В статье представлены сущность и основные ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации. На основе анализа современных достижений теории и практики авторами представлена программа «Культура педагогического взаимодействия современного руководителя образовательной организации», которая предусматривает освоение слушателями следующих модулей: первый теоретический модуль «Основы культуры педагогического взаимодействия руководителя образовательной организации», второй практический модуль «Совершенствование культуры педагогического взаимодействия у руководителей посредством современных технологий».
Ключевые слова: педагогическая технология, культура педагогического взаимодействия, руководитель, образовательная организация.
Культура педагогического взаимодействия руководителя образовательной организации это один из важных компонентов профессионально-педагогической культуры современного управленца, включающий духовные, умственные и творческие возможности, деловые и личностные черты и качества личности, позволяющих ему эффективно и результативно выстраивать деловые, партнерские, конструктивные и иные отношения с учетом специфики совей профессиональной деятельности [1–10].
Культура педагогического взаимодействия как часть личной культуры в наибольшей степени отражает ценностно-целевые ориентиры и потребности современного образования, которые касаются способов управленческой и творческой педагогической деятельности, обеспечивающее решение тактических и ближайших задач. Необходимо особо отметить, что взаимодействие в современных социокультурных условиях по содержанию становится интегрированным, а традиционные формы взаимодействия дополняются инновационными, интерактивными и дистанционными и пр. Педагогическое взаимодействие рассматривается многопланово. Приведем несколько примеров с учетом заваленной темы: важное средство и способ успешного решения профессиональных задач и достижения результатов в соответствии с поставленными задачами; связь субъектов образования или сотрудников образовательной организации, содействующая их количественно-качественным изменениям и, которая детерминирована или опосредована образовательной ситуацией, социально-психологическими или социально-педагогическими процессами; сложный процесс, включающий комплекс взаимозависимых воспитательных, дидактических и социально-педагогических взаимодействий, обусловленный спецификой образовательной или управленческой деятельности; согласованная деятельность двух субъектов как участников образовательных отношений по достижению совместных целей и результатов; контакты руководителя с коллегами, подчиненными, родителями или ребенком (преднамеренные или непреднамеренные, прямые или косвенные, длительные или временные), включающие два основных и взаимообусловленных компонента — педагогическое воздействие и ответная реакция, выраженная в активном восприятии, эмоциональном переживании, поступках и пр.; личностный контакт нескольких субъектов (частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный), приводящий к взаимным изменениям их поведения, деятельности, отношений или установок и т. д. [1–10].
Педагогическое взаимодействие присутствует во многих видах профессиональной деятельности и играет важную роль в общении, деловых и партнерских отношениях, решении профессиональных задач, а также обеспечивает качество работы образовательной организации и имеет свои особенности в работе руководителей.
О сформированности культуры педагогического взаимодействия у руководителя можно судить по следующим критериям:
1. Сформированость основных структурных компонентов культуры педагогического взаимодействия: когнитивный ( наличиезнаний у руководителя о современных методах организации и управлении образовательной организацией или коллективом, лучших практиках осуществления педагогического взаимодействия, понимание изменчивости образования с учетом независимых и индивидуальных причин, широкий кругозор и компетентность руководителя по вопросам этики взаимоотношений и норм поведения в различных ситуациях и пр.); ценностно-смысловой или аксиологический (целевые установки на гуманистические ценности и нормы сотрудничества при проектировании и реализации взаимодействия с различными участниками образовательных отношений и пр.; понимание ценности совместной деятельности и своей ответственности при реализации разных форм взаимодействия; наличие у руководителя образовательной организации ценностных ориентиров, направленных на профессиональное развитие и саморазвитие и пр.); эмоционально-волевой (способность понимать переживания других, умение искренне проявлять сорадость или сопереживание в процессе межличностных отношений, способность к самообладанию, желание и готовность выражать солидарность и согласие и пр.); оценочно-рефлексивный (способность к самонаблюдению и оценке качества взаимодействия; умение проявлять гибкость в принятии решений с учетом конкретной ситуации и состояния участников взаимодействия и пр.); потребностно-мотивационный (потребность во взаимно доброжелательных, открытых и конструктивных действиях по отношению к участникам взаимодействия, в конструктивном разрешении противоречий, положительная установка для взаимодействующих сторон на совместную работу и пр.); праксиологический (стремление руководителя помогать участникам взаимодействия, совершенствовать их интеллектуально-познавательные умения, профессиональные компетенции, саморазвитие и поддержание хорошей психологической атмосферы в коллективе и пр.); операционально — деятельностный или технологический компонент включает комплекс взаимосвязанных показателей. Остановимся на них более подробно: готовность осуществлять взаимодействие с разными участниками в системах «личность — личность», «руководитель — коллектив» и пр.; способность успешно использовать наглядно-информационные формы педагогического взаимодействия (сбор, обработку и использование данных об участниках образовательных отношений, своих подчиненных и пр.), мониторить качество работы и проблемы в профессиональной деятельности своих подчиненных и пр.; способность успешно использовать досуговые формы организации взаимодействия, которые нацелены на установление теплых, доверительных и иногда и неформальных отношений, важных для налаживания социально-педагогического партнерства, сотрудничества и пр.; способность успешно использовать нетрадиционные формы взаимодействия, построенные по принципу диалога и партнерства, усиления межличностного взаимодействия и привлечение их внимание к важным проблемам образовательной организации; готовность и умение использовать разные типы взаимодействия (поддерживающее, компромиссное, однонаправленное содействие, сотрудничество, деловое, а также взаимодействие на уровне личных отношений и в форме неформального диалога); способность осуществлять конструктивное взаимодействие, позволяющее создавать благоприятный психологический климат среди подчинённых, поддерживать активность, интерес и желание участвовать всех субъектов взаимодействия в определенной деятельности, достигать поставленных целей, обеспечивать удовлетворенность участвующих сторон процессом и результатами совместной деятельности, удерживать оптимальное соотношение приложенных усилий и полученных результатов и пр. [4–8; 10].
