Рынок электронных книг России: современное состояние, проблемы и перспективы развития | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Маркетинг, реклама и коммуникации

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (8) февраль 2017 г.

Дата публикации: 15.12.2016

Статья просмотрена: 2247 раз

Библиографическое описание:

Хлопунова, О. В. Рынок электронных книг России: современное состояние, проблемы и перспективы развития / О. В. Хлопунова, А. Д. Будников. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 1 (8). — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/51/1761/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье описаны тенденции развития электронного книгоиздания. Представлены статистические данные, определены проблемы, обозначены перспективы.

Ключевые слова: электронное книгоиздание, электронная книга, сайт, пиратский контент, ценовая политика, электронный формат, интерактивный формат

«Внедрение современных информационных технологий сегодня в России стало серьезным фактором развития издательского бизнеса. В значительной степени формированию новой издательской системы России способствует глобализация информационного пространства… Использование современных информационных технологий преобразило и саму форму книги. Она стала виртуальной» [1, с.119].

Электронное книгоиздание — одна из самых быстрорастущих отраслей издательского дела. На сегодняшний день объем мирового рынка электронных книг равен примерно 16 млрд долларов США [8], в то время как объем традиционного печатного книгоиздания держится на уровне порядка 110 млрд долларов США [5]. Впрочем, последняя цифра из года в год неустанно падает, в то время как доля электронных книг в мировом книгоиздании только растет.

Но стоит отметить, что такие цифры обеспечиваются вовсе не российскими реалиями. В сегменте электронного книгоиздания наша страна пока находится далеко не на лидирующих позициях, уступая гегемонам США, Японии, Китаю и нескольким странам Западной Европы. Согласно отраслевому докладу «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития», за 2016 год объем российского рынка электронных книг составляет 1 700 млн рублей (примерно 26,5 млн долларов США) [2, с. 76]. Это означает, что оборот электронных книг по России не превышает 3 % от объема рынка печатной книги. Но в то же время сумма в 1 700 млн рублей по итогам 2015 года устанавливает показатель прироста на уровне 79 %, в то время как по миру он равен 18 %. Получается, что темпы роста нашего сегмента электронного книгоиздания одни из самых высоких, а по прогнозам «ЛитРес» на 2016 год объем рынка может достичь 2 550 млн рублей, что означает по-прежнему бурный прирост, равный 67 %.

Столь значительные темпы мы связываем с несколькими аспектами. Во-первых, с успешной борьбой с нелегальным книжным распространением через сеть Интернет. За подтверждением данного тезиса даже необязательно обращаться к статистическим сводкам или официальным заявлениям Роскомнадзора. Достаточно задать в поисковике необходимую фразу, вроде «скачать книгу N бесплатно» и зайти на самые популярные сайты, предложенные на первых страницах. Практически на всех, особенно если книга новая, на месте ссылки на скачивание мы обнаружим ссылку уже на официальную книгораспространительскую сеть, а рядом надпись «Закрыто по просьбе правообладателя».

Но сайты — это даже не половина беды. Основную массу нелегального контента предоставляют торрент-трекеры. «Матка» всех подобных российских ресурсов, rutracker.org, с 4 декабря 2015 был заблокирован по решению Мосгорсуда. Впрочем, такая инициатива вовсе не означает, что на сайт теперь невозможно зайти. Обходные пути, безусловно, существуют, но даже несмотря на это, по официальным данным Роскомнадзора, аудитория ресурса после блокировки сократилась на 30 % [7]. Это также важная цифра, означающая, что гораздо меньше людей в России стало обращаться на торрент-трекеры. Однако регулировать файловый поток на них, в отличие от обычных сайтов, намного сложнее. Ведь каждый скачавший пиратский контент пользователь может самостоятельно выложить его обратно на трекер, если предыдущая «раздача» окажется заблокированной. За таким механизмом обращения файлов уследить невозможно.

