В данной статье раскрываются современные вопросы, которые особенно остро стоят перед современной индустрией радиовещания, которые требуют как долгосрочного и системного решения, так и могут быть разрешены в ближайшие несколько лет.
Ключевые слова: радиовещание, аналоговое радиовещание, ди-джей, качественная речь, диктор, коммерческое радио, информация, фоновое радио
Несмотря на то, что в современном мире так стремительно возрастает роль телевидения, Интернета, иных компьютерных технологий, радиовещание остается неотъемлемой частью информирования, развлечения, в целом инструментом эмоционально-психологического воздействия на личность.
Множество радиостанций, так или иначе, предлагают своим слушателям новости, м музыку разных стилей и направлений, рекламные блоки, заполняя сегменты рационального и логико-рационального сознания людей, оказывают существенное воздействие на восприятие окружающей действительности, через формирование представлений о ней. Радио обладает свойствами массовости, всеохватности и легкодоступности оно информирует, дает определенные комментарии, насыщая людей новыми знаниями. Радио может быть инструментом эстетического и этического конструирования личности в целом.
Достаточно серьезное психологическое воздействие радиовещания на человека связано с тем, что оно преимущественно ориентируется на слуховое, аудиальное восприятие информации. Радио в целом опирается на воображение человека. Оно способно управлять сознанием через ассоциативные эмоции. При этом как представляется отсутствие наглядности радиовещания вполне может быть не его недостатком, а его положительной характеристикой. Это связано с тем, что радио заставляет человека мыслить, воображать, представлять и додумывать. Именно по этой простой причине радиовещание и является более интеллектуальным в сравнении с телевидением. [2,127]
Отечественное радиовещание сегодня отличает многообразие. По этой простой причине оно подвержено тем трудностям, которые в принципе определены для любого канала массовой коммуникации, впрочем, со специфическими чертами вещания радио.
Ведущие специалисты в области радиовещания выделяют определенные области, в которых существуют проблемы.
1. Вопрос низкой квалификации специалистов. Проблема данного характера возникла в тот момент, когда дикторов радио сменили ди-джеи. Часто они употребляют в речи жаргоны, делают стилистические и речевые ошибки. Это происходит по незнанию или по неосторожности. Если задуматься, то радио — это жанр одного человека или конкретной радийной личности. В истории отечественного радио было очень много талантливых дикторов, которые были личностями, способными действительно донести новое знание или сформировать образ в воображении слушателя.
Сам по себе уход дикторов из радиовещания был воспринять журналистами и слушателями неоднозначно. Многие считали такой подход к радиовещанию потерей для него, говоря о том, что талантливые дикторы уходят в прошлое, а вместе с ними и качественное радиовещание.
Более современные специалисты говорят о том, что это было большим прорывом в радиовещании как таковом. Тем не менее, стоит заметить, что уход из эфира дикторов во многом создал проблему радийной культуры в обществе.
Владимир Осинский, преподаватель кафедры радио и телевидения факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, говорит: «Конечно, журналист вместо диктора — это определенные плюсы. Но все забыли, что в основе журналистской деятельности — слово, и получили нынешнюю тарабарщину, которая превалирует на всех каналах: центральных, местных, не говоря о FM-станциях»
Другая точка зрения звучит со стороны бадейщиков, которые полагают, что язык должен соответствовать той эпохи, в которой мы живем и работаем. Не может музыкальный ведущий, который говорит сухо и без эмоций быть популярным.
Тем не менее, многие специалисты русского языка, а также стилистики речи отмечают, что на современном радио проблема пропущенных ошибок является достаточно актуальной и требует решения.
К примеру, Зоя Устинова, которая долгие годы работает в передаче «Панорама» на Ленинградском радио, говорит о том, что очень хорошо, что на современное радио приходят молодые и энергичные люди, тем не менее очень важно, чтобы они обладали достаточной компетенцией в русском языке, стилистике речи, слушали свои ошибки и старались их исправлять.
В историческом прошлом отбор дикторов на радио был достаточно серьезным. Это было связано с тем, что радио было по факту единственным способом передачи информации. В связи с этим, претенденты на такую должность должны были обладать высококлассными дикторскими способностями, они были личностями, которые остались в истории журналистики и сегодня.
Проблема достаточно низкого образования в данной области, а также почти отсутствующий отбор ди-джеев на радио во многом и сделали возможным существование проблемы русского языка и грамотной речи на современном радио.
В наши дни профессия журналиста и ди-джея на радио являются очень престижными. Именно поэтому выпускники школы поступают в высшие учебные заведения на факультеты журналистики, чтобы стать профессиональными современными ведущими. Именно в этой области возникают значимые проблемы — на факультете журналистики не преподаются дисциплины и студент не получает знаний, которые необходимы для профессиональной деятельности ди-джея на радио.
Важно, чтобы на этих факультетах как можно больше внимания уделялось навыкам и умениям в сфере устной речи, а также грамотному и правильному использованию русского языка. [1,с. 138]
На практике в педагогических коллективах факультетов журналистики отсутствуют специалисты, которые одновременно знакомы с теоретическими концепциями и правилами русской речи, а также с аспектами использования ее в рамках радиовещания.
Многочисленные исследования показывают, что МГУ не выпускает эффективных и высококачественных ди-джеев радиостанций. К примеру, «Коммерсантъ-Деньги» в одном из своих материалов приводит список учебных заведений, которые считаются наиболее подходящими в подготовке творческих работников. Как ни странно, но СПбГУ в этом перечне места не нашлось. Зато там упоминаются ГИТИС, ВГИК, Государственный институт телевидения и радиовещания имени Литовчина, Санкт-Петербургский институт киноинженеров, а также Школа Владимира Познера и Фонд независимого радиовещания.
