В статье автор пытается определить основные тенденции в развитии современной арт-журналистики на примере телевизионной кинокритики.
Ключевые слова: арт-журналистика, кинокритика, телевидение, блогинг.
Общая тенденция журналистики и арт-журналистики — конвергентность. Поэтому все больше гражданских журналистов, не имеющих специального образования, проникают и в культурную сферу. Как подмечает в своей статье «Журналистика в сфере культуры: вызовы XXI века» доктор филологических наук, заведующая кафедрой журналистики МГИК Коломийцева Е. Ю.: «Трудности разговора о культуре и культурной сфере становятся очевидны уже на этапе определения терминологии. По мнению исследователей, существует более пятисот (а может быть, и значительно больше) определений понятия «культура» [1]. Естественно, что эта множественность приводит к размыванию границ явлений, которые ныне относят к категории культурных многие представители СМИ, авторы книг, обыватели». Телевидение дало новые возможности для реализации кинокритической мысли, но всемирная сеть позволяет избавиться от многих ограничений, наложенных на официальные СМИ, и совмещать сразу несколько способов подачи информации в одном материале. В отечественном пространстве по влиянию BadComedian это заметно сильнее всего: авторитет интернет-критика обладает большим весом у массовой аудитории, чем профессиональные высказывания, к примеру, Кирилла Разлогова из передачи «Культ кино».
Интернет захватывает все большую аудиторию, в то время как телевидение год за годом ее теряет: появляются стримминговые платформы, онлайн-кинотеатры и другие площадки, позволяющие смотреть любимые передачи, сериалы и кино даже на широком экране — современные телевизоры со Smart TV позволяют забыть о телеканалах, заменяя их множеством удобных и простых в использовании приложений. Интернет — глобальная сеть, позволяющая людям из разных точек мира связываться, общаться, создавать страницы в социальных сетях и, помимо этого, влиять на журналистику и арт-журналистику, задавать тренды и формировать массовые тенденции. К 2019 году более 5 млрд людей обладают доступом к Интернету: это эквивалентно общему населению планеты Земля в 1987 году.
Отчеты порталов We Are Social и Hootsuite позволяют узнать, какую роль интернет-технологии играют для всего мира, к примеру, в недавнем 2019 году:
— в 2019 году на планете 5,11 млрд уникальных мобильных пользователей, что на 100 миллионов (2 %) больше, чем в 2018 году.
— в 2019 году интернет-аудитория составляет 4,39 млрд человек, что на 366 миллионов (9 %) больше, чем в январе 2018 года.
— Социальными сетями пользуются примерно 3,48 млрд пользователей. С начала 2018 года эта цифра выросла на 288 млн. (9 %).
— В 2019 году 3,26 млрд человек пользуются социальными сетями с мобильных устройств. Это на 10 % больше, чем в прошлом году, когда с мобильных в соцсетях сидело на 297 млн человек меньше.
Отдельно стоит обратить внимание на доступность и популярность Интернета в России: по данным Всероссийского омнибуса GfK, к началу 2019 года аудитория интернет-пользователей в России среди населения 16+ составила 90 млн. человек (+3 миллиона человек к прошлому году) и достигла отметки 75,4 % взрослого населения страны.
Благодаря такому широкому распространению Интернета возросла популярность гражданской журналистики, в том числе и арт-журналистики. Гражданская журналистика (иногда называемая журналистикой улиц или уличной) отличается от профессиональной тем, что вклад в нее вносят простые граждане. Каждый человек, обладающий доступом в интернет, может собирать, анализировать и распространять информацию, иногда опережая официальные СМИ. Как отмечает в своей книге «Азы и тонкости журналистики: введение в профессию» кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики МГИК А. А. Бобров: «засилье мультимедийных средств еще не означает полной информационной обеспеченности и выстраивания объективной картины мира» [2].
Но, несмотря на ее недостатки, нельзя отрицать масштаб влияния гражданской журналистики на общественное мнение. Как показывает исследование международной консалтинговой компании Deloitte «Медиапотребление в России — 2018» 79 % опрошенных россиян узнают новости из Интернета. По мере увеличения возраста среди опрошенных (респонденты 16–24 лет и старше 45 лет) растет популярность новостных, аналитических и официальных сайтов (с 70 % до 89 %) и снижается значимость социальных сетей и блогов (с 57 % до 17 %). Третье место среди источников информации заняли социальные сети и блоги (30 %) [3]
Но доверяют ли российские пользователи новостям из интернет-пространства? Социологи Фонда Общественное Мнение сравнили опросы, проведенные с 2010 по 2019 год, и отметили значительный рост доверия российской аудитории к интернет-СМИ и блогерам на фоне его снижения к телевидению и радио [4] [5].
Данные ФОМ демонстрируют общую картину, но в сфере кино доверие уже давно принадлежит Интернету — пока киноблогеры своими обзорами и видеоэссе набирают миллионы просмотров, критические кинопередачи вымирают: на отечественном телевидении в чистом виде они сохранились только на телеканале «Культура» и интересуют, как правило, узкую аудиторию, заинтересованную в авторском и фестивальном кино. И тут, а не в популярных киноблогах, чувствуется наследие «Кинопанорамы» из Советского Союза: кинокритика на отечественном современном ТВ, за исключением коротких рубрик в передачах «Утро» на «Россия 1» или в «Вечернем Урганте» на «Первом», существует не для развлечения зрителя, а чтобы образовывать его, поэтому они остаются направленными на специфическую аудиторию, а не на массового зрителя, привыкшего к более простой и развлекательной подаче контента.
