Формирование и развитие личности ребенка на уроках музыки в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2020)

Дата публикации: 25.11.2020

Статья просмотрена: 455 раз

Библиографическое описание:

Барцева, Е. И. Формирование и развитие личности ребенка на уроках музыки в начальной школе / Е. И. Барцева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16196/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются приоритетные вопросы формирования и развития личности ребенка на уроках музыки в начальной школе.

Ключевые слова: музыка, формирование развитие личности ребенка, музыкальное воспитание.

Из всех видов искусства именно музыка наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, потому что она обладает сильным влиянием на подсознательном уровне не только на чувства человека, но и на его разум. В музыке отражаются настроения и переживания человека, его эмоциональный мир. Тонкость, сила и разнообразие душевных состояний, раскрываемых в музыке, составляют основное ее содержание.

Музыка играет важную роль в человеческом обществе. Ее развивающий, образовательный и воспитательный факторы влияют на становление и развитие личности, ее ценностных ориентаций. Музыка как необходимый компонент общественно-культурной жизни человека может служить факто-

ром социальной идентификации, то есть выражать принадлежность человека к определенной социальной группе, активизировать эмоциональное состояние человека или способствовать его релаксации.

Благодаря тому, что музыка представляет собой развивающийся вид искусства (в отличие от живописи, графики, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет некую чувственную программу, разворачивающуюся во времени.

Музыкальное воспитание младших школьников всё настойчивее входит в разряд первостепенных задач, волнующих общественность, что даёт простор для радикального решения ряда важнейших аспектов проблемы музыкально-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Крайними полюсами в системе детского музыкального образования оказываются специальные музыкальные школы для одаренных детей и общеобразовательные школы, а между ними — детские музыкальные школы и школы искусств.

Музыкальное воспитание — это одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Оно играет важную роль в развитии личности ребенка. Кроме того, занятия музыкой вырабатывает у ребенка трудолюбие, усидчивость, отличную координацию движений, что пригодиться не только в музыке, но и в других профессиях и сферах человеческой деятельности. Музыкальное искусство — наиболее действенное средство эстетического воспитания.

В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Цель — сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в школе. Ведь серьезное музыкальное воспитание должны получать и средние дети, поскольку каждый из них может стать подлинным любителем музыки — слушателем, участником музицирования. Д. Б. Кабалевский говорил: «главной задачей массового музыкального воспитания… является… не сколько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность» [1, С 7].

Направление работы музыкальных школ связано с: развитием музыкальных творческих способностей учащихся, развитием у них музыкального слуха и голоса, технических навыков, возможностями различных видов музыкальной деятельности в развитии учащийся. В методику музыкального воспитания входит совершенствование форм учебно-воспитательного процесса музыкальной школы: уроки по специальности, теоретические занятия, коллективное музицирование, предмет по выбору, внеклассная работа (концерты, конкурсы, праздники и др.). Это важно для всестороннего развития учащихся и формирования их духовной культуры.

Воспитание и обучение в общеобразовательных школах начинаются уже с того момента, когда ученик открывает дверь в класс своего педагога. Вид помещений, манера общения — уже оказывают большое влияние на поведение ученика. Известно, что уроки музыки в общеобразовательных школах начинаются и кончаются по звонку, но их точное начало является важным компонентом воспитания у ученика дисциплины и организованности.

Современная педагогика твёрдо определила, что музыкальное искусство в общеобразовательной школе должно быть в первую очередь методом воспитания . Тем не менее, долгое время задачи музыкально-нравственного воспитания в общеобразовательной школе сводились к поверхностному ознакомлению учащихся с музыкой, к приобретению ими некоторых художественных познаний и навыков, то есть подменялись задачами элементарного образования, что было серьёзной ошибкой.

Вся ответственность за нравственное воспитание возлагалась на учителей музыки. Забывалось, что нравственно воздействуют на человека, все стороны жизни и что необходимо повышать нравственную активность, т. е. интеллектуальную и практически-деятельностную активность личности младшего школьника.

Выдающийся русский педагог В. А. Сухомлинский считал, что музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека, что без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Он утверждал, что музыка не только великий источник эмоций, но и мысли.

Слушая музыку, ребенок познает окружающий мир, его яркие стороны и краски. В его воображении рождаются музыкальные образы, которые по-новому раскрывают перед ребенком особенности предметов и явлений действительности. Ребенок живет в том ярком мире, который рождается под воздействием музыки. Поэтому основами музыкальной культуры, то есть способностью воспринимать, чувствовать, понимать, переживать музыкальный образ, человек должен непременно овладевать с самого раннего детства.

По словам Сухомлинского, то, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Как правило, человек, не любящий и не понимающий музыки, это человек эмоционально не развитый. Он не способен глубоко чувствовать, понять переживания другого.

В воспитании подрастающего поколения музыка имеет первостепенное значение. Для того чтобы дети стали с добротой и сопереживанием относиться к окружающему миру, им необходимо с раннего возраста учиться слушать и понимать его, и научить их этому способны уроки музыки.

«Дошкольный и младший школьный возраст, — отмечает Б. Т. Лихачев, — считается важным периодом по эстетическому воспитанию и формированию нравственных и эстетических отношений к жизни» 2, С 35

Урок музыки — основная форма организации музыкального воспитания в школе. И хотя имеются еще музыкальные кружки, но урок музыки, охватывающий всех детей, никогда не потеряет своего значения. Задача урока музыки в школе — средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Для уроков музыки характерна особая эмоциональная атмосфера, которая должна волновать ребят, вызывать определенные настроения и переживания.

Следует помнить и о том, что уроки музыки способствуют улучшению здоровья детей: пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, способствует выработке координации слуха и голоса, развивает правильное дыхание (короткий вдох и длительный выдох); музыкально-ритмические движения улучшают осанку детей, вырабатывают координацию движений, быструю реакцию на изменение темпа или динамики в музыке.

Педагоги многих стран до сих пор спорят о том, следует ли учить музыке всех детей или только особо одаренных. Российская педагогика отвечает на этот вопрос так: музыке, как профессии, нужно обучать детей, имеющих отличные музыкальные способности и особое влечение к музыке. Общее же музыкальное воспитание должно распространяться абсолютно на всех детей. Благодаря правильной постановке детского музыкального воспитания можно создать прочный фундамент музыкальной культуры и привить любовь к музыке.

Правильно понимаемое и хорошо организованное музыкальное воспитание обеспечивает высокий уровень культуры и образования каждого человека, содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому совершенствованию, помогая в становлении богато и гармонично развитой личности.

Литература:

  1. Готсдинер А. Музыкальная психология. М: Просвещение, 1993. — 38 -77 с.
  2. Лихачев Б.Т Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. Пособие по спецкурсу для студентов пед. ин — ов. — М., 1985. — 176 с.
  3. Никологорская Г. Музыка и нравственное воспитание//Искусство и школа. М., 1981.- 197 с.
  4. Свириденко Е. Н. Обучение и воспитание: методики и практика Центр развития научного сотрудничества IV Международная-практическая конференция обучение и воспитание: методики и практика Новосибирск, 2012. — 34 с.
  5. Философский словарь М.: Наука, 1983. — 763 с.
  6. Школяр Л. В. Теория и методика музыкального образования детей. М.: Флинта — Наука, 1998. — 360 с.

Ключевые слова

музыка, музыкальное воспитание, формирование развитие личности ребенка