Региональные СМИ. Опыт. Проблемы. Перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 17.12.2014

Статья просмотрена: 2218 раз

Библиографическое описание:

Алипулатов, И. С. Региональные СМИ. Опыт. Проблемы. Перспективы / И. С. Алипулатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 267-270. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14383/ (дата обращения: 18.12.2024).

В рамках создания в стране единого информационного пространства развитие телерадиовещания необходимо рассматривать в первую очередь с точки зрения обеспечения конституционных прав и свобод человека, доступа к массовой информации, использование духовного и культурного наследия, исторических традиций, соблюдения норм общественной жизни, защиты нравственных ценностей, воспитания патриотизма.

За последние 15–20 лет произошли принципиальные изменения в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации и систем массовых коммуникаций. И в первую очередь эти изменения коснулись телевидения. В основном это связано с переходом от аналоговых методов обработки сигнала к цифровым, разработкой систем сжатия, кодирования и мультиплексирования цифровых потоков, возникновением мультимедийных сред, интерактивных услуг, развитием сети Интернет и мобильной связи.

По данным социологических опросов, электронные СМИ, по-прежнему, являются основными источниками информации для дагестанцев. Это и понятно. Телевизионные программы сегодня составляют более 60 процентов от общего количества зарегистрированных в республике СМИ. Это в основном местное (региональное, муниципальное) коммерческое телевидение. А всего в Дагестане функционирует более 120 телерадиокомпаний. И, тем не менее, ситуация в создании единого информационного пространства в Дагестане непростая. Она требует серьезного анализа экспертов, выводов и рекомендации ученых и практиков. Так, многие специалисты в области СМИ утверждают, что сегодня уже нельзя рассматривать ТВ-журналистику только в свете реализации с ее помощью трех классических функций (информировать, развлекать и просвещать). Отдельные независимые эксперты считают неправильным понимать телевидение лишь как зеркало, жизнь отражающее. По мнению экс-председателя ГТРК «Дагестан» Магомеда Гамидова о телевидении трех функций можно было говорить лет 40 назад, когда собственно и родился этот лозунг. Сегодня телевидение формирует десятки функций, которые действительно важны людям.

Факт остается фактом. Последние годы телевидение, да и все визуальные медиа, не критикует разве что ленивый. В многочисленных научных и околонаучных публикациях пишут, что из средства массовой информации телевидение превратилось в фабрику пошлости, слухов и ток-шоу, средства нравственной деградации народа, активно использующее современные PR-технологии.

Причем, достаточно много и часто говорят и о содержательной стороне регионального телевидения. Об информационной и вещательной политике о структуре построения конкретных программ, оперативности и объективности фактов, с которыми ежедневно знакомятся телезрители.

Здесь есть о чем поговорить и поспорить. Мнения телезрителей, экспертов, журналистов и руководителей каналов разнятся.

Есть разные мнения по поводу финансирования государственного телевидения. Отдельные независимые эксперты уверены, что нужно отказываться от системы финансирования телевидения через рекламу. Правда, этот процесс длительный, но его прошло большинство развитых стран. Первый период-финансирование телевидения через рекламу. Он может длиться 15–20 лет, может дольше, пока государство будет не в состоянии обеспечить иные формы финансирования. Но финансирование через рекламу объективно снижает качество телевидения, делает его зависимым от рейтинга.

Следующий этап-государство финансирует телевидение, частично само, а частично через другие каналы-фонды или подписку. Так происходит в развитых странах и это резко повышает качество телевидения. Сегодня на Би-Би-Си, как известно, нет рекламы. Сейчас у нас государство не в состоянии финансировать телевидение- чтобы уйти от рекламы, нужно примерно 3–4 миллиардов долларов. Хотелось бы, чтобы этот путь был пройден быстрее.

Проблемы современного телевидения

Одна из проблем современного регионального вещания- необходимость формирования сбалансированного информационного поля, куда должны органично вписываться интересы местных политических центров и зрителя. Принцип верстки в концепции-обеспечение устойчивого внимания зрителя в программе за счет оперирования в выпуске позициями событийных сообщений, проблемного репортажа и сюжета с элементами развлекательности.

Так должно быть в идеале. А что мы видим ежедневно на экранах республиканского телевидения?

По мнению ряда независимых экспертов, на региональном телевидении все еще не хватает внятного умного разговора со зрителем, без стеба, манерности и интонации «для своих», аргументированной речи профессионалов, недостает образов нормальной «человеческой» повседневности. Сегодня местные новостные выпуски и на ГТРК и РГВК «Дагестан» востребованы телезрителями больше, чем тематические программы. Верстка новостей осуществляется по традиционной схеме: политика, экономика, социальная сфера, культурная жизнь, спортивные события, что напоминает верстку федеральных программ. Содержательные характеристики существенно отличаются от информационных выпусков «Первого канала», «России», «НТВ» в центре внимания которых события международного и общероссийского масштабов.

