Анализ проблем, возникших при передаче ответственности за съемки кинолетописи от кино телевидению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 04.12.2022

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Гуляева, М. К. Анализ проблем, возникших при передаче ответственности за съемки кинолетописи от кино телевидению / М. К. Гуляева, А. И. Рогозина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 167-168. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97198/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье авторы анализируют проблемы, препятствующие возобновлению съемок российской кинолетописи.

Ключевые слова: кинолетопись, кино, телевидение, съемка.

Кинолетопись, которая регулярно создавалась в Советском Союзе киностудиями, является важнейшим документом, который визуально сохраняет историю страны. В начале 90-х годов XX века ответственность за создание кинолетописи была передана телевидению, которое заняло лидирующие позиции в отражении происходящих в стране событий на экране. Переход из рук кинематографистов в руки телевизионщиков вызвал целый ряд проблем, которые довели ситуацию с кинолетописью до критического пика. Такое состояние сохраняется до сих пор.

Можно выделить несколько основных проблем, которые долгое время — по сей день — сохраняются в документальном кино и напрямую связаны с кинолетописью.

1) Изменение государственной структуры кинематографии и переход к рыночной модели. Реорганизация киноиндустрии определила появление большого количества частных студий, которые в начале 90-х годов XX века открывались всеми желающими. Появление частных студий, пришедших на смену государственным, заметно снизило качество производимых картин.

Если в Советском Союзе Госкино распределяло финансовые потоки для производства кино, при этом отвечая за конечный результат, его качество и доведение фильма до зрителя, то в современной структуре кино новый орган управления — Министерство культуры — выполняет лишь усеченный перечень функций.

В новой рыночной модели кинематографии не осталось места кинолетописи, которая не приносит кинематографистам прибыли и является невыгодной с этой точки зрения. «Летопись — это образ государственного интереса в кино. И оно ушло, государственное кино, с рельсов. И я думаю, что этот поезд, на несколько вагонеток все разошлось. То есть государство, которое дает сейчас деньги на кино, как милостыню, должно как-то сознательно осознать свой интерес этот и взять все свои полномочия по движению этого продукта вплоть до конечного потребителя», — говорит К. Э. Разлогов — известный советский и российский киновед, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России — на заседании СК «Концепция развития документального кино и кинолетописи Российской Федерации».

2) Пересмотр взглядов на съемку кинолетописи. С развитием телевидения и новостного формата, репортажи, выходящие ежедневно, заняли большое место в отражении истории на экране. Государственные органы, которые раньше были заинтересованы в съемке кинолетописи, сделали вывод о том, что телевидение может полностью забрать себе функции ранее снимавшейся хроники, когда на деле у кинолетописных материалов была более глобальная цель — сохранение объективного образа истории, отражение духа эпохи. Но так как была региональная съемочная структура, малые журналы и корпункты операторов практически в каждой области — систематичность запечатления жизни страны присутствовала, в России в первую очередь.

3) Во время смены государственного режима в 90-х годах было утеряно большое количество киноматериалов и фильмов, так как экземпляры не были сданы на хранение в Госфильмофонд. Хранение материалов вызывает большое опасение до сих пор, продолжая тенденцию, начатую еще в прошлом веке. Утерянные кинофильмы не восстановить, поэтому проблема сохранения экземпляров в Госфильмофонде наиболее остро встает в настоящее время.

Министерство культуры выступило с предложением изменения закона о хранении киноматериалов, что обеспокоило Госфильмофонд.

В настоящее время для получения прокатного удостоверения продюсеры кинофильмов должны сдавать обязательный экземпляр фильма в Госфильмофонд России на 35-мм плёнке, что, по мнению Министерства, «довольно затратно, так как большинство лент производится в цифровом виде, поэтому приходится переводить их в аналоговый формат».

Госфильмофонд активно борется за сохранение закона об обязательном экземпляре.

