Исследование развития российского рынка электронной книги в условиях формирования информационного общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 27.05.2020

Статья просмотрена: 1648 раз

Библиографическое описание:

Жиганшина, К. М. Исследование развития российского рынка электронной книги в условиях формирования информационного общества / К. М. Жиганшина, Н. С. Козорезова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 343-348. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70717/ (дата обращения: 16.12.2024).



В рамках исследования дана оценка текущей ситуации рынка электронной книги. Рассмотрены основные особенности его функционирования. Содержащаяся в статье информация позволит вырабатывать обоснованные решения по развитию и получению прогнозируемых положительных общественно-значимых результатов.

Ключевые слова: книжный рынок, электронная книга, издательство.

The study assesses the current situation of the e-book market. The main features of its functioning are considered. The information contained in the article will allow you to make informed decisions on the development and receipt of predicted positive socially significant results.

Key words: book market, e-book, publishing house.

Книги в электронном виде — перспективное направление российского книгоиздания. Электронные версии завоевывают все большее количество потребителей, тем самым увеличивая долю данного сегмента. В связи с развитием информационных технологий очевидна необходимость исследования и выявления основных особенностей и тенденций для успеха электронных книг на отечественном рынке. В этом и состоит актуальность выбранной нами темы.

Электронный формат книги позволяет решать следующие задачи:

 сокращение скорости публикации, быстрый доступ к книжным новинкам;

 сокращение себестоимости книги;

 отсутствие дистанции между авторами и читателями, что позволяет быстро реагировать на запросы последних, дает возможность редактировать текст;

 снижение порога входа в профессию, любой может попробовать себя в качестве писателя;

 больше возможностей для поиска целевой аудитории и анализа рынка.

Также электронные книги удобны в приобретении и использовании. Их можно покупать когда и где хочешь, не затрачивая много усилий и времени на поиск и выбор нужной, что определяет мобильность и доступность продукта. А популярность смартфонов и активное использование мобильного интернета позволяет иметь книгу всегда под рукой. Кроме того, с развитием тренда осознанного потребления, такой формат книги однозначно выигрывает, так как является самым экологичным, не требующим для своего производства природных ресурсов и не несет за собой отходов.

Рынок электронных книг имеет ряд своих особенностей, с которыми сталкиваются его участники, издательства. Исходя из предложений на рынке можно выявить, что он поделен между крупными игроками и существуют барьеры входа малым издательствам. В последнее время новых игроков среди издателей и интернет-магазинов не появилось. На основных площадках редко можно встретить книги малых издательств. Крупные выкупают ресурсы с целью размещения и продажи там своих книг. Так, издательство «ЭКСМО» выкупило известный интернет-магазин «ЛитРес». Книги других издательств там тоже продаются, однако их доля намного меньше. Кроме того, в поиске и в рекомендациях первые позиции занимают книги издательства — владельца данного ресурса. Проблемами для входа на рынок новых изданий будут являться отсутствие опыта верстки электронных книг и столкновения по поводу авторских прав. Данные факты свидетельствуют о монополизации рынка электронной книги [1].

На российском рынке электронных книг отмечается интегрированность цифрового производства книг с традиционной бумажной формой. Каналы распространения и продвижения цифрового контента являются независимыми. Исключительно электронным форматом книг в России могут заниматься только крупные издательства. Но даже они, осуществляя агрегацию, конвертацию и продвижение, не способны выйти на полный цикл производства, поскольку основную долю прибыли зарабатывают от продажи традиционной бумажной версии книги [2].

В то же время из-за проблем с экономикой, падением российского курса валюты рынок электронной книги может быть неустойчив. Данные тенденции приводят к развитию в среде цифрового контента электронного самиздата. Активно возникают площадки для создания и распространения продукции самиздата. Они дают возможность авторам в режиме онлайн создавать книгу и размещать ее на сайтах интернет-магазинов. Контент предоставляет авторам бесплатный доступ к сервисам по созданию макета книги и переводу ее в цифровой формат, размещению информации для продажи [3].