В чем же принципиальное отличие? По мнению доцента кафедры электронных СМИ отделения журналистики Дагестанского государственного университета Патимат Ибрагимовой, региональная журналистика, в частности дагестанская, освещающая факты, события, явления, процессы, с которыми зритель непосредственно сталкивается в повседневной жизни, является более убедительной, близкой, а значит, доступной для понимания и формирования у зрителей своего отношения к заявленной в телевизионном сообщении проблеме. [1 с.2]

Переход на цифровой стандарт вещания открыл новые возможности перед региональным государственным телевидением. Именно развитие цифрового телерадиовещания в Дагестане является значительным событием в медийной жизни республики. Именно с регионами, как главным стратегическим ресурсом связаны перспективы развития федеральных вещателей и рекламодателей, стремящихся к освоению национального поля. Повышение эффективности функционирования современного телевидения заключаются во взаимном дополнении и обогащении.

По утверждению другого эксперта Натальи Булейко, многие выпуски информационных программ «Вести недели» на ГТРК и «Время новостей. Итоги» на РГВК «Дагестан» для региона достаточно насыщены, они содержат от одиннадцати до двадцати сюжетов. Однако если федеральные информационно-аналитические программы отдают предпочтение культурно-духовной теме и далее социальной, экономической и политической, для дагестанских журналистов приоритетной является политическая тематика. Она занимает 80 % эфирного времени каждого выпуска. Эти сюжеты, которые в теории телевизионной журналистики принято называть «паркетом». Паркет объединяет все заседания, совещания, пресс-конференции, встречи Главы республики, руководителей парламента, правительства, а также поездки, вручение наград, встречи с гостями республики. Причем до последнего времени это были самые скучные материалы из представленных в программах. [2 с.3]

Есть и другие мнения. Так, телевидение, особенно в информационных и аналитических программах, претендуя на объективность передаваемой информации, редко позволяет себе субъективный взгляд на предмет.

По утверждению советника Главы Дагестана Деньги Халидова, сегодня, мы переживаем такой период, когда общественное мнение формируется независимыми изданиями и государство обязано реагировать на контент в Интернете, который не имеет ничего общего с реальностью и с тем, что мы считаем положительным с точки зрения морали. Это и пропаганда порнографии, и пропаганда экстремизма. Поэтому нужно найти юридически и научно-обоснованные безупречные методы по нейтрализации этой пропаганды, как это сделано в ряде стран. Мы можем пройти между силой покушения на свободу слова и всеобщей вакханалией, которая творится в интернет-пространстве. Если на площадке нам удастся найти золотую середину или хотя бы обозначить вектор, это будет обозначать, что мы не зря поработали. [3 с.4]

Но информационными программами дело не ограничивается. Куда интересней сфера аналитики, непосредственно связанная с политической тематикой. На российском телевидении, на наш взгляд, наметились две тенденции. Во-первых, аналитические программы страдают все той же официозностью (и это даже несмотря на попытки 1-ого канала дозировать официозную информацию сюжетами, критикующими региональных чиновников, достаточно любопытными материалами «человеческого характера» и т. д.). При просмотре материалов «Время новостей» РГВК «Дагестан», «Вести недели» на канале ГТРК их политическая тематика, на мой взгляд, не имеет существенных отличий. Вторая тенденция, на мой взгляд, не имеет существенных отличий. Вторая тенденция, на которую следует обратить внимание, это отсутствие программ аналитического жанра.

Интерактивность-обратную связь с телезрителями дагестанские телерадиокомпании ГТРК и РГВК «Дагестан» успешно применяют в последние годы. это очень важно, когда телезритель, который смотрит передачи, может среагировать, обратиться, получить ответ и принять участие в этой передаче.

И здесь очень важно учитывать особенности нашего региона. Кстати, на это не раз обращал внимание руководителей СМИ Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. В частности в одном из своих выступлений особо подчеркнул: «Каждый представитель СМИ должен понимать обстановку и анализировать каждое слово, которое он собирается выносить в своих материалах. Журналистам нужно внимательнее относиться к своим коллегам, которые пытаются привнести в общество смуту. Таких нужно привлекать к ответственности, а не указывать на свободу слова. Не всегда можно говорить обо всем подряд. Журналист должен быть объективным, при этом чувствовать грань между той информацией, которую можно оглашать и той, которая способна накалить обстановку». [4 с.4]

Слова могут превращаться в пули. Язык нетерпимости может убивать и калечить точно так же, как цензура. Поэтому первый вопрос, который ставит один из известных журналистов и убежденных противниц цензуры и защитница свободы слова такой: если слова так легко превращаются в пули, то существует ли момент, когда количественный рост последствий от языка нетерпимости должен качественно изменить нашу политику по отношении к нему?

