Анализ цифровой экономики Российской Федерации в 2018 – 2020 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 17.05.2020

Статья просмотрена: 4955 раз

Библиографическое описание:

Боркова, А. А. Анализ цифровой экономики Российской Федерации в 2018 – 2020 гг. / А. А. Боркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70174/ (дата обращения: 19.10.2024).



В данной статье рассматриваются особенности развития цифровой экономики в Российской Федерации. Проведен анализ мер, принятых для цифровизации экономики в 2018–2020гг. Выявлены слабые стороны реализации разработанной программы «Цифровая экономика».

Ключевые слова: цифровая экономика, Российская Федерация, российская экономика, мировой рынок, национальная безопасность, рост спроса.

Цифровизация обеспечивает фундаментальные преобразования во всех сферах жизни и деятельности человека. Цифровая экономика задает направления развития всех секторов экономики, возникновения новых рынков и ниш. Цифровая экономика — это деятельность по созданию, распространению и использованию цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг;

В России обеспечение распространения цифровых технологий является одной из национальных целей развития. Так Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», далее — Указ № 204 определил направления развития цифровой экономики в России.

Такая амбициозная цель достигается лишь в немногих развитых странах. Поэтому для Российской Федерации для ускоренного внедрения цифровых технологий необходимо выполнения ряда условий:

Во-первых, сферы цифровизации должны быть готовы к значительным изменениям. Необходимо коренное изменение способов организации и ведения деятельности. Это можно достичь за счет планируемого интенсивного внедрения цифровых технологий, востребованных организациями и инвесторами.

Во-вторых, в стране к моменту цифровой трансформации должен сложиться сформировавшийся сектор технологического предложения, конкурирующий с международными технологиями. Стоит отметить, что способность сектора технологического предложения на быструю адаптацию зарубежных технологических решений поможет увеличению масштабов собственной деятельности.

В-третьих, одним из основных факторов развития цифровой экономики в России — это рост спроса со стороны населения на цифровые технологии.

С 2019 года намечается рост расходов бюджета Российской Федерации на разработку «сквозных» цифровых технологий, до 2024 г. из федерального бюджета будут выделены 282 млдр. руб.

В целях стимулирования спроса граждан и бизнеса на цифровые технологии важно не ограничиваться мерами прямой финансовой поддержки, характерной для модели проектного управления. Сами по себе, в отрыве от благоприятной институциональной среды, они не принесут должного эффекта и вряд ли смогут обеспечить широкий охват частных компаний. Такая стратегия не сможет стимулировать рост спроса на цифровые технологии, особенно в условиях многолетней стагнации инновационной активности предприятий.

Россия показывает перспективные результаты по показателям развития и внедрения цифровых технологий. Так, согласно рейтингу Всемирного экономического форума, в 2018 г. Россия занимала 43-е место среди 140 стран, в том числе по направлению «Проникновение информационно-коммуникационных технологий» — 25-е место, что обеспечивается в первую очередь за счет значительной доли пользователей мобильных телефонов среди населения и широкого распространения оптоволоконного Интернета. Это говорит о том, что цифровая экономика затрагивает все сферы бизнеса.

В 2013 г. на российский рынок вышла компания Uber и был запущен первый каршеринговый сервис Anytime. Затем возникли аналогичные платформы в транспортной сфере (Gett, Belka, YouDrive, Делимобиль и др.), сферах профессиональных услуг (YouDo и др.), объявлений (Avito и др.), образования (OpenDo, Интуит), взаимного кредитования (Fingooroo, Вдолг), аренды бытовых предметов (Rentmania, Arendorium) и фриланса (Freelancer и др.). Лидеры российского рынка платформенных решений, компании Yandex и Mail.Ru, стремятся создать собственные экосистемы, способные конкурировать с такими крупнейшими компаниями, как Amazon, Apple, Facebook и др., в том числе за счет вхождения в капитал высокотехнологических стартапов.

Крупнейший российский банк Сбербанк, помимо внедрения в свою бизнес-модель новых элементов цифровой экономики, совершенствует свою экосистему за счет развития цифровых платформ электронной коммерции и совместного потребления (предоставление клиентам единого доступа ко всем платформам через мобильное приложение банка).

Российские компании имеют возможности и ресурсы для разработки и экспорта цифровых технологий будущего. Главное в этом начинании четко представлять, какой продукт создавать и для кого создавать.