Однако развитие в данном направлении идет, так как есть устойчивый растущий спрос на электронные книги. Объяснить это можно преимуществами в плане материального носителя: компактность, лёгкость перемещения, настройка параметров для конкретного читателя, а также возможность хранения большого объёма информации. Со спецификой материального носителя идут некоторые недостатки: зависимость функционирования устройства от электропитания; недостаточная приспособленность к физиологическим особенностям чтения. Однако эти недостатки в процессе развития технологий могут быть устранены [4].

Современные способы обработки информации содействуют росту массовой цифровой компетентности, которая определяется способностью получать, обрабатывать, передавать информацию и трансформировать ее в знания. Цифровая грамотность населения растет и включает навыки: от доступа к информации до передачи через различные средства информации [5].

Современные информационные технологии позволяют добавить в электронную книгу элемент интерактива. С помощью планшетов и телефонов с цветным дисплеем можно встраивать в книгу видео, аудио, анимированные элементы. Характер книги приобретает гибридный формат — интерактивная книга. Это мультимедийный продукт, состоящий из текста, иллюстраций, интерактивных элементов, саундтреков и видео. Появляются книги, где читателю предоставляется выбор, от которого зависит дальнейшее развитие сюжета. Данные составляющие способствуют получению более полных впечатлений от текста, погружение в атмосферу произведения. Это новый этап в развитии книжного рынка [6].

В связи с развитием рынка электронной книги встает вопрос и о законодательном закреплении принципов его существования, защите авторского права. Исследования отдельных авторов свидетельствуют о том, что среди населения доля читателей электронных книг составляет 70 %, тогда как покупателей таких товаров значительно меньше, около 15 % [7]. Существует проблема отсутствия культуры потребления платного контента, что свойственно для всех сегментов российского рынка цифрового контента. Чтобы пресечь функционирование данных сайтов в закон принимаются поправки. Так в 2018 году получило дальнейшее развитие применение антипиратского законодательства в России. Введен Федеральный закон, предусматривающий блокировку копий пиратских сайтов с ограниченным доступом, в связи с содержанием объектов авторского права [8].

Проведенный анализ проблем позволяет делать вывод о том, что основной и остро стоящей из них остается сильная конкуренция со стороны книги бумажного формата. Для более детальной разработки решений данной проблемы проведем анализ и расчеты состояния рынка, определим рекомендации, спрогнозировав основные показатели рынка.

Медиапотребление в РФ у населения старше 16 лет составляет свыше 8 часов в сутки. Кроме того, наблюдается рост данного показателя: за последние 6 лет значение увеличилось на 12 минут (2,5 %). Читают книги в среднем около 14 минут в день. За 6 лет в общем объеме медиапотребления чтение печатных изданий поднялось на половину пункта.

Книжный рынок в натуральном выражении имеет тенденцию к росту на уровне 1 % в год, оборот в денежном выражении растет в среднем на 7 % в год.

Рынок электронных книг в РФ за 2018 год охватил 6,4 % от общего оборота печатной книги и составил 4,8 млрд. руб. При этом рост объема данного рынка, включая сегменты «бизнес-потребитель» и «бизнес-бизнес», а также рынок аудиокниг составил около 35 % к прошлому году. В 2019 году объем достиг шести с половиной миллиардов рублей (возрос на 35 % по отношению к 2018 г.) [9].

Анализ сегментов «бизнес-потребитель» и «бизнес-бизнес» указывает на рост первого и упадок второго. Так, в сегменте B2C за 2018 год рост объема составил почти 42 % и имел значение три с половиной миллиарда рублей, при этом отмечается рост числа скачиваний электронных книг: на «ЛитРес» число скачиваний увеличилось на половину и составило 11,5 млн. экземпляров. В сегменте B2B продажа подписок для высших учебных заведений и библиотек ЭБС падает на 10 % в год, за 2018 год продажа составила 460 млн. рублей. Проиллюстрируем динамику рынка на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика рынка традиционных и электронных книг в 2011–2018 гг. (составлено авторами по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям)

Как видно из диаграммы (Рис. 1), за период 2011–2018 гг. наблюдается постепенный рост рынка электронных книг: если в 2011 году объем составил 320 млн. рублей, то к 2018 году показатель увеличился до 4,81 млрд. рублей.

На рынке цифровых библиотек научного и образовательного характера выделяются следующие игроки: Znanium.com, IPRbooks, ЭБС «Консультант студента», eLibrary, «Лань». Основными игроками на рынке электронной книги являются: «ЛитРес», GooglePlay, MyBook. Лидирует «ЛитРес» с долей 66 % в 2018 году. Число скачиваний в январе-июне 2019 года увеличилось на 50,3 % по сравнению с тем же периодом 2018 года.

Анализ рынка аудиокниг позволяет судить о перспективности данного сегмента в РФ. В 2018 году оборот увеличился на 31 % и достиг отметки в 850 млн. рублей. В 2019 году продажа аудиокниг осуществилась на сумму полтора миллиарда рублей — 2,5 % от общего объема рынка. В 2018 году количество слушателей книг составило 45 %, в 2019–58 %. Лидер среди «производителей» аудиокниг — «ЛитРес» с долей 60 % [9]. Рассмотрим динамику цен на рис. 2.

Рис. 2. Средняя цена бумажной и электронной версии книг (составлено авторами по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям)

На диаграмме (Рис. 2) отражено, что в 2011 году бумажный носитель в 2,2 раза стоил дороже электронной версии, в 2014 году — в 1,95 раз, а в 2018 данный показатель составил 1,63 раза. Это позволяет нам сделать вывод, что цена электронной книги медленно приближается к книге физической.

Рис. 3. Доля электронных книг в ассортименте российских издательств, % (составлено авторами по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям)

Исходя из данных диаграммы (Рис. 3), можно наблюдать развитие электронной версии печатных изданий в Москве и Санкт-Петербурге: если в 2009 доля составляла лишь 4 %, то к 2015 году показатель вырос до 30 % [9].

Долю в 31 % продаж издательствам обеспечивают электронные ресурсы, 21 % — собственные сайты и 16 % — книжные интернет-магазины.

Проведя анализ состояния рынка электронных книг, мы поставили цель спрогнозировать развитие данного рынка в России до 2025 года (рис. 4).

Рис. 4. Прогноз развития рынка электронных книг, млрд. руб.

По данным построения диаграммы (Рис. 4), мы видим прогнозируемое расширение рынка электронных книг. В настоящий момент объем рынка составляет 8,3 млрд. рублей. Если тенденции развития последних лет сохранятся, то к 2025 году рынок электронной книги достигнет 11 млрд. руб., что составит около 13 % оборота книжного рынка. Позиции электронной книги укрепляются. Рассмотрим взаимосвязь с развитием Интернета на рисунке 5.

Рис. 5. Прогноз количества интернет-пользователей в России, млн. человек

Согласно приведенным на диаграмме данным (Рис. 5) в 2018 году в России насчитывалось 90 миллионов пользователей сети, к 2025 году данный показатель может составить 99,8 миллионов человек, что скажется и на рынке электронных книг: объем рынка возрастет в 1,7 раз по сравнению с 2019 годом. Развитие рынка электронных книг напрямую зависит от формирования информационного общества в России.

Таким образом, рынок электронных книг продолжает свое развитие в России и является перспективным, пользующимся все большим спросом со стороны конечных покупателей. На данном рынке есть свои особенности и сложности в развитии, такие как: монополизация рынка; высокая конкурирующая доля традиционной книжной продукции; высокая степень пиратства. Однако находятся пути решения сложившихся задач. Для преодоления высокой конкуренции со стороны бумажного формата стоит уделить внимание развитию новых форматов электронной книги (аудиокнига, интерактивная книга); созданию сервисов самиздата; развитию технологий и информационных устройств. Для увеличения аудитории и ее информированности, а также доступности электронных книг является целесообразным создание соответствующих сервисов на популярных интернет площадках: Яндекс, Mail.ru; также в социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники). Это будет являться приоритетным направлением в виду развития технологий и проникновением интернета по стране, появлением новых интернет-пользователей. Разработка государственной программы с участием соответствующих компаний позволит привлечь инвестиции на данные проекты, повысит информированность пользователей и создаст на книжном рынке сильных участников, способных конкурировать с действующими игроками. Основными драйверами роста являются увеличение числа продаваемых в электронном виде наименований и рост цен; расширение аудитории сервисов, работающих по подписке.

