Автор: Егорова Анна Михайловна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 398 раз

Библиографическое описание:

Егорова А. М. Воспитательные возможности школьного урока музыки в коррекции деятельности и поведения учащихся // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 416-417.

Одной из основных воспитательных задач в общеобразовательной школе является формирование социально одобряемого поведения учащихся. Создание у детей и подростков устойчивой системы поступков, соответствующих общепринятым этическим нормам, является одновременно и важнейшим условием успешного овладения знаниями, умениями и навыками, и одним из конечных итогов воспитательной работы педагога.

Поведение – внешний показатель содержания внутреннего мира человека, системы его установок, мотивов, ценностей. Соответственно, отклонения от общепринятых норм поведения – внешняя форма проявления внутреннего состояния личности, характеризующегося нарушением системы ценностей. Отклонения возникают в результате сложного взаимодействия неблагоприятных условий развития, ошибок в воспитании и пробелов в духовном становлении ребенка.

Современная социальная ситуация провоцирует многочисленные нарушения внутреннего мира ребенка, ведущие к формированию отклоняющегося поведения. Социологические исследования свидетельствуют, что если число собственно патологии в психике людей в последние годы не увеличилось, то количество неврозов, различного рода отклонений в поведении имеет тенденцию явного увеличения. В первую очередь это затрагивает психику детей и подростков как наиболее уязвимую. У них появляются страхи, тревоги, беспокойства, депрессия, школьники становятся раздражительными, агрессивными.

Особенность нынешних учебных программ состоит в том, что школьники по большей части имеют дело с внешним предметным миром и очень мало – с самими собой. Они умеют решать математические задачи, но не знают, как справиться со своими чувствами, которые, как известно, часто выходят из-под контроля. Сегодня психологи выделяют две серьёзные проблемы школьников: алекситимия и аддикция.

Термин «алекситимия» предложил в 1973 Питер Сифнеос (Peter Sifneos). Алекситимия (буквально «без слов для чувств») — психологическая характеристика личности, включающая следующие особенности:

  • затруднение в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;

  • затруднение в различении эмоций и телесных ощущений;

  • снижение способности к символизации, в частности к фантазии;

  • фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям;

  • склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций.

Все перечисленные особенности могут проявляться в равной степени или одна из них может преобладать [2].

Акситимия возникает в результате авторитарного подавляющего воспитания, когда родители и учителя запрещают детям сильно выражать свои эмоции. В результате подавления своих переживаний у человека возникает страх перед проявлением своих эмоций вовне, отсюда – депрессия и тоска, вплоть до самоубийства.

Aддикция (зависимость) — ощущаемая человеком навязчивая потребность к определенной деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к нехимическим (поведенческим) зависимостям, таким, как игромания, шопоголизм, психогенное переедание, гиперрелигиозность и т.п. [1].

Аддиктам обязательно нужно что-то или кто-то, дающее положительное переживание и избавляющее от необходимости думать и заботиться о себе. Для них характерна нерешенность многих эмоциональных проблем, а также, снижение способности рассуждать, поддерживать высокую самооценку, поддерживать близкие межличностные отношения.

Для формирования социально одобряемого поведения важно установление взаимодействия внешней и внутренней регуляции поступков. При социальной регуляции поведения личности основными регуляторами и посредниками социального воздействия оказываются высшие качественно определяемые образования субъективного мира личности – ценности, нормы, нравственные и ценностные представления, убеждения, идеалы [5]. Следовательно, изменение поведения требует изменения его внутренних регуляторов, в первую очередь – интенсивного формирования положительных черт и качеств личности, идеалов и убеждений, нравственной культуры.

Замечательный метод психологической коррекции личностных нарушений – терапия творческим самовыражением – предложил М.Е. Бурно. Он и его сотрудники научной школы в основу метода вложили две идеи:

  • человек, страдающий каким-либо психопатологическим расстройством, в процессе творчества может лучше узнать и понять особенности своего характера, а, узнав свои сильные и слабые стороны, пациент может смягчить свое негативное состояние;

  • любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, поэтому любое творчество целебно.

Именно вследствие этого в психике происходят позитивные сдвиги.

