Понятие и сущность компетенции «финансовая грамотность» руководителя образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 29.01.2022

Статья просмотрена: 545 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Е. В. Понятие и сущность компетенции «финансовая грамотность» руководителя образовательной организации / Е. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 339-346. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88405/ (дата обращения: 18.11.2024).



Научная работа и педагогическая практика, рассматриваемая в настоящей статье, заключена в формировании у руководителя образовательной организаций компетенции «финансовая грамотность» посредством прохождения образовательной программы, формируемой тремя основными модулями: законы, финансы и предпринимательство. В основе эксперимента — синтез коммерческого и муниципального опыта управления организацией, профессиональное поведение и финансовые привычки управленца.

Ключевые слова : компетенция финансовая грамотность, руководитель образовательной организации, управление ресурсами, основы предпринимательства, алгоритм фандрайзинг.

The scientific work and pedagogical practice considered in this article lies in the formation of the competence of the head of educational organizations «financial literacy» through the passage of an educational program formed by three main modules: laws, finance and entrepreneurship. The experiment is based on the synthesis of commercial and municipal experience in managing an organization, professional behavior and financial habits of a manager.

Keywords: competence financial literacy, head of an educational organization, resource management, basics of entrepreneurship, fundraising algorithm.

Актуальность и социальная значимость исследования. Соответствие системы образования требованиям инновационного развития экономики и потребностям общества возможно, в том числе, посредством модернизации существующей структуры, повышая при этом практическую инвестиционную привлекательность отрасли, что обусловливает необходимость повышения качества образовательного менеджмента, особенно в отношении финансового управления.

Новые финансовые механизмы функционирования образовательных организаций и государственной поддержки, в частности введение нормативного подушевого финансирования, сформировали отличную модель обеспечения, в которой образовательная организация вынуждена функционировать в условиях управления результатами.

Возникла потребность в альтернативных источниках финансирования.

Вместе с тем разнообразие используемых финансовых инструментов и технологий образовательной организацией напрямую способствует формированию ее материального фундамента и обеспечивает реализацию заложенной в ее развитии стратегии.

В законе ФЗ N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) мы отмечаем изменения структуры и сферы экономического влияния образовательных организаций. Глава 13, больше не дает конкретики, а лишь обозначает направления. Возможностей у образовательных организаций в части осуществления деятельности, результатом которой будет получение дополнительных доходов, становится значительно больше и каскадным эффектом вслед описанным изменениям становится выдвижение на передний план навыка финансового менеджмента, предполагающего умение подготовить и реализовать план финансово-хозяйственной деятельности.

Департамент регионального развития Российской Федерации обозначил приоритетным вектор развития профессиональных кадров, качество которых определяет уровень конкурентоспособности инновационной экономики.

Однако, проведенные собственные опросы свидетельствуют о недостаточной компетентности руководителей образовательных организаций в вопросах финансового менеджмента — 11 % из 668 нацелены самостоятельно справляться с задачами обновления и расширения источников финансирования.

Степень разработанности проблемы. В психолого-педагогической практике уже имеется определенная теоретико-методологическая база для научной разработки исследуемой проблемы, но в подавляющем большинстве ученые (М. М. Ткачева О. Н., Жаданова С. Н., Варакина Е. А., Ефимова О. В., Асмолов Л. М., Чечель И. Д., Вальдман И. А., Башкина Г. В., Мусарский М. М.) не выделяют финансовую составляющую из экономической.

Кроме того, в методиках преподавания дисциплин курсов повышения квалификации отсутствуют прикладные инструменты, обучающие выходу из кризиса или раскрывающие механизм поиска источников финансирования, и в целом традиционная система дополнительного профессионального образования не ставит целью достижения финансовой компетентности управленческих кадров как результата образовательного процесса.

Релевантность и недостаточная отработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Формирование компетенции «финансовая грамотность» у руководителей образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования».

Сегодня необходимость введения выше озвученной компетенции дополнительно обусловлена разработкой и утверждением 19 апреля 2021 «Проекта профессионального стандарта для руководителей».

С одной стороны, Стратегия РФ, указывающая на недостаток образовательных программ и квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности, с другой — статистика неудач начинающих бизнесов, свидетельствующая о слабом управлении и неверной финансово-хозяйственной политике. Вывод: причина финансовых проблем образовательных организаций не в самом недостатке финансовых ресурсов, а в незнании технологий ресурсного управления либо в неумелом их использовании, что говорит об острой потребности руководителей образовательных организаций в освоении инструментов финансового менеджмента.

