Статья посвящена проблемам в работе регионального телевидения. Рассматриваются факторы, которые негативно влияют на развитие данной отрасли. Предлагаются возможные варианты улучшения функционирования регионального телевидения.
Ключевые слова: региональное телевидение, проблемы журналистики в регионах, специфика работы журналистом в регионе, региональные СМИ, телевидение в регионах, журналистика в регионах.
The article is devoted to the problems in the work of regional television. The factors that negatively affect the development of this industry are considered. Possible options for improving the functioning of regional television are proposed.
Keywords: regional television, problems of journalism in the regions, the specifics of working as a journalist in the region, regional media, television in the regions, journalism in the regions.
Региональное телевидение — это отрасль СМИ, которая по своему масштабу и формату значительно отличается от федерального масштаба. Во-первых, стоит отметить, что количество работающих в небольшой медиа компании, как правило, не превышает 20 человек. Кадрами на региональном телевидении являются: корреспонденты, операторы, монтажеры, режиссеры монтажа, режиссеры, редактора, руководитель. Эти же лица присутствуют и на федеральных каналах, только их цифра значительно выше. Плюс в больших телекомпаниях работают не только перечисленные профессии, но еще и продюсеры, ассистенты, руководители различных отделов, гримеры и стилисты. Но не это основное различие между гигантами журналистики и их уменьшенными копиями. Дело в том, что качество журналистских материалов на региональном телевидении значительно ниже [6, стр. 3]. И этому есть ряд объяснений:
- Отсутствие интересных инфоповодов;
- Выполнение сотрудниками сразу нескольких обязанностей;
- Непрофессионализм сотрудников;
- Финансирование за счет городского бюджета;
- Отсутствие рекламодателей;
- Конкуренция с Интернет СМИ.
Эти факторы не позволяют маленьким СМИ становиться значимыми в мире журналистики. Разберем подробнее некоторые из пунктов.
Отсутствие интересных инфоповодов. Чем меньше город, тем меньше в нем происходит интересных событий. Отсюда скучные новости, которые даже местным жителям порой неинтересны. Как правило, инфоповод для новостей местные СМИ черпают в медиа-планах, которые составляют в пресс-службе правительства города. В подобных планах прописаны события городского масштаба, организуемые при поддержке города. Они направлены на развитие различных сфер жизни общества: спорт, культуру, науку, воспитание, досуг и др. Однако с точки зрения интереса для журналистики такие события, которые зачастую повторяются из года в год, не являются чем-то уникальным и интересным. В регионах сложно находить необычные темы, поскольку поиски ограничиваются масштабами города. В то же время парадоксальным в данном случае является тот факт, что жителям того или иного города интересно смотреть на то, что происходит в их муниципалитете. Однозначно выделить данный пункт минусом региональной журналистики нельзя [6, стр. 3].
Выполнение сотрудниками сразу нескольких обязанностей. Чем меньше штат, тем больше каждый сотрудник выполняет работы. В крупных СМИ есть четкое разделение обязанностей, в частности, по поиску тем для новостей и их созданию. Поиском занимается продюсер. Он же организовывает съемки, формирует съемочные группы, договаривается со спикерами (речь идет о стандартной ежедневной новостной повестке, а не о специальных репортажах, где журналист выступает как автор и полностью сам занимается разработкой проекта). Журналист в этом случае выезжает на съемки с оператором и непосредственно работает на месте. То есть в его задачи входит сбор информации, запись синхронов, лайфов, стендапа при необходимости. Кроме этого, перед самими съемками продюсер и журналист обсуждают возможную концепцию будущего материала. Однако креативная часть все же ложится на журналиста [6, стр. 2]. Выполнение каждым человеком своих задач позволяет готовить качественный итоговый продукт.
В регионах такого разделения труда нет. То есть в обязанности журналиста, кроме его прямых задач, входит поиск тем, создание верстки, работа ведущим, режиссура, порой даже монтаж. Такая нагрузка на одного человека не дает ему возможности развиваться полноценно в одном направлении. Специалист примеряет на себя много профессий, но ни в одной из них не становится профессионалом. Это снижает качество работы, замедляет процесс и способствует профессиональному выгоранию сотрудников. В то же время, такой подход растит универсальных сотрудников, которые знают специфику всей работы телеканала изнутри, пусть и не на высоком уровне.
Кроме того, стоит отметить, что зачастую журналисты и другие сотрудники региональных телеканалов не имеют опыта работы на крупных федеральных каналах. Они начинают выстраивать работу по тем теоретическим знаниям, которые получили во время обучения. Однако в журналистике крайне важно иметь практические навыки, чем оперировать теоретическими.
Региональное телевидение в большинстве своем функционирует за счет городского бюджета, это, в свою очередь, в огромном процентном соотношении определяет тематику СМИ, поскольку власть требует определенной пропаганды и информирования [5, стр. 3].
В таком случае понятие независимой журналистики отходит на второй план. Сотрудники практически лишаются возможности объективно освещать определенные проблемы в обществе. Стоит отметить, что данная проблема актуальна не только на региональном телевидении, но и в большинстве СМИ в России в целом.
При этом отношения СМИ и жителей довольно хрупкие. Они в любой момент могут сломаться при неправильной подаче материала, или при перенасыщении зрителя какой-либо информацией. Поэтому, в условиях регионального вещания нужно очень щепетильно подходить к вопросу выпуска новостей и понимать задачи канала. Важно соблюдать запросы власти и удовлетворять таковые общества.
Кроме перечисленных проблем, актуальны еще вопросы отсутствия телеизмерений в регионах, рекламодателей, высокой конкуренции с Интернет СМИ.
Поспособствовать улучшению работы региональных СМИ может введение кураторов, людей, которые разбираются в работе телеканалов на высоком уровне. Также телеканалам в регионах можно договариваться о возможных стажировках, практиках для сотрудников на крупных телеканалах. Это позволит специалистам лучше понимать специфику работы. Кроме того, можно улучшать качество визуальной подачи материала, а также работать над подачей ведущих. Стоит отправлять их обучаться на соответствующие курсы и контролировать их профессиональный рост. В будущем это позволит молодым специалистам, первым местом работы которых является региональное телевидение, иметь достойное портфолио и работать на крупных федеральных каналах. Также немаловажную роль в развитии региональных телеканалов играет привлечение рекламодателей и поиск финансирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что на региональном телевидении существует огромное количество проблем, которые не позволяют ему высоко оцениваться в профессиональном сообществе. Данные проблемы связаны как с профессионализмом сотрудников, так и с внешними факторами, такими как нехватка финансирования, ограниченность в тематике подаваемого материала, конкурентность с Интернет СМИ.
Литература:
- А. Широков статья «Жизнь после цифры: что ждет региональное ТВ в недалеком будущем», 2019 г.;
- И. В. Лизунова Научная статья «Региональное телевидение в России», 2014 г.;
- О. С. Кречетова «Специфика работы регионального телевидения»;
- М. Х. Фатыхова «Особенности развития регионального ТВ» (на примере телевидения республики Татарстан). Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»;
- С. Парфенов Журнал «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» #7, 2016 г.;
- О. С. Кречетова Статья «Основные тенденции и особенности развития регионального телевидения» 2018 г.