Образ журналиста в кинематографе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 20.05.2024

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Чугреева, А. В. Образ журналиста в кинематографе / А. В. Чугреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 680-682. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114337/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье автор исследует образы журналистов в различных кинокартинах.

Ключевые слова: журналист, кинематограф, образ.

Журналистика как элемент массовой информации является частью общественных институтов и представляет собой процесс поиска, сбора, обработки и распространения важной социальной информации через средства массовой информации, такие как газеты, журналы, телевидение, радио и иногда кино.

Кинематограф как часть экранной культуры непременно привлекает внимание зрителей к журналистской профессии и обогащает её содержание и особенности, показывая аспекты работы журналистов. Фильмы о журналистах также предлагают глубокий обзор деятельности СМИ и призывают к обсуждению вопросов, связанных с их работой. Это подтверждается многочисленными рецензиями на такие фильмы на популярных сайтах.

Кинематограф представляет собой организованную систему с сложной структурой, выполняющую все функции массовых коммуникаций. Многие исследователи изучали коммуникативный потенциал кино, выделяя его доступность и способность обращаться ко всем слоям общества [1]. Главное отличие телевидения от кино состоит в разных общественных функциях, но в современных условиях принципиальной разницы между ними уже не существует.

Фильмы о журналистах представляют собой наиболее типичный вид медиакритики для широкой аудитории. Кино относится к культуре экрана, которая является одним из наиболее эффективных средств воздействия на человеческое сознание. Зритель, наблюдая за фильмом, толкует его через призму своего внутреннего мира, что позднее может повлиять на его мыслительные установки.

Культура кино и телевидения отражает разнообразие образов, которые создаются в соответствии с принципами мифологии. Она обращается к знакомым архетипам и ценностным убеждениям зрителей, которые могут быть восприняты на уровне подсознания.

Один из первых фильмов о журналисте был картина 1914 года под названием «Зарабатывая на жизнь» (режиссёр Г. Лерман) с Чарли Чаплином, где основы работы репортера представлены как довольно хитроумные. Главный герой Чаплина похищает фотографии аварии и спешит в редакцию, чтобы продать эксклюзивную информацию. В этом фильме журналист изображается как жадный и нечестный поставщик сенсационных материалов [2].

С течением времени было создано множество фильмов, которые исследуют, пародируют и философски осмысливают образы журналистики и журналистов. Кино не только отображает представления о профессии, но также все более активно использует журналистские методы и инструменты, затрагивая общие темы и проблемы, связанные с журналистикой. Некоторые из таких фильмов поднимают вопросы о свободе прессы, этике журналистики, борьбе за правдивую информацию и последствиях манипуляции сведениями. Обращают внимание на важность расследований, репортажей на передовой и борьбы за правду в мире, где иногда новости подвергаются сомнению или искажению. Такие фильмы могут вдохновлять зрителей задуматься о роли журналистики в обществе и о том, как влияние СМИ формирует наше восприятие мира.

В киноленте «Ничего, кроме правды» (2008, режиссер Р. Лури) показана главная героиня — журналистка, которая раскрыла агента ЦРУ в своих статьях и отказывается раскрыть своего источника даже при угрозе тюремного заключения. Она подчеркивает, что журналисты должны быть готовы пойти на тюремное заключение, защищая свои принципы. Эта идея не зависит ни от пола, ни от возраста журналиста. В большинстве фильмов журналисты изображены как люди среднего возраста, хотя есть и исключения.

В киноленте «Вся президентская рать» (1976, режиссер А. Пакула) главные персонажи Боб Вудворд и Карл Бернстейн несмотря на то, что они были начинающими журналистами, без колебаний начали расследование, связанное с президентом, и окончательно подорвали доверие американцев к своему правительству. Еще один пример можно увидеть в фильме «Афера Стивена Гласса» (2003, режиссер Б. Рэй). Стивен Гласс — молодой журналист, стремящийся к славе. Его неопытность и нерадивое отношение к работе стали для него причиной беды. Он прибегает к краже материалов у других и смешивает их с выдуманными или непроверенными фактами. Когда его обнаруживают, он настаивает на своей невиновности до последнего момента и впоследствии лишается работы.