Важное и безусловно во многом определяющие результаты и процесс педагогического взаимодействия играют качества руководителя:
— деловые качества(инициативность и способность быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении управленческих задач; способность видеть положительные стороны и недостатки в деятельности сотрудников; способность находить каждому работнику наилучше применение; способность устанавливать справедливую меру воздействия; умение доводить дело до конца и требовать этого от других; чувство ответственности и пр.).
— личностные социально-значимые качества (гуманизм как уважительное отношение к каждому субъекту взаимодействия, ориентация на его личное достоинство, вера в его способность к совершенствованию; патриотизм; справедливость; великодушие, оптимизм, доброжелательность при взаимодействии с людьми; готовность понимать индивидуальные особенности участников взаимодействия и выстраивать линию поведения с их учетом; способность замечать и отмечать положительное в работе субъектов взаимодействия и пр.).
Огромное влияние на выбор стратегии и типа взаимодействия влияет этика руководителя, которую с учетом заявленной темы следует рассматривать как: этику отношений руководителя к своему труду и процессу педагогического взаимодействия (понимание специфики своей профессии и сущности педагогического взаимодействия; способность осознавать и нести ответственность за свои слова, действия и их последствия; умение проявлять гибкость собственного мышления при взаимодействии и пр.);этику отношений в педагогическом и научном сообществе в системах «руководитель-коллега», «руководитель-подчиненный» и пр.(интерес и уважение к участникам педагогического взаимодействия; осознание правомерности плюрализма мнений при взаимодействии; способность слушать и слышать участников взаимодействия; умение сочетать монолог и диалог при взаимодействии; открытость новому и толерантность к иным точкам зрения; стремление и умение при взаимодействии адекватно интерпретировать полученную информацию; готовность к преодолению препятствий при взаимодействии); этика служебных отношений в коллективе (приоритет использования норм делового общения и служебной этики с учетом специфики своей деятельности; терпимость к недостаткам, вредным привычкам участников взаимодействия, к раздражающим и иным взглядам или убеждениям; стремление к взаимопониманию и желание понять других; способность к сочувствию и сопереживанию; готовность соблюдать базовые принципы и нормы руководства коллективом (вежливость, приветливость, предупредительность, тактичность, корректность, справедливость и пр.) [2–3; 8–10].
Управленческая культура и педагогическая техника руководителя во многом определяют эффективность и результаты взаимодействия, поскольку включает базовые для такого рода деятельности компетенции:умение управлять собой и обладать социально-перцептивными способностями (способность к наблюдательности, избирательность восприятия, сензитивность и пр.) и управлять своими эмоциями или настроением, использовать выразительность мимики и жестов; умение организовать работу в команде и делегировать полномочия; умение управлять другими при организации определенной деятельности; умение взаимодействовать, подавать информацию и пр.; речевое мастерство и умение выбрать стилистически уместный вариант, (выразительно и доходчиво изложить мысль, грамматическая правильность речи, логика изложения, лексическое богатство, владение техникой речи и разнообразными элементами невербального общения и пр.); аккуратность, умение одеваться к случаю и пр.); умение руководствоваться нормами, принятыми в обществе, педагогической среде и в конкретном образовательном учреждении и пр.; готовность применять разнообразные и эффективные демократические методы принятия управленческих решений в условиях дефицита времени; готовность применять конструктивные и разнообразные способы разрешения конфликтов; умение слушать и слышать собеседника, корректно и грамотно задавить вопросы; адекватно передавать свое отношение по поводу чего-либо и пр. [2–3; 8–10].
В целях повышения уровня культуры педагогического взаимодействия среди руководителей образовательных учреждений можно использовать дополнительную образовательную программу «Культура педагогического взаимодействия руководителя образовательной организации», которая рассчитана на 72 часа.
