Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 22.01.2023

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Яшкина, К. Н. Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации / К. Н. Яшкина, Н. В. Кондрашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 210-213. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99293/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлены сущность и основные ценностно-целевые ориентиры формирования культуры педагогического взаимодействия у современного руководителя образовательной организации. На основе анализа современных достижений теории и практики авторами представлена программа «Культура педагогического взаимодействия современного руководителя образовательной организации», которая предусматривает освоение слушателями следующих модулей: первый теоретический модуль «Основы культуры педагогического взаимодействия руководителя образовательной организации», второй практический модуль «Совершенствование культуры педагогического взаимодействия у руководителей посредством современных технологий».

Ключевые слова: педагогическая технология, культура педагогического взаимодействия, руководитель, образовательная организация.

Культура педагогического взаимодействия руководителя образовательной организации это один из важных компонентов профессионально-педагогической культуры современного управленца, включающий духовные, умственные и творческие возможности, деловые и личностные черты и качества личности, позволяющих ему эффективно и результативно выстраивать деловые, партнерские, конструктивные и иные отношения с учетом специфики совей профессиональной деятельности [1–10].

Культура педагогического взаимодействия как часть личной культуры в наибольшей степени отражает ценностно-целевые ориентиры и потребности современного образования, которые касаются способов управленческой и творческой педагогической деятельности, обеспечивающее решение тактических и ближайших задач. Необходимо особо отметить, что взаимодействие в современных социокультурных условиях по содержанию становится интегрированным, а традиционные формы взаимодействия дополняются инновационными, интерактивными и дистанционными и пр. Педагогическое взаимодействие рассматривается многопланово. Приведем несколько примеров с учетом заваленной темы: важное средство и способ успешного решения профессиональных задач и достижения результатов в соответствии с поставленными задачами; связь субъектов образования или сотрудников образовательной организации, содействующая их количественно-качественным изменениям и, которая детерминирована или опосредована образовательной ситуацией, социально-психологическими или социально-педагогическими процессами; сложный процесс, включающий комплекс взаимозависимых воспитательных, дидактических и социально-педагогических взаимодействий, обусловленный спецификой образовательной или управленческой деятельности; согласованная деятельность двух субъектов как участников образовательных отношений по достижению совместных целей и результатов; контакты руководителя с коллегами, подчиненными, родителями или ребенком (преднамеренные или непреднамеренные, прямые или косвенные, длительные или временные), включающие два основных и взаимообусловленных компонента — педагогическое воздействие и ответная реакция, выраженная в активном восприятии, эмоциональном переживании, поступках и пр.; личностный контакт нескольких субъектов (частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный), приводящий к взаимным изменениям их поведения, деятельности, отношений или установок и т. д. [1–10].

Педагогическое взаимодействие присутствует во многих видах профессиональной деятельности и играет важную роль в общении, деловых и партнерских отношениях, решении профессиональных задач, а также обеспечивает качество работы образовательной организации и имеет свои особенности в работе руководителей.

О сформированности культуры педагогического взаимодействия у руководителя можно судить по следующим критериям:

1. Сформированость основных структурных компонентов культуры педагогического взаимодействия: когнитивный ( наличиезнаний у руководителя о современных методах организации и управлении образовательной организацией или коллективом, лучших практиках осуществления педагогического взаимодействия, понимание изменчивости образования с учетом независимых и индивидуальных причин, широкий кругозор и компетентность руководителя по вопросам этики взаимоотношений и норм поведения в различных ситуациях и пр.); ценностно-смысловой или аксиологический (целевые установки на гуманистические ценности и нормы сотрудничества при проектировании и реализации взаимодействия с различными участниками образовательных отношений и пр.; понимание ценности совместной деятельности и своей ответственности при реализации разных форм взаимодействия; наличие у руководителя образовательной организации ценностных ориентиров, направленных на профессиональное развитие и саморазвитие и пр.); эмоционально-волевой (способность понимать переживания других, умение искренне проявлять сорадость или сопереживание в процессе межличностных отношений, способность к самообладанию, желание и готовность выражать солидарность и согласие и пр.); оценочно-рефлексивный (способность к самонаблюдению и оценке качества взаимодействия; умение проявлять гибкость в принятии решений с учетом конкретной ситуации и состояния участников взаимодействия и пр.); потребностно-мотивационный (потребность во взаимно доброжелательных, открытых и конструктивных действиях по отношению к участникам взаимодействия, в конструктивном разрешении противоречий, положительная установка для взаимодействующих сторон на совместную работу и пр.); праксиологический (стремление руководителя помогать участникам взаимодействия, совершенствовать их интеллектуально-познавательные умения, профессиональные компетенции, саморазвитие и поддержание хорошей психологической атмосферы в коллективе и пр.); операционально — деятельностный или технологический компонент включает комплекс взаимосвязанных показателей. Остановимся на них более подробно: готовность осуществлять взаимодействие с разными участниками в системах «личность — личность», «руководитель — коллектив» и пр.; способность успешно использовать наглядно-информационные формы педагогического взаимодействия (сбор, обработку и использование данных об участниках образовательных отношений, своих подчиненных и пр.), мониторить качество работы и проблемы в профессиональной деятельности своих подчиненных и пр.; способность успешно использовать досуговые формы организации взаимодействия, которые нацелены на установление теплых, доверительных и иногда и неформальных отношений, важных для налаживания социально-педагогического партнерства, сотрудничества и пр.; способность успешно использовать нетрадиционные формы взаимодействия, построенные по принципу диалога и партнерства, усиления межличностного взаимодействия и привлечение их внимание к важным проблемам образовательной организации; готовность и умение использовать разные типы взаимодействия (поддерживающее, компромиссное, однонаправленное содействие, сотрудничество, деловое, а также взаимодействие на уровне личных отношений и в форме неформального диалога); способность осуществлять конструктивное взаимодействие, позволяющее создавать благоприятный психологический климат среди подчинённых, поддерживать активность, интерес и желание участвовать всех субъектов взаимодействия в определенной деятельности, достигать поставленных целей, обеспечивать удовлетворенность участвующих сторон процессом и результатами совместной деятельности, удерживать оптимальное соотношение приложенных усилий и полученных результатов и пр. [4–8; 10].

Важное и безусловно во многом определяющие результаты и процесс педагогического взаимодействия играют качества руководителя:

— деловые качества(инициативность и способность быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении управленческих задач; способность видеть положительные стороны и недостатки в деятельности сотрудников; способность находить каждому работнику наилучше применение; способность устанавливать справедливую меру воздействия; умение доводить дело до конца и требовать этого от других; чувство ответственности и пр.).

— личностные социально-значимые качества (гуманизм как уважительное отношение к каждому субъекту взаимодействия, ориентация на его личное достоинство, вера в его способность к совершенствованию; патриотизм; справедливость; великодушие, оптимизм, доброжелательность при взаимодействии с людьми; готовность понимать индивидуальные особенности участников взаимодействия и выстраивать линию поведения с их учетом; способность замечать и отмечать положительное в работе субъектов взаимодействия и пр.).

Огромное влияние на выбор стратегии и типа взаимодействия влияет этика руководителя, которую с учетом заявленной темы следует рассматривать как: этику отношений руководителя к своему труду и процессу педагогического взаимодействия (понимание специфики своей профессии и сущности педагогического взаимодействия; способность осознавать и нести ответственность за свои слова, действия и их последствия; умение проявлять гибкость собственного мышления при взаимодействии и пр.);этику отношений в педагогическом и научном сообществе в системах «руководитель-коллега», «руководитель-подчиненный» и пр.(интерес и уважение к участникам педагогического взаимодействия; осознание правомерности плюрализма мнений при взаимодействии; способность слушать и слышать участников взаимодействия; умение сочетать монолог и диалог при взаимодействии; открытость новому и толерантность к иным точкам зрения; стремление и умение при взаимодействии адекватно интерпретировать полученную информацию; готовность к преодолению препятствий при взаимодействии); этика служебных отношений в коллективе (приоритет использования норм делового общения и служебной этики с учетом специфики своей деятельности; терпимость к недостаткам, вредным привычкам участников взаимодействия, к раздражающим и иным взглядам или убеждениям; стремление к взаимопониманию и желание понять других; способность к сочувствию и сопереживанию; готовность соблюдать базовые принципы и нормы руководства коллективом (вежливость, приветливость, предупредительность, тактичность, корректность, справедливость и пр.) [2–3; 8–10].

