Блоги в системе творческой деятельности журналиста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 17.11.2020

Статья просмотрена: 461 раз

Библиографическое описание:

Шомуродов, О. И. Блоги в системе творческой деятельности журналиста / О. И. Шомуродов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 195-198. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75251/ (дата обращения: 16.12.2024).



С развитием интернета и цифровых технологий получил широкое распространение такой вид донесения информации до аудитории как создание и ведение блога. Большое место в нашей статье занимает рассмотрение блога, как инструмента донесения информации не только физическими лицами, но и ведущими средствами массовой информации. В работе анализируется роль блога как простора для творческой самореализации, в том числе для журналиста.

Ключевые слова: блог, журналист, средства массовой информации, блогерство, блогосфера, социальные сети, интернет-пространство.

Интересно проанализировать более подробно как современные СМИ используют различные мультимедийные форматы, включая блоги. Также более детально изучить творческий путь успешных журналистов — звезд телевидения и ютуба.

Развитие интернета и цифровых технологий принесло в работу современных масс-медиа мультимедийность, когда «акулы пера» могут реализовывать себя практически одновременно (или шаг за шагом) на телевидении, на радио, в печатной прессе, а также как ведущие блогов [1]. Блог — это сетевой журнал, в котором публикуются отклики на актуальные события, информационные поводы. Успешный журналист, как правило, всегда — популярный блогер и лидер общественного мнения.

Сегодня ведущие средства массовой информации сочетают разные форматы. Например, газета «Комсомольская правда» выходит в печатном виде, имеет сайт, где оперативно публикуются новости, а также размещается видео-контент и радиопрограммы. Радио «Эхо Москвы» — это не только радиовещание, но и сайт, где есть статьи, видео-контент, блоги известных людей, в том числе политиков, экономистов и общественных деятелей. Газета «Вечерняя Москва» также развивает мультимедийность: выходит в традиционном бумажном виде, а на сайте издания публикуются статьи, фото, видео, инфографика, а также мнения журналистов и экспертов, написанные в формате колонок или блогов.

Первой платформой для русских пользователей стал «Живой Журнал» (Livejournal), где все желающие могли бы делать свои записи, в формате дневника, «прямого высказывания». Затем появились многочисленные соцсети для общения и самовыражения. В настоящее время в России успешно развивается платформа Яндекс-дзен, где также все желающие могут публиковать материалы, рассказывая о своей деятельности, досуге или увлечениях.

Интересно проследить эволюцию форматов «сетевых дневников»: сначала появился «Живой Журнал» с большими текстами, потом Фейсбук с небольшими постами, затем Твиттер с короткими сообщениями и, наконец, Инстаграм, где достаточно выкладывать картинки. Сегодня ключевое значение имеет Ютуб: аудио-контент и видео-контент востребован аудиторией больше, чем вербальный контент. Видоизменяется культура восприятия: чтение текстов становится более беглым, аудио-контент часто используется как фон, например, когда человек находится за рулем автомобиля. Видео-контент должен быть очень увлекательным, чтобы удерживать внимание. Сегодня даже речь ведущих на радио и телевидении стала более быстрой, без затянутых преамбул и «подводок».

Цифровые платформы дают возможность любому человеку стать блогером [1]. Сегодня в этом качестве выступают люди из разных сфер деятельности — врачи, косметологи, рыбаки, путешественники, фитнесс-тренеры, дизайнеры, стилисты, учителя, психологи, юристы, финансисты, священники и домохозяйки. Профессионалы привлекают внимание своим опытом, достижениями, реальными советами, которые могут взять на вооружение читатели или зрители. Такие блоги приносят конкретную практическую пользу, а блогеры собирают вокруг себя людей по интересам. Развивая свой блог, можно стать достаточно известным человеком. Как это получилось с Елизаветой Глинкой, Доктором Лизой, которая рассказывала в своем «Живом Журнале» о помощи бездомным и малоимущим людям.

Блогосфера — это информационная среда, где каждый может попробовать себя в качестве автора. В интернет-дневниках выкладываются тексты, фотографии, видео, публикуются посты либо короткие комментарии по актуальным событиям. Ведение блога не предполагает жестких шаблонов и дает достаточно простора для творческой самореализации, в том числе для журналиста.

Работая в СМИ, журналист выполняет задания руководства исходя из редакционной политики. Он следует корпоративной этике. При создании материалов знакомится с несколькими источниками информации, собирает мнения различных экспертов, анализирует ситуацию и делает выводы.

Блогерство — это аналог колумнистики, где человек высказывает именно свою точку зрения на ту или иную проблему, может позволить себя быть более полемичным и субъективным. В СМИ всегда публикуется ремарка, что «Мнение автора может не совпадать с мнением редакции».