В своем исследовании мы придерживаемся толкований, предложенных А. Гридиным, характеризующим компетенцию, как «определённую характеристику личности, необходимая для выполнения определённых работ и позволяющая её обладателю получать необходимые результаты работы», а компетентность, как «уже сформированную способность индивидуума».

Финансовая грамотность представляет собой союз двух основ — это финансы и грамотность.

Традиционно, грамотность — это способность читать и писать.

Грамотное поколение оставляет своим потомкам наследие, формируемое научными открытиями, а также шедеврами литературы и поэзии. В мировой истории наиболее заметным и грандиозными были и есть классики русской литературы — Толстой, Достоевский, Чехов, произведения которых по сей день представляют собой хрестоматию, учебники совести и глубоких знаний.

Научные свидетельства влияния грамотности народа страны на его благосостояние говорят о неизбежном снижении мотивации к обучению у человека при снижении его уровня жизни и обратно — бедность народа поддерживает его неграмотность.

«Безграмотный человек стоит вне политики, … его сначала надо научить азбуке», — отмечал В. И. Ленин.

Другая основа — это финансы.

Объем финансов или денег характеризует платежеспособность человека или организации, а способность зарабатывать или создавать денежный ресурс служит показателем их финансовой стабильности. Если доходы преобладают над расходами, то появляется возможность инвестировать, а когда наоборот, то запускается механизм поиска недостающего ресурса.

Объединяя вышеописанное, финансовая грамотность — это знания и способности в области финансов, которые дают возможность как следует разобраться в рыночной ситуации и принять эффективное решение, т. е. финансовое поведение гражданина.

В мировом опыте необходимость повышения уровня финансовой грамотности граждан породило разнообразие форм национальных стратегий. В России внимание к финансовому образованию набирает темп последнее десятилетие и научные разработки касаются в большей степени социально незащищенных групп населения.

Между тем, рассуждая о финансовой компетентности, важно отметить, что финансы — это подмножество экономики, она раскрывается иначе.

На наш взгляд, прежде чем рассуждать о наличии (отсутствии) финансовой компетентности важно обнаружить понимание языка финансов, т. е. финансовую грамотность.

Роберт Кийосаки, американский предприниматель, инвестор, называет неграмотностью непонимание как слов, так и цифр. Именно в неграмотности он видит причину финансовых трудностей, считая главной ошибкой не само по себе непонимание финансового термина, а использование этого ошибочного представления в момент принятия финансовых решений.

Научный эксперимент был осуществлен накафедре управления и профессионального образования ГАУ ДПО ИРО РБ города Уфы, кворум опрашиваемых составили руководители и заместители руководителей образовательных организаций, проходивших в институте профессиональную переподготовку, а также, на этапе сбора информации и первичных замеров существующего уровня финансовой грамотности, в анкетировании и семинарах принимали участия коллективы педагогов общеобразовательных школ города Уфы № 156, 124, 69.

Период исследования с 2016 по 2021 гг.

Констатирующий эксперимент был нацелен на выявление вопроса: «На сколько язык финансов понятен руководителю образовательной организации?»

Тестирование выявило, что более 85 % финансовых определений были не распознаны.

Приводим пример результата одного онлайн-тестирования.

Здравствуйте!

Ознакомьтесь с результатами теста «Тест».

Фамилия Имя Отчество:

Шамсутдинова

Дата/Время:

17 июня 2019 г. 12:24

Вопросов отвечено:

4 / 10

Набрано баллов:

4 / 10 (40 %)

Проходной балл:

8 (80 %)

Затрачено времени:

7 мин 05 сек

Результат

Не пройден

Вопрос 1 Верно

Баллы: 1/1

Дайте определение «Образовательной Организации»:

Отметьте 1 вариант ответа.

Ответ пользователя

Правильный ответ

V Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности;

Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности;

Обратная связь: Вы ответили верно.

Вопрос 2 Верно

Баллы: 1/1

Разрешает ли Закон РФ заниматься предпринимательской деятельностью образовательным организациям:

Отметьте 1 вариант ответа.

Ответ пользователя

Правильный ответ

V Да, разрешает, в соответствии с главой 13 Закона об образовании 273-ФЗ от 29.12.2012;

Да, разрешает, в соответствии с главой 13 Закона об образовании 273-ФЗ от 29.12.2012;

Обратная связь: Вы ответили верно.

Вопрос 3 Верно

Баллы: 1/1

Назовите основные разделы структуры бухгалтерского баланса:

Отметьте 1 вариант ответа.

