В данной статье проанализирована трансформация театральной журналистики в самые яркие исторические периоды. Рассмотрена взаимосвязь сфер журналистики и театра на протяжении многих веков.
Ключевые слова: журналистика, театр, искусство, история, печатные издания.
Театральное искусство и журналистика — два древнейших вида деятельности. Они все время развиваются и модернизируются под влиянием инноваций и различных социальных процессов. Оба вида деятельности подстраиваются под любые предлагаемые обстоятельства, что можно заметить по историческому аспекту. К примеру, когда только появился кинематограф, люди были уверены, что он вытеснит сценическое искусство, однако спустя век зрители все еще наполняют залы на спектаклях. Также и журналистика с приходом новых технологий и, в первую очередь, Интернета не исчезла, а продолжила развиваться и трансформироваться, открывая новые горизонты для своей деятельности.
Журналистика стала главным помощником в процессе развития и продвижения театра на протяжении всей истории существования этих сфер. Еще во времена Древней Греции на городских площадях глашатаи сообщали во всеуслышание о предстоящих мероприятиях [7, с. 19]. Таким образом появились первые анонсы, которые позже начали печатать в газетах. Там же, на агоре, граждане могли обсудить прошедший спектакль и поделиться мнением о нем, что явилось прообразом современных рецензий. В Средние века в Европе функции глашатаев уже исполняли герольды, оповещавшие о придворных спектаклях, рыцарских турнирах и прочих зрелищах.
На Руси ситуация складывалась идентично: люди узнавали о предстоящих событиях из уст глашатаев вплоть до 1729 года, когда в газете «Санкт-Петербургские ведомости» впервые опубликовали театральное объявление о спектакле иностранной труппы [1]. В то время сценические зрелища уже начинали набирать свою популярность. И, когда театральное ремесло решило сделать большой шаг на пути к развитию, создав в 1750 году первый русский профессиональный театр имени Федора Волкова [7, с. 203], журналистика тоже не осталась стоять на месте: «анонсы» на площадях и маленькие объявления в газете сменились на полноценные печатные афиши. С 1792 года их издавали в типографии императорских театров, складывали и рассылали подписчикам [1]. И чем больше сценическое искусство проникало в жизнь социума, тем чаще выпускали афиши, пока не начали делать это каждый день.
Театр постепенно становился важной частью общества, на спектакли приходило все больше людей. И такая заинтересованность в этом виде искусства не могла обойти стороной журналистику. Возникла необходимость создать тематическое издание, которое могло бы больше рассказать людям о театральной жизни.
На этом моменте мнения историков расходятся, ведь в различных источниках в качестве первого журнала о театре отмечают разные издания. Здесь важно уточнять содержание и целевую аудиторию.
С одной стороны, первым театральным периодическим изданием можно назвать «Russische Theatralen» (с нем. «Русский театрал»), выпущенный в 1784 году в Петербурге актером Иоганном Карлом Зауервейдом [1]. В журнале публиковали тексты зарубежных пьес, а также рассказывали о деятельности трупп Западной Европы на российских сценах. Однако некоторые исследователи не считают его первым российским изданием о театре, поскольку журнал публиковался только на немецком языке и предназначался в основном для иностранных читателей.
Другим дебютным изданием историки называют «Драматический словарь…»[1] 1787 года. Это самый первый отечественный справочник по театру, в котором был дан аннотированный перечень 339 пьес, написанных на русском языке или переведенных. В «Драматическом словаре…» можно найти разные сведения о культурном уровне и театральной жизни того времени: даты первых постановок и первых публикаций пьес, некоторые факты об авторах, переводчиках, спектаклях и артистах. И все же это было не периодическое издание.
Издавались в конце XVIII века и другие журналы, имеющие отношение к теме театра: «Российский театр, или Полное собрание всех российских театральных сочинений», «Собрание некоторых театральных сочинений, с успехом представленных на Московском Публичном театре» и др. Однако это были не совсем журналистские издания, поскольку там печатали только тексты пьес, поставленных на российской сцене.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что первым отечественным периодическим изданием о театре стал «Драматический вестник». Журнал был организован в 1808 году драматургом князем Александром Шаховским. В своей статье В. В. Борзенко отмечает, что в то время «театр занимает своими успехами общество не только в одни часы представления, но даже на обедах и вечерних собраниях, где суждение об авторах и актерах бывает часто предметом разговора» [1]. А в первое десятилетие XIX века как раз начался активный рост количества периодических изданий, что и привело к созданию «Драматического вестника». В журнале публиковали тексты всевозможных на тот момент жанров: анонсы, новости, анекдоты о театральных деятелях, статьи из теории и истории театрального искусства, новые произведения в стихах и прозе, рецензии на важные театральные события.
В те годы начали активно издавать все больше театральных журналов. Такое разнообразие было обусловлено необходимостью удовлетворить вкусы любителей театра, которых на тот момент было очень много не только в Москве и Петербурге, но и в малых городах Российской Империи. На этом этапе стали популярны толстые театральные журналы, которые вмещали в себя материалы разных рубрик и жанров. Их главное преимущество было в том, что за годовую подписку жители провинции получали 12 изданий (почти книг, если судить по объему) с разнообразным материалом, который мог удовлетворить их любопытство.
С того времени издание театральных журналов практически не прекращалось, за исключением нескольких лет, когда они не выходили по цензурным ограничениям. Однако даже в это время о театре продолжали писать, но совсем мало, и печатали только на страницах общественно-популярных и литературно-художественных периодических изданий.
К концу XIX века журналистика в сфере театра начинает расширяться: появляются рекламные и информационные типы изданий. Это было связано с отменой цензуры на театральные газеты и журналы, а также с тем, что в стране появились первые коммерческие театры [7, с. 458]. В это время начала активно развиваться театральная критика.
Когда в феврале 1917 года была полностью отменена цензура в театре, и появилась возможность ставить на сцене любые постановки, журналисты стали писать открыто и прямо. В газетах начали печатать все более и более «смелые» тексты, критикуя теперь не только переводы пьес и игру актеров, но и театральную систему, постановки, репертуар, реформы. Более всего в тот год стали популярны статьи о проблемах театра, которые писал каждый журналист [2].
В годы гражданской войны театральные журналы стали более яркими, начиная от иллюстраций и заголовков и заканчивая текстами с подчеркиваниями, выделениями жирными линиями. Почти все издания были частными, поэтому авторы свободно выражались в сатирической и язвительной форме. Тем более, в отсутствии цензуры.
В 1920-е годы в театр стали привлекать новых зрителей: простых рабочих людей, крестьян. Для этого даже стали устраивать небольшие представления на улицах, которые основывались на актуальных публицистических статьях. Такие инсценировки называли «Живыми газетами». В это время журналистика помогала театру, публикуя материалы, ориентированные на новую публику. Как отмечает В. В. Борзенко, «многие заметки писались для того, чтобы зритель, неизбалованный театром, увидел в спектакле проблемы нынешнего дня» [2]. Таким образом они вызывали у простых людей интерес к театру. Для таких целей даже специально нанимали рабочих, которые писали рецензии о спектаклях. Получалось косноязычно, однако доступно и понятно для массового читателя.
С 30-х годов прошлого века в прессе начала активно развиваться критика, поскольку в стране стало очень много театров, в том числе и провинциальных, появились детские спектакли, а также новые жанры и разные прочтения классики. Театральная критика в советский период могла как возвести на пьедестал славы того или иного режиссера или актера, так и навсегда загубить его карьеру, ведь журналы и газеты стали обязательным атрибутом в квартире каждого советского гражданина. Влияние журналистики на жизнь театра стало очень велико в этот период.
Конечно, во время Великой Отечественной войны театральная периодика приостанавливает свою деятельность: актеров и режиссеров отправляют на фронт, и почти все полосы в газетах и журналах заполнены новостями с фронта. Публикации о театре сводятся лишь к небольшим заметкам о состоявшихся спектаклях в перерывах между боями и к некрологам о погибших артистах.
Уже после победы в 1945 году начали возрождать театральную журналистику. Довоенные журналы возобновляют свою работу. Критики вновь стали обращать внимание на недостатки постановок, игру актеров, работу режиссеров. Главной целью театральной журналистики, как и в довоенные годы, было не только привлечение зрителей на спектакли, но и освещение важных проблем театра. Также выходили статьи о жизни и творчестве видных театральных деятелей, критика их работы. Не канули в лету сборники пьес, печатные издания отдельных театров, сатирические и толстые журналы.
В советский послевоенный период появлялись издания, освещающие и другие аспекты театра. Например, выпускали бюллетени с официальными постановлениями и приказами, а также рекламные сборники. Начали издавать журналы, посвященные драматургии или технике сцены [2]. Последние рассказывали о закулисной работе над спектаклями, о костюмерах и сценографах. Журналистика вновь стала популяризировать театр и продвигать его в массы.
С распадом СССР в 1991 году для театральной журналистики начался абсолютно новый этап. Цензура была отменена. Начали писать статьи и биографии о театральных деятелях, чьи имена были под запретом в советское время. Начинают работать те издания, которые мы можем читать и сегодня. Журналы становятся универсальными, поскольку обращены к широкому кругу читателей. Они имеют множество рубрик, в которых отражены разные стороны театра: биографии, рецензии, исторические материалы. Важным для каждой редакции становится и то, что в изданиях печатают рекламу, потому что государственной поддержки они по большей части не получают, и приходится самостоятельно искать спонсоров и выживать за счет рекламодателей.
В XXI веке с распространением сети Интернет все больше театральных журналов перешли в электронный формат. Теперь каждый человек имеет доступ к любой информации о театре.
Электронные СМИ стали более интерактивными, что дает театральной сфере больше возможностей. Например, даже во время пандемии, когда все люди вынуждены были продолжительное время сидеть дома, а мероприятия были под запретом, театры продолжали жить, «переместившись» в Интернет. Творческие коллективы и театральные издания завели свои блоги, которые становились популярными за счет трансляций спектаклей, мастер-классов, интервью, новостей. Как отмечает в своей статье Е. Ю. Коломийцева, «теперь стало возможно собрать значительно больше людей на различные мероприятия, которые, в свою очередь, становятся доступнее по цене» [5, с. 150]. У издательств и театров появилась уникальная возможность таким способом завоевать огромную аудиторию интернет-читателей и зрителей. Театральные блоги помогают рядовому зрителю понять искусство во всех его проявлениях, будь то классическая или современная постановка.
Журналистика стала важнейшим фактором в развитии театра. Каждый этап в истории сценического искусства непременно находил отклик в периодических изданиях. Обе сферы под влиянием исторических факторов и новых технологий трансформировались вместе. Журналистика с начала существования и до сих пор отражает текущую деятельность сценического искусства, анализирует и оценивает значение театра, участвует в организации театрального дела. И даже сейчас новые тренды, меняющие сценическую деятельность, трансформируют информационную повестку и театральные СМИ в целом.
Литература:
- Борзенко, В. В. Русские театральные журналы и газеты XIX века / В. В. Борзенко. — Текст: электронный // Наше Наследие: [сайт]. — URL: http://www.nasledie-rus.ru/red_port/001700.php (Дата обращения: 22.08.2021)
- Борзенко, В. В. Театральные журналы и газеты. От революции до войны / В. В. Борзенко. — Текст: электронный // Наше Наследие: [сайт]. — URL: http://www.nasledie-rus.ru/red_port/tea.php (Дата обращения: 24.08.2021)
- Борзенко, В. В. Типология российских театральных изданий. Обзор источников / В. В. Борзенко. — Текст: электронный // Научно-культурологический журнал: [сайт]. — URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1281&level1=main&level2=articles (Дата обращения: 15.08.2021)
- Дадамян, Г. Г. Театр в культурной жизни России. 1914–1917 / Г. Г. Дадамян. — М.: Дар-Экспо, 2001. — 196 c.
- Коломийцева, Е. Ю. Новые медиа в пандемию: пути трансформации / Е. Ю. Коломийцева. — Текст: электронный // CYBERLENINKA: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-media-v-pandemiyu-puti-transformatsii/viewer (Дата обращения: 24.08.2021)
- Махонина, С. Я. История русской журналистики начала XX века / С. Я. Махонина. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 240 c.
- Пивоварова, Н. С. История русского драматического театра от его истоков до конца XX век /Н. С. Пивоварова. — М.: ГИТИС, 2009. — 700 c.
- Трыков, В. П. Античная протожурналистика / В. П. Трыков. — Текст: электронный // Знание. Понимание. Умение: [сайт]. — URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Trykov/ (Дата обращения: 24.08.2021)
[1] «Драматический словарь, или Показания по алфавиту всех российских театральных сочинений и переводов, с обозначением имен известных сочинителей, переводчиков и слагателей музыки, которые когда были представлены на театрах и где и в которое время напечатаны. В пользу любящих театральные представления, собранной в Москве в типографии А. А. 1787 года».