Управленческая культура и педагогическая техника руководителя во многом определяют эффективность и результаты взаимодействия, поскольку включает базовые для такого рода деятельности компетенции:умение управлять собой и обладать социально-перцептивными способностями (способность к наблюдательности, избирательность восприятия, сензитивность и пр.) и управлять своими эмоциями или настроением, использовать выразительность мимики и жестов; умение организовать работу в команде и делегировать полномочия; умение управлять другими при организации определенной деятельности; умение взаимодействовать, подавать информацию и пр.; речевое мастерство и умение выбрать стилистически уместный вариант, (выразительно и доходчиво изложить мысль, грамматическая правильность речи, логика изложения, лексическое богатство, владение техникой речи и разнообразными элементами невербального общения и пр.); аккуратность, умение одеваться к случаю и пр.); умение руководствоваться нормами, принятыми в обществе, педагогической среде и в конкретном образовательном учреждении и пр.; готовность применять разнообразные и эффективные демократические методы принятия управленческих решений в условиях дефицита времени; готовность применять конструктивные и разнообразные способы разрешения конфликтов; умение слушать и слышать собеседника, корректно и грамотно задавить вопросы; адекватно передавать свое отношение по поводу чего-либо и пр. [2–3; 8–10].

В целях повышения уровня культуры педагогического взаимодействия среди руководителей образовательных учреждений можно использовать дополнительную образовательную программу «Культура педагогического взаимодействия руководителя образовательной организации», которая рассчитана на 72 часа.

В процессе реализации программы предусмотрено освоение слушателями двух модулей. Первый модуль «Основы культуры педагогического взаимодействия руководителя образовательной организации» содержит теоретический материал по следующим темам («Педагогика взаимодействия: актуальные вопросы и современные подходы к вопросам педагогического взаимодействия», «Культура педагогического взаимодействия руководителя как важная часть культуры личности»; «Особенности проявления культуры педагогического взаимодействия руководителя образовательной организации в основных видах его деятельности»; «Основные структурные компоненты культуры личности современного руководителя образовательной организации».

Второй модуль «Совершенствование культуры педагогического взаимодействия посредством современных технологий» предполагает проведение следующих практических занятий: «Совершенствование у руководителя образовательной организации навыков осуществления прямого и косвенного взаимодействия»; «Совершенствование у руководителя образовательной организации навыков делового взаимодействия»; «Совершенствование у руководителя образовательной организации навыков взаимодействие на уровне личных отношений и в форме неформального диалога»; «Совершенствование навыков использования наглядно-информационных форм педагогического взаимодействия»; «Совершенствование у руководителя образовательной организации навыков использования досуговых и нетрадиционных форм педагогического взаимодействия»; «Совершенствование у руководителя навыков использования удаленных форм педагогического взаимодействия» и пр.

Для создания условий и возможностей совершенствования культуры педагогического взаимодействия среди руководителей образовательных организаций в программу включены разнообразные мероприятия, имитирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности и педагогического взаимодействия слушателей с применением современных образовательных технологий, таких как деловая игра, педагогическая мастерская, анализ инцидентов, баскет-метод, видеоуроки, тренинги и пр.

