История внедрения информационно-коммуникативных технологий в образование и их использование в наши дни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 21.04.2021

Статья просмотрена: 5679 раз

Библиографическое описание:

Лазуткина, В. О. История внедрения информационно-коммуникативных технологий в образование и их использование в наши дни / В. О. Лазуткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80179/ (дата обращения: 22.12.2024).



За последние несколько десятков лет информация получала всё больше и больше значения. Современный человек не представляет жизни без неё. В связи в этим появилось множество проблем, одной из которых является проблема обучения, особенно применения ИКТ в образовании, так как в наши дни классические методы обучения устарели и не могут полностью удовлетворить запросы учеников. Среди огромного и быстро движущегося потока информации студенту необходим ориентир. Сейчас эту роль выполняет педагог, которому самому необходимо владеть новыми методиками, связанными с ИКТ, чтобы уметь взаимодействовать со своими подопечными.

Ключевые слова: информация, общество, преподаватель, технологии, образование.

Over the past few decades, information has gained more and more importance. Modern man cannot imagine life without it. In this regard, many problems have appeared, one of which is the problem of teaching, especially the use of information and communication technologies in education, since today trivial teaching methods are outdated and cannot fully meet the needs of students. In the midst of a huge and fast-moving flow of information, the student needs a reference point. Now this role is performed by a teacher, who himself needs to master new methods related to ICT to be able to interact with his wards.

Keywords: Information, society, teacher, technology, education.

Введение

Из-за процесса перехода от индустриального общества к постиндустриальному люди избрали новый приоритет — информацию — замену промышленности. Как следствие, появились новые способы передачи, обработки, хранения и воспроизведения информации. Человек живёт в социуме, который отличается от общества 50-летней давности. Новое время, кардинально меняющее экономическую, духовную, интеллектуальную и другие сферы деятельности людей, влияет и на место человека информационном мире. Мы движемся в одном направлении с научно-техническим прогрессом. Однако это не просто пассивное принятие продиктованных условий производства и использования. Человек — это часть информационной реальности. Она влияет на него, на его привычки, мышление, ценности и ориентиры. В связи с вышесказанным значительные изменения произошли и в образовании из-за важности этой области жизнедеятельности для людей. Сейчас, в отличие от прошлого, преподаватель не может не использовать разнообразные виды подачи материала, так как ученик изначально готов потреблять информацию в большом объёме. Для улучшения её усвоения учителям и нужны информационно-коммуникативные технологии. Также ИКТ помогают:

  1. Повысить мотивацию студентов на обучение, развить познавательный интерес
  2. Создать у учеников идей информационного общества
  3. Использовать индивидуализацию и дифференциацию в процессе образования
  4. Использовать онлайн-обучение
  5. Развить разные типы мышления
  6. Развить навык самообучения и самоподготовки
  7. Создать информационную площадку для взаимодействия пегагоческого коллектива и др.

Цель данной статьи — проследить этапы развития ИКТ в мире и стадии внедрения их в образование, доказать гипотезу о том, что нынешнее время — это лучшая возможность по максимуму использовать ИКТ и повышать качество образования, которое является объектом статьи.

Основные этапы внедрения ИКТ в образование

  1. Опорой первого этапа служили логика и математика. В 50–70 годах XX века начали формироваться компьютерные центры в учебных учреждениях по всему миру. Основным спросом ИКТ пользовались у студентов с техническими профессиями и были нацелены на получение навыка написания программ, развитие алгоритмического мышления. Из-за сложности восприятия информации на ЭВМ, непонятного для непросвещённого пользователя интерфейса ИКТ не получали большого признания среди гуманитарного образования. Эта стадия называется электронизация.
  2. Второй этап (70–90 годы) характеризовался более развитыми ЭВМ, поэтому они стали удобнее, соответственно, и привлекали большее количество пользователей. Также компьютерам того времени была характерна наглядность, оттого образовательный процесс индивидуализировался. Студенты всё больше начали изучать научные явления и процессы через компьютерное моделирование. Увеличилось количество автоматизированных систем обучения. Целью данного этапа является переход от формы представления информации к её содержанию — компьютеризация.
  3. Наши дни — третий этап (с 90 г.). Это время характерно новыми технологиями, мультимедиа-технологиями, большим объёмом ёмкости хранения информации. Характерной чертой этого этапа является глобализация, которая повлияла и на ИКТ в образовании. Всемирная сеть Интернет стала основным способом передачи, обработки и хранения информации. Возросла роль медиаграмотности и компетенции в сфере компьютерных технологий. Этот этап называется информатизацией.

