Специфика просмотра телевизионных новостей в условиях мультимедийности и конвергенции СМИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Журналистика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (10) октябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 388 раз

Библиографическое описание:

Гордеев, А. С. Специфика просмотра телевизионных новостей в условиях мультимедийности и конвергенции СМИ / А. С. Гордеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 390-392. — URL: https://moluch.ru/archive/10/708/ (дата обращения: 19.11.2024).

8 сентября 2009 года «Левада-центр» опубликовал исследование «Российское телевидение и молодежь», результаты которого в медиасреде поспешили назвать сенсационными. Отчасти это так и есть: анализ представленных социологами данных производит сильное впечатление. Телевидение теряет зрителей: с начала 90-х до начала 2000-х доля людей, которые смотрели телевизор каждый день постоянно росла (с 83 % в 1990-м г. до 92% в 2002 г.). Однако затем начинается медленный возврат к исходным показателям: в 2009-м количество «ежедневных» зрителей сократилась до 86%. Наиболее  ярко этот процесс прослеживается в среде молодых россиян в возрасте до 24-х лет: 88% тех, кто включает ТВ каждый день  в 1990-м против 75% в 2009 г.[1]  Потери в этой категории для телевидения наиболее болезненные: на количество молодых зрителей в структуре аудитории телеканала рекламодатели обращают внимание в первую очередь. Для многих из них именно этот сегмент аудитории является целевым.

Нисходящий тренд в телесмотрении наблюдают и специалисты, занимающиеся измерением телевизионной аудитории, прежде всего компании «TNS Gallup Media». Особенно эта тенденция характерна для сегмента информационных программ. По данным аналитического центра компании «Видео Интернешнл» в 2005-м году впервые доля зрителей, включающий телевизор ради развлечения впервые превысила тех, кто обращается к телевидению за информацией. В последующие годы  динамика сохраняется: среди ответов на вопрос «зачем вы смотрите телевизор?»  все больше зрителей выбирают: «ради развлечений». Так, если  в  2000-м  году 74 % зрителей смотрели новости каждый день, то в 2006-м таких уже значительно меньше – 57 %[2].

Сравнение рейтингов информационных программ за последние десять лет также показывает отрицательную динамику: рейтинги падают, возвращаясь к максимальным значениям предыдущих лет лишь на короткое время в периоды социально-значимых, конфликтных событий, таких, например, как война в Южной Осетии (2008 г.) и газовый конфликт с Украиной (2008-2009 гг.).           

Таким образом, речь идет не о случайных показателях, а о серьезных изменениях самой специфики телесмотрения в России. В конце ХХ-го века телевизионные новости являлись главным источником информации, сегодня, все еще оставаясь бесспорным лидером, среди других каналов информации, как в ежедневном потреблении, так и в общественном сознании они начинают сдавать позиции. Как нам представляется, причины происходящего лежат в сфере содержания информационных программ и развитии новых телекоммуникационных технологий.

Первые потери зрителей у телевизионных новостей совпадают с периодом «огосударствления» российского телевидения. Переход под контроль «Газпрома» телекомпании НТВ и ликвидация ТВ-6 в 2001-м году, а в 2003-м закрытие ТВС привело к абсолютному государственному контролю за телевизионным информационным вещанием.  Негативные последствия монополизации электронных СМИ в работе «Телевизионная служба новостей» анализирует профессор В.Л.Цвик и приходит к выводу, что процесс концентрации СМИ в руках государства «ограничивает степень свободы слова и плюрализм мнений  стране, а значит, и отдаляет Россию от построения гражданско-правового общества»[3, c.17].  Однако, как показала практика, последствия упомянутого процесса привели и к перераспределению аудитории: в поисках информации наиболее активные россияне устремились в Интернет.