Актуальность вопроса о несовершенстве подходов к обучению и переподготовке кадров для цифровой экономики подтверждается увеличивающейся потребностью в квалифицированных ИТ-специалистах. В необходимости изменения системы образования убежден новатор банковской сферы России Герман Греф. Для российской экономики тренд цифровизации связан с серьезными вызовами, так как вопросы формирования цифровой экономики становятся для России вопросами ее национальной безопасности и конкурентоспособности на мировом рынке, а также вопросами уровня и качества жизни населения России.

Отставание России по темпам и масштабам цифровизации от развитых стран может привести к тому, что она окажется в стороне от научно-технического прогресса. Это чревато следующими угрозами:

– роль России в мировой экономике будет догоняющей;

– обеспечение национальной безопасности в России будет под вопросом;

– она будет лишена перспектив инновационного развития, что существенно снизит конкурентоспособность как отдельных отечественных компаний, так и всей российской экономики на мировом рынке.

К существенным возможным отрицательным последствиям цифровизации для российской экономики и общества можно отнести:

– сокращение количества рабочих мест. Переход на новые тренды экономического развития может сопровождаться снижением числа занятых;

– появление недобросовестных пользователей новых услуг, появление которых (услуг) вызвано цифровизацией;

– цифровое мошенничество;

– пиратство и распространение вредоносного контента.

В целом влияние цифровизации определяет группы рисков, обусловленных наличием или появлением вызовов тренда цифровизации, возможных угроз, обусловленных этими вызовами, возможных отрицательных последствий цифровизации, сложностей перехода к цифровым технологиям, проблем и практического применения цифровых технологий и др.

Для снижения всех групп рисков необходима разработка программ управления ими. Внедрение этих программ вместе с другими программами управления цифровизацией на всех уровнях экономической и социальной жизни позволит воспользоваться преимуществами цифровизации и вывести национальную экономику и социальную сферу страны на должный эффективный уровень.

Преобладание малого и среднего частного бизнеса создает благоприятные условия для внедрения новых эффективных цифровых технологий, которые способствуют развитию предприятий и, соответственно, экономики региона и отрасли. Частный бизнес, чьи продукты и услуги будут востребованы на внутреннем и внешнем рынках, способны обеспечить конкурентоспособность государства на мировой арене в условиях нового технологического уклада. Задача правительства — ликвидировать барьеры и создать условия для его роста и развития. Комплекс мер поддержки со стороны государства должен включать прозрачные условия для создания и ведения бизнеса, систему налоговых льгот, меры привлечения высококвалифицированных специалистов в российские компании.

Таким образом, необходимо изменить подход к формированию задач Программы «Цифровая экономика» и контролю за ее реализацией: требуется активное участие бизнес-сообщества в формировании целевых карт развития государственной Программы, в то время как государство будет создавать условия для конкурентного развития бизнеса. Если ранее страны боролись за технологическое лидерство, сегодня наступает эпоха борьбы за информационное превосходство.

Литература:

  1. Всемирный банк (2016). Развитие цифровой экономики в России. [Электронный ресурс] (дата обращения: 17.03.2020).
  2. Земцов С. П. (2018). Потенциальная роботизация и экономика незнания в регионах России. XIX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. М.: НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс] (дата обращения: 17.03.2020).
  3. Распоряжения Правительства Российской Федерации № 1632 от 28.07.2019г. об утверждении прилагаемой программы «Цифровой экономики Российской Федерации»
  4. Комитет по цифровой экономике //РСПП [Электронный ресурс (Дата обращения: 03.05.2020).
  5. Комиссия по связи и информационно-коммуникационным технологиям // РСПП [Электронный ресурс] (Дата обращения: 03.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая экономика, Россия, Российская Федерация, российская экономика, мировой рынок, национальная безопасность, рост спроса, российский рынок, технологическое предложение, частный бизнес.


Похожие статьи

Становление и развитие фармацевтического дела в России

В статье рассмотрено формирование корпораций и их роль в развитии мировой фармацевтической промышленности. Проведен анализ структуры, состояния, динамики и тенденций развития мировой и российской фармацевтической сферы. Сформулированы преимущества, п...

Развитие фармацевтического рынка Российской Федерации в 2008–2014 годах

На основе ретроспективного анализа данных 2008–2014 гг сделаны выводы о промежуточных итогах развития фармацевтического рынка Российской Федерации с учетом реализации федеральной целевой программы развития фармацевтической и медицинской промышленност...

Банковская конкуренция в российской экономике

Проведена статистическая оценка уровня концентрации на российском рынке банковских услуг. Проанализированы основные направления развития данного отраслевого рынка, в том числе определены факторы, указывающие на укрепление монополистических тенденций ...

Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

В данной статье рассмотрены перспективы малого предпринимательства в России в соответствии с разработанной Минэкономразвития Концепцией долгосрочного социально-экономического развития малого бизнеса к 2020 году. Данные показатели Концепции предусмотр...

Современное состояние и перспективы развития факторинга в России

В данной статье проведен анализ российского рынка факторинга по состоянию на конец 2020 года, рассмотрены основные направления и тенденции развития факторинговой формы финансирования на современном этапе развития мировой экономики.

Налоговый маневр в IT-отрасли России: содержание, правовые средства, решения и проблемы

В статье автор анализирует содержание предпринятого в России налогового маневра, который является правовым средством стимулирования развития отечественной IT-отрасли. Рассматриваются ключевые изменения, внесенные в налоговое законодательство, и их эф...

Тенденции развития международных розничных торговых сетей в России в условиях глобализации экономики

В статье рассмотрены актуальные вопросы эффективности развития международных розничных торговых сетей в России, представлены основные факторы, привлекающие международные торговые сети на Российский рынок и проблемы, с которыми приходится им сталкиват...

Прямые иностранные инвестиции как фактор роста российской экономики

В статье анализируются структура прямых иностранных инвестиций, поступающих в Россию, и основные проблемы модернизации российской экономики. Представлены расчеты динамики поступлений прямых иностранных инвестиций c 2010 по 2014 год, рассчитаны показа...

Особенности развития электронной коммерции в России

В статье анализируются основные вопросы развития электронной торговли в РФ. Выделены основные ее перспективы и проанализированы количественные показатели развития системы электронной торговли в нашей стране.

Проблемы и перспективы развития строительного рынка в РФ

Рассмотрены итоги 2017 года в строительной отрасли. Осуществлена оценка перспектив развития строительного рынка в 2018 году.

Похожие статьи

Становление и развитие фармацевтического дела в России

В статье рассмотрено формирование корпораций и их роль в развитии мировой фармацевтической промышленности. Проведен анализ структуры, состояния, динамики и тенденций развития мировой и российской фармацевтической сферы. Сформулированы преимущества, п...

Развитие фармацевтического рынка Российской Федерации в 2008–2014 годах

На основе ретроспективного анализа данных 2008–2014 гг сделаны выводы о промежуточных итогах развития фармацевтического рынка Российской Федерации с учетом реализации федеральной целевой программы развития фармацевтической и медицинской промышленност...

Банковская конкуренция в российской экономике

Проведена статистическая оценка уровня концентрации на российском рынке банковских услуг. Проанализированы основные направления развития данного отраслевого рынка, в том числе определены факторы, указывающие на укрепление монополистических тенденций ...

Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

В данной статье рассмотрены перспективы малого предпринимательства в России в соответствии с разработанной Минэкономразвития Концепцией долгосрочного социально-экономического развития малого бизнеса к 2020 году. Данные показатели Концепции предусмотр...

Современное состояние и перспективы развития факторинга в России

В данной статье проведен анализ российского рынка факторинга по состоянию на конец 2020 года, рассмотрены основные направления и тенденции развития факторинговой формы финансирования на современном этапе развития мировой экономики.

Налоговый маневр в IT-отрасли России: содержание, правовые средства, решения и проблемы

В статье автор анализирует содержание предпринятого в России налогового маневра, который является правовым средством стимулирования развития отечественной IT-отрасли. Рассматриваются ключевые изменения, внесенные в налоговое законодательство, и их эф...

Тенденции развития международных розничных торговых сетей в России в условиях глобализации экономики

В статье рассмотрены актуальные вопросы эффективности развития международных розничных торговых сетей в России, представлены основные факторы, привлекающие международные торговые сети на Российский рынок и проблемы, с которыми приходится им сталкиват...

Прямые иностранные инвестиции как фактор роста российской экономики

В статье анализируются структура прямых иностранных инвестиций, поступающих в Россию, и основные проблемы модернизации российской экономики. Представлены расчеты динамики поступлений прямых иностранных инвестиций c 2010 по 2014 год, рассчитаны показа...

Особенности развития электронной коммерции в России

В статье анализируются основные вопросы развития электронной торговли в РФ. Выделены основные ее перспективы и проанализированы количественные показатели развития системы электронной торговли в нашей стране.

Проблемы и перспективы развития строительного рынка в РФ

Рассмотрены итоги 2017 года в строительной отрасли. Осуществлена оценка перспектив развития строительного рынка в 2018 году.

Задать вопрос