Вторым важным фактором, повлиявшим на большой рост рынка электронных книг в России, является ценовая политика. По данным отраслевого доклада, средняя цена книги в электронном формате составляет 144,53 рубля, в то время как печатный аналог стоит более чем наполовину дороже — 232, 69 рубля. Получается, что сегодня чтение на гаджетах можно назвать вполне доступным, в то время как бумажная книга, в связи с растущими затратами на необходимые для производства ресурсы, все дорожает, и уже не каждый россиянин, зайдя в книжный магазин, способен позволить себе приобрести заинтересовавший его продукт. Вкупе с третьим фактором — удобством сервисов цифровой дистрибуции книг, — этот аспект можно назвать решающим. Как уже говорилось ранее, сегодня скачать в сети бесплатную копию книги стало как никогда сложно. В связи с этим многие люди готовы пожертвовать 120–150 рублями в пользу сэкономленного времени и сил, в два клика или касания пальцем найдя, купив и скачав необходимый книжный том. Особенно учитывая тот факт, что сегодня с портативных устройств в интернет выходит почти половина всех российских пользователей [3], а легально скачивает с них книги — 90 % [3]. На смартфонах, планшетах и ридерах сервисы устроены особенно удобно, имеются приложения с адаптированным под быстрый поиск интерфейсом. Поэтому срабатывает некий психологический аспект, благодаря которому читатели, зайдя в тот же «ЛитРес» или «GooglePlay Книги» и увидев довольно невысокую цену на интересующую книгу, практически не задумываясь приобретают ее, между деньгами и временем выбирая второе.

Впрочем, столь приятная для российского рынка тенденция в сфере электронного книгоиздания еще не означает, что небо над нашим издательским делом безоблачное. Проблемы существуют, и весьма существенные. То же пиратство, с которым мы стараемся активно бороться, живет, и победить его невозможно — если человек захочет получить что-либо бесплатно, то он всегда найдет способ, как удовлетворить свое желание. Пираты подобны вирусу: сколько лекарств против них ни придумывай, сколько ни улучшай медицинские аппараты и сколько новых антител ни выводи, вирус рано или поздно ко всему приспособится, и придется искать новые пути борьбы. Поэтому говорить о явной и безоговорочной победе над пиратством — бессмысленно, этого нам вряд ли когда-нибудь удастся достичь. Но факт, что разные законодательные инициативы благоприятно влияют на эту борьбу, отрицать, конечно, нельзя.

Следующей проблемой можно считать некое «неверие» наших книгоиздателей в электронный формат. Сегодня такую позицию приходится слышать реже, и это радует. Крупные игроки понимают важность новых веяний, стараются приспособиться. Проблема лишь в том, что российское издательское дело пытается заскочить в поезд, который уже несколько лет как тронулся и стремительно набирает скорость. Так, по данным The Global eBook Report, у крупнейших американских издателей доходы с продаж электронных книг в 2013 году составляли от 30 до 40 % [8]. Или в той же Великобритании по данным на 2013 год каждая четвертая покупка книги приходилась на электронный формат [8]. И таких примеров много.

Но не будем отрицать тот факт, что мы хоть и долго запрягаем, зато потом очень быстро едем. Так в своем прогнозе на 2016 год гендиректор крупнейшего магазина цифровых книг «ЛитРес» Сергей Анурьев рассчитывает на то, что объем электронных книг в нашем издательском деле составит порядка 5–7 %, что сопоставимо с уровнем Германии, Франции и Испании [6]. Рост с 3 до 7 всего за год — очень неплохой скачок, хотя до той же США по-прежнему довольно далеко — там этот показатель равен 24–25 %.

Вдобавок стоит упомянуть и относительно невысокую конкуренцию среди книгораспространительных площадок, обеспечивающих россиян электронными книгами. Общепризнанными гегемонами с 56 % здесь является «ЛитРес», за которым с 12 % плетется сервис «GooglePlay Книги», а далее с 4 % еще несколько менее значимых игроков [3, с. 78]. И с одной стороны это хорошо, так как лидирующую позицию занимает российский сервис. С другой же мы можем говорить о практически отсутствующей конкуренции в сегменте распространителей. Вдобавок система, по которой распространяет книги «ЛитРес», прекрасно располагает к пиратству, так как за уплаченные деньги пользователю предоставляется обычный pdf-файл, который можно легко выложить в сеть. Тот же Google поступил умнее. Он предоставляет доступ к купленной продукции лишь в онлайне и в рамках собственного приложения, без возможности скачать или скопировать текст. У такого принципа тоже есть свои недостатки, вроде того, что сегодня не каждый гражданин нашей страны имеет бесперебойный доступ к высокоскоростному Интернету. С другой стороны, ориентируясь на мизерный процент таких пользователей, невозможно двигать прогресс, и что-то всегда необходимо приносить в жертву. Поэтому пока «ЛитРес» не откажется от такой модели распространения, практически культивирующей пиратство, говорить о бо́льших успехах в борьбе с нелегальным распространением не приходится.