В современном кинематографе журналистика ассоциируется с провокационными расследованиями, связанными с политикой и преступностью. Один из свежих примеров этого — сериал «Нулевой пациент» (2022, режиссёр С. Трофимов, Е. Стычкин), который быстро завоевал популярность у зрителей. В этом проекте режиссер Евгений Стычкин сыграл роль репортера, исследующего причины эпидемии неведомого для советских врачей ВИЧ, которая обрушилась на город Элисту в 1988 году. Главный герой сталкивается с дилеммой: молчать о правде или раскрыть происходящее, рискуя не только своей карьерой, но и своей жизнью.

Основанный на реальных событиях фильм «В центре внимания» (2015, режиссёр Т. Маккартни) рассказывает о команде репортеров, которая раскрывает шокирующие преступления католических священников, в которые трудно поверить. Драма Тома МакКарти была удостоена двух престижных наград «Оскар» за лучший фильм и оригинальный сценарий. Фильм показывает сложный путь журналистов, сталкивающихся с трудностями и препятствиями при расследовании скандальных событий, вызывающих широкий общественный резонанс.

Самый свежий пример — фильм «Падение империи» (2024, режиссёр А. Гарленд), который вполне можно назвать производственной драмой: фундаментом фильма служат работа военных репортеров и размышления о журналистской этике. Рождение журналиста из духа трагедии. Нам показывают людей, готовых снимать любую жуть, и это очень перекликается с текущей реальностью.

Следует отметить, что образ хладнокровного циника, готового на всё ради денег, встречался в кино неоднократно за последний век, что способствовало укреплению негативного восприятия прессы в обществе. Примером таких персонажей могут служить герои двух фильмов под названием «Стрингер» (так называют фриланс-журналистов): один из 1998 года режиссёра Павла Павликовского с участием Сергея Бодрова-младшего и другой из 2014 года режиссёра Дэна Гилроя с Джейком Джилленхолом.

В 1930-х годах репортеры стали центральными фигурами в комедийном кинематографе. Фильмы, такие как «Первая полоса» (1931, режиссёр Л. Майлстоун) и «Ничего святого» (1937, режиссёр Уильям А. Уэллмен), подвергали своих персонажей смешным ироническим ситуациям, насмехаясь над особенностями их профессии. Однако в 1940-х годах сцена изменилась благодаря фильму Альфреда Хичкока «Иностранный корреспондент» (1940), где главный герой, американский журналист Джон Джонс, отправляется в Европу накануне войны, чтобы получить информацию о голландско-бельгийском договоре.

В кино журналисты изображаются как сложные и многогранные персонажи. Они стремятся к важной цели — раскрытию правды и передаче событий такими, какие они есть. Однако их методы и мотивы могут быть не всегда чистыми. Как отмечено в фильме «Афера Стивена Гласса» (2003, режиссёр Б. Рэй), в профессии журналиста встречаются самоуверенные и высокомерные личности. Экранный образ журналиста отражает сложное отношение к этой профессии, которое присутствует и в реальной жизни.

В современном обществе искусство и культура играют значительную роль в формировании общественного мнения о различных профессиях, включая журналистику. Представленные в фильмах этические дилеммы, с которыми сталкиваются журналисты, способствуют лучшему пониманию отношения к этой профессии в обществе и помогают разобраться в многослойной натуре журналиста. Часто в кинематографе журналисты изображаются во второстепенных ролях, часто в виде стереотипных персонажей, что может вызывать негативные реакции у зрителей из-за их назойливости, стремления к сенсациям и заголовкам любой ценой.

В некоторых кинолентах персонажи играют второстепенные роли, служа лишь заделкой для основных героев, создавая для них препятствия. В отличие от этого, журналисты в кино могут выступать более глубокими и увлекательными личностями, отражая разнообразные аспекты журналистики. Их поступки и решения зависят от того, какие стороны этой профессии они представляют — положительные или отрицательные. В голливудских фильмах журналисты часто изображаются как герои, борющиеся за правду, или как злодеи, готовые на все ради сенсации. Кино отражает дух времени и общественное мнение о реальности, а СМИ формируют интерес к фильмам своим информационным воздействием.

