Технологический прогресс все чаще заставляет людей отказываться от привычных ранее вещей. В том числе от походов в библиотеку или книжный магазин. А электронные девайсы и новые приложения для чтения книг помогают просто и быстро узнать информацию о книге и приобрести или взять из онлайн-библиотеки нужное произведение.
Ключевые слова: интернет-магазин, книги, библиотека, функционал, библиотека, книгоиздание.
С развитием технологий каждая человеческая деятельность подверглась изменениям. Они также коснулись библиотечного дела, книгопечатания и книготорговли. Хорошим примером реформации являются книжные интернет-магазины, в которых ассортимент порой бывает шире, чем в физическом магазине.
Цель работы: анализ особенностей функционирования сайтов онлайн-библиотек и книжных магазинов с точки зрения пользователя.
Задачи работы:
- Изучить историю возникновения книжных сервисов;
- Проанализировать функциональность книжных сервисов;
- Выделить главные особенности в функциональности сайтов.
Многие известные ученые и книговеды давно изучают связь между книжным делом и новыми технологиями. «В условиях высоких темпов развития научно-технического прогресса вновь создаваемые информационно-коммуникативные средства не вытесняют уже сложившиеся формы коммуникации, а выстраиваются вместе с ними в некий континуум, дающий возможность человеку все более эффективно работать в постоянно усложняющемся информационном пространстве. Ярким примером здесь может быть все более глубокое проникновение компьютерных технологий в редакционно-издательский процесс, а также процессы книгораспространения». [1]
Книжный интернет-магазин — сайт, на котором каждый пользователь сети Интернет может приобрести книги, не выходя из дома. Интересно, что первый онлайн-магазин, появившийся в Америке в 1994 г., специализировался на продаже книжной продукции. В России подобный магазин появился в 1997 г. в Москве, и это тоже был книжный. Во многом популярность книг, как виртуального товара, связана с преимуществом хранения, так как у книг практически нет срока годности, а потребитель всегда нуждается в получении новых знаний. Конечно, у торговли книгами в физических магазинах множество преимуществ — покупатель может полистать страницы, изучить качество продукта и иллюстрации и прочее. Интернет-магазин не дает таких преимуществ, но зато он экономит деньги. [2] Также многие книжные интернет-магазины стали продавать на своих сайтах не только книжную продукцию, но и канцелярию, закладки, открытки, товары для творчества и многое другое.
Так с появлением новых девайсов и приложений для чтения все большее количество библиотек переходит на электронную систему. Теперь пользователь может не только покупать книги в приложении, но и брать на время чтения библиотечные книги, если он зарегистрирован на сайте своей библиотеки. [3] Книга также выдается на ограниченное количество времени, так как на некоторые произведения может даже создаваться виртуальная очередь. Онлайн-библиотеки — отличный вариант для тех, кто заботится об экологии. Отказ от бумажных книг иногда может вызвать чувство сожаления, но есть некоторые плюсы. Один из них — минимизация вреда, оказываемого на экологию, ведь на производство книг уходит очень много природных ресурсов, а сокращение производства чего-либо может благотворно повлиять на окружающую среду.
Основные функции сайтов, продающих книжную продукцию:
– Главная страница книжных сайтов, как и любой другой маркетинговый инструмент, должна привлечь пользователя, после чего подтолкнуть его на какие-то действия, например, на рассмотрение каталога товаров или специальных акций.
– Каталог товаров представляет собой сложную структуру данных, которая должна простым способом упорядочивать продукцию по разделам. Так как книги можно сортировать по жанрам, авторам, годам выпуска и т. д., фильтров для упорядочивания должно быть много.
– Несмотря на удобство разделов в каталоге, самым быстрым способом поиска является поисковая система. Она во много раз уменьшает количество времени, затрачиваемое пользователем.
– Пользовательская корзина представляет собой набор данных, которые служат для хранения заказанным пользователем товара.
– Регистрационная форма, чаще всего заполняемая в личном кабинете сайта, служит для заполнения данных о пользователе. Содержит имя, контактные данные, так же может содержать адрес для доставки интернет-заказов.
Книжные интернет-ресурсы намного упрощают жизнь как работникам библиотек, книжных магазинов, так и покупателям. Взять библиотечную электронную книгу или приобрести ее в бумажном формате — возможно за несколько минут и пару кликов, что позволяет в современном быстром ритме жизни экономить время.
Литература:
- Научная работа — М. Г. Комина, Л. А. Комина — [электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/321854973_Osobennosti_funkcionirovania_sajtov_kniznyh_internet-magazinov. Дата обращения 20.10.2021.
- Российская ассоциация электронных библиотек — Н. В. Соколова — [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.aselibrary.ru/press_center/digital_resources6970/digital_resources69702373/. Дата обращение 20.10.2021.
- Диссертация «Работа библиотеки с интернет-ресурсами художественной литературы» — Н. Е. Беляева — [электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/rabota-biblioteki-s-internet-resursami-khudozhestvennoi-literatury. Дата обращения 22.10.2021.