Искусство дает ребенку возможность осваивать богатейшую гамму человеческих эмоций, постигать общечеловеческую культуру путем воздействия на чувства, что порождает в его душе собственные эмоциональные переживания. Эмоции, аккумулируемые и генерируемые искусством, не только воспринимаются и осознаются ребенком, но и переживаются, присваиваются им и становятся его личным достоянием.

«С точки зрения воздействия на эмоциональный мир человека музыка занимает особое место в ряду искусств. Она заключает в себе совершенно уникальные, отличные от других областей явления, смысл которых становится доступным пониманию лишь в сопряженности с понятиями, имеющими этическую направленность» [6]. «Музыкальное искусство становится важнейшим инструментом, определяющим художественно-творческую и духовно-ценностную направленность всех сторон его личности» [6].

Урок музыкального искусства в школе благотворно влияет на поведение и неокрепшую психику подростка, его неуравновешенную нервную систему.

В этой связи необходимо обращение с новых позиций к воспитательным возможностям музыкального искусства в изменении внутренних установок и мотивов личности. На наш взгляд, воспитательный компонент уроков музыки должен преобладать над обучающим.

Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися в процессе изучения предмета «Музыка», имеют ограниченный характер относительно содержания данного предмета (в силу специфики музыкального обучения в общеобразовательной школе, прежде всего – крайне ограниченного объема часов, отводимых на этот предмет). Воспитательное же воздействие музыки на школьников не ограничено. Поэтому нам представляется наиболее важной задачей работы учителя музыки формирование у детей и подростков положительной мотивации в слушании музыки «высокой традиции» (В.В. Медушевский). Это, в свою очередь, является основой тех потенциальных изменений к лучшему во внутреннем мире ребенка, которые способна вызвать музыка.

На уроках в школе звучит музыка вокальная и инструментальная, ее связь со словом помогает осознать нравственную идею произведения. Перед учащимися возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости в отношении к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности. Чем больше различных жизненных связей музыки будет на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь [4].

Эмоциональная насыщенность занятий оказывает на детей успокаивающее воздействие, вызывает положительные эмоции, благотворно влияет на физиологию и психику ребенка, облегчает лечебно-педагогическую коррекцию асоциальных форм поведения, патохарактерологические реакции, изживает негативный социальный опыт, воспитывает эстетические потребности детей, является своего рода профилактической работой в воспитании будущего здорового общества.

Интересно исследование Мартина Гардинера, который выявил некую пропорциональную зависимость между обучением подростков музыке и их асоциальным поведением: чем больше и активнее подросток занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом. Он вывел своеобразную «восходящую кривую музыкальности»: «обычное музыкальное образование лишь уменьшает вероятность антисоциального поведения, музыкальное образование, включающее самостоятельное музицирование, уменьшает эту вероятность очень сильно, а овладение сложными музыкальными навыками напрочь исключает всякий криминальный опыт» [3, с. 449].

Таким образом, уроки музыки в общеобразовательной школе обеспечивают музыкально-педагогическую коррекцию деятельности и поведения учащихся, а также их личностное развитие и творческое самовыражение в художественной деятельности.


Литература:

  1. Аддикция. – Электронный ресурс. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Аддикция.

  2. Алекситимия. – Электронный ресурс. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Алекситимия

  3. Кирнарская Д.К. Психология музыкальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты–XXI век, 2004. – 496 с.

  4. Нигматуллина И.К. Воспитание нравственной личности в общеобразовательной школе средствами музыки. – URL: http://festival.1september.ru/articles/415953/

  5. Социальные нормы и регуляция поведения [Текст] / М.И. Бобнева; Акад. наук СССР, Ин-т психологии. – М. : Наука, 1978. – 311 с.

  6. Целковников Б.М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки: Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 : Краснодар, 1999. – 258 c.

  7. Цораева Ф.М. Коррекция психических состояний и агрессивного поведения у подростков на уроках музыкального искусства в школе. – URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-327380.html

Основные термины (генерируются автоматически): поведения учащихся, общеобразовательной школе, регуляции поведения личности, общепринятых норм поведения, коррекции агрессивного поведения, вероятность антисоциального поведения, поведения важно установление, Похожая статья, асоциальных форм поведения, внутреннего мира, снижение способности, внутреннего состояния личности, гамму человеческих эмоций, изменение поведения, психологическая характеристика личности, школьного урока музыки, субъективного мира личности, внутреннего мира ребенка, неокрепшую психику подростка, духовном становлении ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос