Для улучшения инновационных процессов требуется формирование сложных конкурентных производств во всех секторах государственного хозяйства.
Основным вопросом планирования инновационных процессов является решение проблемы интегрирования инноваций в промышленность и социальную среду [1, 286–288]. Повсеместно эта проблема анализируется учеными с позиции наличия плохих связей между наукой, образованием и бизнесом и рассматривается в организационном аспекте. Впрочем, имеется и другая сторона этой проблемы, а именно развитие специализации маркетинговой деятельности, формирование и использование особых компетенций маркетологов в области инноваций. В связи с этим особое значение получают такие важные и в то же время не изученные, а поэтому часто не учитываемые факторы экономического развития, такие как творческий, или иначе, креативный ресурс предприятий.
Уровень инновационной активности и продажа отечественных инновационных продуктов в РФ значительно ниже уровня данных показателей стран Европы [2, 1327–1342]. В качестве хорошего примера служит успешная деятельность таких компаний-лидеров мировой экономики, как Google, H&M, Samsung, Apple. Конкурентные преимущества и высокие показатели экономической деятельности данных компаний получены благодаря наличию определенных методов, способствующих активизации и привлечению творческого ресурса, лежащего в основе инноваций.
Модернизация ключевых отраслей промышленности и инфраструктуры становится основой экономической политики России. «Россия делает ставку на инновации. В условиях устойчивых макроэкономических показателей, высокого уровня финансовой, социальной и политической стабильности для серьезных игроков на европейском и мировом рынке открываются новые перспективы для надежных и современных инвестиций. Отчетливо вырисовываются контуры новой и долгосрочной экономической политики, в основе которой — полноценная модернизация ключевых отраслей промышленности и инфраструктуры.
В связи с тем, что критерии инновационного развития не ограничиваются развитием научно-технического потенциала, инновационной инфраструктуры, созданием исключительных компетенций в области инноваций, они также включают развитие методологии и методов глобального управления и маркетинга. В связи с этим формируются новые методы, а также технологии современного менеджмента и маркетинга, что приводит к развитию специализации маркетинговой деятельности и появлению маркетинга инноваций.
Использование маркетинга инноваций как условия эффективной стратегии инновационного развития следует понимать методологическую и методическую специфику. Это позволит маркетологам сконцентрироваться на реализации функций маркетинга инноваций и добиваться высочайшей эффективности маркетинговых приёмов.
Основы маркетинга инноваций в своих работах по маркетингу заложили Ф. Котлер, П.Дойль, М. МакДональд С. Блэнк, П. Власковиц, Дж. Мур, различные аспекты коммерциализации инноваций исследовали С.Годин, Г. Кавасаки, А. Симмонс и другие исследователи.
Яркой характеристикой маркетинга инноваций является фокусирование на качестве и конкурентоспособности нового товара. Главную сторону маркетинга инноваций определяет его специфические принципы и функции. Выступая как ключевые исходные данные, они указывают требования к управлению маркетингом, к набору методов, технологий и инструментов маркетинга и менеджмента в процессе его формирования. Поэтому очень важно определить круг этих особых принципов и функций маркетинга инноваций.
Особыми принципами маркетинга инноваций являются направленность маркетинговой деятельности на сегмент новаторов и приверженцев конкретной марки и бренда [3, 217–219]. Работа в этом сегменте требует планирования потребительского поведения новаторов и сторонников товарной марки и бренда, прогнозирования объемов продаж и выполнения конъюнктурного прогноза. Принципиально важным является принцип адаптивности, из которого следует и принцип понимания жизненного цикла товара. Принцип концентрации на практический результат выражается в достижении высокой конкурентоспособности инноваций, их эффективности и рентабельности. К особенностям маркетинга инноваций можно отнести основной принцип с юридическим содержанием — соблюдение законодательства об интеллектуальной собственности.
В пределах маркетинга инноваций реализуется маркетинговый анализ рынка инноваций, маркетинговые исследования рыночной неповторимости инноваций, маркетинговое планирование инноваций и маркетинговое продвижение и сопровождение инноваций на рынке с применением всего арсенала классического маркетинга.
Маркетинговое планирование использует стратегическое позиционирование новинки и дробление рынка, моделированием комплекса продвижения и стратегическим маркетингом. Одни из самых дорогих функций — это маркетинговые исследования и анализ, где формируются проблемы выявления запросов потребителей, новых направлений формирования спроса и динамики рынка инноваций. Форма маркетингового сопровождения инновации на рынке затрагивает использование интегрированных маркетинговых коммуникаций для маркетинговых акций, организации выставок и ярмарок. Маркетинговый контроль выполняет мониторинг результативности системы управления маркетингом инновации.
Основной целью маркетинга инноваций является коммерциализация инновации, на примере продвижение и сопровождение новинки на рынке, что в свою очередь обусловливает его задачи. Аналитически-исследовательские задачи включают в себя анализ рынка инноваций, нового товара или услуги, унификации запросов потребителей и разработку задания на проектирование и производство новинки. Основной задачей маркетинга инноваций является формирование маркетинговой стратегии, при проектировании которой следует заложить в товар различные выгоды для потребителей. [4, 544].
Интересным направлением применения маркетинга инноваций является его основная часть, если при выборе маркетинговой стратегии для запуска нового товара на рынок маркетинг инноваций опирается на методологию стратегического управления. Огромное разнообразие рыночных, инновационных, функциональных, маркетинговых стратегий служит сложной проблемой при выборе и комбинации стратегий, но также приносит многообразие выбора различных методов и решений рыночных задач [5, 548].
В пределах маркетинга инноваций активно применяется весь спектр различных возможностей, но главным является стратегия маркетинга. Эта стратегия оказывает влияние за счет реализации нового товара и трудно повторяемых конкурентных преимуществ. Маркетинговая стратегия инноваций отличается конкурентной реакцией на изменения рынка. Это уменьшает угрозы внешней среды и открывает новые пути для применения рыночных возможностей, что повышает конкурентоспособность организации. Для достижения эффекта от инноваций важной функцией служит укрепление стратегических позиций.
В пределах маркетинга инноваций маркетинговое продвижения и сопровождения инноваций на рынке служит основной функцией, которая имеет возможность реализовываться с использованием полного арсенала традиционного маркетинга. Впрочем, в этом случае очень сложно достичь высокой эффективности маркетинговых воздействий. Для того чтобы практический результат выражался в достижении высокой конкурентоспособности инноваций, их эффективности и рентабельности перспективным направлением применения маркетинга инноваций является использование стратегического маркетинга и методологии стратегического управления. Исследование взаимосвязи творческого маркетинга и современной деятельности предприятий позволяет указать новое направление инновационной экономики через развитие и придание позитивной направленности процессам, происходящим в социально-экономической системе посредством реализации предприятиями своих идей в инновациях, позволяющих достичь при этом развития рынков.
Литература:
- Намнанов Д. Д. От переходной экономики к инновационной // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17).
- Будрин А. Г., Буруби М. Р., Бурас А. Маркетинг инноваций как направление повышения результативности инновационной деятельности компаний // Креативная экономика. — 2015. — Том 9. — № 11.
- Щербинина М. Ю., КрюковаА. А. Ключевые аспекты маркетинга инноваций // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17).
- Дойль П. Маркетинг, менеджмент и стратегии /П. Дойль, Ф. Штерн. — СПб.: Питер, 2007.
- Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления: монография/В. С. Катькало; С-Петерб.гос.ун-т, Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издательский дом Петерб. гос. ун-та, 2008.