Последней серьезной проблемой можно назвать современный формат электронной книги. По сути он представляет собой ни что иное, как pdf-файл оригинального издания без каких-либо интерактивных вкраплений. Максимум, на что мы можем рассчитывать, это на интерактивное содержание и сноски, но не более того. Все-таки читая на мощном гаджете, — а сегодня смартфоны по производительности способны потягаться с некоторыми компьютерами, — читатель в том числе надеется получить и некий новый опыт взаимодействия с изданием. Но пока мы имеем то, что имеем. Формат интерактивной книги, который по большому счету возник в 2010 году вместе с презентацией первого iPad, так и не получил должного развития, и ничего более интересного современный потребительский книжный рынок нам, увы, не предлагает.

Что касается главных перспектив электронного книгоиздания в России, то можно выделить следующие. Во-первых, нельзя не отметить все возрастающую роль краудфандинга в издательском деле. На самых популярных российских площадках, вроде planeta.ru или boomstarter.ru, зачастую можно увидеть успешные книжные проекты, собравшие от 100 и более тысяч рублей. Это говорит о том, что сегодня потребитель уже готов софинансировать проекты отдельных, интересующих его авторов. При этом книгу бейкер зачастую получает именно в электронном виде, так как не каждый автор старт-апа способен на вырученные деньги отпечатать небольшой тираж и разослать по книге каждому лично. На первый квартал 2016 года через planeta.ru или boomstarter.ru удалось успешно собрать средства на выпуск 91 книжного проекта, что в денежном выражении равняется 73,5 млн рублей [4, с. 40]. Цифры весомые, и ожидать их снижение в будущие годы не приходится.

Во-вторых, важным аспектом, благодаря которому рынок электронных книг способен на очередной скачок, является более массовое издание детской, учебной и профессиональной литературы. По сведениям отраслевого доклада, в 2015 году львиная доля выпущенных в электронном формате наименований пришлась на сегмент художественной литературы (56 %). Профессиональная, учебная и детская литература получили 11,2 %, 10,8 % и 3,6 % соответственно [2, с. 78]. Такой серьезный разрыв объясняется очень просто — сегодня электронная книга, как описывалось ранее, представляет собой обычный документ практически без интерактивных элементов. Такой формат вполне пригоден для литературно-художественных изданий, 99 % которых занимает сплошной текст. С иными видами литературы все намного сложнее, ведь в них авторский текст зачастую разрывается иллюстративными материалами, формулами, диаграммами. А в случае с детской литературой нам необходимо вносить еще больше интерактивных элементов, красок, включать разнообразный медиа контент.

Внедрить электронный формат книги в эти ниши могут помочь новые форматы, которые мы считаем третьим перспективным аспектом. Мы уже вскользь упоминали о них, но следует повториться, что если электронная книга будет отличаться от бумажной лишь типом устройства, на котором она воспроизводится, то такому формату в ближайшем будущем не светят перспективы серьезной конкуренции с традиционной печатной книгой. Необходимо задействовать всю мощь электронных носителей, привнося в цифровые издания больше интерактивных и медиа элементов, экспериментировать с виртуальной и дополненной реальностью. Если потребитель поймет, что электронная книга способна подарить ему некий новый опыт взаимодействия, то рост спроса не заставит себя долго ждать. Это особенно актуально в ситуации с электронными учебниками, которые с первого сентября этого года стали активно внедряться в школы. В подобных изданиях как раз присутствуют описанные нами выше необходимые элементы и, вероятно, позитивный отклик на такое решение не заставит себя долго ждать. Более того, согласно опросу, проведенному порталом Дневник.ру в декабре 2015 года, 19 % школ уже используют планшеты для внутреннего образовательного процесса [9]. Это говорит о том, что медленно, но верно инновационные формы подачи текста внедряются и в те сферы деятельности, которые долго придерживались традиционных методов построения производственного процесса. Однако подобные технологии по-прежнему остаются весьма дорогостоящими.

