерно двигая пальцем влево — вправо, бой часов — топать ногами, проговаривая четверостишие.
– Немного наклоняя корпус вперед вниз, вытянуть правую руку наподобие маятника (левая рука убрана за спину). «Маятник» (как элемент дирижирования в размере 2/4) равномерно раскачивается, бой часов — топать ногами, проговаривая четверостишие. Затем поменять руки, повторить упражнение с начала.
- «Ритмическое эхо»:
Концертмейстер проигрывает короткие музыкальные фразы (2 такта, четверти и восьмые длительности, яркая, простая, легко запоминающаяся мелодия), ребенок должен в точности повторить ритм хлопками в ладоши («эхо»). Рекомендуемый музыкальный материал:
– «Цыплята»
– «Два веселых гуся»
Каждый ребенок по очереди придумывает свой ритм, концертмейстер повторяет, проигрывая на одном звуке («эхо»), дети оценивают точность исполнения.
- «Ускоряй и замедляй»: упражнение из учебного пособия [1, с. 58]
Дети показывают умение быстро реагировать на смену темпа музыки и переходить с шага на бег и наоборот в соответствии с изменениями метрической пульсации музыки (замедление, ускорение).
Цель: развитие внимания, ритмичности, улучшать качество бега и шага.
Музыкально-танцевальная часть, движение под музыку (постановочные танцы)
- Танец Полька [5, с. 81]
- Танец–игра «О чижике» [1, с. 3]
Музыкально-игровая часть (на выбор)
- Игра «Мышеловка» [5, с. 95]
- Игра «Медведь и дети» [9, с. 80–82]
- Игра «Телефон»
Постепенное освоение детьми метроритмической структуры музыки способствует в будущем успешным занятиям на выбранном музыкальном инструменте.
Большая доля игровых упражнений не дает детям скучать и позволяет воспринимать занятие как естественную для своего возраста среду — игра, подвижность, яркие эмоции.
Литература:
- Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. «Музыка и движение» (упражнения, игры и пляски для детей). — «Просвещение», М., 1981
- Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». — «Советский композитор», М., 1983
- Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». — «Композитор», СПб, 1997
- Зимина А. Н. «Музыкальные игры и этюды в детском саду». — «Просвещение», М., 1971
- Лифиц И. В. «Ритмика» учебное поcобие. — «Академия», М., 1999
- Луговская А. Е. «Ритмические упражнения, игры и пляски». — «Советский композитор», М., 1991
- Чибрикова-Луговская А. Е. «Ритмика». — «Дрофа», М., 1998
- Франио Г. С. «Ритмика в детской музыкальной школе». — «Советский композитор», М., 1987
- Франио Г. С. «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей». — «Советский композитор», М., 1989
Похожие статьи
Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах...
такт, рука, ребенок, исходное положение, сильная доля, бой часов, движение, музыкально-игровая часть, музыкальная фраза, музыкально-танцевальная часть. Похожие статьи.
Организация музыкально-ритмической деятельности для...
Исполняя песенки из музыкального букваря Е. Тиличеевой и аккомпанируя себе на музыкальных инструментах, дети упражнялись в выделении сильной доли такта...
Роль музыкального сопровождения во время физической...
Лучше всего использовать танцевальные и песенные музыкальные произведения.
Немаловажное значение для музыкального управления процессом выполнения упражнений имеет акцентирование сильных долей, отчётливость их выражения и строгая размеренность...
Хореографический текст – как основная составная часть...
Каждое движение состоит из нескольких частей: Исходное положение.
В танце отбивание каждой ритмической доли не обязательно, порой движения танца могут соответствовать не каждой доли такта, но расхождение музыки и танца не мыслимо как в целом, так по фразам.
Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей
В первом случае подходит динамичная, легкая музыка, желательно с подчеркнутой сильной долей такта, во втором — плавная. В основной части занятия при общеразвивающих упражнениях музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания...
Чувство ритм как один из аспектов музыкального воспитания
Воздействие синкопы возникает, если предшествующее ритмическое движение вынуждает слушателя делать внутренний акцент на сильной доле такта и
Музыка — это совокупность взаимосвязей звуков ритма. Составная часть музыкального воспитания — это ритм и звук.
Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...
Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое... ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое движение, музыкальная культура, головной мозг.
Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через...
Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном уровне происходит различно, ведь каждому возрастусоответствуют
На четвёртом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки и могут усвоить небольшие музыкальные задания.
Похожие статьи
Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах...
такт, рука, ребенок, исходное положение, сильная доля, бой часов, движение, музыкально-игровая часть, музыкальная фраза, музыкально-танцевальная часть. Похожие статьи.
Организация музыкально-ритмической деятельности для...
Исполняя песенки из музыкального букваря Е. Тиличеевой и аккомпанируя себе на музыкальных инструментах, дети упражнялись в выделении сильной доли такта...
Роль музыкального сопровождения во время физической...
Лучше всего использовать танцевальные и песенные музыкальные произведения.
Немаловажное значение для музыкального управления процессом выполнения упражнений имеет акцентирование сильных долей, отчётливость их выражения и строгая размеренность...
Хореографический текст – как основная составная часть...
Каждое движение состоит из нескольких частей: Исходное положение.
В танце отбивание каждой ритмической доли не обязательно, порой движения танца могут соответствовать не каждой доли такта, но расхождение музыки и танца не мыслимо как в целом, так по фразам.
Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей
В первом случае подходит динамичная, легкая музыка, желательно с подчеркнутой сильной долей такта, во втором — плавная. В основной части занятия при общеразвивающих упражнениях музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания...
Чувство ритм как один из аспектов музыкального воспитания
Воздействие синкопы возникает, если предшествующее ритмическое движение вынуждает слушателя делать внутренний акцент на сильной доле такта и
Музыка — это совокупность взаимосвязей звуков ритма. Составная часть музыкального воспитания — это ритм и звук.
Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...
Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое... ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое движение, музыкальная культура, головной мозг.
Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через...
Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном уровне происходит различно, ведь каждому возрастусоответствуют
На четвёртом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки и могут усвоить небольшие музыкальные задания.