Не менее важно установить, что единственным возможным вариантом для долгосрочного сохранения киноматериалов является кинопленка. В эпоху цифровизации, когда большинство фильмов производится в цифровом формате, перевод на кинопленку — затратное дело, что заставляет многих кинематографистов отказаться от хранения в таком виде. «Проблема хранения цифровых материалов, равно как и проблема хранения кинопленки в цифровую эпоху, — ключевая проблема не только архивного, но и сего мирового кинематографического сообщества сегодня. Как бы ни были удобны цифровые носители для демонстрации, они совершенно не годятся для долгосрочного хранения» [4]

4) Появление большого количества частных студий определило кадровую проблему. Изменение структуры отрасли повлекло за собой изменение и статуса многих профессий в индустрии. Так, например, потеряли свою значимость режиссеры, которые в Советском Союзе имели главенствующее значение. В переломный период — 90-е годы прошлого века — режиссеры вынуждены были перестраивать свою деятельность. К. Э. Разлогов в мае 2016 года так высказался на круглом столе «Концепция развития документального кино и кинолетописи Российской Федерации» по поводу изменения статуса кинопрофессий: «Сейчас чистой профессии режиссера не существует. Существует только режиссер-продюсер или продюсер-режиссер, потому что режиссер не может прийти в Минкульт, с ним он не будет заключать отношения. В Минкульт может прийти только частный семейный производитель, можно сказать, даже нэпман. А режиссер, который не стал продюсером, соответственно, если он хочет работать, должен, даже если у него государственные какие-то задачи, тем более что все это делается на государственные деньги, идти по семейным студиям и проситься, как батрак».

5) Снижение показа документального кино в кинотеатрах и на телевидении. Об этой проблеме говорят многие кинематографисты, не остаются в стороне высшие органы власти. Переход прав к телевидению определил уменьшение демонстрации отснятого документалистами материала. Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, также замечает уменьшение и практическое отсутствие работ документального кино: «Теперь по поводу того, что наши, отечественные ленты не показывают по ведущим каналам. Я не могу с Вами не согласиться — мало показывают, мало. И документальных мало показывают. Я иногда смотрю тоже, особенно когда в дороге нахожусь, я в самолётах в основном смотрю, смотрю с удовольствием и документальные ленты смотрю, и некоторые художественные наши. Смотрю и думаю: почему нет на широком экране этого? Вы правы абсолютно. Будем работать с нашими коллегами на телевидении» [3].

Снижение интереса к документальному кино, к кинохронике определяется общим снижением популярности телевидения, где предлагается демонстрировать кинофильмы. Материалы кинохроники, кинолетописные съемки, документальное кино остаются без возможности выхода на экраны, так как телевидение не заинтересовано в показах.

Кроме того, многие кинотеатры и киноклубы, где раньше демонстрировались хроникальные съемки, были закрыты. Тем актуальнее становится проблема с показом и использованием кинохроники.

6) Уничтожение региональных студий документального кино путем приватизации. Те центры, которые занимались съемками кинохроники в регионах, сохраняя кинолетопись, постепенно приватизировались. Кинематографисты регионов борются за сохранение студий, обращаясь к государственным органам и высшим чиновникам.

Региональные студии — основа кинолетописи, так как они организовывают съемки во всех уголках страны, отражая жизнь не только центрального округа Российской Федерации, но и показывая на экране быт всего населения.

Таким образом, телевидение, которое получило права и обязанности ведения кинолетописи, изменило всю структуру кинохроники. Короткие репортажи, снижение показа документального кино, реорганизация всей системы, замена государственных студий частными — только часть важных проблем, оформившихся в 90-х годах прошлого века и существующих до сих пор.

Литература:

  1. Гращенкова, И.Н., Фомин, В. И. История российской кинематографии 1896–1940. — М.: КАНОН+, 2016.
  2. Джулай, Л. Н. Документальный иллюзион. — М.: Материк, 2005.
  3. Извлечения из стенограммы заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, состоявшегося 21 декабря 2017 года
  4. Обращение Х съезда Общероссийской общественной организации «Союз кинематографистов Российской Федерации» к Государственной думе и Правительству Российской Федерации
Основные термины (генерируются автоматически): кино, Российская Федерация, прошлый век, телевидение, Концепция развития, министерство культуры, Россия, снижение показа, Советский Союз, съемка кинолетописи.


Ключевые слова

телевидение, кино, съемка, кинолетопись

Похожие статьи

Формирование интеллектуальной компетентности посредством документального кино

Статья раскрывает особенности формирования интеллектуальной компетентности студентов профессионального образования посредством документального кино. Приводятся результаты работы киноклуба «Наука без границ» в системе среднего профессионального образо...

Компаративистский подход оценки деятельности российского и зарубежного врача

В статье авторы сравнивают основные качества врача, представленные в российском и зарубежном кинематографах.