Обращает на себя внимание однотипность в выборе сообщений  редакциями телевизионных новостей федеральных каналов. Подобный подход к формированию «картины дня» обозначился в 2004 -2005 годах. «Если при Б.Н.Ельцине после просмотра новостей по разным каналам (особенно в период политического кризиса) могло показаться, что они дают сводку событий за разные дни или из разных уголков планеты, то ко второму президентскому сроку В.В.Путина ситуация изменяется. Первый канал и РТР предлагают практически идентичную повестку дня. Разнятся, как правило, события во второй части программ. Например, первый канал расскажет о новой форме для водителей во Владивостоке, а РТР об охоте на сов в Воронежской области»[2, c.90]. Можно предположить, что такая унифицированная «картина дня»  с каждым годом все меньше устраивает телезрителей, и, прежде всего молодых людей.

В этот же временной период в России происходит стремительное внедрение новых телекоммуникационных технологий и, прежде всего, Интернета. За 6 лет с 2002 по 2008 год количество пользователей Интернета в России по данным фонда «Общественное мнение» увеличилось на 123%.[3]  В сети уже никто не может навязать пользователю определенную повестку дня, он формирует ее самостоятельно, исходя из личных пристрастий и предпочтений.

Кроме прочего, on-line СМИ распространяют новости значительно быстрее, чем телевидение: информационным сайтам в интернете нет необходимости ждать строго определенного времени выхода информационного выпуска. Их преимущества также лежат в сфере времени и пространства: в теленовостях всегда присутствуют жесткие временные ограничения, заданный хронометраж программы. Интернет СМИ в этом плане более свободны, а природа гипертекста позволяет собрать и сгруппировать  различные аспекты новости или события, проблемы или явления, что, безусловно, представляет более широкий срез реальности и более глубокий подход к той или иной теме. Сама структура новости начинает меняться: значительные преобразования происходят под воздействием конвергенции, то есть сращивания разных видов СМИ, причем взаимопроникновение происходит на самых разных уровнях. И на языковом  (признаки прослеживаются в изменении текстов разных СМИ), и в сфере изобразительных средств разных медиа.

Новости в печатной прессе перенимают черты телевизионных: язык публикаций становится более разговорным, все чаще используется прием персонификации информации и автора сообщения, увеличивается визуальная составляющая. Телевизионные новости обращаются к опыту газет и журналов, вводя такой элемент, как заголовки сообщений. Интернет СМИ все активнее используют видеоряд,  на информационных ресурсах можно посмотреть видео, снятое, как профессиональными операторами, так и самими пользователями. В этом смысле Интернет не только становится все более полноценным источником информации, но и сближается с телевидением и, как следствие, отнимает у телевизионных новостей зрителей. Этот вывод подтверждается и цифрами: по данным исследовательской группы «TNS Gallup Media» россияне, имеющие доступ к интернету, смотрят телевизор на 17% меньше телезрителей, не пользующихся всемирной сетью. В Москве этот разрыв еще больше — 26%.[4]

Очевидно, что постепенно задачи информационного вещания на телевидении будут меняться. В ХХ веке основной целью телевизионных новостей  было предложить новую, уникальную, нередко эксклюзивную информацию о важнейших событиях дня. Сегодня значительной части телевизионной аудитории, к моменту выхода в эфир выпусков телевизионных новостей, уже известно, что произошло. Значит, чтобы удержать зрителей у экрана уже недостаточно просто рассказать об основных событиях дня.

Во многом именно этим объясняется увлечение телевизионных журналистов, так называемым «инфотейментом» (от англ. information и entertainment). Формат впервые опробовала телекомпания НТВ в 2003 г., запустив в 22.00 вместо традиционного выпуска новостей телевизионный дайджест событий дня под названием «Страна и мир», а затем распространив на вечерние выпуски программы «Сегодня». Идеология «инфотеймента» основывается на убеждении в том, что телевизионные новости «обладают возможностью передать драматизм и эмоциональность события, но не способны рассказать подробно и глубоко о сложных, серьезных делах»[4, p.70]. Однако нам ближе точка зрения известного специалиста в области телевизионного вещания, профессора МГУ Р.Борецкого, который отмечая, что серьезные передачи осваивают «формы эстрадной подачи материала», называет это явление «диффузией жанров». По его словам, причиной этой диффузии стала коммерциализация телевидения, чтобы программа имела высокие рейтинги, она должна соответствовать «усредненным вкусам поголовного большинства».[1, c.38] Вероятно, в дальнейшем развлекательная составляющая станет еще более распространенной, а, возможно, и доминирующей в выпусках телевизионных информационных программ.