Итак, культура педагогического взаимодействия является основой успешной профессиональной деятельности современных руководителей образовательных организаций, важным слагаемым общей культуры личности каждого из них и показателем их профессионализма. В качестве ключевых ценностно-целевых ориентиров ее формирования следует выделить: сформированность когнитивного, ценностно-смыслового, эмоционально-волевого, оценочно-рефлексивного, потребностно-мотивационного, праксиологического и операционально-деятельностного компонентов культуры педагогического взаимодействия; владение педагогической техникой и этикой руководителя; сформированность управленческой культуры, наличие деловых и личностных качеств пр.

Литература:

  1. Гущина, Л. И. Диагностика проблем педагогического взаимодействия в современной школе / Л. И. Гущина. — Текст: электронный // Известия РГПУ имени А. И. Герцена. — 2007. — № 32. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-problem-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 18.01.2023).
  2. Домикова, А. И. Стиль руководства образовательной организации / А. И. Домикова. — Текст: непосредственный // Актуальные исследования. — 2020. — № 7 (10). — С. 65–68.
  3. Жулева, М. И. Деловая педагогическая коммуникация в образовательном пространстве / М. И. Жулева. — Текст: непосредственный // Язык. Культура. личность: материалы Всероссийской с международным участием научной конференции молодых ученых, Самара, 16 декабря 2021 года. — Самара: ООО «Научно-технический центр», 2022. — С. 256–264.
  4. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ф. Исаев. — Москва: Издательский центр «Академия», 2012. — 208 с. — Текст: непосредственный.
  5. Кондрашова Н. В. Современные подходы к формированию культуры педагогического взаимодействия у педагога дошкольного и начального образования в условиях постиндустриального общества / Н. В. Кондрашова, Г. А. Шулугина // Гуманитарные науки и образование. — 2020. — № 2 (42). — С. 54–61. — Текст: непосредственный.
  6. Кондрашова, Н. В. Ценностно-целевые ориентиры подготовки педагогов дошкольного и начального образования к взаимодействию с детьми младшего возраста и их родителями / Н. В. Кондрашова // Гуманитарные науки и образование. –2020. — № 4. — С. 43–49. — Текст: непосредственный.
  7. Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для вузов / А. П. Панфилова, А. В. Долматов; под редакцией А. П. Панфиловой. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 487 с. Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488992 (дата обращения: 18.01.2023).
  8. Рублева, Ю. Ю. Сущность педагогического взаимодействия как фактора развития всех участников воспитательно-образовательного процесса / Ю. Ю. Рублева. — Текст: электронный // Интернет-журнал «Мир науки». — 2016. –№ 3. — Том 4. — URL: http://mir-nauki.com/PDF/43PDMN316.pdf (дата обращения: 18.01.2023).
  9. Скляр, Н. А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности: учебное пособие / Н. А. Скляр, Е. А. Васильева. — Великие Луки: ВЛГАФК, 2020. — 292 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151136 (дата обращения: 18.01.2023).
  10. Чекушкина, Е. Н. Профессиональная этика: учебно-методическое пособие / Е. Н. Чекушкина. — Саранск: МГПИ имени М. Е. Евсевьева, 2020. — 133 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/163528 (дата обращения: 18.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое взаимодействие, образовательная организация, педагогическое взаимодействие руководителя, культура, профессиональная деятельность, современный руководитель, способность, освоение слушателями, отношение, участник взаимодействия.


Ключевые слова

руководитель, образовательная организация, педагогическая технология, культура педагогического взаимодействия

Похожие статьи

Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования

В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...

Сущность развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения

В статье раскрыта сущность развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и ее характеристика, описаны факторы и условия влияющие на успешность профессиональной деятельности, выделены уровни развития иннова...

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

Опыт организация деятельности педагогических классов

В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности

В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями разработана новая фор...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Похожие статьи

Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования

В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...

Сущность развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения

В статье раскрыта сущность развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и ее характеристика, описаны факторы и условия влияющие на успешность профессиональной деятельности, выделены уровни развития иннова...

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

Опыт организация деятельности педагогических классов

В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности

В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями разработана новая фор...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Задать вопрос