Журналисты выбирают для себя определенную специализацию: политика, экономика, армия, общество, наука, культура, здоровье, светская жизнь, шоу-бизнес. По мере творческого развития «акулы пера» нарабатывают связи в своей профессиональной среде, выстраивают круг экспертов, глубоко погружаются в темы, о которых рассказывают. Этот «багаж» позволяет делать очень качественные и эксклюзивные материалы

Для журналиста ведение блога — это дополнительный ресурс для продвижения своего контента, ресурс в работе на свою собственную популярность как автора [1]. Если у блога становится много читателей, его можно монетизировать — начать зарабатывать на рекламе, получать донаты при ведении стримов.

Чтобы быть успешным блогером, журналист должен уметь интересно писать, говорить и оперативно снимать видео, размещая свой контент на разных платформах и в социальных сетях. Критерием успеха, попадания в аудиторию — является количество подписчиков и количество лайков под постом, фотографией или роликом. Формат блога позволяет журналисту в режиме «реального времени» реагировать на события, получать комментарии фолловеров, при желании — вступать с ними в коммуникацию.

Социальные сети способствуют в продвижении контента и помогают журналисту выходить на свою целевую аудиторию [1]. Фейсбук и Твиттер построены на том, что пользователи документируют события своей жизни и выставляют их на всеобщее обозрение. Журналист имеет возможность публиковать в соцсетях свой информационный продукт — статьи, фотографии, фильмы. А также рассказывать о своей частной жизни или в формате постов высказываться по резонансным событиям. Используя группы в социальных сетях, в сообществах, журналист может продвигать свои материалы, приобретая новых читателей или зрителей.

Сегодня наиболее успешными становятся журналисты, которые владеют различными форматами. Например, Владимир Соловьев выступает как успешный телеведущий ежевечернего ток-шоу, как ведущий радиопрограммы «Полный контакт». С марта 2020 года на Ютубе он ведет авторский канал, где проводит стримы. В них он позволяет себе эмоциональные высказывания, дает более резкие оценки политическим оппонентам, что не допустимо на федеральном канале. Он также ведет Instagram, где у него более 700 тысяч подписчиков. В Твиттере у него 1,4 млн читателей. На этом ресурсе он комментирует новости, расставляя акценты на самом главном.

Журналист Игорь Прокопенко известен как автор и ведущий популярных телепрограмм «Военная тайна» и «Территория заблуждений», лауреат премии «ТЭФИ». Он также снимает документальные фильмы и пишет книги. На его официальном сайте представлены все его проекты. Он также ведет блог, в котором рассказывает о новостях из своей жизни, делится мыслями о текущих событиях. Например, в одной публикации Игорь Прокопенко рассказал, что посмотрел картину «Подольские курсанты» — о подвиге молодых солдат при обороне Москвы осенью 1941 года. Игорь Прокопенко считает, что это очень сильное кино, ставит художественную ленту в один ряд с драмой «Они сражались за родину» и призывает своих читателей обязательно посмотреть это кино [3].

В блогах часто публикуются мини-рецензии на знаковые события в мире искусства или литературы. Журналисты стараются быть в курсе культурных явлений и готовы давать им свои оценки.

Журналист Максим Шевченко начинал свою карьеру в «Независимой газете». Он известен как автор публикаций на религиозные и политические темы. Работал на «Первом канале» ведущим программы «В контексте», вел ток-шоу на НТВ. В настоящее время позиционирует себя как независимый журналист и видео-блогер. Еженедельно проводит стримы, где комментирует все текущие события: выборы в США, конфликт в Нагорном Карабахе, эпидемия коронавируса, ситуация в Беларуси. В своем блоге он также публикует интервью с известными политиками и деятелями культуры. Максима Шевченко можно назвать успешным блогером: у него 705 тысяч подписчиков. Для своего продвижения журналист также использует телеграм-канал «Макс атакует» и посты в соцсетях.

Опыт ведения личного блога в Фейсбуке осмыслил священник и журналист Владимир Вигилянский, написав книгу «Русский ключ». В разные годы он был сотрудником в «Огоньке», «Московских новостях», «Известиях», читал курсы для журналистов, вел колонки в СМИ. Этот багаж пригодился и для ведения блога. В своих постах он высказывался на социальные и нравственные темы, рассказывал об истории Православия, современной литературе и искусстве. У о. Владимира Вигилянского 5 тысяч друзей и более 23 тысяч подписчиков. Он убежден, что блогер может высказываться как на актуальные темы, так и говорить о вечных ценностях [2]. И у этого направления тоже есть достаточная аудитория.