Ответ пользователя

Правильный ответ

V По своему строению баланс представляет собой двустороннюю таблицу. Актив баланса, который состоит из двух разделов: Внеоборотные активы и Оборотные активы. Пассив баланса, который включает в себя три раздела: Капитал; Долгосрочные обязательства; Краткосрочные обязательства;

По своему строению баланс представляет собой двустороннюю таблицу. Актив баланса, который состоит из двух разделов: Внеоборотные активы и Оборотные активы. Пассив баланса, который включает в себя три раздела: Капитал; Долгосрочные обязательства; Краткосрочные обязательства;

Обратная связь: Вы ответили верно.

Вопрос 4 Верно

Баллы: 1/1

Кредит это:

Отметьте 1 вариант ответа.

Ответ пользователя

Правильный ответ

V Предоставление банком или кредитной организацией денег заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, по которому заемщик обязан возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней;

Предоставление банком или кредитной организацией денег заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, по которому заемщик обязан возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней;

Обратная связь: Вы ответили верно

Вопрос 5 Неверно

Баллы: 0/1

Перечислите основные принципы кредитования:

Отметьте все правильные варианты ответа.

Ответ пользователя

Правильный ответ

V Принцип предоставления гарантий и обеспечения;

Принцип предоставления гарантий и обеспечения;

V Принцип доходности;

Принцип доходности;

V

Принципы срочности и возвратности;

Обратная связь: Вы ответили неверно.

Вопрос 6 Неверно

Баллы: 0/1

Что такое образовательный кредит и кто его может получить?

Отметьте 1 вариант ответа.

Ответ пользователя

Правильный ответ

V Образовательные кредиты предоставляются образовательными организациями гражданам, поступившим в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по соответствующим образовательным программам, и являются целевыми;

Образовательные кредиты предоставляются банками и иными кредитными организациями гражданам, поступившим в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по соответствующим образовательным программам, и являются целевыми;

Обратная связь: Вы ответили неверно.

Вопрос 7 Неверно

Баллы: 0/1

Целевые кредиты — это:

Отметьте все правильные варианты ответа.

Ответ пользователя

Правильный ответ

V На неотложные нужды;

Товарный;

V На покупку дома;

На покупку дома;

V Лизинг;

Лизинг;

Обратная связь: Вы ответили неверно.

Вопрос 8 Неверно

Баллы: 0/1

Отметьте, ведение каких документов необходимо в рамках предоставления платных образовательных услуг:

Отметьте все правильные варианты ответа.

Ответ пользователя

Правильный ответ

V Программа;

Программа;

V Приказ об организации платной программы;

Приказ об организации платной программы;

V Заявление ученика;

Заявление ученика;

V Лицензия на оказание платных услуг;

Лицензия на оказание платных услуг;

V Договор с арендодателем;

Обратная связь: Вы ответили неверно.

Вопрос 9 Неверно

Баллы: 0/1

Дайте определение социальному партнерству — это

Отметьте 1 вариант ответа.

Ответ пользователя

Правильный ответ

V это деятельность нескольких сторон, благодаря которой все участники получают определенную выгоду;

система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве;

Обратная связь: Вы ответили неверно.

Вопрос 10 Неверно

Баллы: 0/1

Дайте определение гранту:

Отметьте 1 вариант ответа.

Ответ пользователя

Правильный ответ

V оказание безвозмездной финансовой и (или) материальной помощи (поддержки) юридическими и физическими лицами при осуществлении научной, исследовательской, культурной деятельности на условиях безвозвратности и свободы выбора ее целей;

Денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями;

Обратная связь: Вы ответили неверно.

Исследование опиралось на изучение существующих концептуальных подходов отечественной и зарубежной теории и практики, уточнялась сущность компетенции «финансовая грамотность, ее характеристика.

Критериями сформированности финансовой компетенции мы определили:

– понимание языка финансов (слов и цифр финансовой документации);

– усвоенность финансово-правовых аспектов управления образованием;

– овладение инструментами финансового управления (разработка стратегии, бизнес-планирование, фандрайзинг);

– сформированность приоритетов управленческой деятельности и мотивации на самостоятельный поиск альтернативных источников финансирования;

– сформированность личностных качеств (ответственность и стремление к профессиональному росту).

Формирование компетенции мы видим в последовательном прохождении обучающимися следующих этапов :

– Осознание собственной некомпетентности посредством анкетирования или тестирования с мгновенной обработкой результатов;

– Формирование финансового словарного запаса, изучение финансовых услуг и инструментов, а также технологий предпринимательского финансового управления;

– Формирование навыка ресурсного управления: обучение алгоритму поиска дополнительных источников финансирования образовательной организации

– Обучение финансово грамотному поведению через формирование полезных привычек;

– Закрепление на практики полученных знаний и навыков.