Тем не менее, несмотря на то, что сфера радиовещания остро нуждается в высококлассных специалистах — специализация непосредственно с этим связанная пока не появляется в высших учебных заведениях Российской Федерации.
На рынке профессионалов существует тенденция к тому, что не могут быть трудоустроены по причине низкой квалификации свыше половины выпускников факультетов журналистики. Тем не менее, идея создания подобной специализации самими работодателями считается не эффективной и не находящей своего места в системе подготовки специалистов радиовещания.
Впрочем, большая часть работодателей так и хочет в числе своих ди-джеев видеть специалиста уже имеющих хорошие навыки и огромный опыт работы. Тем не менее, выпускники высших учебных заведений, имеющих дипломы специалистов в сфере журналистики, филологии или театрального дела не могут реализоваться в профессии, так как не обладают обширным опытом и практикой.
Таким образом, в этой области существует и еще одна проблема — это конфликт между соискателями и работодателями. Первые понимают, что требования со стороны работодателей завышены, а радиостанции стараются отыскать уже состоявшихся специалистов, которые не требуют дополнительных вложений как материального, так и образовательного характера.
Кроме этого, в этом направлении есть и еще одна проблема — для ди-джеев не существует единой системы норм и требований, которые можно использовать в процессе своей профессиональной деятельности. Очень часто ди-джеи работают на свой страх и риск, не имя хоть каких-то методических рекомендаций или профессионального кодекса.
Технические специалисты радиостанций отмечают, что у современных ди-джеев отсутствуют не только знания, связанные с речевыми компетенциями, но и с техническими. Проблема заключается в том, что многие не знакомы с текстовыми редакторами, программами работы со звуком, а это приводит к поломке оборудования, потери драгоценного для радиовещания времени.
2. Другой проблемой является вопрос нехватки частотных ресурсов для аналоговых вещательных систем в стране. До сих пор действуют ограничения со стороны силовых ведомств на применение значительного числа каналов диапазонов метровых и дециметровых волн, предусмотренных отечественным ГОСТ для телевизионного вещания. Более того, некоторые разрешенные ТВ каналы выделяют для работы других служб. Необходима ревизия приоритетов в распределении частотных полос, подвижной связи третьего поколения. В наши дни основные вопросы в частотном планировании наземной сети телевизионного и радиовещания возникают в связи с тем, что существует тенденция к увеличению количества эфирных передатчиков в конкретном населенном пункте. Это особенно актуально для крупных городов. При этом большинство вещателей требует предоставления им каналов в рамках метровых волн.
В связи с тем, что все каналы уже распределены, приходится приходить к практике сочетания частотных каналов. Хотя такая практика не разрешена в мировой радиовещательной системе. Это означает, что существуют смежные, а также зеркальные каналы.
Эффективному вещанию в частотном диапазоне способствует активное и достаточно развитое планирование. Стремление к увеличению количества передатчиков на одной территории ведет к тому, что невозможно организовать вещание на данной территории.
Оптимальному планированию сети также мешает вещание передатчиков с меньшей мощностью на более сложных и мощных каналах.
Кроме этого, аналоговое вещание достаточно дорого в эксплуатации, по этой причине очень важен переход на цифровое вещание.
3. Вопрос информативности. В наши дни, несмотря на то, что существует значительный прогресс в информационном пространстве — вопрос информационной наполненности радиоэфира так и остается неразрешённым. Во многих коммерческих радиостанций в принципе не существует специалистов, которые могут обрабатывать и искать новости в оперативном режиме. Чаще всего такие радиостанции используют ресурсы Интернета, где новости уже подобраны по тематике и стилистически являют собой правильный способ подачи.
Данная проблема не касается таких информационных «монстров» радиорынка как «Эхо Москвы», «Радио России», «Маяк».
4. Проблема вытеснения радиовещания иными СМИ. Особенно острым этот вопрос был в конце прошлого, начале нынешнего века. В этот период наблюдается тенденция, когда коммерческие радиостанции стали пускать в свой эфир музыку. В это время казалось, что радио не может предоставить слушателю все то, что не может быть показано по телевизору. Тем не менее, количество слушателей радио не падало, а даже стремительно росло. [3,с. 122–125]
Многочисленные социологические исследования показывают, что радио является как бы частью трудовой деятельности человека, оно составляет ее фон. Кроме этого, люди отмечают, что радио хорошо слушать автомобилистам, парикмахерам, а также тем, кто занят монотонным трудом.
Радио способствует тому, что информация, которая поступает по со средствам радиовещания может быть легко отфильтрована слушателем и в отличие от телевидения ему легко получить только необходимую.
Не смотря на появление Интернета и телевидения радио не имеет конкурентов, так как у него есть своя собственная ниша.
Таким образом, все рассматриваемые нами проблемы можно разделить на две группы — те, которые требуют системного и многолетнего решения, а также такие, которые легко разрешимы.
Проблемы радиовещания могут быть разрешимы усилиями разнообразных специалистов, а вот столь актуализированная проблема вытеснения радио другими СМИ вообще, как нам представляется, не существует, так как количество слушателей неуклонно растёт.
Литература:
- Шерель А. А. Радиожурналистика.: Учеб. Пособие — М.: МГУ, 2010.- 145 с.
- Ружников В. Н. О современном радиовещании // В диапазоне современности. М., 2005. 258с.
- Система средств массовой информации России. Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2013. 259с.