Информационно-коммуникативные технологии постепенно проникли во все сферы жизнедеятельности человека с момента их создания. В связи с этим их использование становится необходимым. Одним из приоритетных направлений информатизации всего общества становится внедрение ИКТ в образовательный процесс.

ИКТ влияют на обучение и воспитание, т. к. они изменяют методы преподавания и вводят новые. Например, применение компьютеров, проекторов, телекоммуникаций. Также это касается средств хранения информации: электронные учебники, справочные материалы, онлайн-библиотеки, глобальные и локальные образовательные сети.

Овладение навыками технологий ещё в школе даёт огромное преимущество в будущем и определяет успешность профессии. Поэтому важной частью внедрения ИКТ в образование являются специальные навыки педагогического состава. Каждый участник образовательного процесса должен обладать пониманием технологий и умением их применить в обучении.

В настоящее время процесс внедрения ИКТ очень сложный, поэтому требует выполнения определённых условий:

  1. Создание нормативно-правовой базы
  2. Создание материальной базы ИКТ
  3. Создание системы обучения преподавательского состава
  4. Создание нового методического обеспечения в образовании

Помимо вышеперечисленных примеров применения ИКТ в образовательном процессе, можно также говорить о следующих вещах. ИКТ могут быть использованы при создании электронных таблиц, изображений по какой-либо дисциплине или её части, интерактивных тестов и других проверочных работ, домашних заданий. Учитель также может применять технологии при подготовке к занятиям в виде презентаций, аудио, видео-материала; при контроле обучения; при организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся.

Нужно отметить, что ИКТ включают не только информационные технологии, но и коммуникативные. Коммуникативная технология состоит из нескольких основных элементов речевой деятельности: письмо, говорение, аудирование, чтение. Главным инструментом освоения коммуникативной технологией является ситуация, потому что в ней преподносится речь, оттачиваются коммуникативные навыки, поддерживается активность обучающихся и формируется навык самостоятельного общения.

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение ИКТ в образовательный процесс имеет свою историю. Современный педагог не может обходиться без них, т. к. информация является характерной чертой нашего общества. Информационно-коммуникативные технологии дают учителю дополнительные возможности в обучении и воспитании, развивают интеллектуальные, творческие способности, критическое мышление. ИКТ в образовании стимулируют повышение его уровня, увеличение его доступности, развитие личности в информационном обществе.

Литература:

  1. Извозчиков В. А. Новые информационные технологии обучения. СПб., РГПУ, 1991, 16.04.2021.
  2. Роль информации в современном обществе — Информация и ее роль в современном обществе, [Электронный ресурс] URL: https://studwood.ru/627806/sotsiologiya/rol_informatsii_sovremennom_obschestve, 16.04.2021
  3. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина и др.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров; Под ред. Е. С. Полат. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия» 16.04.2021.
Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, образовательный процесс, образование, ICT, информационное общество, информация, коммуникативная технология, характерная черта, этап.


Похожие статьи

Особенности дистанционного и электронного обучения и прогнозы их применения в процессе школьного образования

В статье представлены особенности дистанционного и электронного обучения в сравнении с традиционным образованием. Изучены социальные особенности применения дистанционного образования и представлен опыт их применения в Республике Армения. Комбинирован...

Эволюция электронного обучения и перспективы развития

Спустя столетия небольших перемен, роль учителя в том виде, как она была традиционно определена и применялась на практике, находится на грани превращения в анахронизм. Новая развивающаяся педагогика использует информационно-коммуникационные технологи...

Технология использования интерактивных методов обучения

Студенты часто чувствуют себя ошеломленными объемом и сложностью знаний и навыков, необходимых для обучения. Наряду с этой проблемой, образовательные технологии постепенно внедряются в филологическое образование для облегчения обучения и улучшения ре...