Именно поэтому наследие западных критиков Джина Сескила и Роджера Эберта сильнее пронизывает даже российскую культуру устных кинорецензий: напрямую, или через Ностальгирующего Критика, или уже через BadComedian. В конце концов, именно эти два критика в свое время популяризировали формат критического видеоэссе на тему кинематографа и ввели понятие «устной» рецензии, не использовавшийся ранее на телевидении. Сейчас, как ни странно, именно на родном им телеэкране встретить его намного сложнее, чем на видеохостингах в сети Интернет.
Доказательства этого лежат не только в самом формате видеообзоров, приправленном забавными комментариями и привлечением аудитории через личность критика. Ностальгирующий Критик не раз сам упоминал, что его творчество во многом вдохновленно Сескилом и Эбертом: в его шоу есть эпизод под названием «A Tribute to Siskel and Ebert», в котором обзорщик рассказывает о своем детстве, прошедшем под передачу «At the Movie», влияние критиков на его личное отношение к кинематографу и кинокритике. Ролик содержит в себе не только факты и фрагменты телепередачи, но и ностальгическое тепло по ушедшей эпохе телевизионной кинокритики, которая сформировала нынешнее поколение. Также у обзорщика есть ролик под названием «Top 11 Funniest Siskel and Ebert Reviews», в котором он рекомендует к просмотру самые любимые и забавные эпизоды из шоу Джина Сискела и Роджера Эберта.
Отечественный кинообзорщик BadComedian вдохновлялся не только своим зарубежным коллегой по платформе YouTube, но и самими Сескилом и Эбертом напрямую. Когда отечественный режиссер Тимур Бекмамбетов назвал его критику в адрес своих картин «нерелевантным контентом» во время интервью у Юрия Дудя, Евгений Баженов парировал его выпад, приведя в пример шоу «At the Movie», которое оказало огромное влияние на сферу кинокритики и завоевало сердца целых поколений зрителей, при том не стесняясь саркастичного и жесткого юмора в адрес критикуемых в нем картин.
Журналистика становится конвергентной, и кинообзоры не исключение: те, кто вырос на отечественной «Кинопанораме», на американской «At the Movies» и других передачах, даже если базируются на телеканалах, выкладывают свои выпуски и на интернет-хостинги, преимущественно на YouTube. Но, если советское наследие для более «нишевой» категории зрителей, поклонников авторского и фестивального кино, то массовый зритель предпочитает этому формату то, что ближе к наследию Джина Сескила и Роджера Эберта: критику, приправленную острым юмором и колкими замечаниями, пусть и не лишенную при том интеллектуальной составляющей.
Конечно, профессиональные кинокритики на отечественном поле тоже не исчезли из поля массового зрителя, появляясь в рубриках популярных ток-шоу: как Антон Долин в передаче «Вечерний Ургант». Но, если на зарубежном телевидении еще сохранились критические передачи, пусть и разбавленные интервью и кадрами со съемок, то отечественные обзоры на кино представлены в формате роликов на YouTube.
Киноблогеры, которым удается стать экспертом в глазах своей аудитории, тоже выходят из простых пользователей: зачастую, у них нет профильного журналистского или киноведческого образования. Они могут создать культовое явление, как Ностальгический Критик, привлекший внимание к «Комнате», так что один из худших фильмов в истории перестал быть развлечением узкой группы людей, став мировым достоянием. Они могут разоблачать пороки киноделов, разбивая историческими фактами их «биографические» работы, открывая глаза аудитории на некачественно проделанную работу, как это делает BadComedian. Правда, на Западе видео-блогер, вдохновивший Евгения Баженова и многих других обзорщиков по всему миру собирает в разы меньше просмотров, чем его российский последователь. С Критиком нередко соглашаются беседовать и участвовать в его скетчах известные американские актеры и актеры озвучки, режиссеры и другие медийные личности.
BadComedian в отечественном интернет-пространстве уже стал голосом, который не могут игнорировать киноделы, ведь его разносят известные интернет-СМИ, а иногда и традиционные: блогера приглашают в качестве эксперта на радио и телевидение. Можно сделать вывод, что пока зарубежный прародитель видеоблогинга в сфере кино делает материал для своей преданной целевой аудитории, в отечественном интернет-пространстве внимание к резонансному обзорщику притягивается сильнее — его мнение узнает не только его собственная аудитория, но и незнакомые с его творчеством люди, натыкающиеся на статьи с ним в традиционных и интернет-СМИ. И, соответственно, пусть само явление видеоблогинга на YouTube пришло в Россию из Америки, на отечественных просторах киноблогеры уже стали авторитетом для СМИ и российских киноделов, а не только «гиковским» массовым увлечением.
Напрашивается вывод, что отечественная кинокритика, касающаяся произведенных в России фильмов, невольно политизируются, затрагивая не только производственные аспекты кино, но и коррупцию, пронизывающую индустрию кинематографа. На западе же кинокритика для массового зрителя так и осталась, как и было изначально до эпохи интернета, познавательным развлечением — не более.
Телевизионная кинокритика сформировала умы поколений и вдохновило тех, кто сейчас становятся лидерами мнений. Однако тренды сейчас задает Интернет — и это, благодаря конвергентности, касается и телевизионных программ о кино.
Литература:
1. Коломийцева, Е. Ю. Журналистика в сфере культуры: вызовы XXI века / Е. Ю. Коломийцева. — М: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2012.
2. Бобров А. А. Азы и тонкости журналистики: введение в профессию — М.: Directmedia, 2018.
3. Deloitte: Медиапотребление в России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/research-center/media-consumption-in-russia-2018-ru.pdf (Дата обращения: 15.12.2021).
4. Исследование GfK: Проникновение Интернета в России. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii-1/ (Дата обращения: 12.12.2021)
5. Фонд общественного мнения: Источники новостей и доверие СМИ. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fom.ru/SMI-i-internet/14170 (Дата обращения: 12.12.2021)