Службы телевизионных новостей пытаются найти способы взаимодействия с Интернетом и сетевой аудиторией. Обозначим самые распространенные из них. Прежде всего, для самих редакции активные пользователи Интернета стали своего рода внештатными авторами. Продюсеры информационного вещания ежедневно ведут мониторинг наиболее популярных блогов (интернет-дневников), социальных сетей, порталов с видео-контентом. Так, например, трагический случай гибели дельфина в московском дельфинарии из-за халатности персонала, о котором рассказал в своем интернет-дневнике один из блогеров, стал известен на всю страну и вызвал широкий общественный репортаж. Получив первичную информацию в блоге репортеры НТВ и Пятого канала разработали тему до полноценных репортажей.

Также, для руководителей отделов теленовостей не мог остаться незамеченным тот факт, что  в силу развития аудиовизуальной аппаратуры (видеокамерой оснащаются даже простые модели телефонов) сами зрители стали в массовом порядке превращаться в производителей контента, который иногда оказывается эксклюзивным. И если прежде видео, снятое в том качестве, которое позволяет встроенная в телефон камера считалось бы на ТВ техническим браком, то теперь оно вполне может появиться в эфире. Критерий остался один – сенсационность. Для упрощения получения видеоматериалов телекомпании создают специальные интернет-страницы. Пионером в этой сфере стала телекомпания CNN, открывшая в 2008 году проект Ireport.com. «Контент, созданный пользователями, – следующий по логике шаг, – говорит Джим Уолтон, президент CNN Worldwide. – Всё дело в меняющейся аудитории. Сегодня люди все больше хотят участвовать в создании новостей, так что этот проект – естественное продолжение нашей работы».[5]

Ресурс Ireport.com оказался популярен, а ряд видеороликов, снятых пользователями, появился в эфире CNN. На сайте такие видеоматериалы  отмечают специальным логотипом («Показано на Си-эн-эн»). Таким образом, у пользователей появляется дополнительный стимул, как к производству нового эксклюзивного контента так и к просмотру телеканала. Подобные сервисы возникли и в России: их реализуют ВГТРК (Проект «Мобильный репортер»), телеканал «Звезда» (Проект «Zvezdanews»).

Также, обращает на себя внимание тот факт, что после показа в эфире оригинальные репортажи из телевизионных новостей размещаются на сайтах телекомпаний. Этот сервис полностью освоили все федеральные телеканалы страны: Первый, «Россия», НТВ, Пятый канал. Их официальные сайты наиболее яркий образец современных конвергентных медиа. Есть все основания полагать, что процесс конвергенции ТВ и Интернета со временем будет только набирать обороты, а дальнейшее развитие телекоммуникационных технологий приведет к еще большим потерям аудитории традиционного телевидения. Разумеется этот процесс не может носить одномоментного характера, и совершенно точно будет отличается неравномерностью в территориальном отношении: в крупных городах новые технологии приживаются значительно быстрее. На сегодняшний день доля зрителей телевизионных новостей все еще достаточно высока, однако уже сейчас очевидно, что данный способ доставки информации становится все более консервативным, что лишний раз подтверждается фактом отказа от просмотра новостей молодой аудитории. Журналистам придется осваивать методы работы, а телекомпаниям реформировать существующие службы новостей.