Фонодокументирование: предпосылки появления и современное использование

Работа посвящена анализу одного из способов знакового документирования. Авторы рассматривают факторы, способствующие появлению фонодокументирования как средства фиксации звуковой информации, функции фонодокументов и возможности использования их в наш...

Влияние кинематографа на восприятие произведений художественной литературы

В 21 веке кинематограф занял значимое место в жизни человека. Чтение книг заменяется просмотром фильмов. В данной статье рассматривается проблема влияния на человека кинокартины, снятой по книге.

Роль и место художественных и научно-популярных фильмов на уроках истории в современной школе

В статье автор пытается обозначить важность применения кинолент в рамках уроков истории, определить место и роль в учебном процессе, найти недостатки и достоинства кинофильмов, как источников исторической информации.

Тенденции развития арт-журналистики на телевидении

В статье автор пытается определить основные тенденции в развитии современной арт-журналистики на примере телевизионной кинокритики.

Кино как средство конструирования этнической идентичности

В данной работе рассмотрены основные аспекты трансляции этнической идентичности через призму национального кинематографа и оценены возможности ее анализа с его помощью.

Особенности и преимущества «царской кинохроники» как исторического источника

В данной работе рассматривается царская хроника как исторический источник, его возможности при изучении царской жизни, как публичной, так и частной. Кратко представлен процесс развития кинохроники, особенности драматургического посыла, его преимущест...

Кинематограф как средство воспитания профессиональных качеств (патриотизма и гордости) будущих специалистов в сфере связи

В статье авторы рассматривают кинематограф как средство воспитания профессиональных качеств будущих специалистов в сфере связи. Приводятся результаты деятельности киноклуба «Студенческий экран» ФГБОУ ВО ХИИК.

Проблемы в работе регионального телевидения

Статья посвящена проблемам в работе регионального телевидения. Рассматриваются факторы, которые негативно влияют на развитие данной отрасли. Предлагаются возможные варианты улучшения функционирования регионального телевидения.

Похожие статьи

Формирование интеллектуальной компетентности посредством документального кино

Статья раскрывает особенности формирования интеллектуальной компетентности студентов профессионального образования посредством документального кино. Приводятся результаты работы киноклуба «Наука без границ» в системе среднего профессионального образо...

Компаративистский подход оценки деятельности российского и зарубежного врача

В статье авторы сравнивают основные качества врача, представленные в российском и зарубежном кинематографах.

Фонодокументирование: предпосылки появления и современное использование

Работа посвящена анализу одного из способов знакового документирования. Авторы рассматривают факторы, способствующие появлению фонодокументирования как средства фиксации звуковой информации, функции фонодокументов и возможности использования их в наш...

Влияние кинематографа на восприятие произведений художественной литературы

В 21 веке кинематограф занял значимое место в жизни человека. Чтение книг заменяется просмотром фильмов. В данной статье рассматривается проблема влияния на человека кинокартины, снятой по книге.

Роль и место художественных и научно-популярных фильмов на уроках истории в современной школе

В статье автор пытается обозначить важность применения кинолент в рамках уроков истории, определить место и роль в учебном процессе, найти недостатки и достоинства кинофильмов, как источников исторической информации.

Тенденции развития арт-журналистики на телевидении

В статье автор пытается определить основные тенденции в развитии современной арт-журналистики на примере телевизионной кинокритики.

Кино как средство конструирования этнической идентичности

В данной работе рассмотрены основные аспекты трансляции этнической идентичности через призму национального кинематографа и оценены возможности ее анализа с его помощью.

Особенности и преимущества «царской кинохроники» как исторического источника

В данной работе рассматривается царская хроника как исторический источник, его возможности при изучении царской жизни, как публичной, так и частной. Кратко представлен процесс развития кинохроники, особенности драматургического посыла, его преимущест...

Кинематограф как средство воспитания профессиональных качеств (патриотизма и гордости) будущих специалистов в сфере связи

В статье авторы рассматривают кинематограф как средство воспитания профессиональных качеств будущих специалистов в сфере связи. Приводятся результаты деятельности киноклуба «Студенческий экран» ФГБОУ ВО ХИИК.

Проблемы в работе регионального телевидения

Статья посвящена проблемам в работе регионального телевидения. Рассматриваются факторы, которые негативно влияют на развитие данной отрасли. Предлагаются возможные варианты улучшения функционирования регионального телевидения.

Задать вопрос