Авторитет журналиста, работающего в жанре «обозрение» непреложен. Быть обозревателем-больше, чем быть просто журналистом. Аналитический склад ума, энциклопедические знания, умение формировать собственные мысли и мнение, сравнить его с другими без всяких претензий-это основные черты профессионального обозревателя, так как для того, чтобы завоевать внимание зрителей к программе, нужно делать акценты на личности самого журналиста-обозревателя.

Подготовка журналистов-задача номер один

И здесь встает еще одна важная проблема-подготовка журналистских кадров. В свое время, экс-руководитель РГВК «Дагестан» и министр по национальной политике, информации и внешним связям Гарун Курбанов в одном из интервью журналу «Народы Дагестана» отмечал, что журналистика в последнее время приобрела женское лицо и теряет мужское начало. И все больше места под солнцем занимают глянцевые журналы. И это действительно так. [5 с.5]

Но справедливости ради надо отметить, что в плане подготовки квалифицированных журналистов немало делается в Дагестанском государственном университете. Десятки выпускников отделения журналистики плодотворно работают на федеральных и региональных каналах. Но этого недостаточно. Нужно развивать и вывести на новый уровень подготовки телевизионных и радиожурналистов. Ведь не секрет, что многими каналами в городах и районах руководят случайные люди, по крайней мере, не специалисты. А это значит, что надо продумать специальную программу по подготовке и переподготовке телерадиожурналистов. И здесь свое слово должны сказать руководители Министерства печати и информации РД и главы муниципальных образований.

Сегодня в ДГУ функционируют кафедры электронных и печатных СМИ.

По утверждению ряда специалистов в области СМИ, есть серьезные резервы в организации учебного процесса, производственной практики, использовании современных технических средств в республиканских телерадиокомпаниях и учебной телевизионной студии университета.

Резервы есть, но что очень важно есть и конкретная программа дальнейшего развития и совершенствования кафедр отделения журналистики на ближайшее время. И самое главное- есть четкое понимание необходимых перемен в подготовке современных квалифицированных журналистов у руководителей вуза, республики.

Дагестанское телевидение очень много делает для консолидации общества поддержки простого человека. Оно ориентировано на реальные нужды, проблемы и удачи рядового человека. И это очень важно. Тем более, на этом непростом этапе развития нашего общества, когда СМИ должны быть общенародными.

Сегодня мы живем в таком мире. Когда мир становится на рельсы экономики. Когда мы не можем позволить себе роскошь в студиях, иметь ассистента-режиссера, ассистента оператора и т. д. Эти времена проходят. Сегодня, как правило, журналист, корреспондент не может работать только в одной узкой нише и освещать только, например, культуру или сельское хозяйство. Журналист регионального телевидения должен уметь освещать любые темы.

По мнению экспертов в области СМИ, убийство журналистов-это попытка ввести цензуру путем устрашения.

«К сожалению, наше общество и общественные институты не доросли до того уровня самосознания, когда убийство представителя СМИ воспринимается, как угроза обществу, как ограничение свободы слова. Будем надеяться, что трибуна ООН компенсирует недостаток общественных институтов по воздействию на власть и правоохранительные органы»- утверждает корреспондент газеты «Северный Кавказ» Мусса Мусаев.

И все же сегодня, по-прежнему, главными остаются вопросы: почему журналистика утратила доверие читателя, зрителя, слушателя? И что можно сделать, чтобы вернуть это все? И в данном случае это нужно не только нам, кто любит свою профессию, это нужно дагестанскому обществу в целом?

 

Литература:

 

1.      Абдулатипов Р. Г. Интервью журналу «Дагестан» 25.07.2014г. Махачкала

2.      Булейко Н. А. Материалы научно-практической конференции «Региональное телерадиовещание: опыт, проблемы, перспективы» Статья Диалогическая журналистика на дагестанском телевидении, Махачкала, 2013г.

3.      Ибрагимова П. А. Материалы научно-практической конференции «Региональное телерадиовещание: опыт, проблемы, перспективы» Статья «On-line вещание РГВК «Дагестан»

4.      Курбанов Г. М. Интервью журналу «Народы Дагестана» Махачкала,2010г.

5.      Халидов Д. Круглый стол «Практические кейсы реализации государственной информационной политики в интернет-пространстве и социальных медиа». 17–18 июня 2014 года, Махачкала

Основные термины (генерируются автоматически): программа, Дагестан, журналист, массовая информация, область СМИ, политическая тематика, региональное телевидение, сегодня, телевидение, Дагестанский государственный университет.


Задать вопрос