В наши дни многие сферы жизни переходят в формат онлайн, и книги являются одним из зарождающихся сегментов цифрового контента. Важно поддержать данную тенденцию и следовать за развитием этого направления, за которым стоит будущее.

Литература:

  1. Лаврова А.Н, Новые форматы книг в контексте современных технологий: московские издательства на рынке электронных книг // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2014. № 6. С. 192–201.
  2. И. В. Лизунова, Рынок электронных книг в России: специфика производства и дистрибуции // Текст. Книга. Книгоиздание. 2019. № 19. С. 106–125.
  3. Кубанцева И.А, Электронная книга: состояние и особенности развития // В сборнике: XLVII Огарёвские чтения Материалы научной конференции. В 3-х частях. Составитель А. В. Столяров. Ответственный за выпуск П. В. Сенин. 2019. С. 201–205.]
  4. Динер Е. В., Электронная книга как категория книговедения // Культура: теория и практика. 2017. № 2 (17). С. 10.
  5. Борзило Е.Ю, Некоторые вопросы конкуренции на рынке электронных книг // Евразийский юридический журнал. 2018. № 11 (126). С. 170–172.
  6. Захарова М. В., Обзор современного рынка интерактивных электронных изданий: направления и тенденции развития // Казанский экономический вестник. 2016. № 5 (25). С. 88–92.
  7. Лизунова И. В., Рынок электронных книг: общероссийские тренды, региональные особенности // Труды ГПНТБ СО РАН. 2018. № 13–2. С. 217–223.
  8. Электронные книги (рынок России). TAdviser [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Электронные_книги_(рынок_России) (дата обращения: 25.04.20)
  9. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития 2019 // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.unkniga.ru/images/docs/2019/otr-doklad-kn-rynok-2018.pdf (дата обращения: 25.04.20)
Основные термины (генерируются автоматически): электронная книга, книга, Россия, книжный рынок, рынок, цифровой контент, данные, развитие, РФ, Федеральное агентство.


Похожие статьи

Роль инновационного маркетинга в условиях конкуренции

В статье производится анализ роли инновационного маркетинга в условиях становления конкурентоспособности предприятий. Представлены этапы реализации новой стратегии. Целью исследования является поиск результатов значений инновационного развития и особ...

Анализ основных тенденций российского рынка стоматологических услуг

В данном исследовании с помощью PEST-анализа оцениваются основные тенденции российского рынка стоматологических услуг. Выделяются особенности и специфика функционирования государственного и частного секторов рынка стоматологических услуг, которые спо...

Исследование проблем и перспектив развития регионального рынка общественного питания

В данной статье проанализированы тенденции развития рынка общественного питания Калининградской области, на основе результатов исследования рынка, проведенных авторами, рассчитан прогноз оборота общественного питания в регионе на 2016 год.

Оценка состояния рынка гостиничных услуг РФ и его основные тенденции

В статье представлены результаты анализа статистических показателей, характеризующих состояния рынка гостиничных услуг РФ. Проведенное кабинетное исследование аналитических обзоров по изученной проблеме позволили сформулировать перечень основных тенд...

Развитие социального предпринимательства

В статье дается понимание социального предпринимательства в России. Раскрываются основные существующие проблемы, препятствующие дальнейшему развитию данного направления. Проводится параллель и анализ текущего развития социального предпринимательства ...