Далее, раскрываем ход и логику реализации этапов формирования компетенции «финансовая грамотность».

На этапе формирования финансового словарного запаса был составлен базовый словарь финансовых терминов и разработана образовательная программа формируемая тремя основными блоками (модулями):

– законодательная основа и национальная экономическая политика в системе общего образования Российской Федерации и Республики Башкортостан;

– основополагающие финансовые знания: кредиты, инвестиции, страхование и прочие элементы, заполненные множеством финансовых услуг, инструментов технологий и методик;

основы предпринимательства : целеполагание, мотивация и финансовое планирование.

Последний является исключительным авторским подходом, выраженным в синтезе предпринимательского и муниципального способа управления ресурсами.

Этап формирования финансово-грамотного поведения образовательного модуля реализуется посредством прививания руководителям образовательных организаций полезных финансовых стереотипов. По нашей гипотезе, сформировав подобные паттерны в своем поведении, руководители образовательных организаций смогут добиться материальных успехов.

Таким образом, регулярное и методичное выполнение инструкции зарождает цикл: фиксирование, анализ, планирование.

Этап формирование навыка ресурсного управления главным образом был сосредоточен на раскрытии секретов поиска дополнительного источника дохода — на алгоритме фандрайзинга разработанном нами в процессе исследования.

Подробное описание алгоритма представлено в книге автора «В школе как в бизнесе: 20 шагов к процветанию».

Успешному завершению образовательного процесса способствует этап закрепления на практики полученных знаний и навыков посредством проведения индивидуальных консультаций и разработки индивидуального плана развития (ИПР).

Раскрывая научную новизну исследования, называем два аспекта:

Во-первых, выведено собственное определение компетенции «финансовая грамотность» руководителя образовательной организации. Мы определили понятие компетенция «финансовая грамотность» руководителя образовательной организации , как совокупность знаний, навыков и стратегии профессионального поведения в области финансов, выражающуюся во владении финансовым языком, умении разработать стратегию развития образовательной организации и реализовать ее посредством составления финансового плана и определения источников финансирования .

Во-вторых, исключительность предлагаемого подхода к формированию финансовой компетенции у руководителей образовательных организаций состоит в дополнении содержания дисциплины предпринимательским опытом и пошаговым механизмом поиска альтернативных источников финансирования — алгоритмом фандрайзинга.

Результаты. Экспериментальная работа по исследованию эффективности комплекса педагогических условий формирования финансовой грамотности в целом принесла положительные результаты: реализованы программы практико-ориентированных семинаров «Механизмы повышения качества образования в школах с низкими результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях» и «Антикризисное управление школой»; в режиме онлайн доступна активная ссылка на тест — проверка знаний в области финансов на официальном сайте Института развития образования РБ: https://irorb.ru/kafedry/kafedra-upravleniya-i-professionalnogo-obrazovaniya/

Основным диагностическим инструментом, выявляющим сформированность финансовой компетенции стала разработанная нами система тестов и кейсов.

Динамика количественных результатов тестирования на примере экспериментальной группы 21–01–2018 отражена в таблице 1.

Таблица 1

Показатели входного и выходного тестирования группы 21–01–2018

Обучаемые

21–01–2018

Результаты тестирования до обучения

Результаты тестирования после обучения

Кол-во верных ответов

% %

(t) время затрач. на ответы, мин

Кол-во верных ответов

% %

(t) время затрач. на ответы, мин

Барышникова

5

50

6,58

7

70

7,48

Батталова

5

50

8,52

7

70

4,27

Вальщиков

5

50

4,57

7

70

7,42

Данилкина

4

40

12,47

5

50

2,56

Гаиткулова

4

40

24,06

5

50

5,25

Денейко

4

40

3,06

7

70

4,4

Дунина

3

30

4,39

6

60

15,22

Залилова

6

60

6,16

10

100

2,11

Исмагилов

4

40

6,18

10

100

4,22

Кашаева

2

20

11,06

8

80

7,52

Мавлютова

3

30

4,37

5

50

5,11

Маликов

5

50

3,54

6

60

5,57

Федорова

3

30

5,13

7

70

6,51

Морозов

3

30

5,15

7

70

5,38

Муллабаева

2

20

5,56

5

50

4,12

Общее

58

580

110,8

102

1020

87,14

Среднее

3,86

38,66

7,38

6,8

68

5,8

Формирование у руководителя образовательной организации финансовой компетентности подтверждают количественные результаты опытно-экспериментальной работы, в частности:

– Повышение среднего балла результатов тестирования с 3,86 до 6,8

– Сокращение среднего интервала времени, затраченного на ответы тестирования с 7,38 до 5,8 минут.