В процессе реализации программы предусмотрено освоение слушателями двух модулей. Первый модуль «Основы культуры педагогического взаимодействия руководителя образовательной организации» содержит теоретический материал по следующим темам («Педагогика взаимодействия: актуальные вопросы и современные подходы к вопросам педагогического взаимодействия», «Культура педагогического взаимодействия руководителя как важная часть культуры личности»; «Особенности проявления культуры педагогического взаимодействия руководителя образовательной организации в основных видах его деятельности»; «Основные структурные компоненты культуры личности современного руководителя образовательной организации».
Второй модуль «Совершенствование культуры педагогического взаимодействия посредством современных технологий» предполагает проведение следующих практических занятий: «Совершенствование у руководителя образовательной организации навыков осуществления прямого и косвенного взаимодействия»; «Совершенствование у руководителя образовательной организации навыков делового взаимодействия»; «Совершенствование у руководителя образовательной организации навыков взаимодействие на уровне личных отношений и в форме неформального диалога»; «Совершенствование навыков использования наглядно-информационных форм педагогического взаимодействия»; «Совершенствование у руководителя образовательной организации навыков использования досуговых и нетрадиционных форм педагогического взаимодействия»; «Совершенствование у руководителя навыков использования удаленных форм педагогического взаимодействия» и пр.
Для создания условий и возможностей совершенствования культуры педагогического взаимодействия среди руководителей образовательных организаций в программу включены разнообразные мероприятия, имитирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности и педагогического взаимодействия слушателей с применением современных образовательных технологий, таких как деловая игра, педагогическая мастерская, анализ инцидентов, баскет-метод, видеоуроки, тренинги и пр.
Итак, культура педагогического взаимодействия является основой успешной профессиональной деятельности современных руководителей образовательных организаций, важным слагаемым общей культуры личности каждого из них и показателем их профессионализма. В качестве ключевых ценностно-целевых ориентиров ее формирования следует выделить: сформированность когнитивного, ценностно-смыслового, эмоционально-волевого, оценочно-рефлексивного, потребностно-мотивационного, праксиологического и операционально-деятельностного компонентов культуры педагогического взаимодействия; владение педагогической техникой и этикой руководителя; сформированность управленческой культуры, наличие деловых и личностных качеств пр.
Литература:
- Гущина, Л. И. Диагностика проблем педагогического взаимодействия в современной школе / Л. И. Гущина. — Текст: электронный // Известия РГПУ имени А. И. Герцена. — 2007. — № 32. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-problem-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 18.01.2023).
- Домикова, А. И. Стиль руководства образовательной организации / А. И. Домикова. — Текст: непосредственный // Актуальные исследования. — 2020. — № 7 (10). — С. 65–68.
- Жулева, М. И. Деловая педагогическая коммуникация в образовательном пространстве / М. И. Жулева. — Текст: непосредственный // Язык. Культура. личность: материалы Всероссийской с международным участием научной конференции молодых ученых, Самара, 16 декабря 2021 года. — Самара: ООО «Научно-технический центр», 2022. — С. 256–264.
- Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ф. Исаев. — Москва: Издательский центр «Академия», 2012. — 208 с. — Текст: непосредственный.
- Кондрашова Н. В. Современные подходы к формированию культуры педагогического взаимодействия у педагога дошкольного и начального образования в условиях постиндустриального общества / Н. В. Кондрашова, Г. А. Шулугина // Гуманитарные науки и образование. — 2020. — № 2 (42). — С. 54–61. — Текст: непосредственный.
- Кондрашова, Н. В. Ценностно-целевые ориентиры подготовки педагогов дошкольного и начального образования к взаимодействию с детьми младшего возраста и их родителями / Н. В. Кондрашова // Гуманитарные науки и образование. –2020. — № 4. — С. 43–49. — Текст: непосредственный.
- Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для вузов / А. П. Панфилова, А. В. Долматов; под редакцией А. П. Панфиловой. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 487 с. Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488992 (дата обращения: 18.01.2023).
- Рублева, Ю. Ю. Сущность педагогического взаимодействия как фактора развития всех участников воспитательно-образовательного процесса / Ю. Ю. Рублева. — Текст: электронный // Интернет-журнал «Мир науки». — 2016. –№ 3. — Том 4. — URL: http://mir-nauki.com/PDF/43PDMN316.pdf (дата обращения: 18.01.2023).
- Скляр, Н. А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности: учебное пособие / Н. А. Скляр, Е. А. Васильева. — Великие Луки: ВЛГАФК, 2020. — 292 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151136 (дата обращения: 18.01.2023).
- Чекушкина, Е. Н. Профессиональная этика: учебно-методическое пособие / Е. Н. Чекушкина. — Саранск: МГПИ имени М. Е. Евсевьева, 2020. — 133 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/163528 (дата обращения: 18.01.2023).