Перспективные направления рынка страхования в России

В данной работе раскрыты перспективные направления рынка страхования в России, которые способствуют улучшению механизмов регулирования и расширенному воспроизводству финансово-экономического потенциала рынка страхования.

Налоговый маневр в IT-отрасли России: содержание, правовые средства, решения и проблемы

В статье автор анализирует содержание предпринятого в России налогового маневра, который является правовым средством стимулирования развития отечественной IT-отрасли. Рассматриваются ключевые изменения, внесенные в налоговое законодательство, и их эф...

Особенности развития электронной коммерции в России

В статье анализируются основные вопросы развития электронной торговли в РФ. Выделены основные ее перспективы и проанализированы количественные показатели развития системы электронной торговли в нашей стране.

Анализ тенденций к повышению конкурентоспособности предприятий общественного питания в России

В данной статье рассмотрены и проанализированы различные взгляды на тенденции к повышению конкурентоспособности предприятий общественного питания в России. В заключение сделаны выводы о наиболее перспективных направлениях компаний, ведущих свою деяте...

Тенденции развития международных розничных торговых сетей в России в условиях глобализации экономики

В статье рассмотрены актуальные вопросы эффективности развития международных розничных торговых сетей в России, представлены основные факторы, привлекающие международные торговые сети на Российский рынок и проблемы, с которыми приходится им сталкиват...

Похожие статьи

Роль инновационного маркетинга в условиях конкуренции

В статье производится анализ роли инновационного маркетинга в условиях становления конкурентоспособности предприятий. Представлены этапы реализации новой стратегии. Целью исследования является поиск результатов значений инновационного развития и особ...

Анализ основных тенденций российского рынка стоматологических услуг

В данном исследовании с помощью PEST-анализа оцениваются основные тенденции российского рынка стоматологических услуг. Выделяются особенности и специфика функционирования государственного и частного секторов рынка стоматологических услуг, которые спо...

Исследование проблем и перспектив развития регионального рынка общественного питания

В данной статье проанализированы тенденции развития рынка общественного питания Калининградской области, на основе результатов исследования рынка, проведенных авторами, рассчитан прогноз оборота общественного питания в регионе на 2016 год.

Оценка состояния рынка гостиничных услуг РФ и его основные тенденции

В статье представлены результаты анализа статистических показателей, характеризующих состояния рынка гостиничных услуг РФ. Проведенное кабинетное исследование аналитических обзоров по изученной проблеме позволили сформулировать перечень основных тенд...

Развитие социального предпринимательства

В статье дается понимание социального предпринимательства в России. Раскрываются основные существующие проблемы, препятствующие дальнейшему развитию данного направления. Проводится параллель и анализ текущего развития социального предпринимательства ...

Перспективные направления рынка страхования в России

В данной работе раскрыты перспективные направления рынка страхования в России, которые способствуют улучшению механизмов регулирования и расширенному воспроизводству финансово-экономического потенциала рынка страхования.

Налоговый маневр в IT-отрасли России: содержание, правовые средства, решения и проблемы

В статье автор анализирует содержание предпринятого в России налогового маневра, который является правовым средством стимулирования развития отечественной IT-отрасли. Рассматриваются ключевые изменения, внесенные в налоговое законодательство, и их эф...

Особенности развития электронной коммерции в России

В статье анализируются основные вопросы развития электронной торговли в РФ. Выделены основные ее перспективы и проанализированы количественные показатели развития системы электронной торговли в нашей стране.

Анализ тенденций к повышению конкурентоспособности предприятий общественного питания в России

В данной статье рассмотрены и проанализированы различные взгляды на тенденции к повышению конкурентоспособности предприятий общественного питания в России. В заключение сделаны выводы о наиболее перспективных направлениях компаний, ведущих свою деяте...

Тенденции развития международных розничных торговых сетей в России в условиях глобализации экономики

В статье рассмотрены актуальные вопросы эффективности развития международных розничных торговых сетей в России, представлены основные факторы, привлекающие международные торговые сети на Российский рынок и проблемы, с которыми приходится им сталкиват...

Задать вопрос