Резюме и выводы. Обзор современных парадигм продемонстрировали недостаточную изученность проблемы и одновременно ее высокую актуальность. Мы полагаем также, что значение финансового образования будет только возрастать.

Знания законодательной базы осуществления предпринимательской деятельности внутри образовательной снимают барьеры и страхи руководителя образовательной организации, а дисциплина и системность в вопросах финансового поведения формируют полезные профессиональные навыки.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
  2. Приказ от 19 апреля 2021 года N 250н Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)"
  3. Кузнецова Е. В. Алгоритм поиска альтернативных источников финансирования образовательных организаций. Образование: традиции и инновации. 2021 № 3(34). С.56–61
  4. Хамзина Е. В. В школе как в бизнесе: 20 шагов к процветанию. / Уфа: Астарта, 2020. -168с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, обратная связь, ответ пользователя, правильный ответ, финансовая грамотность, вариант ответа, балл, образовательная деятельность, финансовая компетентность, ресурсное управление.


Ключевые слова

управление ресурсами, руководитель образовательной организации, компетенция финансовая грамотность, основы предпринимательства, алгоритм фандрайзинг

Похожие статьи

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Особенности работы педагога в дистанционном формате

Данная статья подробно исследует особенности выполнения профессиональных обязанностей педагогическими работниками в условиях реализации дистанционной формы обучения. В частности, в ней рассматриваются такие аспекты, как необходимость овладения навыка...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации. На основе анализа современных достижений теории и практики авторами пр...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Педагогические условия формирования способности студентов к сотрудничеству

Статья указывает на необходимость подготовки студентов вузов к новой образовательной деятельности, связанной с процедурами взаимодействия. Так же раскрывает определение термина «сотрудничество», «педагогика сотрудничества». В статье выделены условия ...

Развитие этической культуры менеджера в системе профессионального образования

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры менеджеров. Успех в бизнесе и предпринимательской деятельности во многом определяется нравственностью. Положение Протагора «Человек — мера всех вещей» наиболее актуально в современную эпох...

Формы и методы сотрудничества образовательной организации и семьи на разных ступенях обучения

В статье говорится о формах, методах и методиках управления и взаимодействия различного типа образовательных организаций и семьи. В статье так же рассматриваются инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов, обеспечивающие формирование со...

К вопросу педагогического моделирования организации самостоятельной работы бакалавров

Статья посвящена вопросам педагогического моделирования организации самостоятельной работы бакалавров (на примере бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» (далее «ГМУ»)). Автор раскрывает задачи, лозунги, форм...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и деонтология медицинского работника» как инновационный продукт

В статье представлен педагогический опыт создания инновационного продукта — учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и деонтология медицинского работника», представлены цели, задачи и сравнительная характеристика с аналогичным продуктом, опи...

Похожие статьи

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Особенности работы педагога в дистанционном формате

Данная статья подробно исследует особенности выполнения профессиональных обязанностей педагогическими работниками в условиях реализации дистанционной формы обучения. В частности, в ней рассматриваются такие аспекты, как необходимость овладения навыка...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации. На основе анализа современных достижений теории и практики авторами пр...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Педагогические условия формирования способности студентов к сотрудничеству

Статья указывает на необходимость подготовки студентов вузов к новой образовательной деятельности, связанной с процедурами взаимодействия. Так же раскрывает определение термина «сотрудничество», «педагогика сотрудничества». В статье выделены условия ...

Развитие этической культуры менеджера в системе профессионального образования

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры менеджеров. Успех в бизнесе и предпринимательской деятельности во многом определяется нравственностью. Положение Протагора «Человек — мера всех вещей» наиболее актуально в современную эпох...

Формы и методы сотрудничества образовательной организации и семьи на разных ступенях обучения

В статье говорится о формах, методах и методиках управления и взаимодействия различного типа образовательных организаций и семьи. В статье так же рассматриваются инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов, обеспечивающие формирование со...

К вопросу педагогического моделирования организации самостоятельной работы бакалавров

Статья посвящена вопросам педагогического моделирования организации самостоятельной работы бакалавров (на примере бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» (далее «ГМУ»)). Автор раскрывает задачи, лозунги, форм...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и деонтология медицинского работника» как инновационный продукт

В статье представлен педагогический опыт создания инновационного продукта — учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и деонтология медицинского работника», представлены цели, задачи и сравнительная характеристика с аналогичным продуктом, опи...

Задать вопрос