В журналистике трудятся люди разных профессий. Корреспонденты и репортеры находятся в гуще событий, добывают изначальную информацию: берут интервью у спикеров, комментарии у экспертов. Обозреватели занимаются аналитикой и обобщениями, выявляют интересные новые тренды. Редактор определяет направления работы, следит за стилем материала, точностью изложенных фактов. Корректор исправляет ошибки в текстах. Главный редактор определяет концепцию СМИ и стратегию развития. Ведущие выпусков новостей озвучивают новости, ведущие ток-шоу модерируют выступления участников. В СМИ также трудятся фотографы, дизайнеры, верстальщики, операторы, продюсеры и режиссеры. Для традиционных СМИ характерна более серьезная работа с информацией: все сведения перед публикацией проходят через отдел проверки, редактуру и корректуру. Журналистика — это работа в команде, коллективный труд.

Блогер не имеет штата сотрудников. И работает на свой страх и риск. Для него цифровые платформы — это пространство относительной свободы и безграничных коммуникаций.

Можно сказать, что ведение блога — это отдельное искусство [1]. Позиционирование в интернет-пространстве должно быть продуманным. Неудачное, спонтанное высказывание или распространение заведомо ложной информации, фейков, может испортить репутацию, вызвать шквал критики. В вольном пространстве интернета нужно также быть готовым к троллингу или кибербуллингу — целенаправленной травле. Успешный блогер — это автор, который во многом конструирует своей образ, используя собственный контент, а также цитируя ссылки на чужие интересные материалы. В блогосфере ценится лаконизм, эмоциональность, юмор, свежий взгляд на привычные вещи.

В современном мире, если человек с гаджетом в руках оказался в эпицентре важных событий, он вполне может сделать съемку и провести онлайн-репортаж. Сегодня особенно востребована актуальность информации, быстрота ее распространения. Нередко какая-то новость сначала появляется в соцсетях, а потом ее подхватывают СМИ.

Через социальные платформы формируется общественное мнение. Появилось высказывание, что президент США управляет страной через твиттер. Журналистика меняется вместе с информационной средой. В мире, где многое определяют масс-медиа, именно журналисты становятся лидерами общественного мнения, к числу которых относятся звезды телевидения и Ютуба — от Владимира Познера до Юрия Дудя.

Чтобы быть успешным, современный журналист должен обладать многими качествами, среди которых: коммуникабельность, грамотная речь, аналитические способности, эрудированность и креативность. А одним из самых важных навыков для этой профессии является умение пользоваться всеми существующими медийными форматами, включая ведение канала на Ютубе и личного блога в соцсетях.

Литература:

  1. Биккулова О. Профессия журналист: вымирающий вид, или что говорят прогнозы / О. Биккулова [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://proforientator.ru/publications/articles/professiya-zhurnalist-vymirayushchiy-vid-ili-chto-govoryat-prognozy.html (дата обращения: 12.11.2020).
  2. Цвиллий О. Бывший пресс-секретарь Предстоятеля РПЦ издал «дневник священника» / О. Цвиллий [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://spzh.news/ru/news/73473-byvshij-press-sekretary-predstojatelya-rpc-izdal-dnevnik-svyashhennika (дата обращения 12.11.2020).
  3. Игорь Прокопенко: официальный сайт / И. Прокопенко [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.prokopenko.tv/blog/podolskie-kursanty/ (дата обращения: 12.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): журналист, ведение блога, блог, Владимир, массовая информация, общественное мнение, событие, информационная среда, личной блог, творческая самореализация.


Похожие статьи

Роль средств массовой информации в формировании здорового образа жизни.

Данная статья посвящена проблеме влияния СМИ на организацию спортивно-массовой работы с населением и формирование здорового образа жизни. Средства массовой информации занимают в медиаландшафте России принципиально важное место, выполняет такие коммун...

Блоги как новый инструмент влияния на ценностные ориентации молодого поколения

В данной статье будут рассмотрены ценностные ориентации молодежи, формируемые блогерами в интернет-пространстве и роль блогеров и блогосферы в воспитании молодежи. Описаны основные составляющие коммуникативного пространства в современном мире, а такж...

Средства массовой информации как компонент социокультурного развития общества

В статье рассматриваются основные направления формирования диалогового взаимодействия между личностью и властью, социокультурными и политическими силами. Подчеркивается важность роли СМИ в процессе образования подрастающего поколения и обосновывается...