Информационные технологии в дистанционном обучении

В данной статье рассматриваются информационные технологии как средство для дистанционного образования. Для этого были сравнены традиционные способы обучения с основными образовательными технологиями дистанционного обучения. Рассмотрены плюсы и минусы...

Формирование коммуникативной компетенции в условиях цифровой среды

В статье рассматривается роль и значение развития коммуникативной компетенции в условиях цифровой среды. Цифровизация образовательного процесса привела к созданию новых инструментов и методов для обучения, которые позволяют улучшать коммуникативные н...

Специфика деятельности учителя в дистанционном образовании младших школьников с применением игровых технологий

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что современное общество претерпевает изменения, связанные с влиянием глобализации, сменой традиционных ценностей, увеличением возможностей развития и коммуникации. Данные изменения приводят к акцентированию ...

Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе

Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...

Инновационные технологии на уроках математики

Современность характеризуется бурным развитием науки и техники, информатизацией всех сфер общественной жизни: экономики, социальной сферы, образования. В этих условиях все большую актуальность приобретает задача эффективного использования всех возмож...

Искусственный интеллект для образования. Адаптивная система обучения

Технологии, совершив огромный скачок в развитии за достаточно короткое время, уже смогли существенно облегчить жизнь человеку. Создание сильного ИИ для включения его в образовательный процесс является актуальной задачей, поскольку технические разраб...

Дистанционное обучение как компонент системы современного образования

Современные тенденции демонстрируют нам, что в последние годы происходят глубокие изменения в сфере образования во многих странах. Это обусловлено новыми экономическими потребностями в условиях глобализации, развития информационных технологий. Дистан...

Похожие статьи

Особенности дистанционного и электронного обучения и прогнозы их применения в процессе школьного образования

В статье представлены особенности дистанционного и электронного обучения в сравнении с традиционным образованием. Изучены социальные особенности применения дистанционного образования и представлен опыт их применения в Республике Армения. Комбинирован...

Эволюция электронного обучения и перспективы развития

Спустя столетия небольших перемен, роль учителя в том виде, как она была традиционно определена и применялась на практике, находится на грани превращения в анахронизм. Новая развивающаяся педагогика использует информационно-коммуникационные технологи...

Технология использования интерактивных методов обучения

Студенты часто чувствуют себя ошеломленными объемом и сложностью знаний и навыков, необходимых для обучения. Наряду с этой проблемой, образовательные технологии постепенно внедряются в филологическое образование для облегчения обучения и улучшения ре...

Информационные технологии в дистанционном обучении

В данной статье рассматриваются информационные технологии как средство для дистанционного образования. Для этого были сравнены традиционные способы обучения с основными образовательными технологиями дистанционного обучения. Рассмотрены плюсы и минусы...

Формирование коммуникативной компетенции в условиях цифровой среды

В статье рассматривается роль и значение развития коммуникативной компетенции в условиях цифровой среды. Цифровизация образовательного процесса привела к созданию новых инструментов и методов для обучения, которые позволяют улучшать коммуникативные н...

Специфика деятельности учителя в дистанционном образовании младших школьников с применением игровых технологий

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что современное общество претерпевает изменения, связанные с влиянием глобализации, сменой традиционных ценностей, увеличением возможностей развития и коммуникации. Данные изменения приводят к акцентированию ...

Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе

Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...

Инновационные технологии на уроках математики

Современность характеризуется бурным развитием науки и техники, информатизацией всех сфер общественной жизни: экономики, социальной сферы, образования. В этих условиях все большую актуальность приобретает задача эффективного использования всех возмож...

Искусственный интеллект для образования. Адаптивная система обучения

Технологии, совершив огромный скачок в развитии за достаточно короткое время, уже смогли существенно облегчить жизнь человеку. Создание сильного ИИ для включения его в образовательный процесс является актуальной задачей, поскольку технические разраб...

Дистанционное обучение как компонент системы современного образования

Современные тенденции демонстрируют нам, что в последние годы происходят глубокие изменения в сфере образования во многих странах. Это обусловлено новыми экономическими потребностями в условиях глобализации, развития информационных технологий. Дистан...

Задать вопрос