Изучение фильмов, где фокус на журналистах, может стать полезным для новичков в журналистике, демонстрируя различные аспекты этой профессии. Работа в журналистике имеет значительное воздействие на общество, и журналисты могут играть роль как объединяющих, так и разъединяющих фигур, отражая социальные аспекты. Важно, чтобы журналисты умели выслушивать мнения людей и не теряли моральные принципы. Кино может предостерегать о последствиях утраты этих принципов. Журналистика и кинематограф тесно переплетены: общественные скандалы, политические события, преступная хроника и военные действия оказываются в центре внимания как корреспондентов, так и режиссеров одновременно. В конечном итоге, как у кино, так и у репортера одна цель: передать правдивую информацию и напомнить о важных аспектах жизни.

Литература:

  1. Муха И.П. Понятие информации в кино // Вестник ИГЛУ. 2009. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-informatsii-v-kino (дата обращения: 14.05.2024).
  2. Соколов И. В. Чарли Чаплин: жизнь и творчество, очерк по истории американского кино. — Госкиноиздат, 1938.
Основные термины (генерируются автоматически): журналист, фильм, главный герой, кино, журналистика, кинематограф, массовая информация, общественное мнение, правдивая информация, тюремное заключение.


Похожие статьи

Влияние речи журналиста на его имидж

В статье автор исследует связь речи журналиста и его имиджа.

Эволюция женского образа в литературе

В статье автор исследует эволюцию женских образов русской литературы в периоды разных эпох.

Вопрос создания образа будущего в художественной литературе

В этой статье автор рассматривает вопросы создание образов будущего писателем.

Влияние кинематографа на восприятие произведений художественной литературы

В 21 веке кинематограф занял значимое место в жизни человека. Чтение книг заменяется просмотром фильмов. В данной статье рассматривается проблема влияния на человека кинокартины, снятой по книге.

Колонка как журналистский жанр

В данной статье рассматриваются жанрообразующие факторы и особенности жанра колонка, а также его историческое формирование и отражение в современном мире.

Компаративистский подход оценки деятельности российского и зарубежного врача

В статье авторы сравнивают основные качества врача, представленные в российском и зарубежном кинематографах.

История и развитие узбекского искусства кино

В данной статье сопоставительно анализируется история и развитие искусства кино в Узбекистане и освещается процесс творческого развития узбекской кинематографии.

Роль и место художественных и научно-популярных фильмов на уроках истории в современной школе

В статье автор пытается обозначить важность применения кинолент в рамках уроков истории, определить место и роль в учебном процессе, найти недостатки и достоинства кинофильмов, как источников исторической информации.

Архитектурный язык в кино: пространство кадра

В статье исследуется взаимосвязь между архитектурой и кинематографом.

Современные тенденции работы ведущего телевизионного развлекательного проекта

В данной статье рассмотрены современные особенности работы телеведущего и освещена проблема нехватки профессиональных журналистов на федеральных развлекательных каналах.

Похожие статьи

Влияние речи журналиста на его имидж

В статье автор исследует связь речи журналиста и его имиджа.

Эволюция женского образа в литературе

В статье автор исследует эволюцию женских образов русской литературы в периоды разных эпох.

Вопрос создания образа будущего в художественной литературе

В этой статье автор рассматривает вопросы создание образов будущего писателем.

Влияние кинематографа на восприятие произведений художественной литературы

В 21 веке кинематограф занял значимое место в жизни человека. Чтение книг заменяется просмотром фильмов. В данной статье рассматривается проблема влияния на человека кинокартины, снятой по книге.

Колонка как журналистский жанр

В данной статье рассматриваются жанрообразующие факторы и особенности жанра колонка, а также его историческое формирование и отражение в современном мире.

Компаративистский подход оценки деятельности российского и зарубежного врача

В статье авторы сравнивают основные качества врача, представленные в российском и зарубежном кинематографах.

История и развитие узбекского искусства кино

В данной статье сопоставительно анализируется история и развитие искусства кино в Узбекистане и освещается процесс творческого развития узбекской кинематографии.

Роль и место художественных и научно-популярных фильмов на уроках истории в современной школе

В статье автор пытается обозначить важность применения кинолент в рамках уроков истории, определить место и роль в учебном процессе, найти недостатки и достоинства кинофильмов, как источников исторической информации.

Архитектурный язык в кино: пространство кадра

В статье исследуется взаимосвязь между архитектурой и кинематографом.

Современные тенденции работы ведущего телевизионного развлекательного проекта

В данной статье рассмотрены современные особенности работы телеведущего и освещена проблема нехватки профессиональных журналистов на федеральных развлекательных каналах.

Задать вопрос