Анализ маркетинговых кампаний, популяризирующих инвестиционные проекты в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 22.01.2022

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Пунина, П. Э. Анализ маркетинговых кампаний, популяризирующих инвестиционные проекты в России / П. Э. Пунина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88152/ (дата обращения: 16.12.2024).



Популяризация инвестиционных проектов (ПИП) маркетинговыми компаниями как профессиональная деятельность направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности и эффективности хозяйственной деятельности клиентских организаций путем передачи в практику бизнеса передовых методов, принципов, технологий инвестиционного проектирования, организации и управления инвестиционной деятельностью. ПИП определяют и как процесс предоставления профессиональных рекомендаций бизнесу по разработке/избранию оптимального варианта осуществления инвестиций, привлечения капитала, реализации инвестиционного проекта.

ПИП часто рассматривают как составляющую стратегического или финансового бизнес-консалтинга. В частности, компании GFD-Group Pro-consulting, NTD-group анонсируют ПИП в группе маркетинговых услуг [2; 3; 4]. В то же время Pro-consulting выводит за пределы ПИП услуги бизнес-планирования, разработки финансовой модели проекта, но включает в ПИП консультирование по вопросам разработки инвестиционной стратегии клиентской организации [3].

Collaba Digital Büro лаконично определяет ПИП как квалифицированную помощь в традиционных и инновационных сферах инвестиционной деятельности. В частности, к первым компания относит проектное инвестирование (разработка и сопровождение проектов), фондовое, корпоративное (привлечение капитала компаниями), структурно-организационное (создание/приобретение бизнеса, эффективная трансформация бизнес-структур). Среди инновационных сфер Collaba Digital Büro отмечает блокчейн-консалтинг, международное «зеленое» инвестирование, высокорисковое инвестирование.

Собственную позицию относительно структуры услуг ПИП можно обосновать следующим образом. Инвестиционный проект как организационно-правовая форма реализации процесса инвестирования бизнес-структур характеризуется наличием нескольких стадий жизненного цикла (прединвестиционная, инвестиционная, эксплуатации, иногда — ликвидации) и предполагает следующую последовательность действий:

  1. формирование инвестиционных намерений, разработка концепции проекта;
  2. перединвестиционный анализ;
  3. создание/приобретение инвестиционного объекта, подготовка к эксплуатации;
  4. эксплуатация: окупаемость, получения прибыли;
  5. завершение проекта.

Специфика целей и задач каждой из стадий/фаз проектного цикла предопределяет соответствующую структуру услуг ПИП. На наш взгляд, их можно классифицировать так:

1) разработка инвестиционного проекта от планирования до подписания инвестиционных договоров) и сопровождение (в целом и по стадиям проектного цикла);

2) оценка эффективности, экспертиза инвестиционного проекта;

3) консалтинг финансирования инвестиций (оптимизация источников и способов финансирования), фандрайзинг (поиск и привлечение инвесторов);

4) консультирование по оптимальным способам инвестирования (оценка актива для его покупки/продажи по методике Due Diligence, инвестиционной привлекательности компании, определение приоритетных направлений инвестирования и др.).

Составляющие этих комплексных услуг часто являются отдельными востребованными услугами ПИП, как: прединвестиционные исследования; разработка инвестиционного предложения, разработка/экспертиза бизнес-плана; прогнозирование/моделирование денежных потоков проекта; оценка рисков; разработка финансовой модели, презентации проекта; сопутствующие услуги (согласование в органах местной власти, оформление документации, разрешений и тому подобное). Мы склонны выделять ПИП и фондовый консалтинг. На наш взгляд, ПИП связана с осуществлением компаниями реальных инвестиций (хотя и не исключает применение ценных бумаг для организации финансирования), тогда как фондовый консалтинг направлен на реализацию проектов финансовых инвестиций.

Анализ содержания и структуры услуг маркетинговых компаний, специализирующихся на ПИП [2; 3; 4; 5; 6], позволяет определить направления работы инвестиционных маркетологов:

1) минимизация рисков для участников инвестиционного проекта (планирование, оценка, анализ, сопровождение выполнения);

2) коммуникации (выстраивание конструктивного диалога между владельцем проекта и инвестором);

3) инжиниринг проекта (улучшение его составляющих для получения лучшего результата для участников, чем изначально спланированы разработчиком).

Целями привлечения внешних инвестиционных маркетологов являются:

1) получение объективной оценки проблемы;

2) привлечение ресурсов (актуальных знаний, опыта) для решения специфических управленческих задач;

3) получение оперативной квалифицированной помощи в критически важных для компании ситуациях.