В качестве вывода к данному исследованию можно отметить, что позиции электронной книги в российском издательском деле постепенно растут. В отличие от сфер традиционных, в большинстве из которых мы наблюдаем негативную динамику, инновационное цифровое книгоиздание имеет исключительно положительные показатели. Это может означать лишь то, что уже в ближайшие годы этот вид издательской деятельности станет все глубже проникать во все сферы нашей жизни, а Россия уже к 2018 году окажется способна войти в пятерку стран, в общей книгоиздательской доле которых электронные форматы изданий занимают самое значительное место. Такой исход событий, вполне вероятно, приблизит нас к определенной эволюции всего издательского дела и задаст качественно новые тенденции в построении книгоиздательского процесса.

Литература:

  1. Захарова М. В. Возможности информационных технологий в современном книгоиздательском бизнесе. // Наследие Ю. И. Селезнева и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения, истории. Материалы Третьей Международной научно-практической конференции. — Краснодар, 2016.
  2. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад / Б. В. Ленский, А. Н. Воропаев, Е. В. Соловьева и др. — М., 2016.
  3. Количество пользователей интернета в России [Электронный ресурс] // Интернет в России и в мире. URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0–151 (дата обращения: 26.09.2016).
  4. КузьменкоВ. А. Рынок краудфандинга в России: его анализ, история и перспективы: выпускная квалификационная работа. — М., 2016.
  5. Мировой издательский бизнес уходит в цифровой океан [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический журнал «Университетская книга». URL: http://www.unkniga.ru/bookrinok/zarubez/4884-mirovoy-izdatellskiy-biznes-uhodit-v-tsifrovoy-okean.html (дата обращения: 26.09.2016).
  6. Популярность электронных книг в России в 2016 году достигнет европейского уровня [Электронный ресурс] // Газета.ru. URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2016/05/31/n_8704259.shtml (дата обращения: 27.09.2016).
  7. Роскомнадзор: аудитория Rutracker после блокировки сократилась на 30 % [Электронный ресурс] // Geektimes.ru. URL: https://geektimes.ru/post/270440/ (дата обращения: 26.09.2016).
  8. Рынок электронных книг в России и мире [Электронный ресурс] // JSON.TV. URL: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-elektronnyh-knig-v-rossii-i-mire-20141013030400 (дата обращения: 26.09.2016).
  9. Ситуация по России: электронные учебники в школах [Электронный ресурс] // Newtonew.com. URL: https://newtonew.com/analytics/e-books-at-russian-schools (дата обращения: 27.09.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): электронное книгоиздание, книга, Россия, электронная книга, электронный формат, издательское дело, отраслевой доклад, рубль, сегодня, уж.

Ключевые слова

сайт, ценовая политика, электронное книгоиздание, электронная книга, пиратский контент, электронный формат, интерактивный формат

Похожие статьи

Актуальные тенденции на российском книжном рынке

Статья посвящена изучению актуальных тенденций на российском книжном рынке. Цель представленной статьи — рассмотреть основные особенности функционирования книжного бизнеса в условиях современных реалий, а также выявить ключевые направления развития и...

Проблемы и перспективы развития интернет-торговли в России

В настоящей работе рассмотрен современный рынок интернет-торговли в Российской Федерации, приведено описание и характеристика рынка. Представлена классификация административных барьеров, а также названы причины их возникновения. Рассмотрены основные ...

Тенденции развития международных розничных торговых сетей в России в условиях глобализации экономики

В статье рассмотрены актуальные вопросы эффективности развития международных розничных торговых сетей в России, представлены основные факторы, привлекающие международные торговые сети на Российский рынок и проблемы, с которыми приходится им сталкиват...