Влияние социальных сетей на современную рекламу и медиакоммуникации

В статье автор исследует современное влияние социальных сетей на общество. Рассматриваются различные виды рекламы в социальных сетях. Особое внимание уделяется тому, как эти виды рекламы ориентированы на интересы и социально-демографические характери...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Новостной медиадискурс и технологические изменения периодических изданий Узбекистана (на примере газеты «Правда Востока)

В статье анализируются лингвистические особенности медиадискурса информационных материалов республиканской газеты «Правда Востока». Рассматриваются технологические изменения, возникновение онлайн-формата и его влияние на контент публикаций, расширени...

Никнеймы в онлайн-коммуникации и их особенности

Данная статья посвящена функционированию никнеймов в онлайн-коммуникации со всем разнообразием их особенностей. Сделана попытка раскрыть особенности никнеймов в разных языковых и общественно-социальных сообществах в Интернете. Автором настоящего иссл...

Особенность языка блогосферы на примере публикаций журналистки и писательницы Натальи Радуловой и скандально известного блогера, сценариста, писателя Лены Миро

Для современной лингвистики блог, как языковое явление представляет собой особую ценность. Наряду с письменной и устной речью язык блогеров можно назвать новой формой речи. Использование мультимедийных средств (фото, аудио, видео, гиперссылок), разны...

Поисковой маркетинг как инструмент продвижения

В последние несколько лет рынок Интернет-рекламы уверенно превращается в одну из наиболее значимых отраслей маркетинга, открывая компаниям новые инструменты ведения бизнеса, коммуникации с конечными пользователями и конкуренции на рынке. Вслед за рос...

Фотография как объект научного исследования (на примере истории Муниципального водоканализационного предприятия г. Ханты-Мансийска)

В современном мире уже никак нельзя обойтись без фотосъемки мест, людей и событий. Предприятия и организации различной сферы деятельности также входят в число тех, кто использует фотографию для запечатления чего-либо. В статье описывается, как научны...

Похожие статьи

Роль средств массовой информации в формировании здорового образа жизни.

Данная статья посвящена проблеме влияния СМИ на организацию спортивно-массовой работы с населением и формирование здорового образа жизни. Средства массовой информации занимают в медиаландшафте России принципиально важное место, выполняет такие коммун...

Блоги как новый инструмент влияния на ценностные ориентации молодого поколения

В данной статье будут рассмотрены ценностные ориентации молодежи, формируемые блогерами в интернет-пространстве и роль блогеров и блогосферы в воспитании молодежи. Описаны основные составляющие коммуникативного пространства в современном мире, а такж...

Средства массовой информации как компонент социокультурного развития общества

В статье рассматриваются основные направления формирования диалогового взаимодействия между личностью и властью, социокультурными и политическими силами. Подчеркивается важность роли СМИ в процессе образования подрастающего поколения и обосновывается...

Влияние социальных сетей на современную рекламу и медиакоммуникации

В статье автор исследует современное влияние социальных сетей на общество. Рассматриваются различные виды рекламы в социальных сетях. Особое внимание уделяется тому, как эти виды рекламы ориентированы на интересы и социально-демографические характери...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Новостной медиадискурс и технологические изменения периодических изданий Узбекистана (на примере газеты «Правда Востока)

В статье анализируются лингвистические особенности медиадискурса информационных материалов республиканской газеты «Правда Востока». Рассматриваются технологические изменения, возникновение онлайн-формата и его влияние на контент публикаций, расширени...

Никнеймы в онлайн-коммуникации и их особенности

Данная статья посвящена функционированию никнеймов в онлайн-коммуникации со всем разнообразием их особенностей. Сделана попытка раскрыть особенности никнеймов в разных языковых и общественно-социальных сообществах в Интернете. Автором настоящего иссл...

Особенность языка блогосферы на примере публикаций журналистки и писательницы Натальи Радуловой и скандально известного блогера, сценариста, писателя Лены Миро

Для современной лингвистики блог, как языковое явление представляет собой особую ценность. Наряду с письменной и устной речью язык блогеров можно назвать новой формой речи. Использование мультимедийных средств (фото, аудио, видео, гиперссылок), разны...

Поисковой маркетинг как инструмент продвижения

В последние несколько лет рынок Интернет-рекламы уверенно превращается в одну из наиболее значимых отраслей маркетинга, открывая компаниям новые инструменты ведения бизнеса, коммуникации с конечными пользователями и конкуренции на рынке. Вслед за рос...

Фотография как объект научного исследования (на примере истории Муниципального водоканализационного предприятия г. Ханты-Мансийска)

В современном мире уже никак нельзя обойтись без фотосъемки мест, людей и событий. Предприятия и организации различной сферы деятельности также входят в число тех, кто использует фотографию для запечатления чего-либо. В статье описывается, как научны...

Задать вопрос