Представляется, что основные преимущества телевизионных новостей лежат в сфере поиска новых форм работы с материалом. Необходимо искать новые формы подачи информации, возможно внедрения в информационные программы дискуссионной составляющей – формата прямого столкновения мнений, реализовать, который в интернете чрезвычайно сложно. Так или иначе, но изменения в информационном жанре на телевидении постепенно будут происходить. К новым условиям придется приспосабливаться, а скрытые резервы для успешной конкуренции с Интернет-СМИ у телевидения, безусловно, есть. 

 

Литература

1.    Борецкий Р. А. Осторожно телевидение. М., 2002.

2.    Долгова Ю. И. Политическая пропаганда на телеэкране//Телерадиоэфир: история и современность, М., 2005.

3.    В.Л.Цвик. Телевизионная служба новостей. М.2008

4.    The future of news. //Edited by Philip S. Cook, Douglas Gomery, Lawrence W.Lichty. Washington, D.C.

5.    Телевидение глазами телезрителей – 2006. Ежегодный отчет аналитического центра «Видео Интернешнл». http://www.acvi.ru/acvi.exe/lib?id=86

6.    Российское телевидение и молодежь. Исследование аналитического центра Юрия Левады. http://www.levada.ru/press/2009090802.html

7.    Телезрители уходят в интернет. Коммерсант.  № 85 (3902) от 21.05.2008 

8.    Интернет в России отчет фонда «Общественное мнение». http://bd.fom.ru/pdf/int0309.pdf

9.    CNN Launches iReport.com.  http://www.mediaweek.com/mw/esearch/article_display.jsp?vnu_content_id=1003708936

 

 

 

 

 

 



[1] Cм.  Российское телевидение и молодежь. Исследование аналитического центра Юрия Левады. http://www.levada.ru/press/2009090802.html

[2] См. Телевидение глазами телезрителей – 2006. Ежегодный отчет аналитического центра «Видео Интернешнл». http://www.acvi.ru/acvi.exe/lib?id=86

[3] Интернет в России отчет фонда «Общественное мнение». http://bd.fom.ru/pdf/int0309.pdf

[4] См. Телезрители уходят в интернет. Коммерсант.  № 85 (3902) от 21.05.2008 

[5]CNN Launches iReport.com  http://www.mediaweek.com/mw/esearch/article_display.jsp?vnu_content_id=1003708936

Основные термины (генерируются автоматически): CNN, Россия, новость, TNS, интернет, Российское телевидение, телевидение, аналитический центр, ежегодный отчет, информационное вещание.


Похожие статьи

Специфика иноязычной образовательной среды в ракурсе продуктивного подхода

Направления интеграции производителя и дистрибьютора потребительских товаров при реализации концепции синхронизации цепочки поставок

Современные направления интегрированных маркетинговых коммуникаций и креативных технологий в рекламе

Роль словарей и энциклопедий в межкультурной коммуникации

Отражение развития информационно-коммуникационных технологий в лексической системе английского языка

Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества

Основные критерии оценки PR-информации, позволяющие объединять интересы СМИ и бизнеса

Определение организационно-педагогических условий повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в школьном образовательном пространстве

Медиаобразовательная среда как важная составляющая современного ВУЗа

Компетентность учителей и учащихся в области применения информационно-коммуникационных технологий

Похожие статьи

Специфика иноязычной образовательной среды в ракурсе продуктивного подхода

Направления интеграции производителя и дистрибьютора потребительских товаров при реализации концепции синхронизации цепочки поставок

Современные направления интегрированных маркетинговых коммуникаций и креативных технологий в рекламе

Роль словарей и энциклопедий в межкультурной коммуникации

Отражение развития информационно-коммуникационных технологий в лексической системе английского языка

Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества

Основные критерии оценки PR-информации, позволяющие объединять интересы СМИ и бизнеса

Определение организационно-педагогических условий повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в школьном образовательном пространстве

Медиаобразовательная среда как важная составляющая современного ВУЗа

Компетентность учителей и учащихся в области применения информационно-коммуникационных технологий

Задать вопрос