Проблемы и перспективы цифровизации рынка электронной торговли РФ

В статье рассматриваются направления развития рынка трансграничной торговли в мировой экономике. Анализируется использование новых инструментов продаж как в России, так и за рубежом.

Электронная торговля: особенности и тенденции развития

Целью исследования является анализ перспектив развития электронной торговли и основных тенденций в современном мире, где электронная торговля всё больше занимает место в жизни людей.

Тенденции интернет-маркетинга в России и за рубежом

В статье раскрываются новые тенденции в области маркетинга, описаны основные инструменты воздействия на потребителей в Российской Федерации и за рубежом. Показаны результаты оценки рекламного рынка России и перспективы его развития.

Закономерности и основные тенденции развития розничной сетевой торговли в России

В статье структурируется опыт, и рассматриваются этапы становления и развития розничных торговых сетей в России, а также основные тенденции их долгосрочного развития.

Особенности развития электронной коммерции в России

В статье анализируются основные вопросы развития электронной торговли в РФ. Выделены основные ее перспективы и проанализированы количественные показатели развития системы электронной торговли в нашей стране.

Проблемы налогообложения электронной коммерции на современном этапе

В статье рассматривается электронная коммерция как направление бизнеса в мире и России, рассказывается про преимущества и перспективы электронной коммерции. Раскрываются проблемные аспекты налогообложения Российской Федерации в области электронной ко...

Методы и инструменты продвижения книжной продукции

В статье описаны основные методы продвижения издательской продукции. Внимание автора сосредоточено изменениях, обусловленных развитием конкуренции и информационно-коммуникационных технологий.

Похожие статьи

Актуальные тенденции на российском книжном рынке

Статья посвящена изучению актуальных тенденций на российском книжном рынке. Цель представленной статьи — рассмотреть основные особенности функционирования книжного бизнеса в условиях современных реалий, а также выявить ключевые направления развития и...

Проблемы и перспективы развития интернет-торговли в России

В настоящей работе рассмотрен современный рынок интернет-торговли в Российской Федерации, приведено описание и характеристика рынка. Представлена классификация административных барьеров, а также названы причины их возникновения. Рассмотрены основные ...

Тенденции развития международных розничных торговых сетей в России в условиях глобализации экономики

В статье рассмотрены актуальные вопросы эффективности развития международных розничных торговых сетей в России, представлены основные факторы, привлекающие международные торговые сети на Российский рынок и проблемы, с которыми приходится им сталкиват...

Проблемы и перспективы цифровизации рынка электронной торговли РФ

В статье рассматриваются направления развития рынка трансграничной торговли в мировой экономике. Анализируется использование новых инструментов продаж как в России, так и за рубежом.

Электронная торговля: особенности и тенденции развития

Целью исследования является анализ перспектив развития электронной торговли и основных тенденций в современном мире, где электронная торговля всё больше занимает место в жизни людей.

Тенденции интернет-маркетинга в России и за рубежом

В статье раскрываются новые тенденции в области маркетинга, описаны основные инструменты воздействия на потребителей в Российской Федерации и за рубежом. Показаны результаты оценки рекламного рынка России и перспективы его развития.

Закономерности и основные тенденции развития розничной сетевой торговли в России

В статье структурируется опыт, и рассматриваются этапы становления и развития розничных торговых сетей в России, а также основные тенденции их долгосрочного развития.

Особенности развития электронной коммерции в России

В статье анализируются основные вопросы развития электронной торговли в РФ. Выделены основные ее перспективы и проанализированы количественные показатели развития системы электронной торговли в нашей стране.

Проблемы налогообложения электронной коммерции на современном этапе

В статье рассматривается электронная коммерция как направление бизнеса в мире и России, рассказывается про преимущества и перспективы электронной коммерции. Раскрываются проблемные аспекты налогообложения Российской Федерации в области электронной ко...

Методы и инструменты продвижения книжной продукции

В статье описаны основные методы продвижения издательской продукции. Внимание автора сосредоточено изменениях, обусловленных развитием конкуренции и информационно-коммуникационных технологий.

Задать вопрос