Ситуации, в которых приглашают инвестиционных маркетологов:

1) проблема имеет комплексный, системный характер;

2) проблема имеет ситуационный характер;

3) есть расхождения во взглядах на проблему у руководства;

4) решение проблемы повлечет серьезные последствия для компании.

Соответственно выделяют маркетолога по ресурсам (предлагает ЧТО менять) и маркетолога по процессу (предлагает КАК менять, должен научить клиентскую организацию решать соответствующие проблемы).

Субъектами ПИП являются инициаторы проекта и инвесторы — компании крупного, малого, среднего бизнеса, банки, государственные учреждения. Актуальными для инвесторов являются следующие услуги: поиск объектов для инвестирования, удовлетворяющих определенным требованиям; Due Diligence; оценка эффективности проекта; юридическое сопровождение сделки.

Инициаторов проекта в первую очередь интересуют: разработка финансовой модели и бизнес-плана проекта, подготовка документов для инвесторов, поиск и привлечение финансирования, оценка и выбор оптимального варианта использования ресурсов [1, с. 161]. Субъектами ПИП являются маркетинговые компании, бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы (для начинающих предпринимателей), инвестиционные платформы, независимые консультанты. Бизнес-акселератор совмещает формат конкурса и венчурного фонда: победители конкурса (оценка идеи, команды) в обмен на долю в проекте (5–10 %) получают начальное финансирование и поддержку (офис, ментор, контакты). Корпоративные акселераторы создаются крупными компаниями для помощи стартапам: объяснить, как функционируют бизнес-процессы; оказать консультационную поддержку и отраслевую экспертизу, доступ к технологиям. При этом цели корпорации-основательницы далеки от альтруистических.

Это: получение сверхприбыли от продажи доли в успешном стартап-проекте, поиск технологий «для себя» (чаще всего), своевременное выявление и устранение потенциальных конкурентов, решения «дилеммы инноватора» с минимальными затратами, PR (см., например [7; 8]).

Таким образом, успешная инвестиционная деятельность бизнес-организаций в условиях динамичной среды требует разносторонне подготовленных специалистов.

ПИП как специализированный вид маркетинговой деятельности в традиционных и инновационных сферах инвестиционной деятельности содержит потенциал повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса. Основами ПИП являются: разработка и сопровождение инвестиционного проекта, оценка эффективности и экспертиза бизнес-проекта, фандрайзинг, консультирование по оптимальным способам инвестирования. Каждое направление охватывает важную составляющую инвестиционной деятельности бизнес-организации и основывается на применении специальных консалтинговых технологий, способных повысить вероятность успеха.

Главной задачей инвестиционного маркетолога является создание механизмов, балансирующих интересы сторон на длительную перспективу. Профессиональная помощь способна предотвратить превращение потенциально эффективных финансовых инструментов в «юридические» и обеспечить оптимальное структурирование инвестиционного соглашения.

Литература:

  1. Стешкович Я. В., Сысо Т. Н. Инвестиционный консалтинг // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2016. — № 1. — С. 157–165. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/investitsionnyy-konsalting/viewer.
  2. Официальный сайт GFD-Group. Аналитические материалы по консалтинговым услугам. URL: http://www.gfd-group.ru/baza_znanij/razvitie_proektov.
  3. Официальный сайт консалтинговой компании Pro-consulting. URL: https:// pro-consulting.ru/services.
  4. Официальный сайт консалтинговой компании NTD-group. URL: https://ntd-group.org/ konsaltynh/investytsijnyj/.
  5. Официальный сайт консалтинговой компании Intelligent Solution Group. URL: https:// isg-consult.com/investment-consulting.
  6. Официальный сайт консалтинговой компании App-invest. URL: https://app-invest.com.
  7. Бабенко М. Сезон стартап-охоты. Зачем крупные компании спонсируют бизнес-инкубаторы. URL: https://focus.ru/economics/383458.
  8. Цаплин Н. Прирожденные убийцы: как Amazon, Google и Facebook избавляются от стартапов. URL: http://www.forbes.ru/tehnologii/370561-pririzhdennye-ubiycykak-amazon-google-i-facebook-izbavlyayutsya-ot-startapov.
Основные термины (генерируются автоматически): инвестиционный проект, инвестиционная деятельность, компания, ПИПА, разработка, клиентская организация, оптимальный способ инвестирования, проектный цикл, финансовая модель, фондовый консалтинг.


Задать вопрос